Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кошелихинская основная школа»
городской округ город Первомайск Нижегородская область
Принято на педагогическом совете учителей школы протокол №10 от 31.08.2020г. | Утверждено приказом по школе от 01.09.2020г. №101 |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Умелые руки»
Возраст обучающихся: с 7 лет Срок реализации: 2 года.
Автор-составитель дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы:
Кутуева Д. А. , учитель начальных классов
с. Кошелиха, 2020 год
Содержание Программы
№ | Раздел программы | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебный план 1 года обучения | 8 |
3 | Содержание учебного плана 1 года обучения | 8 |
4 | Учебный план 2 года обучения | 11 |
5 | Содержание учебного плана 2 года обучения | 11 |
6 | Календарный учебный график 1 года обучения | 14 |
7 | Формы аттестации | 15 |
8 | Оценочные материалы | 15 |
9 | Методические материалы | 16 |
10 | Условия реализации программы | 18 |
11 | Список литературы | 20 |
12 | Приложения | 22 |
1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с:
Конвенцией о правах ребенка;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепцией дополнительного образования детей от 04.10.2014 № 1726;
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015
№ 09-3242;
Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29.03.2016 № ВК-641/09;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Постановлением администрации городского округа город Первомайск Нижегородской области от 03.04.2019 №547 «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования в муниципальных образовательных организациях городского округа город Первомайск Нижегородской области;
Уставом МАОУ «Кошелихинская ОШ»;
Положением об организации предоставления дополнительного образования в МАОУ «Кошелихинская ОШ», утвержденным приказом по школе от 01.09.2014 № 34/2 в редакции приказа от 19.05.2015 № 18/1 и от 15.01.2019 № 16;
Положением об аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Кошелихинская основная школа», утвержденным приказом по школе от 01.09.2019 № 45 с изменениями от 15.01.2019 № 16.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь интересно, многогранно и плодотворно. Во многом это зависит от успешной социализации.
Чем больше ребенок усвоит определенных систем знаний, норм и ценностей, тем проще будет ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Для всестороннего развития ребенка необходимо развивать его умственные, физические и творческие способности. Чем раньше будут определены его интересы и склонности, и начнется творческое воспитание детей, тем лучше они разовьются в будущем.
Советские психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев и др.) считали основой успешного процесса социализации социальную деятельность, включающую в себя развитие речи, труда, общения и познания.
Творчество – это неотъемлемая часть многих искусств и наук. Творческое воспитание детей необходимо для того, что бы они могли быстро анализировать информацию, умели самостоятельно принимать решения и также, имели собственную точку зрения. На творческое развитие ребенка влияют: игра, живопись, литература, искусство, декоративно – прикладное творчество.
К огромному сожалению, в мире продвинутых технологий, компьютеры заменили детям и взрослым совместные игры, чтение книг, походы на различные выставки, занятия творчеством. Это является проблемой творческого воспитания. На помощь родителям призваны прийти занятия дополнительного образования, где ребенка приобщат к различным видам творчества.
Актуальность программы.
Актуальность программы «Умелые руки» заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно-прикладного искусства, развивать свои креативные способности. Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать новые возможности; в стремлении избежать очевидных, традиционных решений; в выдвижении нестандартных, неординарных идей; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей- потребности в самореализации личности. У детей 7-11 лет хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно – образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкрепленное научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Умелые руки» имеет художественную направленность. Сравнительно несложные приемы изготовления поделок из бумаги, бисера, соленого теста, пластилина, природного материала и текстиля делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность
выразить свои скрытые таланты, воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Отличительные особенности программы.
Структура программы предусматривает преподавание материала по
«восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к темам, техникам и технологиям на более высоком и сложном уровне. Это способствует тому, что получая первичные знания и навыки на первом году обучения, у ребят появляется интерес, который они могут закрепить и развить в последующие года обучения. Все задания разнообразны и соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия (поделки), таким образом, теоретические знания и технологические приемы подкрепляются практикой.
Основные идеи программы: воспитание и обучение осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. обучающийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей от 7 лет. Возраст детей, участвующих в программе – младший и средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в проектную и исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности. В творческое объединение данной направленности входят и дети-инвалиды. В соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии специальных условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы указанными категориями обучающихся, не требуется. Работа строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведется как индивидуально с каждым ребенком, так и в группе, где дети-инвалиды чувствуют себя полноценными участниками образовательного процесса, работают на равных со всеми ребятами.
Новизна программы.
Чтобы у детей не пропал интерес к работе, на занятиях меняется вид работы. Дети в работе могут проявить выдумку, творчество, фантазию, что способствует повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа в творческом объединении «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю творческого
объединения совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа «Умелые руки» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, скрапбукинг, торцевание, поделки из бросового материала, поделки из природного материала дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Цель программы:
- развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Задачи программы:
Образовательные:
Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на природном материале;
Познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративной стилизации, фитодизайна, технологиями заготовки сырья, сушки растений, составления композиций.
Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие замыслы, идеи.
Развивающие:
развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
формирование и развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, мышления, художественного вкуса;
формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
развитие образного и логического мышления;
Развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор, эстетический вкус, моторику рук, внимание.
Воспитательные:
Воспитание трудолюбия, аккуратности,
бережное отношение к природе,
целеустремленности, правильно оценивать работу своих товарищей.
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 2 года, 37 часов в год, за 2 года – 74 часа.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Занятия проводятся в различных формах, таких как: практическое занятие, беседа, выставка, мастер-класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие и т.д.
Практическая значимость программы.
Практическая значимость программы состоит в развитии у обучающихся сенсомоторных навыков (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук), что является средством коррекции психического развития младшего школьника; создание соответствующей учебной социально- профессиональной среды для обучающихся.
В учебном плане образовательных учреждений на трудовое обучение детей 6
– 13 лет выделяется 2 часа в неделю, что является недостаточным для изучения основ декоративно – прикладного искусства – ручного труда. Данная программа поможет решить эту проблему. Приемы и навыки народно - декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами. Лепка, аппликация, плетение и др. - все эти виды деятельности дают возможность детям творчески развиваться.
При изготовлении поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору приемов работ и развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, с помощью таких видов художественного творчества, как аппликация, лепка, вышивка, конструирование, и дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 37 часов. Количество групп обучения – 1 группа.
Количество часов в неделю – 1 академический час (45 минут). Периодичность в неделю – 1 раз.
Продолжительность занятия – 1 академический час (45 минут) без перерыва.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
приемы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем, угольником);
свойства и возможности бумаги, бисера, пластилина, теста и текстиля, как материала для художественного творчества;
роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития;
основы композиции, формообразования, цветоведения;
основные виды работ: вырезание, плетение, складывание, наклеивание, декорирование, объемное конструирование;
способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Учащиеся должны уметь:
организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать простейшие технические рисунки, эскизы (определять название детали, материал из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры), и
самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу);
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале;
работать нужными инструментами и приспособлениями;
использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в объемах и плоскостных композициях;
творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения проектно – художественной задачи.
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | Формы аттестации и контроля |
Теория | Практика | Всего часов |
| Введение | 1 | - | 1 | Беседа |
1 | Работа с цветной бумагой и картоном | 4 | 8 | 12 | Выставка творческих работ, участие в конкурсах |
2 | Работа с тканью | 3 | 5 | 8 | Выставка творческих работ, участие в конкурсах |
3 | Работа с природным материалом | 1 | 6 | 7 | Выставка творческих работ, участие в конкурсах |
4 | Работа с бросовым материалом | 2 | 5 | 7 | Выставка творческих работ, участие в конкурсах |
5 | Выставка поделок и рисунков по итогам работы за год | - | 1 | 1 | Выставка поделок и рисунков (промежуточная аттестация) |
6 | Заключительное занятие | - | 1 | 1 | Анализ, самоанализ |
| Итого: | 11 | 26 | 37 | |
Содержание учебного плана 1 года обучения
Введение – 1 час.
ТЕМА 1. Введение в образовательную программу – 1 час.
Теоретические сведения: Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в объединении. Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения ножниц. Беседа.
раздел. Работа с цветной бумагой и картоном – 12 часов. ТЕМА 1. Закладка для книги – 1 час.
Теоретические сведения: Знакомство со свойства бумаги и картона; название инструментов и правила работы с ними; разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов.
Практическая работа: изготовление закладки для книг.
ТЕМА 2. Аппликация «Осень» - 2 часа.
Теоретические сведения: Знакомство с аппликацией.
Практическая работа: Изготовление аппликации с помощью шаблонов.
ТЕМА 3. Мозаика «Аленький цветочек» - 2 часа.
Теоретические сведения: знакомство с термином, обозначающим технику изготовления объектов и их значений - мозаика.
Практическая работа: Изготовление мозаики, используя шаблон.
ТЕМА 4. Игрушка «Матрёшка» - 2 часа.
Теоретические сведения: понятие об игрушке, назначение, применение.
Практическая работа: Изготовление конусов-оснований для игрушки, голова -
ТЕМА 5. Оригами « Тюльпан» – 1 час.
Теоретические сведения: Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».Приемы сгибания.
Практическая работа: Изготовление тюльпана по образцу.
ТЕМА 6. Ёлочные гирлянды, игрушки - 2 часа.
Теоретические сведения: Технология изготовления ёлочных игрушек из цветной бумаги.
Практическая работа: Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
ТЕМА 7. Поздравительные открытки (по замыслу) - 1 час.
Теоретические сведения: Технология изготовления открытки.
Практическая работа: Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).
ТЕМА 8. Карандашница «Зайчик» - 1 час.
Теоретические сведения: Технология изготовления карандашницы из картона.
Практические сведения: Изготовление карандашницы.
раздел. Работа с тканью - 8 часов. ТЕМА 1. Грелка на чайник - 2 часа.
Теоретические сведения: Знакомство со швами «потайной шов». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Выполнение выкройки грелки.
Практическая работа: Изготовление грелки на чайник, вареное яйцо по выкройке.
ТЕМА 2. Мягкая игрушка «Смешарик Крош» – 4 часа.
Теоретические сведения: Понятие мягкая игрушка, назначение, применение.
Практическая работа: Упражнение в выполнении швов «через край» и
«петельный шов»
Изготовление выкроек игрушки, сборка игрушки.
Выполнение игрушки швами «через край» и «петельным швом».
ТЕМА 3. Сердечко для мамы- 2 часа.
Теоретические сведения: Технология изготовления игрушки-сувенира
«Сердечко».
Практическая работа: Шитьё игрушки по выкройке. Украшение сувенира бисером и цветочками из фетра.
раздел. Работа с природным материалом - 7 часов.
ТЕМА 1. Экскурсия на природу с целью сбора природного материала - 1час.
Практическая работа: сбор и хранение собранного природного материала.
ТЕМА 2.Композиция из засушенных листьев -2 часа.
Теоретические сведения: Понятие о «композиции».
Практическая работа: Изготовление композиции из засушенных листьев.
ТЕМА 3. Животные из шишек - 1 час.
Теоретические сведения: Беседа о животных городского округа город Первомайск.
Практическая работа: Изготовление животных из шишек (по выбору учащихся)
ТЕМА 4. Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев) - 1 час.
Практическая работа: Картон покрыть тонким слоем пластилина (любого цвета), придумать, и составить на бутылке любую композицию из семян, листьев, крупы.
ТЕМА 5. Самостоятельная работа по замыслу детей - 2 часа.
Практическая работа: по готовым шаблонам изготавливают поделку из любого природного материала.
раздел. Работа с бросовым материалом – 7 часов. ТЕМА 1. Сувенир-подсвечник - 2 часа.
Теоретические сведения: технология изготовления поделки из ненужных компакт-дисков.
Практическая работа: Изготовление сувенира из ненужных компакт- дисков.
ТЕМА 2. Корзиночка из пластиковой бутылки - 2 часа.
Теоретические сведения: Технология изготовления корзиночки из пластиковой бутылки.
Практическая работа: Изготовление корзиночки. Оформление поделки.
ТЕМА 3. «Жар-птица из фантиков» - 1 час.
Теоретические сведения: Технология изготовления поделки из фантиков.
Практическая работа: изготовление жар-птицы.
ТЕМА 4. «Сладкая ягодка» - 1 час.
Теоретические сведения: Технология изготовления поделки из бумажных салфеток путём скатывания её в шарики.
Практическая работа: Изготовление поделки-ягодки из бумажных салфеток.
ТЕМА 5. Цыплёнок из «Киндер сюрприза» - 1 час.
Теоретические сведения: Технология изготовления поделки из «Киндер сюрпризов».
Практическая работа: изготовление поделки.
Выставка поделок и рисунков по итогам работы за год – 1 час.
Промежуточная аттестация.
Заключительное занятие - 1 час.
«Круглый стол». Анализ и самоанализ результатов работы за год.
Учебный план 2 года обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | Формы аттестации и контроля |
Теория | Практика | Всего часов |
| Введение | 1 | - | 1 | Беседа |
1 | Работа с картоном и бумагой | 3 | 7 | 10 | Выставка творческих работ, участие в конкурсах |
2 | Работа с тканью | 2 | 6 | 8 | Выставка творческих работ, участие в конкурсах |
3 | Работа с природным материалом | 2 | 6 | 8 | Выставка творческих работ, участие в конкурсах |
4 | Работа с бросовым материалом | 4 | 4 | 8 | Выставка творческих работ, участие в конкурсах |
5 | Выставка поделок и рисунков по итогам работы за год | - | 1 | 1 | Выставка поделок и рисунков (промежуточная аттестация) |
6 | Заключительное занятие | - | 1 | 1 | Анализ, самоанализ |
| Итого: | 12 | 25 | 37 | |
Содержание учебного плана 2 года обучения
Введение - 1 час.
ТЕМА 1. Вводное занятие– 1 час.
Теоретические сведения: Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте.
2 раздел. Работа с бумагой и картоном- 10 часов. ТЕМА 1. Лилия -1 час.
Теоретические сведения:
Закрепление знаний о свойствах бумаги и картона. Технология изготовления лилии.
Практическая работа: Изготовление поделки.
ТЕМА 2. Гофрированные фонарики - 1 час.
Теоретические сведения: Знакомство со свойствами гофрированной бумаги.
Практическая работа: Изготовление гофрированных фонариков (фонарик- веер, китайский фонарик).
ТЕМА 3. Аппликация «Осенний лес»- 1 час. Теоретические сведения: Виды бумаги и картона. Составление композиции на листе бумаги.
Практическая работа: Изготовление аппликации “Осенний лес”.
ТЕМА 4. Ёлочные игрушки и гирлянды - 2 часа.
Теоретические сведения: Технология изготовления ёлочных игрушек из цветной бумаги.
Практическая работа: Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
ТЕМА 5. Квиллинг «Цыплёнок» - 2 часа.
Теоретические сведения: Изготовление основных элементов. Подготовка рабочего места. Изучение основных элементов.
Практическая работа: Изготовление основных элементов поделки, оформление поделки.
ТЕМА 6. «Ромашка» -1 час.
Теоретические сведения: Подготовка рабочего места.
Практическая работа: Изготовление цветка по схеме. Сборка.
Окончательная отделка.
ТЕМА 7. Панно «Весеннее настроение» (плетение из газетных трубочек)- 2
часа.
Теоретические сведения: Подготовка рабочего места, выбор эскиза.
Практическая работа: Изготовление трубочек из газет. Сборка изделия.
Покраска. Окончательная отделка. Сушка. Покрытие лаком. Сушка готового изделия.
2 раздел. Работа с тканью – 8 часов. ТЕМА 1. Стиль, стилевое единство - 1 час.
Теоретические сведения: Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
ТЕМА 2.Лоскутная аппликация «Домик в деревне» - 4 часа.
Теоретические сведения: Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. Выполнение наброска аппликации на основе.
Практическая работа: Изготовление лоскутной аппликации.
ТЕМА 3. Мягкая игрушка «Ёжик» - 3 часа.
Теоретические сведения Изготовление выкройки игрушки.
Практическая работа: Шитье мягкой игрушки.
Раздел 3. Работа с природным материалом- 8 часов.
ТЕМА 1. Экскурсия на природу с целью сбора природного материала - 1
час.
Практическая работа: сбор и хранение собранного природного материала.
ТЕМА 2.Композиция из засушенных листьев -2 часа.
Теоретические сведения: Понятие о «композиции».
Практическая работа: Изготовление композиции из засушенных листьев.
ТЕМА 3. Животные из шишек - 1 час.
Теоретические сведения: Беседа о животных городского округа город Первомайск. Практическая работа: Изготовление животных из шишек (по выбору учащихся)
ТЕМА 4. Рамочка для фото -2 часа.
Теоретические сведения: Технология изготовления рамочки.
Практическая работа: Выполнение рамочки, оформление рамочки природным материалом.
ТЕМА 5. Работа по замыслу детей -2 часа.
Практическая работа: Выполнение работы из природного материала по замыслу учащихся.
4 раздел. Работа с бросовым материалом- 8 часов.
ТЕМА 1. «Гусеничка» (из картонной упаковки для яиц) - 2 часа.
Теоретические сведения: Понятие «сувенир».
Практическая работа: Изготовление сувенира из бросового материала.
ТЕМА 2. «Кувшинка» (из пластиковых ложек)-2 часа.
Теоретические сведения: Технология изготовления поделки из пластиковых ложек.
Практическая работа: Изготовление и оформление поделки.
ТЕМА 3. Ваза с цветами (Из пластиковой бутылки) -2 часа. Теоретические сведения: Технология изготовления поделки. Практическая работа: Изготовление и оформление поделки. ТЕМА 4. «Танк» (из прямоугольных коробок) -2 часа.
Теоретические сведения: Технология изготовления поделки.
Практическая работа: Изготовление и оформление поделки
Выставка поделок и рисунков по итогам работы за год – 1 ч.
Промежуточная аттестация.
Заключительное занятие - 1 ч.
«Круглый стол». Анализ и самоанализ результатов работы за год.
Календарный учебный график
Начало учебного года – 01.09.2020г. Окончание учебного года – 31.05.2021г.
Продолжительность учебного года – 37 учебных недель. Общее количество часов в год – 37 часов.
Каникулы зимние (праздничные дни) – 31.12.2020г. – 10.01.2021г. Каникулы летние: 01.06.2021г. – 31.08.2021г.
Общее количество групп обучения – 1.
Количество часов в неделю –1 академический час (45 минут). Продолжительность занятия – 45 минут без перерыва.
День недели – пятница.
Начало занятий – 14ч.40мин.; окончание занятий – 15ч.25мин.
Год обуч ения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего учебн ых недель / часов | Всего часов по Програм ме |
31.08.-06.09. | 07.09.-13.09. | 14.09.-20.09. | 21.09.-27.09. | 28.09.-04.10. | 05.10.-11.10. | 12.10.-18.10. | 19.10.-25.10. | 26.10.-01.11. | 02.11.-08.11. | 09.11.-15.11. | 16.11.-22.11. | 23.11.-29.11. | 30.11.-06.12. | 07.12.-13.12. | 14.12.-20.12. | 21.12.-27.12. | 28.12.-03.01. | 04.01.-10.01. | 11.01.-17.01. | 18.01.-24.01. | 25.01.-31.01. | 01.02.-07.02. | 08.02.-14.02. | 15.02.-21.02. | 22.02.-28.02. | 01.03.-07.03. | 08.03.-14.03. | 15.03.-21.03. | 22.03.-28.03. | 29.03.-04.04. | 05.04.-11.04. | 12.04.-18.04. | 19.04.-25.04. | 26.04.-02.05. | 03.05.-09.05. | 10.05.-16.05. | 17.05.-23.05. | 24.05.-30.05. | 31.05.-06.06. | 07.06.-13.06. | 14.06.-20.06. | 21.06.-27.06. | 28.06.-04.07. | 05.07.-11.07. | 12.07.-18.07. | 19.07.-25.07. | 26.07.-01.08. | 02.08.-08.08. | 09.08.-15.08. | 16.08.-22.08. | 23.08.-29.08. | | Теор ия | Пра кти ка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | | | |
1 год обуч ения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | | | | 37/ 37 | 11 | 26 |
2 год обуч ения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | | | | | | | | | | | | 37/ 37 | 12 | 25 |
- Промежуточная аттестация - Ведение занятий по расписанию
- Каникулярный период - Проведение занятий не предусмотрено расписанием
Примечание: В летний период педагог организует и проводит занятия в летних оздоровительных лагерях.
15
Формы аттестации
Цель аттестации – выявление уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ.
Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках и мероприятиях, участие в муниципальных и областных конкурсах художественной направленности.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговые выставки поделок и рисунков;
Участие в районных, областных и всероссийских конкурсах художественной направленности;
Презентация итогов работы.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть:
однодневные - проводятся в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
-итоговые – в конце года организуется выставка поделок и рисунков, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Оценочные материалы
высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
низкий уровень – обучающийся овладел менее, чем 50% объёма знаний, предусмотренных дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой; обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.
высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания;
средний уровень - у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% умений и навыков, предусмотренных дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой.
Для соотнесения достигнутых результатов обучающихся к тому или иному уровню используется 10-ти бальная система оценок: высокий уровень – 9-10 баллов; средний уровень – 6-8 балов; низкий уровень – 1-5 баллов.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в
«Протоколе» аттестации обучающихся творческого объединения дополнительного образования МАОУ «Кошелихинская ОШ» (приложение № 1).
Методические материалы
Содержание программы нацелено на активизацию художественно- эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости
мышления.
Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Методы обучения:
на этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация.
на этапе закрепления изученного материала используются беседа, дискуссия, упражнения, практическая работа, дидактическая игра.
на этапе повторение изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками)
на этапе проверки полученных знаний – выполнение контрольных заданий, выставка.
При организации учебно-воспитательного процесса используются методы дифференцированного и интегрированного обучения.
При реализации программы «Умелые руки» в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально. Индивидуально педагог работает с детьми-инвалидами.
Учебное занятие — основная форма организации учебного процесса.
Формы организации учебного занятия:
беседа;
выставка;
лекция;
мастер-класс;
открытое занятие;
посиделки;
праздник;
творческая мастерская;
ярмарка.
Принципы построения программы:
Принцип добровольности. В Клуб принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Условия реализации программы
Программа «Умелые руки»» рассчитана на 2 года обучения и включает в себя 37 часов учебного времени (за 2 года обучения – 74 часа), из них:
год обучения: 11 часов – лекций,
26 часов – практикумов.
год обучения: 12 часов – лекций,
25 часов – практикумов.
Каждое занятие по темам включает в себя, как правило теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические занятия - это объяснения нового материала информационно-познавательного характера о видах прикладного
искусства, промыслах народной игрушки и.т.д. Большая часть времени в объединении отводится практической работе. Основной задачей творческого объединения является воспитание трудолюбия, эстетического вкуса, развитие творческой активности, фантазии, изобретательности.
Материально-техническое обеспечение
Занятия по программе «Умелые руки» проводятся в условиях природы при проведении экскурсий и в условиях кабинета начальных классов, где имеется все необходимое оборудование:
| Технические средства обучения |
1. | Интерактивная доска |
2. | Мультимедийный комплекс |
3. | Принтер |
4. | Сканер |
5. | Документ-камера |
| Экранно-звуковые пособия |
1. | Презентации к занятиям |
| Игры и игрушки |
1. | Наборы цветной бумаги, картона |
2. | Пластилин |
3. | Ножницы, клей |
4. | Образцы готовых изделий |
| Оборудование класса |
1. | Учительский стол, стул |
2. | Ученические столы, стулья |
3. | Доски для размещения образцов изделий и готовых поделок |
4. | Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий |
Кадровое обеспечение программы.
В реализации программы занят один педагог, руководитель творческого объединения «Умелые руки» Решетилова Елизавета Николаевна, учитель начальных классов.
Список литературы
Для педагога:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).
Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.
Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей [Текст] : метод.пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А. Костева
; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 36 с.
Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] : слов.-справ. / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: «Аким», 1995 г.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: «Литера», 1997г.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. СПб: «Кристалл», 2002 г.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. – СПб:
«Химия», 1995 г
Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992 г.
Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г. 13.Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс,
2007.
Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство
«Скрипторий 2003», 2007
Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс, 2004 г
Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985. 17.Миловский А. Песнь Жар-птицы. - М.: Искусство, 1987.
Москва. Просвещение. 1991г.
18.Некрылова А. Круглый год. - М.: Просвещение, 1991. 19.Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988
20.Задворная Т. Аранжировка цветов. - М.: Искусство, 1994. 21.Новикова Е. Вдохновение. - М.: Искусство, 1994.
Программы. Культура быта. - М.: Просвещение, 1986
Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963.
1991
Саркисова Л. Искусство букета. - М.: Искусство, 1970.
Субботина Т. Все хотят быть счастливыми. - М.: Просвещение, 1991. 26.Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.
Юдин Г. Птица Сирин и всадник на белом коне. - М.: Детская литература,
Для обучающихся:
Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2006г.
Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия:Академия «Умелые руки».)
10. Ж. Юный художник. - М.: 1979 № 9, 1985 №8,10, 1988 №7.
Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988.
Проп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963. Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987
Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: 2006 г.
Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. – М.: «Университет», 2000 г
12. Приложения
Приложение 1
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся МАОУ «Кошелихинская ОШ»
по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе 20 /20 учебный год
Название творческого объединения Название дополнительно общеобразовательной (общеразвивающей) программы _ Направленность Фамилия, имя, отчество педагога Форма проведения
Результаты итоговой аттестации
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Год обучения | Итоговая оценка |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
Всего аттестовано обучающихся. Из них по результатам аттестации: |
высокий уровень чел. средний уровень чел. низкий уровень _чел. |
« _» 20 г.
дата проведения
/ /
подпись расшифровка подписи
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
(37 часов в год – 1 час в неделю, 1 группа обучения) 1 год обучения
№ п/п | Тема | Общее количест во часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
| Введение | 1 | | | |
1 | Вводное занятие | 1 | | | |
| 1 раздел. Работа с цветной бумагой и картоном. | 12 | | | |
2 | Изготовление закладка для книги | 1 | | | |
3 | Знакомство с аппликацией. | 1 | | | |
4 | Изготовление аппликации «Осень» с помощью шаблонов | 1 | | | |
5 | Знакомство с термином «мозаика» | 1 | | | |
6 | Изготовление мозаики «Аленький цветочек» | 1 | | | |
7 | Понятие об игрушке, назначение, применение | 1 | | | |
8 | Изготовление игрушки «Матрешка» | 1 | | | |
9 | Оригами «Тюльпан» | 1 | | | |
10 | Технология изготовления ёлочных игрушек из цветной бумаги | 1 | | | |
11 | Изготовление елочных гирлянд, игрушек | 1 | | | |
12 | Изготовление поздравительных открыток (по замыслу). | 1 | | | |
13 | Изготовление карандашницы «Зайчик» | 1 | | | |
| 2 раздел. Работа с тканью. | 8 | | | |
14 | Знакомство со швами «потайной шов». Выполнение выкройки грелки. | 1 | | | |
15 | Изготовление грелки на чайник | 1 | | | |
16 | Понятие «мягкая игрушка», назначение, применение | 1 | | | |
17 | Упражнение в выполнении швов «через край» и «петельный шов» | 1 | | | |
18 | Изготовление выкроек игрушки, сборка игрушки «Смешарик Крош» | 1 | | | |
19 | Выполнение игрушки «Смешарик Крош» швами «через край» и «петельным швом» | 1 | | | |
20 | Технология изготовления игрушки- | 1 | | | |
| сувенира «Сердечко» | | | | |
21 | Шитьё игрушки по выкройке. Украшение сувенира бисером и цветочками из фетра. | 1 | | | |
| 3 раздел. Работа с природным материалом. | 7 | | | |
22 | Экскурсия на природу с целью сбора природного материала. | 1 | | | |
23 | Понятие о «композиции». | 1 | | | |
24 | Изготовление композиции из засушенных листьев | 1 | | | |
25 | Изготовление животных из шишек (по выбору обучающихся) | 1 | | | |
26 | Изготовление мозаики с использованием семян, камешек, листьев | 1 | | | |
27 | Самостоятельная работа по замыслу детей | 1 | | | |
28 | Самостоятельная работа по замыслу детей | 1 | | | |
| 4 раздел. Работа с бросовым материалом. | 7 | | | |
29 | Технология изготовления поделки из ненужных компакт-дисков. | 1 | | | |
30 | Изготовление сувенира-подсвечника из ненужных компакт-дисков. | 1 | | | |
31 | Технология изготовления корзиночки из пластиковой бутылки. | 1 | | | |
32 | Изготовление корзиночки из пластиковой бутылки. | 1 | | | |
33 | Изготовление жар-птицы из фантиков | 1 | | | |
34 | Изготовление поделки «Сладкая ягодка» из бумажных салфеток. | 1 | | | |
35 | Изготовление поделки-цыпленка из «Киндер-сюрприза» | 1 | | | |
36 | Выставка поделок и рисунков по итогам работы за год (промежуточная аттестация) | 1 | | | |
37 | Заключительное занятие | 1 | | | |
| Всего часов: | 37 | | | |
Календарно-тематическое планирование
(37 часов в год – 1 час в неделю, 1 группа обучения) 2 год обучения
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
| Введение. | 1 | | | |
1 | Вводное занятие | 1 | | | |
| 1 раздел. Работа с бумагой и картоном. | 10 | | | |
2 | Изготовление поделки «Лилия». | 1 | | | |
3 | Изготовление гофрированных фонариков | 1 | | | |
4 | Изготовление аппликации «Осенний лес». | 1 | | | |
5 | Технология изготовления ёлочных игрушек из цветной бумаги | 1 | | | |
6 | Изготовление елочных гирлянд, игрушек | 1 | | | |
7 | Изучение и изготовление основных элементов для квиллинга «Цыплёнок» | 1 | | | |
8 | Изготовление основных элементов поделки «Цыпленок», оформление поделки. | 1 | | | |
9 | Изготовление цветка «Ромашка» по схеме из гофрированной бумаги | 1 | | | |
10 | Выбор эскиза для панно «Весеннее настроение», изготовление трубочек из газет | 1 | | | |
11 | Сборка готового панно «Весеннее настроение» | 1 | | | |
| 2 раздел. Работа с тканью. | 8 | | | |
12 | Стиль, стилевое единство. | 1 | | | |
13 | Повторение ранее изученных способов и приемов шитья. | 1 | | | |
14 | Выполнение наброска аппликации на основе | 1 | | | |
15 | Изготовление лоскутной аппликации «Домик в деревне» | 1 | | | |
16 | Изготовление лоскутной аппликации «Домик в деревне» | 1 | | | |
17 | Изготовление выкройки мягкой игрушки «Ёжик» | 1 | | | |
18 | Пошив мягкой игрушки «Ёжик» | 1 | | | |
19 | Пошив мягкой игрушки «Ёжик» | 1 | | | |
| 3 раздел. Работа с природным материалом. | 8 | | | |
20 | Экскурсия на природу с целью сбора природного материала. | 1 | | | |
21 | Понятие о «композиции». | 1 | | | |
22 | Изготовление композиции из засушенных листьев. | 1 | | | |
23 | Изготовление животных из шишек (по выбору обучающихся) | 1 | | | |
24 | Технология изготовления рамочки для фото | 1 | | | |
25 | Выполнение рамочки для фото, оформление рамочки природным материалом. | 1 | | | |
26 | Выполнение работы из природного материала по замыслу обучающихся | 1 | | | |
27 | Выполнение работы из природного материала по замыслу обучающихся | 1 | | | |
| 4 раздел. Работа с бросовым материалом. | 8 | | | |
28 | Понятие «сувенир». | 1 | | | |
29 | Изготовление сувенира «Гусеничка» из картонной упаковки для яиц | 1 | | | |
30 | Технология изготовления поделки из пластиковых ложек. | 1 | | | |
31 | Изготовление поделки «Кувшинка» из пластиковых ложек | 1 | | | |
32 | Технология изготовления поделки из пластиковой бутылки | 1 | | | |
33 | Изготовление поделки «Ваза с цветами» из пластиковой бутылки | 1 | | | |
34 | Технология изготовления поделки из прямоугольных коробок | 1 | | | |
35 | Изготовление поделки «Танк» из прямоугольных коробок | 1 | | | |
36 | Выставка поделок и рисунков по итогам работы за год (промежуточная аттестация) | 1 | | | |
37 | Заключительное занятие | 1 | | | |
| Всего часов: | 37 | | | |