УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»
РАССМОТРЕНО: педагогическим советом МБОУ «ТСШ №3» протокол №_______ «_____»______2024г. | УТВЕРЖДАЮ: директор МБОУ «ТСШ №3» ____________ Зверева Л.А. приказ №___от «___» ______2023г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПЛАНЕТА ЛЕТА»
Направленность – социально-гуманитарная
Уровень программы – стартовый
Возраст обучающихся – 6,5 - 17 лет
Срок реализации – 21 день
Автор-составитель:
Гаврилюк Н. П.,
старший воспитатель
п. Тея,
2024 г.
Название образовательного учреждения | МБОУ «ТСШ №3» |
Полное название программы | Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Планета Лето» |
ФИО авторов программы | Старший воспитатель лагеря – учитель начальных классов – Гаврилюк Наталья Петровна |
Направленность программы | Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. |
Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие, приобщение детей к трудовой деятельности. Профилактика правонарушений и обеспечение занятости подростков в летний период. |
Задачи программы | - создавать условия для организованного отдыха детей; - приобщать ребят к творческой, коллективной деятельности; - способствовать формированию культурного поведения, санитарно – гигиенической культуры; - создать благоприятные условия для укрепления здоровья детей; - предоставить ребёнку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале. |
Сроки реализации | Одна лагерная смена (21 день) |
Характеристика группы | Количество детей – 50 человек 1 - 8 класс При комплектовании особое внимание уделяется детям из многодетных, малообеспеченных семей, детей, состоящих на учетах СОП, УПК, ВШУ. |
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих документах:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступ. в силу с 01.03.2023);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
− Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ-245/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий");
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе, разработанное на основе нормативных документов: ФЗ от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018. №196.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Новизна и актуальность
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Лето – наилучшее время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Это время открытий и приключений, время игры и производительного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Пришкольный лагерь с дневным пребыванием – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном, это жизнь в новом коллективе. Он выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для обучающихся школы организуется оздоровительная площадка в пришкольном летнем лагере с дневным пребыванием детей. В основу организации лагеря закладываются здоровье сберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Основная идея программы пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате игры и общественно полезной деятельности.
Отличительные особенности программы:
- сотрудничество с Домом культуры п. Тея, планирование совместных мероприятий;
- сотрудничество с поселковой библиотекой;
- привлечение родителей к участию в жизни лагеря.
Адресат программы – обучающиеся школы в возрасте 6,5 - 17 лет.
Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей, состоящих на учетах СОП, УПК, ВШУ.
Программа реализуется в 4 отрядах, наполняемость которых: 2 отряда по 13 человек, 2 отряда по 12 человек.
Состав групп – разновозрастной.
Срок реализации программы – 21 день.
Объем учебных часов: 126 часов
Форма обучения – очная.
Режим занятий
Сбор детей/поднятие флага РФ | 8.30-9.00 |
Линейка/зарядка | 9.00-9.15 |
Завтрак | 9.15-10.00 |
Составление индивидуального плана на день | 10.00-10.30 |
Запланированная отрядная деятельность | 10.30-12.00 |
Обед | 12.15-12.00 |
Работа по плану отряда, кружки, секции | 13.00-14.00 |
Рефлексия отрядов, спуск флага РФ | 14.15-14.30 |
Уход | 14.30 |
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие, приобщение детей к трудовой деятельности. Профилактика правонарушений и обеспечение занятости подростков в летний период.
Задачи программы:
- создавать условия для организованного отдыха детей;
- приобщать ребят к творческой, коллективной деятельности;
-способствовать формированию культурного поведения, санитарно – гигиенической культуры;
- создать благоприятные условия для укрепления здоровья детей;
- предоставить ребёнку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 июня 1. Линейка открытие лагеря. 2. Акция «Мои безопасные каникулы» 3. Игровая программа «Детства чудесная пора» 4. Конкурс рисунков на асфальте «Детство в ярких красках». 5. «Танцевальный час. «В ритме детства» | 4 июня 1.Оформление отрядного уголка. Выбор названия, девиза, отрядной символики. 2. Творческая встреча «Знакомьтесь, это – мы!» 3. Игровая программа «Пусть всегда буду я!!!» (Библиотека п. Тея) | 5 июня 1. Конкурс отрядных уголков 2. Игровая программа «Мы – одна команда!» 3.Книжно-иллюстративная выставка «Эта земля – твоя и моя», ко Дню защиты окружающей среды (Библиотека п. Тея) |
6 июня 1. Конкурс знатоков «Ларец народной мудрости» 2.Театральный час «Там, на неведомых дорожках» (ДК п. Тея) 3. Сказка вслух «На солнечной поляне Лукоморья», к 225-летию Александра Пушкина, в рамках программы (Библиотека п. Тея) | 7 июня 1.День открытых дверей в пожарно-спасательной части. 2. Творческий конкурс «Юные пожарные» - приуроченный к дню празнования Красноярского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества. 3. Квест «Тропой туриста» Береги лес от пожара. | 10 июня 1. Научно-познавательные встречи «Мир науки вокруг меня» 2. Конкурсная программа «Эврика!» 3. Спортивные состязания. «Быстрее. Выше. Сильнее». |
11 июня 1.Тематический час «Ах, Россия моя дорогая!» 2. Час истории «Золотой самородок России», ко 185-летию начала золотодобычи в Северной тайге и Дню России (Библиотека п. Тея) 3. Конкурс рисунков, посвящённый 181-летию золотодобычи в Северной тайге. | 13 июня 1. Игровая программа «Символы государства». 2. Сюжетно-ролевая игра «Республика Детство». 3. Устный журнал «Ты тоже родился в России», посвящённый Дню России, культурного наследия народов РФ. (Библиотека п. Тея) 4. Выставка рисунков, поделок, стихов «Моя Россия». | 14 июня 1. Мастер-классы «Умелые ручки» 2.Игра по станциям «Твори! Выдумывай! Пробуй!» 3. Эстафета «Вместе мы сильнее» |
17 июня 1. Сказка. Играют дети. 2. Игровые миниатюры «Что для чего?». 3. Соревнования по ПДД «Дорожный лабиринт». 4. Акция «Спасибо за заботу» | 18 июня 1.Творческая мастерская «Подарок своей семье». 2. Гостиная династий «Ими гордится Россия» 3.Праздничная танцевальная программа «В кругу друзей» | 19 июня 1. Заучивание стихотворений о В О войне. 2. Караоке-клуб «Песни о Родине». 3. Шашечный турнир. (ДК п.Тея) 4. Информационный час «Женщины военных лет». |
20 июня 1. Конкурсно - игровая программа «Ищем таланты». 2. Час мужества «Тревожный рассвет 1941 года». 3. Кросс «Дорогою войны». | 21 июня 1.Экскурсия в школьный музей «Память». 2.Конкурс рисунков «Мирное небо». 3. Игра «Зарничка» | 24 июня 1. «Памяти, павших будьте достойны!» - митинг, посвящённый 83-ей годовщине начала Великой Отечественной войны (ДК) Чтение стихотворений у памятника. 2.Патриотическая программа «Тейцы-участники ВОВ. 3. Акция «Река Памяти» на реке Тея. |
25 июня 1. Большая командная игра «Физкульт-УРА!» 2. Время отрядного творчества и общий сбор участников «От идеи – к делу!» 3. По дорожкам, по тропинкам в страну здоровья. | 26 июня 1. Конкурсно - игровая программа «Театральный фейерверк». 2. «Читаем сказки братьев Гримм» - тематическая программа для детей ДК п.Тея) 3. Акция «Чистый двор». | 27 июня 1. Подготовка к празднику «Создаём праздник вместе» 2. Диалоговая площадка «100 причин любить Россию» 2. Соревнования «Малые олимпийские игры». |
28 июня 1. Игротека «Лето - весёлая пора» (библиотека п.Тея). 2. «Дружная компания» - вечер отдыха для детей (ДК п.Тея) 4. Игра «Лапта» на стадионе. | 1 июля 1. Туристический поход. 2. Акция «Экологический десант». | 2 июля 1. Праздничный калейдоскоп «По страницам нашей книги» 2. Итоговый огонёк «От друзей секретов нет» 3. Шоу-дискотека. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• положительное отношение ребёнка к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, спорт и здоровье;
• получение ребёнком положительного опыта взаимодействия друг с другом и внутри коллектива;
• проявление ребёнком интереса к различным видам деятельности (творческой, игровой, физкультурно-оздоровительной, познавательной);
• проявление ребёнком базовых умений самостоятельной жизнедеятельности: самообслуживание, бережное отношение к своей жизни и здоровью, безопасное поведение.
При построении педагогического процесса в летнем лагере необходимо учитывать следующие принципы:
• принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников при выборе содержания и форм деятельности;
• принцип событийности общелагерных дел и мероприятий, т.е. значительности и необычности каждого события как факта коллективной и личной жизни ребёнка в детском лагере;
• принцип включения детей в систему самоуправления жизнедеятельностью детского коллектива, направленный на формирование лидерского опыта и актуализацию активного участия в коллективных делах;
• принцип конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей, уважения личного мира каждого ребёнка.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 1 | 03.06.2024 | 02.07.2024 | 4 | 21 | 126 | Понедельник – Пятница 6 ч . |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
-спортивный зал;
- школьная библиотека;
- столовая;
- игровая комната;
- спортивная площадка;
- компьютер, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор;
- художественные средства, настольные игры, канцелярские принадлежности
Помещения | Применение | Источник финансирован ия и материальная база |
1 | 2 | 3 |
Кабинеты | Комнаты для отрядов, для отдыха, подготовки отрядных мероприятий | Материальная база школы |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) | Материальная база школы |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы |
Школьный двор | Отрядные дела, игры- путешествия | Материальная база школы |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Районный бюджет |
Комнаты гигиены | Туалеты, санитарный уголок | Материальная база школы |
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет-источники, цифровые, учебные и других информационные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы.
Кадровое обеспечение:
старший воспитатель лагеря;
воспитатели;
медицинский работник;
заведующая столовой;
повар;
кухонный работник;
обслуживающий персонал.
Подбор старшего воспитателя лагеря и воспитателей отрядов проводит администрация школы.
Старший воспитатель лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит работой лагеря и несёт ответственность за состояние воспитательной и хозяйственной работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечая за качество и эффективность.
Воспитатель организует активный отдых учащихся, следит за исполнением программы лагеря.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность её участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда, дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несёт персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребёнка своего отряда.
Обязанности обслуживающего персонала определяются старшим воспитателем лагеря.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Механизмы оценки результативности программы
1. Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
2. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере (Приложение 1).
3.Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворённости проведёнными мероприятиями.
4. Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание желаний (Приложение 1).
5. Отслеживание сплочённости детского коллектива.
В течение смены ведётся ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личностного состояния, уровня развития коллектива, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности воспитанников.
Список литературы
Аракелян Ю.А. «Смена маленького роста»: сборник информационно- методических материалов в помощь воспитателю детского лагеря, работающему с детьми 6-11 лет / Ю.А. Аракелян, А.А. Зарипова, С.И. Кравцова, О.В. Шевердина.
Багапова Л.Д. «Мгновения отличного настроения»: методический сборник игр и упражнений для отрядного педагога / Л.Д. Багапова, А.ПА. Сайфина, Н.А. Сакович.
Беляков Ю.Д. «Методика организации коллективных творческих дел и игр»: методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное.
Васильковская Н.И. «Создай команду!»: методическое пособие / Н.И. Васильковская, А.А. Сайфина, Л.Р. Уварова, Ю.С. Шатрова.
Иванченко И.В. «Как рождается микрогруппа?»: методическое пособие Издание 2-е, переработанное и дополненное.
Киреева А.А. «Нам доверяют матери ребёнка»: сборник интерактивных форм работы с детьми и подростками по формированию навыков безопасного поведения и профилактике травматизма в детском лагере. Издание 2-е, дополненное и переработанное.
Приложение 1
Анкета личностного роста
Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?
Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, настольный теннис и др.?
Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?
Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?
Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
Что ты рассказываешь дома о лагере?
Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).
Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?
Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?