МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА № 13»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
клуб «Светофор»
5 класс
Милюхина Светлана Александровн учитель основ безопасности жизнедеятельности
г. Керчь
2020/2021 учебный год
Программа клуба «Светофор» для 5 класса разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», основной образовательной программы основного общего образования (5-9 кл. ФГОС) МБОУ г. Керчи РК «Школа № 13» на 2020-2025 гг (пр.№220 от 31.08.2020г).
Программа модифицирована на основе программы «Безопасность дорожного движения»: Программа и тематическое планирование. 5-7классов / авт.-сост. Р.П. Бабина – М.: Мнемозина, 2009 и авторской программы Н.Ф Виноградовой / Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей школьного возраста – М.: ЭНАС-КЛАСС. Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Цель программы: обучение элементарным правилам поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
По окончании изучения программы обучающимися должны быть достигнуты:
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
способность к самооценке.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование умений взаимодействовать с окружающими.
С этой целью планируется у обучающихся формирование следующих универсальных учебных действий:
познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделить и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием;
- работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Формы организации обучения: групповые и индивидуальные.
Виды деятельности: беседы, дискуссии, наблюдения, экспериментальные работы, творческие игры, практические работы, проектные работы.
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тема 1: ЮИД (5 часов) Отряды юных инспекторов движения. Роль и участие в обеспечении безопасности дорожного движения. Правила членов отряда. Мы - пассажиры. «Учимся соблюдать правила дорожного движения». Подготовка праздничной программы. Мы - ЮИД.
Тема 2: Наши верные друзья. (5 часов) Наши друзья – дорожные знаки. Знакомство со знаками. Дорожные знаки – пешеходам. Светофор и его сигналы. Виды пешеходных переходов. Чтение дорожных знаков. Творческая мастерская. Безопасный путь в школу. А знаешь ли ты. Почитаем знаки?
Тема 3: Это должны знать все. (5 часов) Правила движения в колонне. Где можно играть? Мы пассажиры общественного транспорта. Мы едем, едем, едем… Мы пассажиры личного транспорта. Загородная дорога. Пешеход на загородной дороге. Мой друг – велосипед. Учимся соблюдать ПДД.
Тема 4: Дорожная азбука (5 часов) Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице. «Безопасный путь: Дом – школа- дом». Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Улица. Тротуар. Проезжая часть. Где и как надо переходить дорогу? Дорожные знаки. Дорожная разметка и ее предназначение. Перекресток и его виды.
Тема 5: Улица полна неожиданностей. (5 часов) Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Безопасность на улице. Наш город, где мы живем. Опасности на наших улицах. Мы идем в школу. Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Правила перехода через дорогу. Школа безопасности. Добрая дорога.
Тема 6: Правила дорожного движения (5 часов) «Улица и мы». Обязанности пешеходов. Сигналы светофора. Пешеходные переходы. Правила поведения на улице. Элементы улиц и дорог. Движение по улицам и дорогам. Переход улицы на нерегулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки. Виды дорожных знаков. ГИБДД – помощник и друг.
Тема 7: Основы доврачебной медицинской помощи (4 часа) Общие принципы оказания доврачебной помощи. Состав и назначение аптечки. Чрезвычайные ситуации на дороге. Поведение при аварийной ситуации. Первая помощь при общих ранениях. Наложение жгута и повязок
Тематический план.
№ раздела | Содержание материала | Кол-во часов |
1 | ЮИД | 5 |
2 | Наши верные друзья | 5 |
3 | Это должны знать все | 5 |
4 | Дорожная азбука | 5 |
5 | Улица полна неожиданностей | 5 |
6 | Правила дорожного движения | 5 |
7 | Основы доврачебной медицинской помощи | 4 |
| Всего | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия по плану | Название раздела/ занятия | Дата по плану | Корректировка даты проведения занятия |
Тема 1: ЮИД (5 часов) |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | | |
2. | Входное тестирование на знание ПДД. | | |
3. | Отряды юных инспекторов движения. Роль и участие в обеспечении безопасности дорожного движения. Правила членов отряда. | | |
4. | Мы - пассажиры. «Учимся соблюдать правила дорожного движения». | | |
5. | Подготовка программы «Мы за безопасное движение!». | | |
Тема 2: Наши верные друзья. (5 часов) |
6. | Наши друзья – дорожные знаки. Знакомство со знаками. Чтение дорожных знаков. | | |
7. | А знаешь ли ты знаки? | | |
8. | Дорожные знаки – пешеходам. | | |
9. | Виды пешеходных переходов. | | |
10. | Творческая мастерская. Безопасный путь в школу. | | |
Тема 3: Это должны знать все. (5 часов) |
11 | Правила движения в колонне. Мы пассажиры личного транспорта. | | |
12 | Где можно и где нельзя играть. | | |
13 | Мы пассажиры общественного транспорта. Мы едем, едем, едем… | | |
14 | Загородная дорога. Пешеход на загородной дороге. | | |
15 | Мой друг – велосипед. Учимся соблюдать ПДД. | | |
Тема 4:Дорожная азбука (5 часов) |
16 | Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице. Дорожные знаки. | | |
17 | Движение пешеходов и машин. | | |
18 | Улица. Тротуар. Проезжая часть. Где и как надо переходить дорогу? | | |
19 | Дорожная разметка и ее предназначение. | | |
20 | Перекресток и его виды. | | |
Тема 5: Улица полна неожиданностей. (5 часов) |
21 | Безопасность на улице. Наш город, где мы живем. Школа безопасности. | | |
22 | Движение пешеходов и машин. Правила перехода через дорогу. | | |
23 | Практическое занятие «Правила перехода через дорогу» | | |
24 | Практическое занятие «Правила перехода через дорогу» | | |
25 | Интерактивная игра «Интеллектуальное многоборье» | | |
Тема 6: Правила дорожного движения (5часов) |
26 | Обязанности пешеходов. | | |
27 | Сигналы светофора. Пешеходные переходы. | | |
28 | Переход улицы на нерегулируемом перекрестке. | | |
29 | Сигналы регулировщика. | | |
30 | Сигналы регулировщика. ГИБДД – помощник и друг. | | |
Тема 7: Основы доврачебной медицинской помощи (4 часа) |
31 | Общие принципы оказания доврачебной помощи. Состав и назначение аптечки. | | |
32 | Чрезвычайные ситуации на дороге. Поведение при аварийной ситуации. | | |
33 | Первая помощь при общих ранениях. Наложение жгута и повязок | | |
34 | Итоговое занятие «Знатоки ПДД» | | |