Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.
Программа предшкольного образования “Будущий первоклассник ”, обучение детей на этапе “предшкольной подготовки” в режиме занятий ДОУ по программе “ Воспитания и обучения детей дошкольного возраста» под редакцией Васильевой, совместные занятия по внеурочной деятельности по программам «Рисование», «Юный эколог», «В мире сказок», «Уроки здоровья»
Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.
Занятия осуществляются учителями начальной школы, выпускающими 4-й класс, носят интегрированный игровой характер по направлениям:
№ п/п | Мероприятия | Цель мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Оформление стенда и странички на сайте школы «Для вас родители, будущих первоклассников»: | Информирование родителей о подготовке к школе | В течение года | Руководитель ОУ |
2. | Праздник “1 сентября – День Знаний”. | Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе. 2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником. | Сентябрь | Руководитель ОУ Учитель начальных классов воспитатели |
3. | Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителем начальных классов занятий в детских садах. | Познакомить воспитателей д/с с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы. Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах. Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду. Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников. | В течение года | Руководитель ОУ Учитель начальных классов воспитатели |
4. | Диагностика готовности первоклассника к школьному обучению | Выявление уровня готовности первоклассников к школьному обучению | сентябрь | Руководитель Учитель начальных классов |
5 | Дни методического взаимодействия ДОУ – начальная школа по теме: «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» (открытые уроки в первых классах для педагогов ДОУ) | Выявление уровня адаптации воспитанников в школе. Знакомство педагогов с системно-деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС) | октябрь | Руководитель Учитель начальных классов |
6 | Изучение организации учебно-воспитательного процесса первоклассников в адаптационный период | Создание благоприятных условий для адаптации к школе | сентябрь | руководитель |
7 | Работа Школы будущего первоклассника | 1.Создание условий для личностного развития ребенка. 2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться | Октябрь - апрель | Руководитель ОУ Учитель начальных классов воспитатели |
8 | Ознакомительная экскурсия в школу «Рабочее место ученика» | | октябрь | воспитатели |
9 | Проведение собеседования директором школы с учителем 1 класса и педагогами школ о ходе работы с картой готовности | Организация индивидуальной работы с первоклассниками с учётом результатов карты готовности | октябрь | учитель 1 класса |
10. | Семинар по теме «От карты готовности к ученическому портфолио» | Выработка единых подходов в работе | ноябрь | Педагоги школы и ДОУ |
11. | Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ» | Знакомство с опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий на дошкольной и начальной ступени образования | ноябрь | Педагоги ДОУ и ОУ |
12 | Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ Общие понимания и требования готовности ребенка к школе | .Выработать педагогами ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе. | декабрь | Руководитель ОУ Учитель начальных классов воспитатели |
13 | . «Волшебный Новой год» выставка поделок, объемных открыток(детское экспериментирование, работа в нетрадиционной технике) | Шефская помощь учащихся ОУ воспитанникам ДОУ. Обмен опытом по театрализованной деятельности. | Декабрь | Учитель начальных классов воспитатели |
14. | Проведение совместного педагогического совета “ Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста” | Выявить особенности программ по речевому развитию Подготовить к школе воспитанников д/с согласно программным требованиям ДОУ и школы. | Декабрь | Руководитель ОУ Учитель начальных классов воспитатели |
15 | Расширенное заседание окружного совета родительской общественности «Период адаптации первоклассника к школьному обучению» | Подготовка родителей старших дошкольников к переходу детей в новый социальный статус- первоклассника. | январь | Председатель родительского совета, родители, педагоги |
16 | Творческая встреча по теме «Подходы к оцениванию достижений старших дошкольников и младших школьников» | Определение единых подходов к оцениванию достижений старших дошкольников и младших школьников» | февраль | Руководитель ОУ Учитель начальных классов воспитатели |
17 | 3. «Русские валенки» выставка (украшение валенок) | | февраль | Учитель начальных классов воспитатели |
18 | «Будущий первоклассник – какой он?» (Портрет первоклассника в системе ФГОС) | | февраль | Руководитель ОУ Учитель начальных классов воспитатели |
19. | Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу. | Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительной группы. Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительной группы, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости. Выявить воспитанников подготовительной группы со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации. | Апрель-май | Учитель начальных классов воспитатели |
20. | Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа” | Привлечь родителей к обучению детей в школе своего района. Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе. | февраль | Учитель начальной школы Воспитатели ДОУ |
21. | Экскурсии воспитанников дошкольной группы в школу | Познакомить воспитанников дошкольной группы со школой, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой. Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе. | март | Учитель начальной школы |
22. | Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!” | 1. Выявить творческий потенциал детей предшкольного и школьного возраста. | Апрель | Учитель начальной школы Воспитатели |
23. | Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка” | Помощь родителям в решении педагогических проблем. | Март - май | Учитель начальной школы Воспитатели |
24. | Родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Знакомимся со школой | Показать с помощью компьютерной техники презентацию школы. Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников ДОУ. Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе. | Март | Учитель начальной школы |
25. | Праздник “Прощай, Азбука!” | 1 Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать. 2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником. | Март | Учитель начальной школы Воспитатели |
26 | Совещание «Правила приема детей в 1-й класс образовательных учреждений» | Показатели готовности ребенка к школе. Карта готовности ребенка к школьному обучению. Правила приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений | март | РуководительОУ |
27. | Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы | Составить примерный план совместной работы школы и д/с на будущий учебный год. Подвести итоги совместной работы школы и д/спо решению проблемы преемственности. | Апрель-май | Руководитель |
27 | 4. «Все стало вокруг голубым и зеленым» выставка рисунков детей ДОУ и учащихся | | апрель | Учитель начальной школы Воспитатели |
28 | «Готовы ли взрослые стать родителями первоклассника?» | | апрель | Учитель начальной школы Воспитатели |
29. | Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!” | Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе. | Май | Учитель начальной школы |
30 | Ознакомительные встречи учителей 1-х классов с учащимися, зачисленными в 1-е классы | Подготовка детей к началу обучения в школе | июнь | Выпускники ДОУ, учитель 1 класса |