Программа курса «Юные инспекторы дорожного движения» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления - несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
· обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
· познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
· дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
· научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
· привлечь школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
· вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма
Программа курса построена по темам. Реализация программы рассчитана на 4 года начального образования объёмом 135часов (1 класс-33, 2-4 классы -по 34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 7-10 лет.
Особенности содержания. Программа построена с учетом следующих принципов:
- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;
- личностно-ориентированная направленность курса - актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
-линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний - перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося.
Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях - номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
В результате освоения курса «Юные инспекторы дорожного движения» формируются следующие предметные умения:
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
-объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
-раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
-формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
-формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения.
Содержание программы
1 класс
Ориентировка в окружающем мире
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе - дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты — пешеход Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно
и сдержанно, не высовываться из окна.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
-сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
- объяснять свой путь от дома до школы;
- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять из многообразия объектов транспортное средство;
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
- различать цвет и форму запрещающих знаков;
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
- различать сигналы светофора и объяснять их значение;
-группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
2 класс
Ориентировка в окружающем мире
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Ты — пешеход
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты – пассажир
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- сравнивать предметы по их положению в пространстве;
- определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
- соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
-различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
-выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
- различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
-в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
- объяснять значение конкретного знака (в значении, приближен-
ном к установленному в ПДД);
- различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы
поворота;
- оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
-группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
3 класс
Ориентировка в окружающем мире
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Ты — пешеход
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
- определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
-определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
- находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
- объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
-выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
4 класс
Ориентировка в окружающем мире
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Ты — пешеход
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».
Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Ты — пассажир
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- характеризовать слова «опасность», «опасный»;
-объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
- предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
-представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
- осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
-объяснять значение правил дорожного движения;
-группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
-соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
- анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
- анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
Учебно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятий |
1. | Понятие об участниках дорожного движения. | Элементы улиц и дорог. Теоретические занятия. |
2. | Понятие об участниках дорожного движения. | Дорожная разметка Познавательная игра «Я – строитель дороги». Практические занятия. |
3. | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах. | Дорожные знаки. Изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам. Сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. |
4. | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах. Практические занятия. | Правила для пешеходов и водителей транспортных средств Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях. |
5. | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах. | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах Правила для пешеходов. Практические занятия. |
6. | Освоение навыков безопасного движения пешехода. | Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках Теоретические занятия. |
7. | Освоение навыков безопасного движения пешехода. | Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Теоретические занятия. |
8. | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. | Изучение правил дорожного движения. Теоретические занятия. |
9. | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. | Урок-практикум |
10. | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. | Урок-практикум |
11. | Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД | Игра – викторина “Дорожная азбука” |
12. | Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД | Игра “История ПДД” |
13. | Освоение навыков безопасного движения велосипедиста. | Правила движения для велосипедистов. Теоретические занятия. |
14. | Освоение навыков безопасного движения велосипедиста. | Порядок движения группы велосипедистов. Теоретические занятия. |
15. | Освоение навыков безопасного движения велосипедиста. Практические занятия. | Урок-практикум по безопасному движению группы велосипедистов |
16. | Освоение навыков безопасного движения велосипедиста. | Урок-практикум по безопасному движению группы велосипедистов |
17. | Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда. | Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Теоретические занятия. |
18. | Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда. | Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Урок-практикум. |
19. | Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда. | Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Урок-практикум. |
20. | Проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД | Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. |
21. | Проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД | Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД. |
22. | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП. | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП. Состав и назначение автоаптечки. Теоретические занятия. |
23. | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП. | Классификация возможных травм. Теоретические занятия. |
24. | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП. | Обработка ран и способы остановки кровотечения. Практические занятия. |
25. | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП. | Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Практические занятия. |
26. | Проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД | Викторина «красный, жёлтый, зелёный». |
27. | Проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД | Светофорик на «Поле чудес». |
28. | Профилактика детского дорожного травматизма | Знакомство со статистическими данными дорожно-транспортных происшествий на дорогах. |
29. | Профилактика детского дорожного травматизма | Презентация. |
30. | Профилактика детского дорожного травматизма | Сюжетно-ролевые игры по ПДД. |
31. | Проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД | Сюжетно-ролевые игры по ПДД. |
32. | Проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД | Конкурс рисунков «Я с дорогой дружу». |
33. | Проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД | Соревнование «Ловкие, смелые, умелые». |
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятий |
1 | Вводное занятие. . | Основные правила поведения учащихся на улице, дороге |
2 | Правила поведения при движении группой. | Урок-практикум |
3 | Практическое занятие «Идем на экскурсию» | Урок-практикум |
4 | Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в индивидуальном транспорте. | Правила поведения в транспорте. |
5 | Правила пассажира. | Пешеход-пассажир-пешеход. Решение задач по теме. |
6 | Проезжая часть. | Проезжая часть. |
7 | Обочина. Тротуар. | Обочина. Тротуар. |
8 | Дорожная разметка. | Дорожная разметка. |
9 | Кювет. | Кювет. |
10 | Переходы, их виды. | Переходы, их виды. |
11 | Перекресток. | Перекресток. |
12 | Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. | Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. |
13 | Тематическое рисование «Дорога безопасности» | Урок-практикум |
14 | Правила перехода улиц и дорог. | Урок-практикум |
15 | Регулирование дорожного движения. | Урок-практикум |
16 | Дорожные знаки. | Классификация дорожных знаков |
17 | Обязанности пассажиров. | Обязанности пассажиров. |
18 | Обязанности пешеходов. Составление памятки. | Обязанности пешеходов. Составление памятки. |
19 | Ответственность пешеходов за нарушение ПДД | Ответственность пешеходов за нарушение ПДД |
20 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах |
21 | Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность. | Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность. |
22 | Подготовка утренника «Дорожный переполох» | Подготовка утренника «Дорожный переполох» |
23 | Утренник «Дорожный переполох» | Утренник «Дорожный переполох» |
24 | Велосипед | Из истории велосипеда. Возрастные ограничения. Правила эксплуатации велосипеда |
25 | Знание материальной части велосипеда. | Снятие и установка колес. Практика. |
26 | Знание материальной части велосипеда. | Ремонт и замена шины. Практика. |
27 | Знание материальной части велосипеда. | Регулировка цепи, седла и руля. Практика. |
28 | Знание материальной части велосипеда.. | Смазка узлов велосипеда и его техническое обслуживание. Практика. |
29 | Первые дорожные знаки | Первые дорожные знаки |
30 | Предупреждающие знаки | Предупреждающие знаки |
31 | Запрещающие знаки | Запрещающие знаки |
32 | Предписывающие знаки | Предписывающие знаки |
33 | Подготовка к утреннику «Знаки дорожные всем друзья надежные» | Подготовка к утреннику «Знаки дорожные всем друзья надежные» |
34 | Утренник «Знаки дорожные всем друзья надежные» | Утренник «Знаки дорожные всем друзья надежные» |
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятий |
1 | Виды транспортных средств. | Виды транспортных средств. |
2 | Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности. | Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности. |
3 | Влияние погодных условий на безопасность движения. | Влияние погодных условий на безопасность движения. |
4 | Проектная работа « Таблица определения тормозного пути» | Проектная работа « Таблица определения тормозного пути» |
5 | Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» | Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» |
6 | Скорость движения транспортных средств. | Скорость движения транспортных средств. |
7 | Световые обозначения при движении. | Световые обозначения при движении. |
8 | Правила движения транспортных средств в жилой зоне. | Правила движения транспортных средств в жилой зоне. |
9 | Места остановки и стоянки транспортных средств | Места остановки и стоянки транспортных средств |
10 | Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств | Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств |
11 | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. |
12 | Организация движения, технические средства регулирования движения. | Организация движения, технические средства регулирования движения. |
13 | Светофорное регулирование. | Урок-практикум |
14 | Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков. | Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков. |
15 | Установка дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. | Установка дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. |
16 | Предупреждающие знаки дорожного движения. | Предупреждающие знаки дорожного движения. |
17 | Запрещающие знаки дорожного движения. | Запрещающие знаки дорожного движения. |
18 | Предписывающие знаки дорожного движения. | Предписывающие знаки дорожного движения. |
19 | Информационно-указательные знаки дорожного движения. | Информационно-указательные знаки дорожного движения. |
20 | Знаки сервиса. | Знаки сервиса. |
21 | Знаки приоритета. | Знаки приоритета. |
22 | Знаки дополнительной информации ( таблички). | Знаки дополнительной информации ( таблички). |
23 | Дорожные указатели | Дорожные указатели |
24 | Страхование жизни, медицинское страхование | Назначение страхования |
25 | Страхование имущества и транспортных средств. | Назначение страхования |
26 | Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров. | Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров. |
27 | Метро. Особенности передвижения. | Метро. Особенности передвижения. |
28 | Практическое занятие «Настольные игры по правилам дорожного движения». | Практическое занятие «Настольные игры по правилам дорожного движения». |
29 | Викторина «Азбука города» | Викторина «Азбука города» |
30 | Оказание первой доврачебной помощи | Урок-практикум |
31 | Подготовка к отчетному выступлению | Подготовка к отчетному выступлению |
32 | Подготовка к отчетному выступлению | Подготовка к отчетному выступлению |
33 | Подготовка к отчетному выступлению | Подготовка к отчетному выступлению |
34 | Отчетное выступление | Отчетное выступление |
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятий |
1 | Аптечка. Перевязочные средства медицинской аптечки | Содержание аптечки. Практическое занятие по перевязке |
2 | Лекарственные средства. | Назначение лекарственных средств |
3 | Подручные средства и лекарственные растения | Подручные средства и лекарственные растения |
4 | Проектная работа. « Природные целители» | Проектная работа. « Природные целители» |
5 | Правила наложения жгута | Правила наложения жгута |
6 | Правила наложения повязки: рука, нога, головы, грудной клетки | Правила наложения повязки: рука, нога, головы, грудной клетки |
7 | Правила наложения шины | Правила наложения шины |
8 | Правила переноски пострадавших | Правила переноски пострадавших |
9 | Ожоги. Обморожения. Первая помощь . | Ожоги. Обморожения. Первая помощь . |
10 | Транспортировка пострадавших | Транспортировка пострадавших |
11 | Травма головы, грудной клетки, живота | Травма головы, грудной клетки, живота |
12 | Шок. Обморок. | Шок. Обморок |
13 | Переломы | Переломы |
14 | Практическое занятие по оказанию первой помощи | Практическое занятие по оказанию первой помощи |
15 | Виды и техника наложения повязок. | Виды и техника наложения повязок. |
16 | Практическое занятие по оказанию первой помощи | Практическое занятие по оказанию первой помощи |
17 | Решение задач по медицинской подготовке | Решение задач по медицинской подготовке |
18 | Проектная работа «Скорая помощь» | Проектная работа «Скорая помощь» |
19 | Опознавательные знаки транспортных средств. Светоотражающие приспособления. | Опознавательные знаки транспортных средств. Светоотражающие приспособления. |
20 | Государственные номерные знаки, опознавательные надписи и обозначения на транспортных средствах. | Государственные номерные знаки, опознавательные надписи и обозначения на транспортных средствах. |
21 | Регистрационные знаки транспортных средств. | Регистрационные знаки транспортных средств. |
22 | Творческая работа по теме «Опознавательные знаки» | Творческая работа по теме «Опознавательные знаки» |
23 | Дорожные знаки. Значение отдельных знаков. | Дорожные знаки. Значение отдельных знаков. |
24 | Установка дорожных знаков. | Установка дорожных знаков. |
25 | Предупреждающие знаки дорожного движения. | Предупреждающие знаки дорожного движения. |
26 | Запрещающие знаки дорожного движения | Запрещающие знаки дорожного движения |
27 | Предписывающие знаки дорожного движения | Предписывающие знаки дорожного движения |
28 | Информационно-указательные знаки дорожного движения. | Информационно-указательные знаки дорожного движения |
29 | Знаки сервиса. | Знаки сервиса. |
30 | Знаки приоритета. | Знаки приоритета. |
31 | Знаки дополнительной информации ( таблички). | Знаки дополнительной информации |
32 | Дорожные указатели. | Дорожные указатели. |
33 | Творческий проект | Творческий проект |
34 | Творческий проект | Творческий проект |
| | |
Описание материально-технического обеспечения программы
Учебно-методическая литература:
1. Дорохов А.А. «Зелёный…Желтый… Красный!» - М.: Детская литература,
1984.
2. Правила дорожного движения. – М, 2004.
3. Автогражданка. 20 вопросов и ответов. – М., Офис ОСАГО, 2007г.
4.Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах, пособие для учащихся начальной школы. – М. Просвещение, 2007г.
5Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. – М. Просвещение, 2007г.
6.Основы безопасности жизнедеятельности, 11 кл., учебник для общеобразовательных учреждений, В.В. Марков и др. – М. «Дрофа», 2005г. (раздел 1)
7.Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, кн. для учащихся 5-7 кл. – М., Просвещение, 2003г.
8.Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2008г.