СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по родному языку для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по родному языку для 1 класса (Школа России)

Просмотр содержимого документа
«Программа по родному языку для 1 класса»

1. Результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 1 классе


Планируемые результаты предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» обеспечивают формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» обеспечивают:

    1. воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

      1. обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

      2. формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

      3. овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;


Первоклассник научится:

– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

– выражать собственное мнение и аргументировать его.


Первоклассник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных текстов, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов являются тексты в упражнениях учебника «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно – диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);

- обозначать мягкость согласных звуков на письме;

- определять количество букв и звуков в слове;

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

- ставить пунктуационные знаки конца предложения;

- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

- находить корень в группе доступных однокоренных слов.


Результаты освоения внутрипредметного модуля

«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»

Личностные результаты

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на раз-вороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изго-товления изделиях;

- слушать и понимать речь других;

Предметные результаты:

  • Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.

  • Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.

  • Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.

  • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.

  • Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.

  • Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.

  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.


Программа внутрипредметного модуля «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 13, авторской программы «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» Антошин М.К.: - М.: Просвещение, 2019.

Цель курса:

Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

Задачи курса:

Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:

1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.

4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.

5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.


На изучение курса родного (русского) языка в начальной школе выделяется 135 часов. В 1 классе курс «Родной язык (русский)» 33 часа (1 час в неделю). Кроме того, ФГОС предусматривает 20% от общего учебного времени на введение внутрипредметного образовательного модуля, который реализуется через внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» (авторская программа «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» Антошин М.К.: - М.: Просвещение, 2019. – 7 часов, в IV четверти.


2. Содержание учебного предмета «Русский родной язык» в 1 классе

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы. Горница, светлица, светец, лучина и т.д.).

2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.).

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: Словарь в картинках.

Раздел 2. Язык в действии (10 ч.)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч.)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).


Содержание внутрипредметного модуля

«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»

Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворений И. Токмаковой «Сентябрь» и В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (1 ч.)

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи». Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» (1 ч.)

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной». Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» (1 ч.)

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» (1 ч.)

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо». Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» (1 ч.)

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож». Рассказ В. Осеевой «Навестила». (1 ч.)

Рассказ Е. Пермяка «Кто?» Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» (1 ч.)


Распределение учебных часов

1 класс


Раздел


Название разделов

Количество часов


модуль

1.

Секреты речи и текста

6

-

2.

Язык в действии

7

-

3.

Русский язык: прошлое и настоящее

10

-

4.

Секреты речи

3

7


ВСЕГО:

26

7

33 часа


Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме контрольной работы.




3.Тематическое планирование


п/п


Тема

Кол-во часов

КЭС

КПУ


I четверть – 9 часов

Раздел 1. Секреты речи и текста – 6 часов

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

1.


Как люди общаются друг с другом. Предмет и слово. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки.


1

1.7

1.4.2

2.

Связь слов и высказываний. Служебные слова. Общение. Устная и письменная речь.


1

1.7

1.4.2

3.

Гласные и согласные звуки. Ударение. Звонкие и глухие согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?)




1


1.7

1.4.2

4.

Как люди приветствуют друг друга. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

1

1.7

1.4.2

5.

Зачем людям имена. Имена в малых жанрах фольклора.

1

1.7

1.4.2

6.

Спрашиваем и отвечаем. Цели и виды вопросов (вопрос -уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

1

1.7

1.4.2

Раздел 2. Язык в действии – 7 часов

Духовно- нравственный компонент: работа над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей, осознания языка как средства устного и письменного сообщения, а себя - как носителя русского языка.

7.

Выделяем голосом важные слова.

1

1.7

1.4 – 1.7

8.

Роль логического ударения.

1

1.7

1.4 – 1.7

9.

Как можно играть звуками

1

1.7

1.4 – 1.7

II четверть – 7 часов

10.

Звукопись в стихотворном художественном тексте

1

1.7

1.4 – 1.7

11.

Где поставить ударение

1

1.7

1.4 – 1.7

12.

Смыслоразличительная роль ударения.

1

1.7

1.4 – 1.7

13.

Как сочетаются слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

1

1.7

1.4 – 1.7

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее – 10 часов

Духовно- нравственный компонент: работа над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей, осознания языка как средства устного и письменного сообщения, а себя - как носителя русского языка.

14.

Как писали в старину. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок

1

1.7

1.4 – 1.7

15.

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита

1

1.7

1.4 – 1.7

16.

Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»


1

1.7

1.4 – 1.7

III четверть – 9 часов

17.

Дом в старину: что как называлось.

1

1.7

1.4 – 1.7

18.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д)

1

1.7

1.4 – 1.7

19.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д)

1

1.7

1.4 – 1.7

20.

Дом в старину: что как называлось. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина)

1

1.7

1.4 – 1.7

21.

Во что одевались в старину.

1

1.7

1.4 – 1.7

22.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

1

1.7

1.4 – 1.7

23.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)

1

1.7

1.4 – 1.7

Раздел 1. Секреты речи и текста – 3 часа

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром

24.

Сравниваем тексты.

1

1.4

3.1

25.

Сопоставление текстов.

1

1.4

3.1

IV четверть – 8 часов

26.

Проект «Секреты речи»

1

1.4

3.1

27.

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению».

Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворений И. Токмаковой «Сентябрь» и В. Степанова «Что мы Родиной зовём»

1

1.4

1.1. - 1.7

3.1

28.

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи». Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи»

1

1.4

1.1. - 1.7

3.1

29.

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению».

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной». Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной»

1

1.4

1.1. - 1.7

3.1

30.

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению».

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь»

1

1.4

1.1. - 1.7

3.1

31.

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению».

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо». Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо»

1

1.4

1.1. - 1.7

3.1

32.

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению».

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож». Рассказ В. Осеевой «Навестила».


1

1.4

1.1. - 1.7

3.1

33.

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению».

Рассказ Е. Пермяка «Кто?» Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!»

1

1.4

1.1. - 1.7

3.1

ИТОГО: всего 33 часа, в том числе 7 часов внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»