ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«УНЕЧСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
имени Героя России А.В Рассказы»
г. Унеча Брянской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08. «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
09.02.03.»Программирование в компьютерных системах»
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» разработана в соответствии с «Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. Минобразования России. Москва 2004». На основе примерной программы, созданной от 16.04.2008г. в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)».
Разработчик:
Вашкевич И.Г. – преподаватель ГБОУ СПО «УИТ», г. Унеча
Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО).
Заключение Экспертного совета №_________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Правовое обеспечения профессиональной деятельности»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО -09.02.03. «Программирование в компьютерных системах»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является базовой общеобразовательной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели:
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-овладение умением получать и осмысливать информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
-законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
-организационно-правовые формы юридического лица;
-права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
-порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;
-правила оплаты труда.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-использовать нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности;
-защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
-анализировать и оценивать результаты и последствия своей деятельности с правовой точки зрения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;
- решать практические жизненные проблемы, возникающие в правовой деятельности;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 75 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 50 часов;
самостоятельная работа студента 25 часов.
Изучение предмета заканчивается дифференцированным зачетом.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
практические занятия | 25 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 25 |
Итоговая аттестации в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной
деятельности»
Наименование разделов и тем | Но-мер уро-ка | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студента | Объем часов | Уровень освоения |
1 | | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Нормативно – правовые основы профессиональной деятельности. | 5 | |
Тема 1.1. Основные положения российского законодательства в области профессиональной деятельности. | | Содержание учебного материала | 2 | |
1. | 1.Понятие и виды норм права. | 1 | 2 |
2. | 2.Основы конституционного строя в области профессиональной деятельности. | 1 | 2 |
3. | Практическое занятие | 1 | |
№ 1.Порядок принятия и вступление в силу законов РФ. | 1 |
| Самостоятельная работа студентов | 2 |
№1.Составление кластера «Гражданство». | 1 |
№2 .Составление схемы «Достоинства и недостатки Конституции 1993 года»» | 1 |
Раздел 2. Правовые основы регулирования отношений в сфере профессиональной деятельности. | 20 | |
Тема 2.1. Предпринимательские отношения как предмет правового регулирования. | | Содержание учебного материала | 2 | |
4. | 3.Виды и формы предпринимательства | 1 | 2 |
5. | 4.Понятие и структура предпринимательских правоотношений. | 1 | 2 |
| Практические занятия | 2 | |
6. | №2.Составление схемы по теме «Формы собственности». | 1 |
7. | №3.Проведение анализа нормативно – правовых источников по теме «Формы собственности в РФ» | 1 |
| Самостоятельная работа студентов | 2 |
№3.Работа с учебной литературой по теме: «Способы защиты прав граждан». | 1 |
№4.Написание эссе на тему «Понятие собственности в экономической науке». | 1 |
Тема 2.2. Правовое положение субъектов в профессиональной деятельности. | | Содержание учебного материала | 3 | |
8. | 5.Понятие юридического лица. | 1 | 2 |
9. | 6.Учредительные документы юридического лица. | 1 | 2 |
10. | 7.Организационно-правовые формы юридических лиц. | 1 | 2 |
| Практические занятия | 3 | |
11. | №4.Составление опорного конспекта «Создание юридического лица». | 1 |
12. | №5.Составление опарного конспекта «Ликвидация юридических лиц». | 1 |
13. | №6.Работа с нормативными документами по теме «Правовой статус индивидуального предпринимателя». | 1 |
| Самостоятельная работа студентов | 2 |
№5.Составление схемы «Представительства и филиалы юридического лица». | 1 |
№6.Работа с учебной литературой по теме «Индивидуальные предприниматели, их права и обязанности». | 1 |
Тема 2.3 Гражданско-правовой договор. | | Содержание учебного материала | 2 | |
14. | 8.Понятие договора. | 1 | 1 |
15. | 9.Изменение и расторжение договора. | 1 | 2 |
| Практические занятия | 2 | |
16. | №7.Проведение анализа нормативных источников по теме «Общий порядок заключения договоров» | 1 |
17. | №8.Решение правовых задач «Ответственность за неисполнение договора» | 1 |
| Самостоятельная работа студентов | 2 |
| | №7.Написание эссе по теме «Основные виды договоров». | 1 | |
№8.Составление кроссвордов по теме «Гражданско-правовой договор». | 1 |
Раздел 3. Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности. | 43 | |
Тема 3.1. Трудовые правоотношения. | | Содержание учебного материала | 3 | |
18. | 10.Трудовое право. | 1 | 2 |
19. | 11.Трудовая правоспособность. | 1 | 2 |
20. | 12.Занятость и трудоустройство. | 1 | 2 |
| Практические занятия | 3 | |
21. | № 9.Составление схемы «Субъекты трудового права». | 1 |
22. | № 10.Решение правовых задач на тему «Правоспособность и дееспособность». | 1 |
23. | №11.Написание докладов по теме Основные нормативно- правовые акты регулирующие трудовые отношения» | 1 |
| Самостоятельная работа студентов | 2 |
№9.Работа с учебной литературой по теме «Источники трудового права». | 1 |
№10.Составление схемы «Субъективные права и обязанности». | 1 |
№11.Написание эссе на тему «Принципы трудового права» | |
Тема 3.2. Трудовой договор. | | Содержание учебного материала. | 3 | |
24. | 13.Понятие трудового договора. | 1 | 2 |
25. | 14.Права и обязанности сторон трудового договора. | 1 | 2 |
| Практические занятия | 3 | |
26. | №12.Разработка алгоритма «Заключение трудового договора». | 1 |
27. | №13.Составление схемы «Права и обязанности работодателя» | 1 |
28. | №14. Решение правовых задач на тему «Расторжение трудового договора» | 1 |
Самостоятельная работа студентов | 3 |
№12.Составление синквейна «Трудовой договор» | 1 |
№13.Составить таблицу «Виды трудовых договоров». | 1 |
| | №14.Составление кластера «Условия заключения трудового договора» | 1 |
Тема 3.3 Трудовая дисциплина. | | Содержание учебного материала | 3 | |
29. | 15.Рабочее время и время отдыха. | 1 | 2 |
30. | 16.Методы обеспечения трудовой дисциплины. | 1 | 2 |
31. | 17.Правовое регулирование труда женщин и подростков. | 1 | 2 |
| Практические занятия | 3 | |
32. | №15.Составление схемы «Виды дисциплинарной ответственности» | 1 |
33. | №16.Составление алгоритма «Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности» | 1 |
34. | №17.Составление алгоритма «Порядок снятия дисциплинарного взыскания» | 1 |
| Самостоятельная работа студентов | 3 |
№15-16. Работа с учебной и справочной литературой по теме «Правовое регулирование труда женщин и подростков». | 2 |
№17.Составление кластера «дисциплинарная ответственность» | 1 |
Тема 3.4 Материальная ответственность | | Содержание учебного материала | 3 | |
35. | 18.Заработная плата работников. | 1 | 2 |
36. | 19.Доплаты связанные с производством. | 1 | 2 |
37. | 20.Виды материальной ответственности. | 1 | 2 |
| Практические занятия | 2 | |
38. | №18.Составление таблицы «Материальная ответственность работодателя» | 1 |
39. | №19.Составление таблицы «Материальная ответственность работника» | 1 |
| Самостоятельная работа студентов | 3 |
№18.Составление опорного конспекта «Понятие материальной ответственности» | 1 |
№19.Написание эссе на тему «Социальные выплаты работникам». | 1 |
№20.Решение правовых задач «Возмещение причиненного вреда». | 1 |
Тема 3.5 Трудовые споры. | | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
40. | 21.Понятие и причины трудовых споров. | 1 | 2 |
41. | 22.Рассмотрение трудовых споров в КТС. | 1 | 2 |
42. | 23.Рассмотрение трудовых споров в суде. | 1 | 2 |
| Практические занятия | 3 | |
43. | №20.Составление схемы «Этапы рассмотрения коллективных трудовых споров». | 1 |
44. | №21.Составление алгоритма «Порядок проведения забастовки» | 1 |
45. | №22.Решение правовых задач по теме «Страховое и пенсионное дело» | 1 |
| Самостоятельная работа студентов | 3 |
№21-22.Составление схемы «Виды коллективного трудового договора» | 2 |
№23.Написание эссе по теме «Негосударственная пенсия» | 1 |
Раздел 4. Административное право. | 1 | |
Тема 4.1. Административное право. | | Содержание учебного материала | 1 | |
46. | 24.Административное правонарушение. | 1 | 2 |
47. | 25.Виды административных правонарушений. | | |
| Практические занятия | | |
48. | №23.Составление таблицы «Признаки административной ответственности». | |
49. | №24.Составление алгоритма «Назначение административных наказаний» | 1 |
| Самостоятельная работа студентов. | |
№24.Составление алгоритма «Порядок составления административного протокола». №25.Составление таблицы «Органы власти, рассматривающие дела об административных правонорушениях » | |
50. | Практическое занятие №25 в форме дифференцированного зачета . | 1 |
| Всего: | 75 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Право и обществознание».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места-30 (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;
-стенды;
-плакаты;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- телевизор;
- DVD-проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые источники: 1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2009.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 2011 г.
№ 363-ФЗ.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2009 г. г. № 209-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) //
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 20 июля 2011 г. № 250(в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) //
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 24июля 2009 г.
№ 213-ФЗ // СЗ РФ. – 2009. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2011 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2011. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
7. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 2008г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2007 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 2008. – № 52. – Ст. 5880.
8. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2010 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2008 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2010. – № 22. – Ст. 2031.
Основные источники:
Для обучающихся:
1.Румынина В. В. Правовое регулирование профессиональной деятельности. – М., 2013.
2.Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научно – практический) / под ред. К.Я. Ананьевой. М., 2002.
Для преподавателей:
1.Анисимов В. П., Васенков В. А., Дмитриева И. В., Коленова С. Д., Корнеева И. Л., Рацкевич С. В., Юрченко Н. А. Правоведение: практикум. – М., 3-е изд. 2012
2.Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Трудовое право: схемы и комментарии / под ред. к. ю. н. проф. В.Е.Шаркова. – М., 2011.
3.Иванов В.Н. Как защитить свои права и законные интересы. – М., 2012.
4.Козлов Ю.М. Административное право: учебник – М., 2010.
5.Пискарев И.К. Образцы судебных документов: практическое пособие. – М., 2011.
Интернет-ресурсы
Сервер органов государственной власти РФ: http://www.gov.ru
Официальный сайт Администрации Президента РФ: http://www.gov.ru/page2.html.
Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: http://www.duma.ru.
Официальный сайт Министерства Юстиции РФ: http://www.miniust.ru.
Научный Центр Правовой Информатизации Министерства Юстиции РФ: http://www.scli.ru.
Официальный сайт Верховного Суда РФ: http://www.supcourt.ru.
Правовая система «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru.
Правовая система «Гарант»: http://law.agava.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «ПРАВО». Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
анализировать актуальную информацию о законах, выявляя их общие черты и различия; | письменная работа в форме тестирования, индивидуальных заданий; устный индивидуальный опрос |
осуществлять поиск правовой информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную правовой информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы | устный индивидуальный опрос; письменная контрольная работа; словарный диктант; решение правовых задач; словарный диктант; |
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения правовых норм. | устный индивидуальный и фронтальный опрос |
формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам | устный контроль в форме дискуссии, индивидуальный опрос |
подготавливать устное выступление, творческую работу по правовой проблематике | устный контроль в форме реферата, проектной деятельности |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной правовой информации; решения практических жизненных проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных правовых действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; | устный контроль в форме дискуссии, дебатов; написание сочинения-рассуждения; решение правовых задач; составление кроссвордов; работа с учебной и справочной литературой; выполнение индивидуальный заданий по темам; составление кластеров и синквейнов; составление сравнительных таблиц; выполнение опорного конспекта. |
Знания: | |
Знания об основных принципах, нормах и институтах российского права. | письменная работа в форме тестирования; устный опрос – индивидуальный и фронтальный |
Знания о возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей | письменная работа в форме тестирования; индивидуальный и фронтальный опрос; решение правовых задач. |
Знания о способах международно-правовой защиты прав человека. | индивидуальный опрос; письменная контрольная работа; решение правовых задач. |
Знания о формах и процедурах избирательного процесса в России. | индивидуальный и фронтальный опрос в форме зачета |
Разработчик:
ГБПОУ «УИТ» преподаватель И.Г.Вашкевич
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)