Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы
«Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно- научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
класс – 33 часа
класс – 34 часа
класс – 34 часа
класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Содержание программы 1 класс (33 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская | 1 | В. Бианки. Лис и мышонок. | Библиотечные |
| грамотность | 1 | Русская народная сказка. | уроки; |
| | | Мороз и заяц. | Деловые |
| | 1 | В. Сутеев. Живые грибы. | беседы; |
| | 1 | Г. Цыферов. Петушок и | Участие |
| | | солнышко. | в научно- |
| | 1 | М. Пляцковский. Урок | исследовательс |
| | | дружбы. | ких |
| | 1 | Грузинская сказка. Лев и | дискуссиях; |
| | | заяц. | Практические |
| | 1 | Русская народная сказка. | упражнения |
| | | Как лиса училась летать. | |
| | 1 | Е. Пермяк. Четыре брата. | |
| Итого | 8 | | |
2. | Математическая | 1 | Про курочку рябу, золотые | Библиотечные |
| грамотность | | и простые яйца. | уроки; |
| | 1 | Про козу, козлят и капусту. | Деловые |
| | 1 | Про петушка и жерновцы. | беседы; |
| | 1 | Как петушок и курочки | Участие |
| | | делили бобовые зернышки. | в научно- |
| | 1 | Про наливные яблочки. | исследовательс |
| | 1 | Про Машу и трех медведей. | ких |
| | | Про старика, старуху, волка | дискуссиях; |
| | 1 | и лисичку. | Практические |
| | | Про медведя, лису и | упражнения |
| | 1 | мишкин мед. | |
| Итого | 8 | | |
3. | Финансовая грамотность | 1 | За покупками. | Библиотечные |
| | 1 | Находчивый колобок. | уроки; |
| | 1 | День рождения мухи- | Деловые |
| | | цокотухи. | беседы; |
| | 1 | Буратино и карманные | Участие |
| | | деньги. | в научно- |
| | 1 | Кот Василий продает | исследовательс |
| | | молоко. | ких |
| | 1 | Лесной банк. | дискуссиях; |
| | 1 | Как мужик и медведь | Практические |
| | | прибыль делили. | упражнения |
| | 1 | Как мужик золото менял. | |
| | | | |
| Итого | 8 | | |
| | | | |
4. | Естественно- научная | 1 | Как Иванушка хотел попить | Библиотечные |
| грамотность | | водицы. | уроки; |
| | 1 | Пятачок, Винни-пух и | Деловые |
| | | воздушный шарик. | беседы; |
| | 1 | Про репку и другие | Участие |
| | | корнеплоды. | в научно- |
| | 1 | Плывет, плывет кораблик. | исследовательс |
1 | Про Снегурочку и | ких |
| превращения воды. | дискуссиях; |
1 | Как делили апельсин. | Практические |
1 | Крошка енот и Тот, кто | упражнения |
| сидит в пруду. | |
1 | Иванова соль. | |
1 | В. Сутеев. Яблоко. | |
| Итого | 9 | | |
| Итого | 33 | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 класс)
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения |
Теория | Практика | Планир. | Факт. |
1. | В. Бианки. Лис и мышонок. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
2. | Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
3. | В. Сутеев. Живые грибы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
4. | Г. Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
5. | М. Пляцковский. Урок дружбы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
6. | Грузинская сказка. Лев и заяц. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
7. | Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
8. | Е. Пермяк. Четыре брата. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
9. | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
10. | Про козу, козлят и капусту. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
11. | Про петушка и жерновцы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
12. | Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
13. | Про наливные яблочки. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
14. | Про Машу и трех медведей. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
15. | Про старика, старуху, волка и лисичку. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
16. | Про медведя, лису и мишкин мед. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
17. | За покупками. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
18. | Находчивый колобок. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
19. | День рождения мухи- цокотухи. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
20. | Буратино и карманные деньги. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
21. | Кот Василий продает молоко. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
22. | Лесной банк. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
23. | Как мужик и медведь прибыль делили. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
24. | Как мужик золото менял. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
25. | Как Иванушка хотел попить водицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
26. | Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
27. | Про репку и другие корнеплоды. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
28. | Плывет, плывет кораблик. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
29. | Про Снегурочку и превращения воды. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
30. | Как делили апельсин. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
31. | Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
32. | Иванова соль. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
33. | В. Сутеев. Яблоко. | 1 | 0,5 | 0,5 | | |
| Итого: | 33 | 16,5 | 16,5 | | |