| Приложение к приказу №____ от ___ сентября 2016 года |
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Поддержка»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
" Основная общеобразовательная школа № 1 имени Б.В.Волынова"
на 2016-2020 уч.г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Поддержка» |
Разработчики программы | Зам. директора по ВР Моховикова О.А. |
Цели программы | обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений; создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений. |
Сроки реализации программы | 2016-2020 |
Исполнители программы | Педагогический и ученический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе; стабилизация числа беспризорных детей подростков; преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних. |
Пояснительная записка
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной
социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в
России, которая характеризуется нарастанием социального
неблагополучия семей, падением их жизненного уровня,
криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и
порождают опасные для подрастающего поколения и общества в
целом тенденции:
· рост числа граждан, лишённых родительских прав, что
предопределяет широкое распространение социального сиротства и
беспризорности среди несовершеннолетних;
· массовые нарушение прав детей;
· рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который
ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых
несовершеннолетними;
· омоложение преступности;
· увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из
семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости
совершенствования системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации
работы образовательного учреждения в области профилактики была
создана программа профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних в МБОУ « Школа № 1».
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и
правонарушений составляют:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка 1995г.;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
Указы Президента РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях;
Постановление правительства РФ № 154 от 13.03.2002г. «О дополнительных мерах по усилению профилактики безнадзорности»;
Правила поведения учащихся.
Цели программы:
- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций,
связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- создать условия для эффективного функционирования
системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы:
- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с
подростками в образовательном учреждении;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних,
находящихся в трудной жизненной ситуации;
- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание
специализированной адресной помощи;
- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и
правовой поддержки учащихся;
- осуществление индивидуального подхода к учащимся и
оказание помощи в охране их психофизического и нравственного
здоровья;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди
учащихся, педагогических работников, родителей;
- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы
риска».
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока: организационная работа,
диагностическая работа, профилактическая работа с учащимися,
профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и
осуществление комплекса мероприятий по профилактике
правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании,
осуществление систематической работы с картотекой учащихся
«группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об
образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе
внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек
подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы,
организацию мониторинга здоровья учащихся.
Профилактическая работа со школьниками включает
предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и
детьми «группы риска». Предупредительно-профилактическая
деятельность осуществляется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она
способствует формированию у учащихся представлений об
адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям,
личности.
Профилактическая работа с родителями предусматривает
установление неиспользованного резерва семейного воспитания,
нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия
школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через
систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с
детьми и родителями, работу Совета школы, Совета профилактики.
Программу реализует администрация школы (с привлечением
заинтересованных ведомств), классные руководители, преподаватель ОБЖ.
В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
· Планирование и коррекция работы по профилактике
правонарушений совместно ПДН .
· Организация работы школьного Совета профилактики.
· Проведение тематических педагогических советов.
· Педагогический всеобуч для родителей.
· Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
· Составление социального паспорта классов, школы.
· Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей,
учащихся, стоящих на внутришкольном учёте.
· Проведение акции «Всеобуч», рейдов «Подросток» (посещение
семей микрорайона школы, выявление учащихся, не посещающих
школу).
· Выявление и постановка на учёт детей с девиантным
поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
Анкетирование учащихся 5-9-х классов на предмет выявления
фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических
веществ.
Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по
окончанию школы и дальнейших жизненных планов (8-9 классов)
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
реализация системы воспитательной работы школы;
проведение мероприятий совместно с ПДН ;
классные часы по пожарной безопасности, ПДД;
организация правового всеобуча;
профориентационная работа;
проведение бесед по профилактике употребления психоактивных
веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в
каникулярное время и интересным содержательным досугом в
течение всего года;
оказание помощи в трудоустройстве в летний период на
предприятиях города;
привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
выявление причин отклонений в поведении;
беседы классного руководителя, администрации школы с подростком;
приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
беседы инспектора ПДН;
вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
направление ходатайств в КДН;
проведение тренинговых занятий с категорией таких учащихся.
Профилактическая работа с родителями:
Выбор родительского комитета в классах.
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных,
многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.
Проведение родительского всеобуча.
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов,
медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками
образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских
собраний: лекции, конференции, ролевые игры, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок
Организационная работа
-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики
правонарушений,
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
2 блок
Диагностическая работа
-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиски взаимодействия школы и семьи,
- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,
- получение информации о состоянии здоровья учащихся
3 блок
Профилактическая работа со школьникам:
- сформировать у учащихся образ жизни,
-сформировать жизненную позицию ребёнка ,достойной человека,
-сформировать жизненную позицию ребёнка
4 блок
Профилактическая работа с родителями
-создание приоритетного родительского воспитания,
-организация педагогического просвещения родителей.
-построение демократической системы отношений детей и взрослых
План мероприятий направленных на реализацию направлений
программы
№ п/п | Содержание работы | Классы | Сроки | Ответственные |
1. Организационные мероприятия |
1 | Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы. | 1-9 | сентябрь | Классные руководители 1-9 классов |
2 | Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением , детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | 1-9 | сентябрь | Классные руководители 1-9 классов |
3 | Организация заполнения в классах социальных паспортов | 1-9 | сентябрь | Классные руководители 1-9 классов |
4 | Составление банка данных и социального паспорта школы | 1-9 | до 01.10. | Зам.директора по ВР |
5 | Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ПДН | 1-9 | сентябрь -октябрь | Зам.директора по ВР |
6 | Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану) | 1-9 | 1 раз в четверть | Зам.директора по ВР |
7 | Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций | 1-9 | сентябрь -октябрь | Классные руководители 1 -9 классов |
8 | Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б) посещение семьи; в)приглашение на Совет профилактики школы. | 1-9 | По мере необходимости | зам.директора по ВР |
9 | Участие в районных рейдах на квартиры учащихся, состоящих на учете в ПДН | 1-9 | По плану ПДН, КДН | зам.директора по ВР |
10 | Выступление на МО классных руководителей на тему: «Взаимодействие педагогов с учащимися, имеющими выраженные нарушения психологического здоровья» | 1-9 | январь | психолог |
2. Работа с учащимися |
1 | Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе | 1-9 | По мере необходимости. | Классные Руководители 1-9 классов |
2 | Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. | 1-9 | По мере необходимости. | Классные руководители 1-9 классов |
3 | Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы) | 1-9 | Постоянно | Зам.директора по ВР, старшая вожатая, классные руководители 1-9 классов |
4 | Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних | 1-9 | В течение года | Классные руководители, учитель обществознания |
5 | Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: тренинговые занятия; «круглые столы» | 1-9 | В течение года | Администрация школы , классные руководители, медиатор |
6 | Охват организованным отдыхом и трудом учащихся" группы риска" в каникулярное время и интересным ,содержательным досугом в течение года | 1-9 | В течение года | Педколлектив школы |
7 | Контроль над посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска». | 1-9 | Ежедневно | Администрация школы, классные руководители |
8 | Отчеты классных руководителей, самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости ,поведению, занятости в свободное время. | 1-9 | По мере необходимости | Классные руководители, Совет профилактики школы |
9 | Методическая помощь классным руководителям «Работа с подростками девиантного поведения» | 1-9 | В течение года | Классные руководители, психолог |
10 | Организация летнего отдыха учащихся. | 1-9 | Июнь, июль, август | Классные руководители 1-9 классов |
3. Работа с семьей |
1 | Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий | 1-9 | сентябрь | Классные руководители |
2 | Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | 1-9 | по мере необходимости | Классные руководители |
3 | Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися. | 1-9 | постоянно | Классные руководители |
4 | Консультирование родителей : а) педагогами школы; б) соц. педагогом; в)медработником, г)психологом, д) инспектором ПДН, е) наркологом | 1-9 | о мере необходимости | коллектив работников школы |
5 | Обучение родителей приемам педагогического контроля над детьми «группы риска»: а) на "круглых столах"; б) на малых педсоветах; в) на индивидуальных консультациях | 1-9 | по мере необходимости | Классные руководители , администрация школы |
6 | Организация тематических встреч родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. | 1-9 | по мере необходимости | Администра ция школы |
4.Профилактика алкоголизма и наркомании |
1 | Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений(курение, употребление спиртных напитков, использование нецензурных выражений). | 7-9 | по плану ВР класса, школы | Администра ция школы, инспектор ПДН |
2 | Диагностика и тестирование учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам | 7-9 | в течение года | Классные руководители |
3 | Проведение акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам» ( по отдельному плану) | 1-9 | апрель | Зам. дир. по ВР, учителя физической культуры |
4 | Освещение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на классных часах. | 7-9 | в течение года | Классные руководители |
5 | Организация занятий по профилактике табакокурения | 7-9 | в течение года | Классные руководители |
Конечный результат реализации программы
Положительная динамика состояния преступности, преодоление
тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних,
создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной
реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа
беспризорных детей и подростков.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе
профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются
следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати
лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль над поведением
которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)
содержанию со стороны родителей или законных представителей
либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и
(или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном
положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие
безнадзорности или беспризорности находится в обстановке,
представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не
отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо
совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети,
оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие
недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы
вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и
техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев
и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных
условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных
учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность
которых объективно нарушена в результате сложившихся
обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства
самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних - система социальных, правовых,
педагогических и иных мер, направленных на выявление и
устранение причин и условий, способствующих безнадзорности,
беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям
несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с
индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними
и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - понятие, означающее любое деяние,
нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой
юридический факт, предусматривающий противоправное виновное
деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За
правонарушение законом предусматривается соответственно
гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная
ответственность.