1. Результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 1 классе
Планируемые результаты предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» обеспечивают формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» обеспечивают:
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
Первоклассник научится:
– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
– выражать собственное мнение и аргументировать его.
Первоклассник получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных текстов, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов являются тексты в упражнениях учебника «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно – диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Результаты освоения внутрипредметного модуля
«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
Личностные результаты
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на раз-вороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изго-товления изделиях;
- слушать и понимать речь других;
Предметные результаты:
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.
Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Программа внутрипредметного модуля «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 13, авторской программы «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» Антошин М.К.: - М.: Просвещение, 2019.
Цель курса:
Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Задачи курса:
Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
На изучение курса родного (русского) языка в начальной школе выделяется 135 часов. В 1 классе курс «Родной язык (русский)» — 33 часа (1 час в неделю). Кроме того, ФГОС предусматривает 20% от общего учебного времени на введение внутрипредметного образовательного модуля, который реализуется через внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» (авторская программа «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» Антошин М.К.: - М.: Просвещение, 2019. – 7 часов, в IV четверти.
2. Содержание учебного предмета «Русский родной язык» в 1 классе
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы. Горница, светлица, светец, лучина и т.д.).
2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (10 ч.)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч.)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Содержание внутрипредметного модуля
«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворений И. Токмаковой «Сентябрь» и В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (1 ч.)
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи». Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» (1 ч.)
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной». Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» (1 ч.)
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» (1 ч.)
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо». Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» (1 ч.)
Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож». Рассказ В. Осеевой «Навестила». (1 ч.)
Рассказ Е. Пермяка «Кто?» Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» (1 ч.)
Распределение учебных часов
1 класс
Раздел | Название разделов | Количество часов |
| модуль |
1. | Секреты речи и текста | 6 | - |
2. | Язык в действии | 7 | - |
3. | Русский язык: прошлое и настоящее | 10 | - |
4. | Секреты речи | 3 | 7 |
ВСЕГО: | 26 | 7 |
33 часа |
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме контрольной работы.
3.Тематическое планирование
№ п/п | | Тема | Кол-во часов | КЭС | КПУ |
|
I четверть – 9 часов |
Раздел 1. Секреты речи и текста – 6 часов Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром. |
1. | Как люди общаются друг с другом. Предмет и слово. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. | 1 | 1.7 | 1.4.2 |
2. | Связь слов и высказываний. Служебные слова. Общение. Устная и письменная речь. | 1 | 1.7 | 1.4.2 |
3. | Гласные и согласные звуки. Ударение. Звонкие и глухие согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?) | 1 | 1.7 | 1.4.2 |
4. | Как люди приветствуют друг друга. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. | 1 | 1.7 | 1.4.2 |
5. | Зачем людям имена. Имена в малых жанрах фольклора. | 1 | 1.7 | 1.4.2 |
6. | Спрашиваем и отвечаем. Цели и виды вопросов (вопрос -уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). | 1 | 1.7 | 1.4.2 |
Раздел 2. Язык в действии – 7 часов Духовно- нравственный компонент: работа над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей, осознания языка как средства устного и письменного сообщения, а себя - как носителя русского языка. |
7. | Выделяем голосом важные слова. | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
8. | Роль логического ударения. | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
9. | Как можно играть звуками | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
II четверть – 7 часов |
10. | Звукопись в стихотворном художественном тексте | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
11. | Где поставить ударение | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
12. | Смыслоразличительная роль ударения. | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
13. | Как сочетаются слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее – 10 часов Духовно- нравственный компонент: работа над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей, осознания языка как средства устного и письменного сообщения, а себя - как носителя русского языка. |
14. | Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
15. | Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
16. | Практическая работа «Оформление буквиц и заставок» | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
III четверть – 9 часов |
17. | Дом в старину: что как называлось. | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
18. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д) | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
19. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д) | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
20. | Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина) | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
21. | Во что одевались в старину. | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
22. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
23. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) | 1 | 1.7 | 1.4 – 1.7 |
Раздел 1. Секреты речи и текста – 3 часа Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром |
24. | Сравниваем тексты. | 1 | 1.4 | 3.1 |
25. | Сопоставление текстов. | 1 | 1.4 | 3.1 |
IV четверть – 8 часов |
26. | Проект «Секреты речи» | 1 | 1.4 | 3.1 |
27. | Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворений И. Токмаковой «Сентябрь» и В. Степанова «Что мы Родиной зовём» | 1 | 1.4 | 1.1. - 1.7 3.1 |
28. | Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи». Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» | 1 | 1.4 | 1.1. - 1.7 3.1 |
29. | Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной». Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» | 1 | 1.4 | 1.1. - 1.7 3.1 |
30. | Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» | 1 | 1.4 | 1.1. - 1.7 3.1 |
31. | Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо». Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» | 1 | 1.4 | 1.1. - 1.7 3.1 |
32. | Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож». Рассказ В. Осеевой «Навестила». | 1 | 1.4 | 1.1. - 1.7 3.1 |
33. | Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Рассказ Е. Пермяка «Кто?» Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» | 1 | 1.4 | 1.1. - 1.7 3.1 |
ИТОГО: всего 33 часа, в том числе 7 часов внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» |