СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики безнадзорности.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики безнадзорности.»


Приложение к приказу №____

от ___ сентября 2016 года



Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Поддержка»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

" Основная общеобразовательная школа № 1 имени Б.В.Волынова"

на 2016-2020 уч.г.


Паспорт программы

Наименование программы

Программа по профилактике

безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних «Поддержка»

Разработчики программы

Зам. директора по ВР Моховикова О.А.

Цели программы

обеспечить единый комплексный

подход к разрешению ситуаций,

связанных с проблемами

безнадзорности и правонарушений;

создать условия для эффективного

функционирования системы

профилактики безнадзорности и

правонарушений.

Сроки реализации программы

2016-2020

Исполнители программы

Педагогический и ученический

коллектив

Ожидаемые конечные результаты

реализации программы

создание условий для обеспечения

защиты прав детей, их социальной

реабилитации и адаптации в обществе;

стабилизация числа беспризорных

детей подростков;

преодоление тенденции роста числа

правонарушений несовершеннолетних.



Пояснительная записка


Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной

социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в

России, которая характеризуется нарастанием социального

неблагополучия семей, падением их жизненного уровня,

криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и

порождают опасные для подрастающего поколения и общества в

целом тенденции:

· рост числа граждан, лишённых родительских прав, что

предопределяет широкое распространение социального сиротства и

беспризорности среди несовершеннолетних;

· массовые нарушение прав детей;

· рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который

ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых

несовершеннолетними;

· омоложение преступности;

· увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из

семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости

совершенствования системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации

работы образовательного учреждения в области профилактики была

создана программа профилактики правонарушений среди

несовершеннолетних в МБОУ « Школа № 1».

Правовая основа программы


Правовую основу программы профилактики безнадзорности и

правонарушений составляют:

Международная Конвенция ООН о правах ребёнка 1995г.;

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон РФ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних»;

Указы Президента РФ;

Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях;

Постановление правительства РФ № 154 от 13.03.2002г. «О дополнительных мерах по усилению профилактики безнадзорности»;

Правила поведения учащихся.



Цели программы:


- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций,

связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

- создать условия для эффективного функционирования

системы профилактики безнадзорности и правонарушений.


Задачи программы:


- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с

подростками в образовательном учреждении;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних,

находящихся в трудной жизненной ситуации;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание

специализированной адресной помощи;

- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и

правовой поддержки учащихся;

- осуществление индивидуального подхода к учащимся и

оказание помощи в охране их психофизического и нравственного

здоровья;

- осуществление консультативно-профилактической работы среди

учащихся, педагогических работников, родителей;

- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы

риска».

Содержание программы.


Программа содержит 4 блока: организационная работа,

диагностическая работа, профилактическая работа с учащимися,

профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и

осуществление комплекса мероприятий по профилактике

правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании,

осуществление систематической работы с картотекой учащихся

«группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об

образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе

внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек

подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы,

организацию мониторинга здоровья учащихся.

Профилактическая работа со школьниками включает

предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и

детьми «группы риска». Предупредительно-профилактическая

деятельность осуществляется через систему классных часов,

общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она

способствует формированию у учащихся представлений об

адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям,

личности.

Профилактическая работа с родителями предусматривает

установление неиспользованного резерва семейного воспитания,

нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия

школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через

систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с

детьми и родителями, работу Совета школы, Совета профилактики.

Программу реализует администрация школы (с привлечением

заинтересованных ведомств), классные руководители, преподаватель ОБЖ.

В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.


Планы мероприятий по каждому блоку работы


Организационная работа:

· Планирование и коррекция работы по профилактике

правонарушений совместно ПДН .

· Организация работы школьного Совета профилактики.

· Проведение тематических педагогических советов.

· Педагогический всеобуч для родителей.

· Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».

· Составление социального паспорта классов, школы.

· Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей,

учащихся, стоящих на внутришкольном учёте.

· Проведение акции «Всеобуч», рейдов «Подросток» (посещение

семей микрорайона школы, выявление учащихся, не посещающих

школу).

· Выявление и постановка на учёт детей с девиантным

поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

Анкетирование учащихся 5-9-х классов на предмет выявления

фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических

веществ.

Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по

окончанию школы и дальнейших жизненных планов (8-9 классов)


Профилактическая работа со школьниками:


1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

реализация системы воспитательной работы школы;

проведение мероприятий совместно с ПДН ;

классные часы по пожарной безопасности, ПДД;

организация правового всеобуча;

профориентационная работа;

проведение бесед по профилактике употребления психоактивных

веществ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;

охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в

каникулярное время и интересным содержательным досугом в

течение всего года;

оказание помощи в трудоустройстве в летний период на

предприятиях города;

привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

выявление причин отклонений в поведении;

беседы классного руководителя, администрации школы с подростком;

приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;

беседы инспектора ПДН;

вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

направление ходатайств в КДН;

проведение тренинговых занятий с категорией таких учащихся.


Профилактическая работа с родителями:


Выбор родительского комитета в классах.

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных,

многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.

Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.

Проведение родительского всеобуча.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов,

медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками

образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских

собраний: лекции, конференции, ролевые игры, практикумы и др.


Планируемые результаты:

1 блок

Организационная работа

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики

правонарушений,

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

Диагностическая работа

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиски взаимодействия школы и семьи,

- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,

- получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

Профилактическая работа со школьникам:

- сформировать у учащихся образ жизни,

-сформировать жизненную позицию ребёнка ,достойной человека,

-сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

Профилактическая работа с родителями

-создание приоритетного родительского воспитания,

-организация педагогического просвещения родителей.

-построение демократической системы отношений детей и взрослых

План мероприятий направленных на реализацию направлений

программы

п/п

Содержание работы

Классы

Сроки

Ответственные

1. Организационные мероприятия

1

Изучение и систематизация

социальной структуры

семей уч-ся школы.

1-9

сентябрь

Классные

руководители

1-9 классов

2

Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением , детей из

неблагополучных и

малообеспеченных семей

1-9

сентябрь

Классные

руководители

1-9 классов

3

Организация заполнения в

классах социальных

паспортов

1-9

сентябрь

Классные

руководители

1-9 классов

4

Составление банка данных и

социального паспорта

школы

1-9

до 01.10.

Зам.директора

по ВР

5

Планирование и

корректирование работы по

профилактике

правонарушений уч-ся

школы совместно с КДН и ПДН

1-9

сентябрь

-октябрь

Зам.директора

по ВР

6

Организация работы Совета

профилактики школы ( по

отдельному плану)

1-9

1 раз в

четверть

Зам.директора

по ВР

7

Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций

1-9

сентябрь

-октябрь

Классные

руководители

1 -9 классов

8

Своевременное принятие

мер по поступившим

сигналам о

правонарушениях учащихся:

а) индивидуальные беседы;

б) посещение семьи;

в)приглашение на Совет

профилактики школы.

1-9

По мере

необходимости

зам.директора

по ВР

9

Участие в районных рейдах на квартиры учащихся, состоящих на учете в ПДН

1-9

По плану ПДН, КДН

зам.директора

по ВР

10

Выступление на МО

классных руководителей на тему: «Взаимодействие

педагогов с учащимися,

имеющими выраженные

нарушения психологического здоровья»

1-9

январь

психолог

2. Работа с учащимися

1

Оказание помощи вновь

прибывшим учащимся в

адаптации в новом классном коллективе

1-9

По мере

необходимости.

Классные

Руководители

1-9 классов

2

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации.

1-9

По мере

необходимости.

Классные

руководители 1-9 классов

3

Организация досуга

учащихся (по плану

воспитательной работы

школы)

1-9

Постоянно

Зам.директора

по ВР, старшая вожатая,

классные

руководители

1-9 классов

4

Изучение федеральных,

региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых

для профилактики

правонарушений

несовершеннолетних

1-9

В течение года

Классные руководители, учитель

обществознания

5

Обучение учащихся

способам разрешения

конфликтов: тренинговые

занятия; «круглые столы»

1-9

В

течение

года

Администрация школы , классные

руководители, медиатор

6

Охват организованным

отдыхом и трудом учащихся" группы риска" в каникулярное время и

интересным ,содержательным досугом в течение года

1-9

В

течение

года

Педколлектив школы

7

Контроль над

посещаемостью уроков,

поведением детей «группы риска».

1-9

Ежедневно

Администрация школы,

классные руководители

8

Отчеты классных

руководителей,

самоотчеты

учащихся на заседаниях

Совета профилактики

школы об успеваемости,

посещаемости ,поведению, занятости в свободное время.

1-9

По мере

необходимости

Классные руководители,

Совет

профилактики школы

9

Методическая помощь

классным руководителям

«Работа с подростками

девиантного поведения»

1-9

В

течение

года

Классные

руководители, психолог

10

Организация летнего отдыха

учащихся.

1-9

Июнь, июль, август

Классные

руководители

1-9 классов

3. Работа с семьей

1

Изучение социальной структуры семей учащихся

школы, определение их

социальных категорий

1-9

сентябрь

Классные руководители

2

Выявление семей,

уклоняющихся от

воспитания детей,

неблагополучных семей.

1-9

по мере

необходимости

Классные руководители

3

Привлечение родителей к

воспитательной работе с

учащимися.

1-9

постоянно

Классные руководители

4

Консультирование

родителей :

а) педагогами школы;

б) соц. педагогом; в)медработником,

г)психологом,

д) инспектором ПДН,

е) наркологом


1-9

о мере

необходимости

коллектив

работников

школы

5

Обучение родителей

приемам педагогического

контроля над детьми

«группы риска»: а) на

"круглых столах"; б) на

малых педсоветах; в) на

индивидуальных консультациях

1-9

по мере

необходимости

Классные руководители ,

администрация школы

6

Организация тематических встреч родителей с руководителями

образования,

представителями

правоохранительных

органов, прокуратуры,

органов здравоохранения.

1-9

по мере

необходимости

Администра

ция школы

4.Профилактика алкоголизма и наркомании

1

Проведение тематических

бесед и лекций с

разъяснением учащимся

ответственности за

совершение правонарушений(курение,

употребление спиртных

напитков, использование

нецензурных выражений).

7-9

по плану

ВР класса, школы

Администра

ция школы,

инспектор

ПДН

2

Диагностика и тестирование

учащихся по выявлению их склонностей к вредным

привычкам

7-9

в течение

года

Классные руководители

3

Проведение акции «Спорт

как альтернатива пагубным привычкам»

( по отдельному плану)

1-9

апрель

Зам. дир.

по ВР, учителя физической культуры

4

Освещение вопросов

профилактики алкоголизма и наркомании на классных

часах.

7-9

в

течение

года

Классные

руководители

5

Организация занятий по

профилактике

табакокурения

7-9

в

течение

года

Классные

руководители



Конечный результат реализации программы


Положительная динамика состояния преступности, преодоление

тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних,

создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной

реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа

беспризорных детей и подростков.


Понятия, употребляемые в работе по профилактике

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе

профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются

следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати

лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль над поведением

которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего

исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)

содержанию со стороны родителей или законных представителей

либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и

(или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном

положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие

безнадзорности или беспризорности находится в обстановке,

представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не

отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо

совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети,

оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие

недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы

вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и

техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев

и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных

условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных

учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность

которых объективно нарушена в результате сложившихся

обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства

самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних - система социальных, правовых,

педагогических и иных мер, направленных на выявление и

устранение причин и условий, способствующих безнадзорности,

беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям

несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с

индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними

и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - понятие, означающее любое деяние,

нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой

юридический факт, предусматривающий противоправное виновное

деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За

правонарушение законом предусматривается соответственно

гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная

ответственность.