СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена для обучающихся 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"»

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов

«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы

«Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,

«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно- научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,

основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

  1. класс – 33 часа

  2. класс – 34 часа

  3. класс – 34 часа

  4. класс – 34 часа

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Деловые беседы;

  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

  • Практические упражнения

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

  • осознавать личную ответственность за свои поступки;

  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.


Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах работы в группе;

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

  • способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

  • способность проводить математические рассуждения;

  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование финансовых терминов;

  • представление о семейных расходах и доходах;

  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

  • представление о различных видах семейных доходов;

  • представление о различных видах семейных расходов;

  • представление о способах экономии семейного бюджета.









ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

    • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

    • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

    • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

    • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Содержание программы 1 класс (33 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

Библиотечные


грамотность

1

Русская народная сказка.

уроки;




Мороз и заяц.

Деловые



1

В. Сутеев. Живые грибы.

беседы;



1

Г. Цыферов. Петушок и

Участие




солнышко.

в научно-



1

М. Пляцковский. Урок

исследовательс




дружбы.

ких



1

Грузинская сказка. Лев и

дискуссиях;




заяц.

Практические



1

Русская народная сказка.

упражнения




Как лиса училась летать.




1

Е. Пермяк. Четыре брата.



Итого

8



2.

Математическая

1

Про курочку рябу, золотые

Библиотечные


грамотность


и простые яйца.

уроки;



1

Про козу, козлят и капусту.

Деловые



1

Про петушка и жерновцы.

беседы;



1

Как петушок и курочки

Участие




делили бобовые зернышки.

в научно-



1

Про наливные яблочки.

исследовательс



1

Про Машу и трех медведей.

ких




Про старика, старуху, волка

дискуссиях;



1

и лисичку.

Практические




Про медведя, лису и

упражнения



1

мишкин мед.



Итого

8



3.

Финансовая грамотность

1

За покупками.

Библиотечные



1

Находчивый колобок.

уроки;



1

День рождения мухи-

Деловые




цокотухи.

беседы;



1

Буратино и карманные

Участие




деньги.

в научно-



1

Кот Василий продает

исследовательс




молоко.

ких



1

Лесной банк.

дискуссиях;



1

Как мужик и медведь

Практические




прибыль делили.

упражнения



1

Как мужик золото менял.








Итого

8








4.

Естественно- научная

1

Как Иванушка хотел попить

Библиотечные


грамотность


водицы.

уроки;



1

Пятачок, Винни-пух и

Деловые




воздушный шарик.

беседы;



1

Про репку и другие

Участие




корнеплоды.

в научно-



1

Плывет, плывет кораблик.

исследовательс

1

Про Снегурочку и

ких


превращения воды.

дискуссиях;

1

Как делили апельсин.

Практические

1

Крошка енот и Тот, кто

упражнения


сидит в пруду.


1

Иванова соль.


1

В. Сутеев. Яблоко.



Итого

9




Итого

33




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 класс)



№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

1.

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

0,5

0,5



2.

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

1

0,5

0,5



3.

В. Сутеев. Живые грибы.

1

0,5

0,5



4.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

0,5

0,5



5.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

0,5

0,5



6.

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

0,5

0,5



7.

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

1

0,5

0,5



8.

Е. Пермяк. Четыре брата.

1

0,5

0,5



9.

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

0,5

0,5



10.

Про козу, козлят и капусту.

1

0,5

0,5



11.

Про петушка и жерновцы.

1

0,5

0,5



12.

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

1

0,5

0,5



13.

Про наливные яблочки.

1

0,5

0,5



14.

Про Машу и трех медведей.

1

0,5

0,5



15.

Про старика, старуху, волка и лисичку.

1

0,5

0,5



16.

Про медведя, лису и мишкин мед.

1

0,5

0,5



17.

За покупками.

1

0,5

0,5



18.

Находчивый колобок.

1

0,5

0,5



19.

День рождения мухи- цокотухи.

1

0,5

0,5



20.

Буратино и карманные деньги.

1

0,5

0,5



21.

Кот Василий продает молоко.

1

0,5

0,5



22.

Лесной банк.

1

0,5

0,5



23.

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

0,5

0,5



24.

Как мужик золото менял.

1

0,5

0,5



25.

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

0,5

0,5



26.

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

0,5

0,5



27.

Про репку и другие корнеплоды.

1

0,5

0,5



28.

Плывет, плывет кораблик.

1

0,5

0,5



29.

Про Снегурочку и превращения воды.

1

0,5

0,5



30.

Как делили апельсин.

1

0,5

0,5



31.

Крошка енот и Тот, кто

сидит в пруду.

1

0,5

0,5



32.

Иванова соль.

1

0,5

0,5



33.

В. Сутеев. Яблоко.

1

0,5

0,5




Итого:

33

16,5

16,5