Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»
РАССМОТРЕНО: руководитель ПЦК классных руководителей ____________С.С. Полякова | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ______________М.Н. Некрасова _______________ (дата) | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ АО «СКОШ № 5» __________________Н. Ф. Байкова |
Программа внеурочной деятельности
«ШКОЛА ДОБРЫХ ДЕЛ»
направление программы: социальное
11 – 1 класс
Составитель: Пермиловская Ольга Юрьевна,
учитель начальных классов
Новодвинск
2021 – 2022 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………… | 3 |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………….. | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………… | 7 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………... | 8 |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ДОБРЫХ ДЕЛ»
(социальное направление)
Пояснительная записка
Модифицированная программа по курсу «Школа добрых дел» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)1.
Авторской программы «Школа добрых дел» И.А. Каргу.
Актуальность программы
Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями является проблема социализации детей данной категории. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире.
В рамках данной программы во внеурочное время представляются возможности включать детей с нарушениями в интеллектуальном развитии в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Цель программы
Формирование личностных качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи
Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
Формировать у школьников способность и готовность к социально преобразующей добровольческой деятельности.
Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Особенности построения программы
Программа внеурочной деятельности «Школа добрых дел» разработана для младших школьников (7-10 лет) с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающихся в соответствии с ФГОС О УО (1 вариант). Данный курс реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, города и ближайшего социума. Программа носит образовательно-воспитательный характер и решает определённые задачи по социализации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта, формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.
Принципы
Содержание данной программы внеурочной деятельности подчиняется следующим принципам:
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Целенаправленность и последовательность (от простого к сложному).
Преемственность (каждый этап базируется на сформированных навыках).
Учёт возрастных и психофизических особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Включение учащихся в активную деятельность.
Ценностные ориентиры
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание человеком себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
беседа;
объяснение;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
экскурсии, поездки;
конкурсы;
выставки детских работ;
коллективные творческие дела;
праздники;
общественно полезные практики;
социально-значимые акции;
занятия с использованием ИКТ.
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и предусматривает на занятиях: смену видов деятельности, динамические паузы, упражнения здоровьесберегающего характера. Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Срок реализации программы – 1 год (66 часов).
Количество часов |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | год |
17 | 7 | 9 | 8 | 66 |
ИТОГО: 66 часов |
Предполагаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности
«Школа добрых дел»
Личностные результаты:
соблюдать общепринятые правила поведения в обществе;
выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно-значимой деятельности;
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя.
Предметные результаты:
приобретение школьником социальных знаний,
приобретение навыков групповой работы;
способность регулировать собственную деятельность;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
В процессе контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности «Школа добрых дел» используются следующие методы:
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
самостоятельность работы;
осмысленность действий;
разнообразие освоенных задач.
Содержание программы
Содержание программы «Школа добрых дел» конкретизируется с учетом плана воспитательной работы ГБОУ АО «СКОШ № 5» и плана развития классного коллектива. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов учеников.
В связи с этим календарно-тематическое планирование данной программы носит свой неповторимый характер и отражает воспитательные мероприятия класса.
Раздел программы | Количество часов |
Вводное занятие/ Итоговое занятие | 2 часа |
Познавательная деятельность | 5 часов |
Художественное творчество | 10 часов |
Трудовая деятельность | 12 часов |
Патриотическая деятельность | 4 часа |
ИТОГО: | 66 часов |
«ШКОЛА ДОБРЫХ ДЕЛ»
Календарно-тематическое планирование
1 четверть (17 часов)
№ п/п | тема | часы | дата |
план | факт |
1. | Вводное занятие. | 1ч | 03.09 | |
2. | Дежурство в классе. Беседа по теме. | 1 ч | 06.09 | |
3. | Дежурство в классе. Составление графика и экрана чистоты в классе. | 1 ч | 10.09 | |
4. | Дежурство в классе. Практическое занятие. | 1ч | 13.09 | |
5. | Уход за комнатными цветами. Знакомство с видами комнатных растений. Интерактивная беседа. | 1ч | 17.09 | |
6. | Уход за комнатными цветами. Практическое занятие (полив, опрыскивание). | 1ч | 20.09 | |
7. | Уход за комнатными цветами. Практическое занятие (Рыхление земли). | 1ч | 24.09 | |
8. | День учителя. Беседа по теме. | 1ч | 27.09 | |
9. | «Открытка учителю». Творческая работа. | 1ч | 01.10 | |
10. | «Книга – наш лучший друг». Беседа по теме. | 1ч | 04.10 | |
11. | «Книга – наш лучший друг». Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с книгами. | 1ч | 08.10 | |
12. | Тематическая неделя «Весёлая геометрия». Беседа по теме. | 1ч | 11.10 | |
13. | «Любимый сказочный герой». Коллективная работа на школьный конкурс творческих работ. | 1ч | 15.10 | |
14. | «Осень разноцветная». Коллективная работа на школьный конкурс рисунков «Краски осени». | 1ч | 18.10 | |
15. | «Осень разноцветная». Коллективная работа на школьный конкурс рисунков «Краски осени». | 1ч | 22.10 | |
16. | Операция «Чистый класс». Подведение итогов дежурства в 1 четверти. | | 25.10 | |
17. | Операция «Чистый класс». Генеральная уборка класса. | 1ч | 29.10 | |
II четверть (7 часов)
№ п/п | тема | часы | дата |
план | факт |
1. | «Пернатые друзья – зимующие птицы». Изготовление кормушки. Творческая работа | 1ч | 12.11 | |
2. | День матери. Беседа. «Открытка для любимой мамочки». Творческая работа. | 1ч | 19.11 | |
3. | «Снеговик». Изготовление снежной фигуры на площадке ГПД. | 1ч | 26.11 | |
4. | «Мастерская Деда Мороза». Изготовление ёлочных игрушек и гирлянд. Творческая работа. | 1ч | 03.12 | |
5. | «Мастерская Деда Мороза». Подготовка класса к Новому году. | 1ч | 10.12 | |
6. | «Символ года». Коллективная творческая работа на школьный конкурс рисунков. | 1ч | 17.12 | |
7. | Трудовой десант. Генеральная уборка класса. | 1ч | 24.12 | |
III четверть (9 часов)
№ п/п | тема | часы | дата |
план | факт |
1. | Акция «Покормите птиц зимой». Кормление птиц. | 1ч | 14.01 | |
2. | «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!». Интерактивная беседа. Коллективная творческая работа в рамках тематической недели «Удивительный мир природы». | 1ч | 21.01 | |
3. | Домашние животные. Интерактивная беседа. Оформление выставки рисунков и фотографий домашних питомцев «Зверьё – моё». | 1ч | 28.01 | |
4. | Акция «Чистая дорожка». Уборка снега на крыльце ГПД. | 1ч | 04.02 | |
5. | «Защитник Отечества». Интерактивная беседа. Коллективная творческая работа в рамках школьного конкурса. | 1ч | 11.02 | |
6. | «Мой подарок для мамы». Подготовка поздравления и изготовление открытки. | 1ч | 25.02 | |
7. | «Масленичные забавы». | 1ч | 04.03 | |
8. | Акция «Береги учебник». Контроль за состоянием учебников, выявление и устранение недостатков, оказание помощи. | 1ч | 11.03 | |
9. | Операция «Чистый класс». Подведение итогов дежурства в 3 четверти, генеральная уборка класса. | 1ч | 18.03 | |
IV четверть (8 часов)
№ п/п | тема | часы | дата |
план | факт |
1. | «Цветы на подоконнике». Уход за цветами в рекреации начального звена. Практическое занятие. | 1ч | 01.04 | |
2. | «День космонавтики». Коллективная творческая работа на школьный конкурс. | 1ч | 08.04 | |
3. | «Выставка прикладного творчества». Экскурсия в музей «Истоки». | 1ч | 15.04 | |
4. | Акция «Белые журавлики». Изготовление бумажных журавликов – символа памяти павших в годы ВОВ. | 1ч | 22.04 | |
5. | Акция «Окна Победы». Оформление класса к Дню Победы. | 1ч | 29.04 | |
6. | Экскурсия к мемориалу, павшим в годы ВОВ, возложение цветов. | 1ч | 06.05 | |
7. | Трудовой десант. Генеральная уборка класса. | 1ч | 13.05 | |
8. | «Копилка добрых дел». Коллективный анализ деятельности в рамках программы. | 1ч | 20.05 | |
Методическое обеспечение программы
Компьютерная техника.
Интерактивная доска.
Интерактивные презентации.
Видеофильмы.
Наглядный и фото материалы.
Дидактические игры.
Методическая литература
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М., 1980.
3. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990.
4. Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.
5. Соловейчик С. А. Воспитание творчеством. М.: Знание. - 1978.
16