СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Школа добрых дел" (социальное направление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" (социальное направление) разработана в соответствии ФГОС О УО (ИН) и предназначена для младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Школа добрых дел" (социальное направление)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»




РАССМОТРЕНО:

руководитель ПЦК

классных руководителей


____________С.С. Полякова


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР


______________М.Н. Некрасова

_______________

(дата)


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ АО «СКОШ № 5»


__________________Н. Ф. Байкова











Программа внеурочной деятельности

«ШКОЛА ДОБРЫХ ДЕЛ»

направление программы: социальное

11 – 1 класс






Составитель: Пермиловская Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов










Новодвинск

2021 – 2022 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………

3

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………..

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………

7

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...

8

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШКОЛА ДОБРЫХ ДЕЛ»

(социальное направление)


Пояснительная записка


Модифицированная программа по курсу «Школа добрых дел» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)1.

  • Авторской программы «Школа добрых дел» И.А. Каргу.


Актуальность программы

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями является проблема социализации детей данной категории. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире.

В рамках данной программы во внеурочное время представляются возможности включать детей с нарушениями в интеллектуальном развитии в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.


Цель программы


Формирование личностных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.


Задачи


  • Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.

  • Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.

  • Формировать у школьников способность и готовность к социально преобразующей добровольческой де­ятельности.

  • Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.


Особенности построения программы


Программа внеурочной деятельности «Школа добрых дел» разработана для младших школьников (7-10 лет) с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающихся в соответствии с ФГОС О УО (1 вариант). Данный курс реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, города и ближайшего социума. Программа носит образовательно-воспитательный характер и решает определённые задачи по социализации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта, формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.


Принципы


Содержание данной программы внеурочной деятельности подчиняется следующим принципам:

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Целенаправленность и последовательность (от простого к сложному).

  • Преемственность (каждый этап базируется на сформированных навыках).

  • Учёт возрастных и психофизических особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Включение учащихся в активную деятельность.


Ценностные ориентиры


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание человеком себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Формы и методы работы


Формы воспитательной работы:

  • беседа;

  • объяснение;

  • просмотр и обсуждение видеоматериала;

  • экскурсии, поездки;

  • конкурсы;

  • выставки детских работ;

  • коллективные творческие дела;

  • праздники;

  • общественно полезные практики;

  • социально-значимые акции;

  • занятия с использованием ИКТ.


Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и предусматривает на занятиях: смену видов деятельности, динамические паузы, упражнения здоровьесберегающего характера. Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Срок реализации программы – 1 год (66 часов).

Количество часов

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

год

17

7

9

8

66

ИТОГО: 66 часов


Предполагаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности

«Школа добрых дел»


Личностные результаты:

  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе;

  • выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно-значимой деятельности;

  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя.


Предметные результаты:

  • приобретение школьником социальных знаний,

  • приобретение навыков групповой работы;

  • способность регулировать собственную деятельность;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

  • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей


В процессе контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности «Школа добрых дел» используются следующие методы:

  • наблюдение;

  • анализ результатов деятельности;

  • беседы и вопросно-ответные диалоги;

  • творческие работы;

  • самоанализ и самооценка.

Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

  • самостоятельность работы;

  • осмысленность действий;

  • разнообразие освоенных задач.


Содержание программы


Содержание программы «Школа добрых дел» конкретизируется с учетом плана воспитательной работы ГБОУ АО «СКОШ № 5» и плана развития классного коллектива. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов учеников.

В связи с этим календарно-тематическое планирование данной программы носит свой неповторимый характер и отражает воспитательные мероприятия класса.


Раздел программы

Количество часов

Вводное занятие/ Итоговое занятие

2 часа

Познавательная деятельность

5 часов

Художественное творчество

10 часов

Трудовая деятельность

12 часов

Патриотическая деятельность

4 часа

ИТОГО:

66 часов


«ШКОЛА ДОБРЫХ ДЕЛ»

Календарно-тематическое планирование

1 четверть (17 часов)


п/п

тема

часы

дата

план

факт

1.

Вводное занятие.

03.09


2.

Дежурство в классе. Беседа по теме.

1 ч

06.09


3.

Дежурство в классе. Составление графика и экрана чистоты в классе.

1 ч


10.09



4.

Дежурство в классе. Практическое занятие.

13.09


5.

Уход за комнатными цветами. Знакомство с видами комнатных растений. Интерактивная беседа.

17.09


6.

Уход за комнатными цветами. Практическое занятие (полив, опрыскивание).

20.09


7.

Уход за комнатными цветами. Практическое занятие (Рыхление земли).

24.09


8.

День учителя. Беседа по теме.

27.09


9.

«Открытка учителю». Творческая работа.

01.10


10.

«Книга – наш лучший друг». Беседа по теме.

04.10


11.

«Книга – наш лучший друг». Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с книгами.

08.10


12.

Тематическая неделя «Весёлая геометрия». Беседа по теме.

11.10


13.

«Любимый сказочный герой». Коллективная работа на школьный конкурс творческих работ.

15.10


14.

«Осень разноцветная». Коллективная работа на школьный конкурс рисунков «Краски осени».

18.10


15.

«Осень разноцветная». Коллективная работа на школьный конкурс рисунков «Краски осени».

22.10


16.

Операция «Чистый класс». Подведение итогов дежурства в 1 четверти.


25.10


17.

Операция «Чистый класс». Генеральная уборка класса.

29.10



II четверть (7 часов)


п/п

тема

часы

дата

план

факт

1.

«Пернатые друзья – зимующие птицы». Изготовление кормушки. Творческая работа

12.11


2.

День матери. Беседа. «Открытка для любимой мамочки». Творческая работа.

19.11


3.

«Снеговик». Изготовление снежной фигуры на площадке ГПД.

26.11


4.

«Мастерская Деда Мороза». Изготовление ёлочных игрушек и гирлянд. Творческая работа.

03.12


5.

«Мастерская Деда Мороза». Подготовка класса к Новому году.

10.12


6.

«Символ года». Коллективная творческая работа на школьный конкурс рисунков.

17.12


7.

Трудовой десант. Генеральная уборка класса.

24.12


III четверть (9 часов)


п/п

тема

часы

дата

план

факт

1.

Акция «Покормите птиц зимой». Кормление птиц.

14.01


2.

«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!». Интерактивная беседа. Коллективная творческая работа в рамках тематической недели «Удивительный мир природы».

21.01


3.

Домашние животные. Интерактивная беседа. Оформление выставки рисунков и фотографий домашних питомцев «Зверьё – моё».

28.01


4.

Акция «Чистая дорожка». Уборка снега на крыльце ГПД.

04.02


5.

«Защитник Отечества». Интерактивная беседа. Коллективная творческая работа в рамках школьного конкурса.

11.02


6.

«Мой подарок для мамы». Подготовка поздравления и изготовление открытки.

25.02


7.

«Масленичные забавы».

04.03


8.

Акция «Береги учебник». Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков, оказание помощи.

11.03


9.

Операция «Чистый класс». Подведение итогов дежурства в 3 четверти, генеральная уборка класса.

18.03


IV четверть (8 часов)


п/п

тема

часы

дата

план

факт

1.

«Цветы на подоконнике». Уход за цветами в рекреации начального звена. Практическое занятие.

01.04


2.

«День космонавтики». Коллективная творческая работа на школьный конкурс.

08.04


3.

«Выставка прикладного творчества». Экскурсия в музей «Истоки».

15.04


4.

Акция «Белые журавлики». Изготовление бумажных журавликов – символа памяти павших в годы ВОВ.

22.04


5.

Акция «Окна Победы». Оформление класса к Дню Победы.

29.04


6.

Экскурсия к мемориалу, павшим в годы ВОВ, возложение цветов.

06.05


7.

Трудовой десант. Генеральная уборка класса.

13.05


8.

«Копилка добрых дел». Коллективный анализ деятельности в рамках программы.

20.05




Методическое обеспечение программы


  1. Компьютерная техника.

  2. Интерактивная доска.

  3. Интерактивные презентации.

  4. Видеофильмы.

  5. Наглядный и фото материалы.

  6. Дидактические игры.


Методическая литература


1.  Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.

2.  Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М., 1980.

3.  Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990.

4. Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.

5. Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.



16