© 2022 483 7
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по внеурочной деятельности "Якутские национальные виды спорта" на 2021-2022 учебный год
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Управление образования Окружной администрации г. Якутска
МОБУ «Саха гимназия»
Утверждаю: Рассмотрено на заседании МО Заместитель директора по ВР: Руководитель МО: _________________Ноев С.О. ______________Лебедева М.Р.
«_____»________________2021г. «____»________________2021г.
ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЯКУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА»
Руководитель: Алексеев А.В.
Количество часов за год: 68.
Планирование составлено на основе программы Кочнева В.П.: «Национальные виды спорта РС (Я). Программа для ДЮСШ» (2010г).
Возраст обучающихся: 12-15 лет.
Программу составил: Алексеев А.В.
Якутск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………….........................3
Планируемые результаты обучения…………………………………………4
Содержание……………………………………………………………………6
Структура и содержание тренировки……………………………………….11
Отслеживание результатов…………………………………..........................11
Зачетные нормативы ………………………………………………………...11
Дневник самоконтроля спортсмена……………………………………........14
Календарно-тематическое планирование…………………………………...14
Методическое обеспечение программы…………………………………….19
Список использованных источников и литературы…….………………….20
Приложения…………………………………………………………………...21
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы «Национальные виды спорта РС (Я). Программа для ДЮСШ РС (Я)» (автор В.П. Кочнев, 2010 г.).
Логика изложения и содержание рабочей программы основана также на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия):
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки России от 17.12. 2010 № 1897 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644;
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 №64101);
- Закон РС (Я) «О физической культуре и спорте в РС (Я)», принятый постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) от 18 июня 2009 г. (3№328-IV);
- Концепция развития национальных видов спорта в первой четверти ХХI века, одобренной Президентом РС (Я) 20 мая 2002 г.;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях». Утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81;
- Учебного плана, годового календарного учебного графика и локальных актов МОБУ «Саха гимназия» на 2021 – 2022 учебный год.
Содержание данной программы направлено в первую очередь на выполнение федерального государственного общеобразовательного стандарта в основной школе и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре. Программа кружка рассчитана на школьников в возрасте от 12 до 16 лет. Она предусматривает проведение практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. При разработке программы был учтен многолетний опыт работы тренеров по якутским прыжкам, мас-рестлингу, хапсагаю, прыжкам через нарты. На освоение данной программы отводится в неделю 2 часа, в год 68 часов.
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Данная программа направлена на содействие улучшению здоровья учащихся, физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность, приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, а также на развитие двигательных качеств. Преодоление постепенно увеличивающихся тренировочных нагрузок, спортивная борьба на соревнованиях развивает такие положительные качества, как смелость, настойчивость, воля, трудолюбие, содействуют нравственному становлению подрастающего человека.
Таким образом, занятия якутскими национальными видами спорта не только приобщают детей и подростков к миру высоких спортивных достижений, но и являются важным средством педагогического воздействия.
Кроме того, не менее 2-х раз в учебном году (сентябрь, май) проводятся испытания по контрольным упражнениям (тестам).
Содержание учебно-тренировочной работы в кружке должно отвечать требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.
Основные цели и задачи: Основной целью является пропаганда якутских национальных видов спорта, гармоничное развитие личности, укрепление физического и нравственного развития, формирование общей культуры и здорового образа жизни, укрепление здоровья, отказ от вредных привычек, адаптация детей к жизни в современном обществе, достижение спортивных результатов.
Основными задачами являются:
- привитие учащимся интереса к якутским национальным видам спорта;
- выполнение нормативов по якутским прыжкам и прыжкам через нарты;
- достижение разносторонней физической подготовленности;
- осуществление физкультурно-оздоровительной, нравственной и воспитательной деятельности среди детей, направленной на обеспечение условий для укрепления их здоровья и самосовершенствования личности;
- ведение работы по привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- привитие потребности физического и нравственного самосовершенствования, воспитание морально-волевых качеств, готовности к труду и обороне;
-достижение высокого уровня тренированности и спортивных результатов;
- подготовка спортивного резерва.
2. Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- технику безопасности на занятиях по НВС;
- названия и виды НВС;
- правила соревнований;
- о физических возможностях собственного организма при выполнении физических упражнений;
- основы личной гигиены и поддержания нормального внешнего вида;
- основы профилактики травматизма на занятиях по НВС;
Учащиеся должны уметь:
- правильно выполнять прыжки через нарты и все три вида якутских прыжков;
- выполнять зачетные нормативы по якутским прыжкам и прыжкам через нарты;
- взаимодействовать с товарищами в процессе тренировочных занятий;
- контролировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
- правильно пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях и соревнованиях по НВС;
- вести дневник самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью.
* Расширение двигательного опыта учащихся посредством НВС;
* Овладение учащимися базовыми основами НВС;
* Формирование начальных умений и навыков, необходимых для дальнейших занятий НВС;
* Укрепление здоровья учащихся посредством занятий НВС;
* Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
* По возможности участвовать в городских и республиканских соревнованиях;
* Подготовка призеров городских и республиканских соревнований;
* Выполнение учащимися разрядных нормативов по якутским прыжкам и прыжкам через нарты;
В соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644), данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения соревнований по НВС;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Характеристика основных результатов образовательного процесса с позиций формирования личности:
- приобретение обучающимися знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий; содействие разносторонней физической подготовленности учащихся, гармоничному физическому развитию в избранном виде легкой атлетики; понимание значения занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Формирование теоретических знаний в области физической культуры и спорта, легкой атлетики, физиологических основ воздействия физических упражнений, на организм занимающихся и навыков здорового образа жизни (положительное влияние занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур).
- приобретение жизненно важных двигательных навыков и умений, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; лазать и перелезать через препятствия; будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств; развитие самостоятельности при выполнении специальных прыжковых и беговых упражнений, воспитание двигательных способностей на основе деятельности в избранном виде легкой атлетики с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
3. Содержание
Якутские прыжки
Якутские прыжки – сложные циклические упражнения, состоящие из разбега, отталкивания, одиннадцати последовательных промежуточных прыжков и приземления. От степени разновидности выполнения различают три вида прыжков: кылыы, ыстанга, куобах.
Техника выполнения якутских прыжков
1) Кылыы – одиннадцать безостановочных скачков с разбега на одной (сильнейшей) ноге. Если рассмотреть схему всего прыжка, то получается, что прыгун совершает одиннадцать отталкиваний, одиннадцать фаз полета и последнее приземление на обе ноги.
Разбег – сугубо индивидуален и зависит от физической и технической подготовленности спортсмена. Чем короче разбег, тем интенсивнее он выполняется. Разбег выполняется с ускорением и достигает максимума в последних 2-3 шагах.
Отталкивание – один из решающих и главных моментов прыжка. От его своевременного и правильного исполнения зависит общая длина прыжка. Угол отталкивания у ведущих спортсменов составляет примерно 60-65 градусов. Толчковая нога на место отталкивания (на брусок) ставится на всю стопу, туловище в этот момент несколько наклонено вперёд, что обеспечивает наименьшую потерю горизонтальной скорости и создает более выгодное положение для скачка.
Скачок – (полетная фаза) выполняется вперед-вверх, маховая нога как бы продолжает бег, выносится согнутой в коленном и тазобедренном суставах, затем толчковая нога, как бы «обгоняя» маховую, выносится согнутыми в коленном и тазобедренном суставах и активным загребающим движением опускается на грунт – с носка на всю ступню. Туловище в момент полетной фазы наклоняется вперед, обе руки выносятся вперед для сохранения равновесия и продвижения вперёд.
Отталкивание – фаза полета, постановка стопы на грунт составляют один «скачок». Последний одиннадцатый скачок заканчивается приземлением.
Приземление – один из ответственных моментов. От его правильного выполнения во многом зависит общая длина прыжка. Заканчивается приземление на обе ноги, с далеко «выброшенными» голенями, как в прыжках в длину.
2) Ыстанга – одиннадцать попеременных прыжков с разбега, с ноги на ногу, с приземлением на обе ноги.
Разбег – почти такой же, как в кылыы. Отталкивание совершается в более наклоненном положении туловища. Это создает более выгодное и хорошее продвижение вперед. Угол отталкивания 58-60 градусов. Постановка стопы на место отталкивания такая же, как в кылыы. Отталкивание заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги. После отталкивания маховая нога энергично выносится вперёд-вверх. В фазе полета прыгун занимает положение «длинного шага» (шаг скачущего оленя), туловище в фазе полёта более наклонено вперёд. Маховая нога ставится для последующего приземления энергичным движением вниз – на всю ступню. Обе руки энергичным движением выносятся вперёд, сохраняют равновесие и способствует продвижению вперёд. Некоторые прыгуны применяют разноименную к движению ног работу рук. На одиннадцатом прыжке (шаге) цикл завершается приземлением. Оно совершается на обе ноги, с «выбрасыванием» голени вперёд.
3) Куобах – одиннадцать безостановочных прыжков, отталкиваясь одновременно двумя ногами – с места, или с одного-двух предварительных прыжков, или с небольшого (7 – 11-метрового) разбега.
Отталкивание – совершается двумя ногами. На место отталкивания ноги ставятся на всю ступню, носки должны быть на одном уровне, разводить ноги шире стопы не рекомендуется. В момент отталкивания прыгун занимает положение глубокого приседа. Его туловище наклонено вперёд, обе руки отводятся назад – до отказа. Отталкивание начинается с выпрямления ног и резким выносом рук вперёд-вверх, а заканчивается полным выпрямлением ног. В полетной фазе ноги сгибаются в коленном и тазобедренном суставах, туловище наклонено вперёд. Руки совершают маятникообразные движения в передне - заднем направлении. Приземление в последующих прыжках совершается на полную ступню. Весь цикл прыжка завершается на одиннадцатом прыжке, с выбрасыванием обеих ног вперёд.
Последовательность обучения технике якутских национальных прыжков
1) Создать у занимающихся представление и правильное понятие о технике якутских прыжков.
2) Ознакомление с понятием разбега, отталкивания, полёта и приземления.
3) Показ и объяснение отдельных элементов техники прыжков.
4) Показ якутских национальных прыжков в целом и выполнение их занимающимися.
5) Физическая и функциональная подготовка, создание нужной, необходимой координации движений у занимающихся. Силовая и прыжковая подготовка.
6) Обучение технике бега на короткие дистанции, выработка скорости и скоростной выносливости.
7) Обучение техники прыжка: разбег, отталкивание, полет, приземление.
8) Обучение техники прыжка в целом, совершенствование техники, участие в соревнованиях.
Физическая подготовка прыгунов
Физическая подготовка прыгунов делится на общую и специальную:
1. Общая физическая подготовка (ОФП). ОФП направлена на укрепление здоровья, укрепление опорно-двигательного аппарата, улучшение подвижности в суставах и эластичности мышц, на улучшение таких качеств, как ловкость и координация движений, на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение работоспособности и т.д. Для решения этой задачи используются разнообразные ОРУ, выполняемые в различных положениях (стоя, сидя, лёжа), на месте, в движении, с наклонами, поворотами, с предметом и без предмета, с партнером или группами и т.д. Все эти упражнения могут быть как общего воздействия, так и направленного на развитие отдельных групп мышц.
2. Специальная физическая подготовка (СФП). Они применяются для развития физических качеств, необходимых для избранного вида прыжков. Упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали характеру выполнения прыжков.
Методика применения специальных упражнений и их дозировка зависят от уровня физической и технической подготовленности прыгунов и должны быть строго индивидуальными в зависимости от их физического развития, состояния здоровья, способностей и возможностей. СФП прыгунов направлена преимущественно на развитие быстроты, прыгучести, силы, гибкости, координации, ловкости и овладение техникой прыжков.
Скоростно-силовая подготовка
Скоростно-силовая подготовка прыгунов должна обеспечить развитие качеств быстроты и силы в трёх основных направлениях:
1) Скоростное. Решается задача повышения абсолютной скорости. Применяются: бег на короткие отрезки по 30, 40, 50, 60 м., бег по ветру, бег под гору, на горку. Выполнение в максимальном темпе беговых упражнений на месте и в движении, бег в упоре в максимальном темпе, бег на время по 30, 40, 50 м. с низкого старта или с ходу и т.д.
2) Скоростно-силовое. Решается задача увеличения силы мышц и скорости движений. Применяются различные прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения, с подъемом-спуском на гору, по склону, на предметы, с предметов.
3) Силовое. Решается задача развития силы мышц, участвующих при выполнении отельных прыжков. Все три вида якутских прыжков – это силовые прыжки. Хорошим и эффективным средством служат упражнения с гирями по 16, 24 и 32 кг, упражнения на тренажерах, выполнение прыжковых и беговых упражнений в яме с песком, опилками и т.д.
Борьба «хапсагай»
В старину борьба хапсагай являлся одним из главных мерил ловкости и силы мужчины. Хапсагай в дословном переводе означает «Ловкий, быстрый». Хапсагай как вид спорта – это единоборство. Цель его заключается в том, чтобы различными приемами вывести соперника из равновесия, принудить его коснуться земли или ковра любой частью тела. Даже случайное такое касание считается поражением. Отличие хапсагая от других видов борьбы (вольной, классической) в том, что поединок ведется только в положении стойки. Продолжительность схватки у мужчин 4 минуты; для подростков, юношей младшего и среднего возраста – 2 минуты; для юношей старшего возраста и ветеранов – 3 минуты без перерыва. В абсолютном первенстве в финальной части среди мужчин борются 10 минут, в полуфинальных схватках – 8 минут, юноши – 8 минут в финале и 6 минут в полуфинале. Исходом схватки является победа одного борца и поражение другого, а также поражение обоих борцов, ничьей в борьбе хапсагай нет.
Весовые категории:
а) подростки 10-11 лет: 30, 35, 40, 45 и свыше 45 кг;
б) юноши младшего возраста 12-13 лет: 40, 45, 50, 55 и свыше 55 кг;
в) юноши среднего возраста 14-15 лет: 45, 50, 55, 62 и свыше 62 кг;
г) юноши старшего возраста 16-17 лет: 50, 55, 62, 70 и свыше 70 кг;
д) мужчины (18 лет и старше): 57, 65, 75, 85, 95 и свыше 95 кг;
е) ветераны (старше 40 лет): 60, 70, 80 и свыше 80 кг.
Последовательность обучения техники борьбы хапсагай
1. Создание у занимающихся представления и правильного понятия о технике борьбы хапсагай.
2. Показ и объяснение отдельных элементов техники.
3. Показательная борьба, выполнение борьбы занимающимися.
4. Физическая и функциональная подготовка, создание нужной, необходимой координации движений. Упражнения на гибкость, силовая подготовка, акробатика.
5. Обучение технике борьбы хапсагай.
Мас-рестлинг
По сравнению с якутскими прыжками и борьбой хапсагай мас-рестлинг внешне является более простым видом физических упражнений, требующим в основном силу мышц кистей рук, ног, спины, брюшного пресса. Однако при мас-рестлинге мы встречаемся с так называемым явлением статического напряжения, которое в течении тяги приводит к титаническому напряжению всех мышц, участвующих в перетягивании, поэтому требуется специальное обучение и тренировка умению кратковременно напрягать все мышцы. В мас-рестлинге участники садятся друг против друга, ступнями упираются в доску, которая располагается по средней линии площадки. Руками захватывают палку (она должна находится параллельно над доской упора). Разведение рук и ног не должно превышать ширину локтя. По свистку судьи они тянут палку. Победа присуждается, если участник перетянул соперника и палка осталась в его руках.
Участники делятся на следующие весовые категории:
а) младшие юноши 12-14 лет: 36, 40, 44, 48, 52, 57, 63 и свыше 63 кг;
б) старшие юноши 15-17 лет: 44, 48, 52, 56, 62, 68, 74 и свыше 74 кг;
в) юниоры (18-21 год): 52, 56, 62, 68, 74, 82, 90 и свыше 90 кг;
г) мужчины (18 лет и старше): 56, 62, 68, 74, 82, 90, 105, 120 и свыше 120 кг;
д) ветераны: мастерз I (40-49 лет): 65, 75, 85 и свыше 85 кг;
мастерз II (50 лет и старше): до 70 и свыше 70 кг.
Место проведения: помост длиной 5-6 метров, шириной 4-5 метров, высотой 20-80 см. Доска упора: для юниоров, мужчин, ветеранов и женщин: длина внутренней части – 2 метра, высота – 24 см, толщина – 5 см. Для юношей и девущек: длина внутренней части – 180 см, высота – 22 см, толщина – 5 см. Доска упора должна плотно закрепляться на концах специальными приспособлениями. Палка круглой формы, длиной 50 см, изготавливается из лиственницы или березы. Для юниоров, юниорок, мужчин, ветеранов, женщин и женщин ветеранов диаметр составляет 33 см, для юношей и девушек – 30 см.
Последовательность обучения по мас-рестлингу
1. Создание у занимающихся представления о мас-рестлинге; показ и ознакомление с инвентарем и оборудованием, показ и объяснение техники, отдельных способов; обучение технике перетягивания.
2. Физическая и функциональная подготовка, силовая подготовка, упражнения на гибкость, обучение кратковременному напряжению мышц.
Одним из главных средств для выработки силы должны быть упражнения с гантелями, гирями, штангой, тяжестями, упражнения в сопротивлении и отягощении с партнером и т.д. Лучшим снарядом для выработки силы кистей рук являются эспандер и гуттаперчевый мяч. Так как в мас-рестлинге участвуют мышц ног, спины, брюшного пресса, нужно на каждом занятии включать упражнения, вырабатывающие силу этих участков тела. Ошибкой тренера – преподавателя будет спешка в перетягивании в полную силу неподготовленных занимающихся. Это может привести к растяжению мышц спины, поясничного отдела, кистей и т.д. Поэтому только последовательная тщательная подготовка может дать возможность полюбить и успешно заниматься мас-рестлингом. Примечание: мас-рестлингу разрешается обучать с 12-13 лет.
Прыжки через нарты
Характерные особенности прыжка через нарты – это прыжки, совершаемые отталкиванием одновременно с двух ног, с места через препятствие – нарты. Макеты нарт изготавливаются из брусков размером 2,5х2,5 см, а планки из пластиковых труб (для профилактики травм). Мужчины, юноши 14 лет и старше: высота нарт 50 см, ширина вверху – 50 см, ширина у основания – 70 см, длина не менее 1 м. Женщины, девушки и младшая юношеская группа: высота – 40 см, ширина вверху – 40 см, ширина у основания – 60 см, длина не менее 1 м. Младшая и средняя детская группа: высота 30 см, ширина вверху – 30 см, ширина у основания – 50 см. Нарты располагаются на расстоянии 55 см для мужчин, юношей 14 лет и старше; для женщин и девушек – на расстоянии 50 см друг от друга. Для соревнований расставляют 10 нарт по прямой линии.
Техника прыжка через нарты – на ровной площадке по прямой линии расставляются 10 нарт, головки полозьев должны находиться на одной линии. Участник должен последовательно выполнить прыжки через расставленные нарты, после прыжка через последнюю нарту он прыжком делает поворот кругом, становится лицом к нартам и преодолевает их в обратном направлении. Окончательный результат участника определяется по количеству перепрыгнутых нарт в лучшей попытке. Прыжки должны проводиться с одновременным отталкиванием обеих ног без задержек. Участнику не разрешается во время прыжка сдвигать нарты, делать дополнительные подпрыжки.
Последовательность обучения технике прыжков через нарты
Задачи: Создание у занимающихся представления и правильного понятия о технике прыжков через нарты; показ и объяснение отдельных элементов техники; физическая и функциональная подготовка; создание нужной, необходимой координации движений; силовая и прыжковая подготовка; упражнения на гибкость и психологическая подготовка (преодоление страха перед препятствием); обучение технике прыжка через нарты.
Основные средства в обучении технике прыжков через нарты на первом этапе – это общая физическая подготовка, специальная прыжково-беговая подготовка, прыжки через различные препятствия, занятия с использованием набивных мячей, гимнастических скамеек, конусов, малых барьеров, различных самодельных препятствий. Значительное внимание должно уделяться технике прыжков, т.к. правила ограничивают прыгуна и имеют определенные рамки. Это касается разворотов после преодоления десятой, последней нарты. Здесь после разворота прыгун не должен делать дополнительный подпрыжок или сдвигать ступни. Очень большую роль играет в прыжках через нарты работа рук, они способствуют сохранению равновесия и продвижению вверх-вперед. Руки совершают маятникообразное движение в передне-заднем направлении. Главным препятствием для начинающих прыгунов является преодоление психологического барьера – страха перед прыжком через нарты. Поэтому обучение нужно начинать с низких нарт, постепенно увеличивая высоту, расстояние между нартами и их количество.
Основная нагрузка в прыжках через нарты падает на голеностопный сустав. На всех этапах обучения упражнения на укрепление голеностопного сустава должны быть включены на каждом занятии. Это ходьба на носках, упражнения у гимнастической стенки, упражнения с тяжестями и т.д.
Прыжки через нарты напоминают якутский национальный прыжок куобах, но здесь преодолевается барьер – нарты. Лучшим средством в обучении в прыжках через нарты являются высокие прыжки куобах. Их нужно включать в начальной стадии обучения и как тренировочная нагрузка.
Возрастные группы:
1. Женщины, мужчины – 18 лет и старше;
2. Юниорки, юниоры – 16-17 лет;
3. Девушки – 14-15 лет; юноши 13 – 15 лет;
4. Девочки 10 -13 лет; мальчики 10 -12 лет;
5. Девочки, мальчики – 8-9 лет.
4. Структура и содержание тренировки
Структура тренировочного занятия состоит из следующих элементов:
1) Вводная часть
2) Подготовительная часть
3) Основная часть
4) Заключительная часть
В рамках каждой из этих частей выполняются вполне определенные задачи.
Во вводной части – необходимо организовать занимающихся, объяснить им общую задачу и содержание занятий. Продолжительность 3-5 минут.
В подготовительной части – задачей является общее разогревание занимающихся и их подготовка к предстоящей нагрузке (разминка). Разминка обычно начинается с ходьбы и продолжается с переходом на бег в равномерном темпе до 10 минут. Затем выполняются общеразвивающие и специальные упражнения. Заканчивать разминку рекомендуется беговыми упражнениями и ускорениями. Главной задачей разминки должна служить подготовка организма к основной части занятий, то есть к выполнению тренировочных упражнений (прыжки, бег или силовые упражнения и т.д.). Продолжительность разминки составляет 20-30 минут.
В основной части – для начинающих задачей служит физическое развитие, специальные упражнения, обучение технике прыжков, беговая подготовка, работа в парах, работа на снарядах и т.д. Для разрядников и мастеров спорта – дальнейшее совершенствование техники прыжков, упражнения на прыгучесть, быстроту, силу, выносливость. Продолжительность от 30 до 40 минут.
В заключительной части – задача постепенного снижения нагрузки. Выполняются упражнения на расслабление, бег в спокойном, медленном темпе с переходом на ходьбу. Продолжительность 5-10 минут.
5. Отслеживание результатов
Отслеживание результатов проводится тренером и самим учащимся. Существуют контрольные зачетные нормативы для группы начальной подготовки и группы спортивного совершенствования по возрастным категориям. Сверка результатов происходит на тестовых тренировочных занятиях и на соревнованиях, чаще всего на соревнованиях. Так, учащийся заводит «Личную карточку спортсмена» и «Дневник самоконтроля», куда записывает свои результаты и достижения, выполнение спортивных разрядов и занятые места на соревнованиях.
6. Зачетные нормативы
Якутские национальные прыжки
1. Группа начальной подготовки
1-3 годы обучения (12-15 лет) – на 5-7 отметок (т.е. 5-7 прыжков), по показанному результату.
2. Учебно-тренировочная группа
| 5 отметок (5 прыжков) | 7 отметок (7 прыжков) | 11отметок (11 прыжков) | разряд | |||||||
Годы обучения | к ы л ы ы | ы с т а н г а | к у о б а х | к ы л ы ы | ы с т а н г а
| к у о б а х | к ы л ы ы | ы с т а н г а | к у о б а х |
| |
1 год (12лет) | 13м | 11м | 9м | 16м | 15м | 10м | - | - | - |
| |
2 год (13 лет) | 15м | 13м | 11м | 18м | 17м | 12м | - | - | - |
| |
3 год (14 лет) | 17м | 15м | 13м | 20м | 19м | 14м | 33м | 30м | 26м | Юн. разряд | |
4 год (15 лет) | 19м | 17м | 15м | 23м | 21м | 16м | 36м | 35м | 30м | 3 разряд | |
3. Группа спортивного совершенствования | |||||||||||
1 год (16-17лет) | 22м | 20м | 18м | 25м | 22м | 19м | 38м | 37м | 31м | 2 или 1 разряд МС РС(Я) |
Республиканские нормативы «Быстрые нарты» (по итогам 3 попыток)
Девочки, мальчики 8-9 лет
Дисциплина | Ед. измер
| 1 юношеский разряд | 2 юношеский разряд | 3 юношеский разряд | |||||
юн | дев | юн | дев | юн | дев | ||||
Быстрые нарты | Кол-во нарт | 240 | 140 | 210 | 110 | 180 | 80 |
Девочки, мальчики 10-12 лет
Дисц
| Ед. измер | 1 спортивный разряд
| 2 спортивный разряд | 3 спортивный разряд | 1 юн. | 2 юн. | 3 юн. | ||||||||||
юн
| дев | юн | дев | юн | дев | юн | дев | юн | д | ю | д | ||||||
Быстрые нарты | Кол-во нарт | 310 | 210 | 280 | 180 | 250 | 150 | 230 | 130 | 210 | 110 | 190 | 90 |
Девушки, юноши 13-15 лет
Дисц
| Ед. измер | 1 разряд
| 2 разряд | 3 разряд | 1 юн. | 2 юн. | 3 юн. | ||||||||||
юн
| дев | юн | дев | юн | дев | юн | дев | юн | д | ю | д | ||||||
Быстрые нарты | Кол-во нарт | 440 | 340 | 410 | 310 | 380 | 280 | 360 | 260 | 340 | 220 | 320 | 200 |
Мужчины, женщины 16 лет и старше
Дисц
| Ед. измер | МС РС (Я)
| КМС РС (Я) | 1 разряд | 2 разряд | 3 разряд | |||||||||
муж | жен | муж | жен | муж | жен | муж | жен | муж | жен | ||||||
Быстрые нарты | Кол-во нарт | 500 | 400 | 470 | 370 | 440 | 340 | 410 | 310 | 380 | 280 |
Зачетные нормативы по общей и специальной физической подготовке
Группа начальной подготовки
Годы обучения |
Зачетные нормативы | ||||||||
Бег 30м (сек.) | Бег 60м (сек.) | Бег 100м (сек.) | Бег 1000м (сек.) | Прыжок в длину с места | Тройной прыжок с места | Подтягивание на перекладине | Прыжок через нарты | Прыжки в длину | |
1 год | 5,5 | 10,8 | Без учета времени | 150 | 400 | 3 | 30 | 250 | |
2 год | 5,4 | 10,6 | 15,2 | 4,15 | 160 | 500 | 4 | 40 | 290 |
3 год | 5,2 | 10,4 | 15,0 | 4,10 | 170 | 550 | 5 | 50 | 310 |
Учебно-тренировочная группа
Годы обучения | Бег 30м (сек.) | Бег 60м (сек.) | Бег 100м (сек.) | Бег 1000м (сек.) | Бег 500м (сек.) | Бег 3000м (сек.) | Прыжок в длину с места | Тройной прыжок с места |
1-й | 5,0 | 10,0 | 14,5 | 4,00 | Без учета времени | - | 180 | 550 |
2-й | 4,8 | 9,7 | 14,3 | 3,50 | 5,20 | - | 190 | 650 |
3-й | 4,6 | 9,5 | 13,8 | 3,30 | 5,00 | Б/у времени | 200 | 700 |
4-й | 4,5 | 8,0 | 13,5 | 3,10 | 4,50 | 10,00 | 210 | 750 |
Группа спортивного совершенствования |
4,3 |
7,6 |
12,0 |
2,50 |
4,45 |
9,50 |
240 |
800 |
Годы обучения | Прыжок в длину с разбега | Тройной прыжок с разбега | Подтягивание на перекладине | Прыжок через нарты | Приседание на (кол-во раз) |
1-й | 320 | 600 | 6 | 60 | 25 |
2-й | 400 | 650 | 7 | 70 | 30 |
3-й | 500 | 700 | 8 | 80 | 35 |
4-й | 520 | 800 | 10 | 100 | 40 |
Группа спортивного совершенствования | 585 | 1240 | 12 | 150 | 50 |
7. Дневник самоконтроля спортсмена
1. Ф.И.О.
2. Дата рождения
3. Адрес, место жительства
4. Место учебы
5. Спортивный разряд
6. Расписание занятий
7. Антропометрические данные (рост, вес, окружность груди, кистевая динамометрия)
8. Мои лучшие результаты
№ занятия, дата | Содержание занятия | Пульс до занятия. Пульс после занятия. | Самочувствие |
|
|
|
|
8. Календарно-тематическое планирование
1 четверть
№ п/п |
Содержание занятий | Колич. часов | Дата провед. (план) | Дата провед. (факт) |
1 | Кросс 10 мин. Разминка. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х30м. Многоскоки с ноги на ногу (5х40м). Заминка. Упражнения на растягивание и гибкость. Инструктаж по ТБ. | 1 |
|
|
2 | Кросс 12 мин. Разминка. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х30м. ОФП. Футбол. Заминка. | 1 |
|
|
3 | Кросс 12 мин. Разминка. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х30м. Бег прыжками 4х30м. ОФП. Заминка. | 1 |
|
|
4 | Кросс 12 мин. Разминка. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х30м. Бег прыжками 4х30м. ОФП. Заминка. | 1 |
|
|
5 | Разминочный бег. Круговая разминка. СБУ. СПУ. Работа на гибкость. Ускорения 4х30м. «Ыстанга» 5х40м. Заминка. | 1 |
|
|
6 | Разминочный бег. Круговая разминка. СБУ. СПУ. Работа в парах (проходы в ноги). Ускорения 4х30м. «Ыстанга» 5х40м. Заминка. | 1 |
|
|
7 | Разминочный бег. Круговая разминка. СБУ. СПУ. Упражнения на в парах (мас-рестлинг): атака+оборона. Ускорения 4х30м. «Кылыы» 5х40м (на толчковой и маховой ногах). Заминка. | 1 |
|
|
8 | Разминочный бег. Круговая разминка. СБУ. СПУ. Упражнения на в парах (мас-рестлинг): атака+оборона. Ускорения 4х30м. Многоскоки 7х40м. Заминка. | 1 |
|
|
9 | Разминочный бег. Круговая разминка с отягощениями. Отработка прохода в ноги из низкой стойки. СБУ. СПУ. Ускорения 3х40м. Скоростная подготовка. Заминка. | 1 |
|
|
10 | Бег 5 мин. ОРУ. Ускорения 3х40м. Силовая подготовка. Отработка прохода в ноги из низкой стойки. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
11 | Бег 5 мин. ОРУ. Ускорения 3х40м. «Куобах» 7х20м. Упражнения на гибкость и на растягивание. Прыжки через конусы. | 1 |
|
|
12 | Бег 5 мин. ОРУ. Ускорения 3х40м. Баскетбол. Работа над разбегом. Упражнения на гибкость и на растягивание. Прыжки через конусы. | 1 |
|
|
13 | Бег 5 мин. ОРУ. Ускорения 3х40м. Работа над разбегом. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
14 | ОРУ. Ускорения. Многоскоки. Отработка старта (мас-рестлинг). В/б. | 1 |
|
|
15 | Кросс 15 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Упражнения на гибкость и на растягивание. Отработка старта (мас-рестлинг). В/б. | 1 |
|
|
16 | Бег 5 мин. ОРУ. Ускорения 3х40м. Бег прыжками 7х25м. Пресс 2х30 р. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
17 | Бег 5 мин. ОРУ. Силовая подготовка (упражнения для укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
18 | Бег 5 мин. ОРУ. Скоростная подготовка. Баскетбол. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
2 четверть
№ п/п |
Содержание занятий | Колич. часов | Дата провед. (план) | Дата провед. (факт) |
19 | Бег 10 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 3х40м. Низкий старт 6х20м. Ускорения 2х100м. Упражнения на гибкость и на растягивание. Инструктаж по ТБ. | 1 |
|
|
20 | Бег 10 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 3х40м. Низкий старт 6х20м. Баскетбол. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
21 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 3х40м. «Кылыы» (работа над техникой). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
22 | Бег 5 мин. ОРУ. Силовая подготовка (упражнения для укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
23 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Отработка приема «тургэн». Ускорения 3х40м. «Ыстанга» (работа над техникой). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
24 | Игровой день. ОРУ. Разминка. Баскетбол (30 мин). | 1 |
|
|
25 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Отработка приема «тургэн». Ускорения 3х40м. «Куобах» (работа над техникой). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
26 | Бег 5 мин. ОРУ. Силовая подготовка (упражнения для укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
27 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 3х40м. «Кылыы» 7х25м на толчковой ноге, 5х25м на маховой ноге. Упражнения на гибкость и на растягивание. Отработка приема «стойка». | 1 |
|
|
28 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х40м. Скоростная работа (2х50м, 2х75м, 2х100м). Отработка приема «стойка». Заминка. | 1 |
|
|
29 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х40м. «Ыстанга» 10х25м. Разножка со штангой (малый вес). Прыжки через набивные мячи. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
30 | Бег 5 мин. ОРУ. Силовая подготовка (упражнения для укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
31 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х40м. «Куобах» 8х25м. Прыжки через набивные мячи. Баскетбол. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
32 | Бег 5 мин. ОРУ. Силовая подготовка (упражнения для укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
3 четверть
№ п/п |
Содержание занятий | Колич. часов | Дата провед. (план) | Дата провед. (факт) |
33 | Бег 10 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х40м. Баскетбол (30 мин). Упражнения на гибкость и на растягивание. Инструктаж по ТБ. | 1 |
|
|
34 | Бег 10 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х40м. Работа над разбегом. «Тутум эргиир». Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
35 | Бег 10 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х40м. Баскетбол (35 мин). «Тутум эргиир». Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
36 | Бег 5 мин. ОРУ. Силовая подготовка (упражнения для укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса). Бег прыжками 3х25м. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
37 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 3х40м. «Кылыы» 8х25м на толчковой ноге, 7х25м на маховой ноге. Контрольные прыжки через нарты. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
38 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 3х40м. Разножка со штангой 3х15р. Выпрыгивание со штангой 2х10р. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
39 | Бег 5 мин. Разминка. Ускорения 4х40м. Скоростно-силовая работа. Контрольные схватки по мас-рестлингу. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
40 | Бег 5 мин. ОРУ. Силовая подготовка (упражнения для укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
41 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х40м. «Ыстанга» 10х25м. Приседание со штангой (3 подхода со своим весом). «Водопой» (девочки и мальчики нач. классов). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
42 | Бег 5 мин. Разминка. Ускорения 4х40м. Скоростно-силовая работа. Ускорения 2х50м, 2х75м, 2х100, 1х150м). «Водопой» (девочки и мальчики нач. классов). Упражнения на расслабление. | 1 |
|
|
43 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х40м. «Куобах» 8х25м. Приседание со штангой (3 подхода со своим весом). Между приседаниями ускорения 25м. «Быстрые нарты» за 2 мин. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
44 | Игровой день. ОРУ. Разминка. Баскетбол (30 мин). | 1 |
|
|
45 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 5х40м. Пятерной «кылыы» 5раз на толчковой и маховой ногах. «Быстрые нарты» за 2 мин. Упражнения на расслабление. | 1 |
|
|
46 | Бег 5 мин. ОРУ. Силовая подготовка (упражнения для укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
47 | Бег 5 мин. Разминка. Скоростно-силовая работа. Ускорения 2х50м, 2х75м, 2х100, 2х150м, 1х200м. Упражнения на расслабление. | 1 |
|
|
48 | Игровой день. ОРУ. Разминка. Баскетбол (30мин). Упражнения на растягивание. | 1 |
|
|
49 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 5х40м. Пятерной «ыстанга» 10 раз. «Тутум эргиир» за 2 мин. Упражнения на расслабление. | 1 |
|
|
50 | Бег 5 мин. Разминка. СБУ. СПУ. Ускорения 3х30м. Силовая подготовка. Упражнения на гибкость и на расслабление. | 1 |
|
|
51 | Бег 5 мин. Разминка. СБУ. СПУ. Ускорения 3х50м. «Тройной прыжок» с места (10раз). Бросок набивного мяча сидя. «Тутум эргиир» за 2 мин. Скакалка 2х100 раз. Упражнения на гибкость и на расслабление. | 1 |
|
|
52 | Бег 5 мин. ОРУ. Силовая подготовка (упражнения для укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
4 четверть
№ п/п |
Содержание занятий | Колич. часов | Дата провед. (план) | Дата провед. (факт) |
53 | Бег 10 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х40м. Баскетбол (30 мин). Упражнения на гибкость и на растягивание. Инструктаж по ТБ. | 1 |
|
|
54 | Бег 10 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 4х40м. Многоскоки 7х25м. «Водопой» младшие девочки и мальчики. Ускорения 2х50м. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
55 | Бег 5 мин. Разминка. СБУ. СПУ. Ускорения 3х50м. «Тройной куобах» с места (10раз). Скакалка 2х100 раз. «Водопой» младшие девочки и мальчики. Упражнения на гибкость и на расслабление. | 1 |
|
|
56 | Бег 5 мин. ОРУ. Силовая подготовка (упражнения для укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса). Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
57 | Игровой день. ОРУ. Разминка. Баскетбол (30мин). Упражнения на растягивание. | 1 |
|
|
58 | Бег 5 мин. Разминка. СБУ. СПУ. Ускорения 3х50м. Прыжки «кылыы» 8х25м на толчковой и 5х25м на маховой ноге. Работа в парах (учебные схватки по мас-рестлингу). Заминка. Упражнения на гибкость и на расслабление. | 1 |
|
|
59 | Бег 5 мин. Разминка. СБУ. СПУ. Ускорения 3х50м. Прыжки «ыстанга» 10х25м. Заминка. Упражнения на гибкость и на расслабление. | 1 |
|
|
60 | Бег 5 мин. ОРУ. Силовая подготовка (упражнения для укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса). Упражнение «Дракон»-2 подхода. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
61 | Бег 5 мин. Разминка. СБУ. СПУ. Ускорения 3х50м. Прыжки «куобах» 10х25м. Работа в парах (учебные схватки по хапсагаю). Заминка. Упражнения на гибкость и на расслабление | 1 |
|
|
62 | Бег 5 мин. Разминка. Ускорения 4х40м. Скоростно-силовая работа. Прыжки через нарты. Ускорения 2х50м, 2х75м, 2х100, 1х150м. Упражнения на расслабление. | 1 |
|
|
63 | Бег 5 мин. ОРУ. СБУ. СПУ. Ускорения 3х40м. Многоскоки 8х25м. Ускорения 2х75м. Прыжки через нарты. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
64 | Бег 5 мин. ОРУ. Силовая подготовка (упражнения для укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса). Бег прыжками 2х30м. Упражнение «Дракон» - 2 подхода. Упражнения на гибкость и на растягивание. | 1 |
|
|
65 | Игровой день. ОРУ. Разминка. Баскетбол (35мин). Упражнения на растягивание. | 1 |
|
|
66 | Бег 5 мин. Разминка. Ускорения 3х30м. Скоростная работа. Ускорения 1х50м, 1х75м, 1х100м, 1х150м, 1х100м, 1х75м, 1х50м. Упражнения на расслабление. | 1 |
|
|
67 | Бег 5 мин. Разминка. Ускорения 3х30м. «Тутум эргиир», «Водопой». Легкие прыжки «ыстанга» 4х30м. Прыжки вверх на подвесные метки 10 раз. Упражнения на расслабление. | 1 |
|
|
68 | Бег 5 мин. Разминка. ОРУ. Ускорения 3х30м. Работа над разбегом. Упражнения на расслабление. Задание на лето. | 1 |
|
|
9. Методическое обеспечение программы
Раздаточный материал:
памятка по технике безопасности в спортивном зале;
Информационный материал:
литература по якутским прыжкам, мас-рестлингу, прыжкам через нарты и легкой атлетике;
журнальные подборки по темам программы;
права и обязанности учащихся (приложение 1);
Методические рекомендации для педагогов
методические разработки к занятиям: комплекс упражнений по ОФП и СФП;
комплекс упражнений на растягивание и гибкость;
рекомендации по проведению занятий (приложение 2);
Материально-техническое обеспечение:
оснащение спортивного зала: деревянные скамейки, маты, шведская стенка, деревянная тумбочка, перекладина.
спортивный инвентарь: резиновая дорожка, скакалки, гантели, гири (12 кг, 16 кг), штанга (15 кг + диски), штанга (6,5 кг + диски), конусы, деревянные плашки, набивные мячи, рулетка, нарты высотой 40 и 50 см, доски для мас-рестлинга, «тутум эргиир» (25 см), «тутум эргиир» (разноуровневый), «водопой» от +10 до +1 и -3.
10. Список использованных источников и литературы
Григорьев, И.Ю. Якутские прыжки [Текст]: правила соревнований / И.Ю. Григорьев. – Якутск, 2012. – 24 с.
Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся (Легкая атлетика) [Текст]: работаем по новым стандартам / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2011. – 96 с.- ISBN 978-5-09-018773-2.
Кочнев, В.П. Национальные виды спорта Республики Саха (Якутия) [Текст]: программа для ДЮСШ / В.П. Кочнев. – Якутск, 2010.
Кочнев, В.П. Якутские прыжки [Текст]: учебное пособие / В.П. Кочнев. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1997. – 130 с.
Муравьев, В.А. Техника безопасности на уроках физической культуры [Текст]: методические рекомендации / В.А. Муравьев, Н.А. Созинова. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 96 с. – ISBN 5-8134-0056-7.
Петухова, И.М. Организация внеурочной деятельности в сельской школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения [Текст]: учеб. -метод. комплект базовой школы стажировочной площадки ИРО и ПК / И.М. Петухова, В.М. Бурнашева. – Якутск: Изд-во АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК, 2012. – 52 с. – ISBN 373-54-018-7.
Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст]: методическое издание / Г.И. Погадаев; Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496 с. – ISBN 5-278-00634-Х.
Санников, Н.А. Учись прыгать (якутские национальные прыжки) [Текст]: учебное пособие / Н.А. Санников. – Якутск: Якутское кн. изд-во, 1974. – 64 с.
Приложение 1
Права и обязанности учащихся
Учащиеся обязаны:
- постоянно повышать уровень теоретической и физической подготовки;
- соблюдать режим и гигиенические требования;
- поддерживать порядок и дисциплину во время занятий и после;
- выполнять указание педагога;
- быть примером дисциплинированного и культурного поведения;
- равняться в своём поведении на лучших учащихся;
- быть активным помощником учителя;
- бережно относиться к спортинвентарю и оборудованию.
Учащийся имеет право:
- бесплатно пользоваться во время учебных занятий и участия в соревнованиях инвентарем и оборудованием;
- за примерное поведение и достижение хороших спортивных результатов, объявлением благодарности, награждением грамотой.
Приложение 2
Рекомендации по проведению занятий
При подборе средств и методов учебных занятий, дозировки, деления объёма и интенсивности физических нагрузок следует учитывать анатомо-физиологические особенности и функциональные возможности детей среднего школьного возраста.
При планировании учитывается особенности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов.
Учебные занятия проводятся под наблюдением педагога с последующим анализом полученной нагрузки.
При проведении учебных занятий и соревнований должны строго соблюдаться установленные требования по врачебному контролю над занимающимися и обеспечению норм санитарно-гигиенического состояния мест занятий и оборудования. В ходе учебного процесса в группах, с детьми предусмотрено проводить соревнования по общей и специальной физической подготовке, подвижным играм в каждой возрастной группе.
В возрасте 12-13 лет детей интересует сиюминутное удовлетворение потребностей, поэтому при занятиях с детьми этого возраста, особенно, важна эмоциональность проводимых занятий: подвижные игры с обязательным подведением результатов, эстафеты с четким определением победителей.
В возрасте 12-13 лет дети наиболее способны к выполнению темповых упражнений, поэтому целесообразно развивать быстроту и ловкость движений. Задания должны быть простыми по выполнению и короткими по продолжительности с обязательной оценкой тренера. В возрасте 14-15 лет дети наиболее восприимчивы к силовым упражнениям, поэтому в этом возрасте рекомендуется проводить тренировки силового характера как минимум 1 раз в неделю.
В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к результатам своей деятельности, поэтому при занятиях с детьми этого возраста обязательно должны присутствовать домашние задания с конкретными задачами, какое упражнение, сколько раз и как его выполнить т.д.
Наибольшее внимание в этом возрасте уделяется развитию быстроты движений, игровой ловкости, координационных способностей, гибкости - подвижности в суставах.
22