Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Мурманска
Утверждено
Директор
Приказ № _______ от _______2019 г.
Рабочая программа кружка «Юные инспектора дорожного движения»
для учащихся 3-4 классов
уровень – базовый
срок реализации – 1 год
Количество часов по плану – 34 часа за курс
часов в неделю – 1
Программу разработала: Царева П.А.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №
Программа рассмотрена на заседании МО
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №
Протокол № 1 от __________________ 2019 г.
Рук. МО
Программа рассмотрена на методическом совете
МБОУ СОШ №
Протокол № 1 от _____________________2019г.
Мурманск
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного по предмету «Юные инспектора дорожного движения» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Федеральным законом Российской Федерации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 03-296 от 12 мая 2011года; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях») с учетом федеральных документов нормативно-правовой базы.
При составлении рабочей программы была использована рабочая программа по ''Правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.
Программа предназначена для детей в возрасте от 8 до 11 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к знакомству и изучению правил дорожного движения и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по правилам ПДО.
Структура рабочей программы:
- пояснительная записка,
- планируемые результаты освоения учебного предмета,
- содержание учебного предмета,
- тематическое планирование по учебному предмету,
- приложение (КТП, методическая литература, интернет источники, контрольно-измерительные материалы по предмету и на параллель).
Направленность программы «Юные инспектора дорожного движения» является программой социальной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (1 года обучения).
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься проблемами профилактики дорожно-транспортного травматизма, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться изучением правил дорожного движения, правилам поведения на дороге, вождению велосипеда, оказание первой доврачебной помощи, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
С каждым годом увеличивается число дорожно-транспортного травматизма, в том числе и детей. Поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма наиболее актуальна для обучающихся школ.
Актуальность программы практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения – индивидуальность, доступность, преемственность;
- формах и методах обучения – слайд-лекции, практикумы, выполнение проектов, олимпиады;
- методах контроля и управления образовательным процессом – тестирование, анализ результатов конкурсов;
- средства обучения – видеофильмы, компьютер, мультимедийные презентации.
Основная цель программы: усвоить требования Правил дорожного движения Российской Федерации, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения, воспитать ответственного и активного агитатора безопасности дорожного движения
Задачи:
Обучающие:
-повысить уровень знаний обучающихся по ПДД;
-способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах, навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
-способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Развивающие:
-развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах
Воспитывающие:
воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
формировать навыки культуры поведения в транспорте, навыки дорожного этикета;
формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни издоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Решение данных задач способствует не только достижению поставленной программой цели, но и создает условия для формирования компетентностей, принятых в нашей образовательной системе
Принцип построения программы:
-доступность (простота в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями);
-наглядность (наличие дидактических материалов, личный показ педагога);
-демократичность и индивидуализм (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных физических и творческих потребностей);
-научность (обоснованность, наличие методической базы и теоретической основы);
-«от простого к сложному» (научившись правилам дорожного движения, воспитанники применяют свои знания на дороге).
Формы занятий
Занятия включают в себя, теоретическую и практическую части. Форма организации: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам.
Методы
Способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Срок и этапы реализации программы
Срок реализации программы – 1 год (34 часа). На прохождение курса кружка «Юные инспектора дорожного движения» отводится.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования детей.
Форма проведения занятий – групповая. Состав группы постоянный, количество обучающихся 15 человек. До начала реализации программы каждый обучающийся должен иметь медицинское заключение о возможности заниматься в объединении дополнительного образования.
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты: увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД; повышение уровня теоретических знаний по ПДД ; формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций.
Метапредметными результатами изучения курса «Юные инспектора дорожного движения» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о безопасности дорожного движения, об основах оказания первой медицинской помощи, о правилах дорожного движения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом). Сформированность мотивационно – поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
Повышение ответственности детей за свое поведение на дороге.
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.
Обучающиеся научаться:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Обучающиеся научатся:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Обучающиеся научаться:
работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
формулировать свои затруднения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять взаимный контроль;
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения.
овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.
3. Содержание программы
1.Понятие об участниках дорожного движения.
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
2.Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
3.Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4.Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ
велосипеда.
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения. Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
5.Правила безопасного дорожного движения пешеходов и
автотранспорта.
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
Практическая работа: сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД
6. Мы – пассажиры, обязанности пассажира.
Правила поведения в транспорте. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Изучение правил поведения в транспорте. Проект «Памятные места родного города».
7. Профилактика детского дорожного травматизма.
Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто встречающимся маршрутам движения. Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда «педального автомобиля», участие в сюжетно-ролевой игре на тему «ПДД».
8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД.
Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по ПДД. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД.
Практическая работа: проведение смотров, викторин, конкур
№п/п | Содержание | Формируемые УУД | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Кол-во часов |
1 | Понятие об участниках дорожного движения Мы идём по тротуару. Правила поведения на тротуаре. Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки. Светофор трёхглазый. Сигналы светофора и регулировщика. Игра «Наш друг Светофор». | Личностные результаты установка на -безопасный, здоровый образ жизни; -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам; Метапредметными результатами -понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; -осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; -предлагать помощь и сотрудничество; приходить к общему решению; -осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты -формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения; -овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. | Изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. | 3 |
2 | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка». Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход». Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Сказочное путешествие «Дорожные приключения». | Личностные результаты установка на -безопасный, здоровый образ жизни; -бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Метапредметными результатами -работать в группе, учитывать мнение партнеров, -отличные от собственных; обращаться за помощью; -предлагать помощь и сотрудничество; -слушать собеседника; формулировать свои затруднения; -формулировать собственное мнение и позицию; Предметные результаты | Разбор действий пешеходов в конкретных дорожных ситуациях. | 4 |
3 | Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста Сказка «Как пешеход получил колёса». Транспорт. Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. | Личностные результаты -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам; -бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Метапредметными результатами -слушать собеседника; формулировать свои затруднения; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению; -осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты -формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения; -овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. | Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. | 3 |
4 | Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Приёмы безопасного падения. | Личностные результаты установка на -безопасный, здоровый образ жизни; -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам; Метапредметными результатами -понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; -осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; -предлагать помощь и сотрудничество; приходить к общему решению; -осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты -овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. | Освоение приёмов профилактических работ велосипеда. | 4 |
5 | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. Сказка «О правилах дорожного движения». Изучение правил дорожного движения. Переход проезжей части дороги в разное время года. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Беседа с работником ГИБДД. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?». | Личностные результаты установка на -безопасный, здоровый образ жизни; -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам; Метапредметными результатами -понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; -осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; -предлагать помощь и сотрудничество; приходить к общему решению; -осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты -формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения; -овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. | Изучение правил дорожного движения. Разбор действий пешеходов в конкретных дорожных ситуациях. | 5 |
6 | Мы – пассажиры, обязанности пассажира. Правила поведения в транспорте. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. | Личностные результаты установка на -безопасный, здоровый образ жизни; -бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Метапредметными результатами -работать в группе, учитывать мнение партнеров, -отличные от собственных; обращаться за помощью; Предметные результаты -формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения; -овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. | Изучение правил поведения в транспорте. Проект «Памятные места родного города». | 5 |
7 | Профилактика детского дорожного травматизма. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто встречающимся маршрутам движения. Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий. | Личностные результаты -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам; -бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Метапредметными результатами -слушать собеседника; формулировать свои затруднения; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению; -осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты -овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. | Изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. | 5 |
8 | Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД. Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по ПДД. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД. | Личностные результаты установка на -безопасный, здоровый образ жизни; -бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Метапредметными результатами -работать в группе, учитывать мнение партнеров, -отличные от собственных; обращаться за помощью; -предлагать помощь и сотрудничество; -слушать собеседника; формулировать свои затруднения; -формулировать собственное мнение и позицию; Предметные результаты -формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения; | Правила для пешеходов и водителей транспортных средств Виды перекрестков и правила разъезда на них. | 5 |
Итого | | | 34ч |
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Юные инспектора дорожного движения»
34часа
№ | дата | Тема урока | Количество часов | Виды деятельности (элементы содержания, виды контроля, практические работы и т.д.) | Планируемые результаты: личностные Предметные метапредметные |
Понятие об участниках дорожного движения-3ч |
1 | | Правила дорожного движения. Правила дорожного движения – законы улиц и дорог. История возникновения ПДД. | 1 | Беседа: Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). | Личностные результаты установка на -безопасный, здоровый образ жизни; -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам; Метапредметными результатами -понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; -осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; -предлагать помощь и сотрудничество; приходить к общему решению; -осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты -овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. |
2 | | Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. | 1 | Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. |
3 | | Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. | 1 | Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). |
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах-4ч |
4 | | Дорога – не место для игр. Сказка «Волшебная горка». | 1 | Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы и остановка маршрутных средств. Движение пешеходов. | Личностные результаты установка на -безопасный, здоровый образ жизни; -бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Метапредметными результатами -работать в группе, учитывать мнение партнеров, -отличные от собственных; обращаться за помощью; -предлагать помощь и сотрудничество; -слушать собеседника; формулировать свои затруднения; -формулировать собственное мнение и позицию; Предметные результаты -формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения; |
5 | | Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Игра «Я – пешеход». | 1 | Движение организованных пеших колонн (п. 4 ПДД). Обязанности пассажиров (п. 5 ПДД). |
6 | | Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Сказочное путешествие «Дорожные приключения». | 1 | Разбор ситуаций-ловушек: «Обзор закрыт», «Внимание отвлечено», «Середина проезжей части», «Пустынная улица» и др. |
7 | | Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. Разбор ситуаций-ловушек. | 1 | Возможные опасные ситуации, возникающие при переходе дороги. |
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста-3ч |
8 | | Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика. | 1 | Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Предупредительные сигналы автомобиля. Задание: изучение и тренировка подачи сигналов регулировщика Наблюдение за работой регулировщика. | Личностные результаты -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам; -бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Метапредметными результатами -слушать собеседника; формулировать свои затруднения; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению; -осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты -овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. |
9 | | Обязанности водителей. Движение велосипедистов. | 1 | Обязанности водителей (п. 2 ПДД). Правила движения велосипедистов, требования к управлению велосипедом, мопедом, возраст, разрешающий движение по проезжей части, движение колонн велосипедистов. |
10 | | Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. | 1 | Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств (П. 14 ПДД). Виды пешеходных переходов. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Задание: начертить перекресток с пешеходными переходами и изучить с детьми Правила перехода дороги. |
Особенности устройства велосипеда. Приёмы безопасного падения-4ч |
11 | | Устройство и вождение велосипеда Общее устройство велосипеда. | 1 | Устройство и вождение велосипеда. Общее устройство велосипеда. Классификация велосипедов. Основные части велосипеда, их назначение, расположение. Техническое обслуживание, регулировка, мелкий ремонт велосипеда. | Личностные результаты установка на -безопасный, здоровый образ жизни; -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам; Метапредметными результатами -понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; -осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; -предлагать помощь и сотрудничество; приходить к общему решению; -осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты -овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. |
12 | | Учебная езда. Вводный инструктаж. | 1 | Ознакомление с условиями соревнований «Безопасное колесо» (трассой, системой штрафов). |
13 | | Фигурное вождение велосипеда. | 1 | Фигурное вождение велосипеда. Установка трассы для фигурной езды на велосипеде. Ускорение, замедление. |
14 | | Урок-игра «Моя дорога в школу» | 1 | Правила вождения велосипеда по пересеченной местности. Вождение велосипеда в автогородке. Отработка упражнений «Змейка», «Качели», «Узкий проезд», «Габаритные ворота», «Проезд по ребристой доске», «Проезд через песок» и др. |
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта-5ч |
15 | | Правила дорожного движения Правила дорожного движения – законы улиц и дорог. | 1 | Беседа: Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». | Личностные результаты установка на безопасный, здоровый образ жизни; -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам; Метапредметными результатами -понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; -осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; -предлагать помощь и сотрудничество; приходить к общему решению; -осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты -овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. |
16 | | Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. | 1 | Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы и остановка маршрутных средств. |
17 | | Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. | 1 | Движение пешеходов. Возможные опасные ситуации, возникающие при переходе дороги и ли перекрестка. |
18 | | ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки. | 1 | Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. |
19 | | Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. | 1 | Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. |
Мы – пассажиры, обязанности пассажира-5ч |
20 | | Мы – пассажиры, обязанности пассажира | 1 | Учимся правильно вести себя в общественном транспорте: правильно входить и выходить из транспорта. | Личностные результаты установка на -безопасный, здоровый образ жизни; -бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Метапредметными результатами -работать в группе, учитывать мнение партнеров, -отличные от собственных; обращаться за помощью; Предметные результаты -овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. |
21 | | Переход проезжей части дороги в разное время года. | 1 | Теория: Рассказ учителя «Что такое опасная ситуация» (с использованием иллюстраций). Беседа «Почему нельзя общаться с чужими людьми?». |
22 | | Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.. Игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?». | 1 | Практика: Сюжетная игра «Знаете ли вы правила дорожного движения?». |
23 | | Сказка «О правилах дорожного движения». Изучение правил дорожного движения. | 1 | Практика: Дидактическая игра «Найдём знаки». Составление сказки «О правилах дорожного движения». |
24 | | Мы - пассажиры общественного транспорта. Составление памятки для пассажира. | 1 | Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. |
Профилактика детского дорожного травматизма-5ч |
25 | | Решение задач, повторение изученного. | 1 | Решение задач, повторение изученного (решение тестов, представленных в методическом пособии «Подготовка к конкурсу-фестивалю ЮИД «Безопасное колесо» | Личностные результаты -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам; -бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Метапредметными результатами -слушать собеседника; формулировать свои затруднения; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению; -осуществлять взаимный контроль; Предметные результаты -овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. |
26 | | Урок- игра | 1 | Решение задач, повторение изученного (решение тестов, представленных в методическом пособии «Подготовка к конкурсу-фестивалю ЮИД «Безопасное колесо» |
27 | | Решение задач, повторение изученного. | 1 | Решение задач, повторение изученного (решение тестов, представленных в методическом пособии «Подготовка к конкурсу-фестивалю ЮИД «Безопасное колесо» |
28 | | Оказание первой помощи пострадавшему. | 1 | Наложение повязок. Правила бинтования, виды повязок. Задание: наложить различные виды повязок. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. |
29 | | Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто встречающимся маршрутам движения. | 1 | Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. |
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД-5ч |
30 | | Предупредительные сигналы транспортных средств. | 1 | Рассматривание картинок с примерами правильного и неправильного поведения детей. Дидактическая игра «Можно — нельзя». | Личностные результаты установка на -безопасный, здоровый образ жизни; -бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; Метапредметными результатами -работать в группе, учитывать мнение партнеров, -отличные от собственных; обращаться за помощью; -предлагать помощь и сотрудничество; -слушать собеседника; формулировать свои затруднения; -формулировать собственное мнение и позицию; Предметные результаты -формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности дорожного движения; |
31 | | Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | 1 | Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы. Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро». Задания на классификацию транспорта по признакам: городской — сельский, воздушный — водный — наземный — подземный, пассажирский — грузовой. Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом). |
32 | | Викторина « Светофорчик». | 1 | Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. |
33 | | Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям ». | 1 | Беседа «Как мы будем переходить улицу». Сюжетные игры (в физкультурном зале, на спортивной площадке). Выбор ситуаций с ориентировкой на знаки дорожного движения. |
34 | | «Всем без исключения о правилах движения»(скоро лето) | 1 | Упражнение на классификацию знаков дорожного движения. Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде». |
Приложение № 2
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): – М.: Просвещение, 2006.
Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов». – Москва, 1997.
Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк. в 2ч./Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го класса. /Козловская Е.А., С.А. Козловский – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
Правила дорожного движения для детей. /Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года, № 196-ФЗ.
8