СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Весёлая грамматика» ( 2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для развития интеллектуальных способностей  у учащихся по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Весёлая грамматика» ( 2 класс)»

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

«Весёлая грамматика» ( 2 класс)


Величайшее богатство народа – его язык!

Тысячелетиями накапливаются и вечно

живут в слове несметные сокровища

человеческой мысли и опыта.


М. А. Шолохов


«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит  курс “Весёлая грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Весёлой грамматике”. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Весёлой грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Весёлой грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Весёлая грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения “Весёлой грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного  факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Весёлая грамматика» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

−      Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, требования к результатам освоения ООП НОО, программа универсальных учебных действий (УУД),планируемые результаты начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей.

-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

-Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);

-Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05 2015 №507);

-Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».


Программа « Весёлая грамматика» относится к общеинтеллектуальному направлению.


Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка. Научно-познавательная деятельность, заложенная в общеинтеллектуальном направлении строится с учётом возрастных психолого- педагогических особенностей мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся. Большое значение в развитии и социализации младших школьников имеет организация внеурочной работы по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие  способности, интеллект учащихся, стимулирует их активность, поскольку может быть приближена к интересам и возможностям ученика.

Цель общеинтеллектуального направления:

Формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания ; развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, логики мышления,

Задачи

обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами;

способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.


Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке, но и расширить, углубить и закрепить у младших школьников

знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и

трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.

Курс «Весёлая грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей, прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен и разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Он способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи, воспитанию бережного отношения к слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку.


Особенностями реализации программы являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую

оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.


Основные идеи программы «Весёлая грамматика»:


Программа позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Весёлой грамматике» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Весёлой грамматики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательная грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения «Весёлой грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанной программы заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.



Адресат программы

Программа «Весёлая грамматика» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на обучение детей восьми лет. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе - 18 человек.

Объем и срок освоения программы

Срок реализации программы 1 год. Всего занятий-14, одно занятие в неделю.


Форма обучения – очная, место обучения МБОУ лицей, кабинет № 1; состав группы-постоянный, форма занятия – кружок. Основная форма обучения – комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики; творческая мастерская.

Формы занятий в дополнительном образовании должны соответствовать следующим требованиям:

-иметь развивающий характер, а точнее, быть направленными на развитие у учеников природных -задатков и интересов.

- быть разнообразными по содержанию и характеру проведения.

- основываться на развивающих методиках.

Режим занятий

Общее количество занятий в год -14, 1 занятие в неделю. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35-40 минут.


Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития обучающихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;

воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления;

развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.


Принципы программы:

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • актуальность;

  • научность;

  • системность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Календарный учебный график

Содержание учебных тем программы «Весёлая грамматика»


Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»


В результате изучения программы у второклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Предметные результаты.

Обучающиеся должны

знать:

  • правила правописания слов с изученными орфограммами;

  • признаки согласных и гласных звуков;

  • состав слова;

  • признаки родственных слов;

  • виды пересказа;

уметь:

  • различать приставки и предлоги;

  • писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно;

  • разбирать слова по составу;

  • проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова;

  • писать НЕ с глаголами;

  • работать со словарем;

  • группировать и подбирать слова на определенные правила;

  • различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;

  • составлять рассказы по картинке;

  • пересказать текст.

Личностные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе;

  • выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:

  • материально-техническое обеспечение:

1.Методические комплексы, состоящие из информационного материала и конспектов; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.

2.Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, диагностические и психологические игры, кроссворды.

3.Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные), плакаты, папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем учебным темам; наглядные пособия; подборка информационной и справочной литературы;

набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу.

4. Техническое и материальное оснащение.

Оборудование: ноутбук – 1 шт, проектор- 1 шт., экран-1 шт.

  • информационное обеспечение

1.Зрительный ряд: фотоальбомы, репродукции, буклеты, альбомы.

2. Музыкальный ряд: аудиокассеты и CD диски с подбором мелодий, соответствующих темам

занятий и способствующих созданию и поддержанию духовно-нравственных ценностей.

3.Тематические презентации, учебные фильмы.

кадровое обеспечение

- занятия в кружке проводит учитель начальных классов высшей категории Родионова Е.В.



Формы контроля и оценки результатов

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые и ситуативные игры, творческое эссе, школьная научно-практическая конференция , опрос, наблюдение; диагностика, анкетирование учащихся, проведение аттестации учащихся в середине и конце года. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не

допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя

Методы и формы обучения

Для успешной реализации программы по духовно – нравственному направлению «Школа вежливых наук» используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

  1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекции, дискуссия, метод примера.

  2. Наглядные методы: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков.

  3. Практические методы: ролевые игры, инсценировки; выполнение рисунков.

  4. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта
    эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к
    деятельности и позитивному поведению ( познавательные и ролевые игры); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость).

  5. Методы контроля: практические задания, самоконтроль.

  6. Методы создания положительной мотивации обучаемых:

Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и саморазвивающим.


Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.


Формы организации учебного занятия:
Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности, такими как лекции, семинары, дискуссии, экскурсии, программой предусмотрены и нетрадиционные:

-интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

-тренинги знакомств, общения, эрудиции;

- ролевые игры;

-беседы, викторины;

-обсуждение работ обучающихся;

-коллективные творческие дела;

-смотры-конкурсы, выставки;

-наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

-обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

-просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов;

- практико -ориентированные учебные занятия;

- творческие мастерские;

- тематические праздники, конкурсы, выставки;

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).


В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:

1. Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

2. Любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

3. Построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам.


Педагогические технологии, используемые в процессе проведения занятий по внеурочной деятельности:

- технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология педагогической мастерской, здоровьесберегающая технология.


Алгоритм учебного занятия (краткое описание структуры занятия и его этапов)


Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создан е у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.


Список использованной литературы

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 2005.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург:АРГО, 2006.

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 2006.

  5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. –М.: Просвещение, 2010.

  6. Голубь В.Т. Контроль и учет знаний учащихся. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж, 2014.

  7. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. - М.: Просвещение, 1991.

  8. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах.1-4классы. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  9. Программа «Занимательная грамматика» 1-4 классы / под ред. Волиной В.В. - М.: Просвещение, 2013.

  10. Тоцкий П.С. Орфография без правил. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011.

11.Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008

12. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990

13. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества : 2 класс. – М.:ВАКО,2009

14 . Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. –М.:Просвещение,1995

15. Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. языка. – М: Просвещение,1981

16. Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.: Издат-школа,1998

17. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. языка. – М, 1987

18. Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000

19. Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982

20. Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000

21. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002

22. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. –

Ярославль: Академия развития, 1997

23. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия

развития, 1997






Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Формы аттестации/контроля

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

Проверочные работы. Творческие работы.

2

Чудесные превращения слов.

1

3

В гости к Алфавиту. 

1

4

В Королевстве Ошибок.

1

5

В Страну Слогов.

1

6

Слова – «родственники».

1

7

В Клубе весёлых человечков.

1

8

Экскурсия в прошлое.

1

9

Полёт в будущее.

1

10

К словам разнообразным, одинаковым, но разным. 

1

11

В Страну Говорящих Скал.

1

12

На сцене гласные.

1

13

Где же хранятся слова?

1

14

Итоговое занятие. Олимпиада.


1


Итого:

14