СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики суицидального поведения у подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на координацию взаимодействия педагогического коллектива по профилактике негативных явлений в школе, а именно по профилактике суицидального поведения у подростков, своевременное выявление детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере и оказание им своевременной помощи на разных уровнях.

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики суицидального поведения у подростков»

Программа профилактики суицидального поведения среди учащихся

Разработала педагог-психолог МБОУ «СОШ № 36» г.Ангарска

Гардабудских Надежда Степановна



Цель: профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних.

Задачи:

- проведение мониторинга, направленного на выявление детей склонных к суицидальному поведению;

 - изучение особенностей  учащихся составляющих группу риска;

- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;

- сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.


Уровни профилактики суицида в образовательной среде

Первый уровень – общая профилактика

Цель - повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия.
Организация внеклассной воспитательной работы. Привлечение к общественной деятельности в школе и классе. Взаимодействие школы и семьи.
Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составление плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

  • Формирование позитивного образа Я, через индивидуальную и групповую работу.

  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.


Второй уровень – первичная профилактика

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия
1.Диагностика суицидального поведения
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

  • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.


2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.


3.Классные часы, круглые столы, стендовая информация
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук и использование информации в работе с педагогами и родителями.

  • Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.


С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о  суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи, оказавшемуся в беде другу или знакомому.

4.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.

  • Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.


Третий уровень – вторичная профилактика

Цель - Предотвращение самоубийства
Мероприятия
1.Оценка риска самоубийства
Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

  • Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.


2.Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.

3.Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.

Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

  • Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

  • Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.

  • Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.



Четвертый уровень – третичная профилактика

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
•    Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
2.Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. Помощь оказывают медицинские психологи, психотерапевты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

2017-2018 учебный год

Виды деятельности

Название мероприятия

Категория (участники образовательного процесса)

Ответственные

Сроки проведения

Диагностическая работа

Мониторинг: Тест Бека

«Отношение к будущему»

Учащиеся 7-11 класс

педагог-психолог

октябрь-ноябрь

Мониторинг: Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку)

Учащиеся 7-11 классов

педагог-психолог

октябрь-ноябрь

Исследование тревожности

по Филлипсу, Прихожан

Учащиеся

5-11 кл. (выборочная)

педагог-психолог

в течение года

Исследование акцентуации характера по Леонггарду Шмишеку

Учащиеся

гр риска

педагог-психолог

в течение года

Исследование личностных особенностей по методике FPI

Учащиеся

гр риска

педагог-психолог

в течение года

Мониторинг: Исследование социального статуса в классе (Социометрия)

Учащиеся

1-11 кл.

Классный руководитель

Декабрь-январь

Мониторнг: Исследование психологического климата классного коллектива

Учащиеся

1-11 кл.

Классный руководитель

март

Коррекционная, профилактическая работа

Индивидуальные занятия с детьми группы риска

Учащиеся 5-11 классов

педагог-психолог

в течение года

Факультативные занятия «Психология»

Учащиеся 5-9 класс

педагог-психолог

в теч. года

Групповые занятия для мальчиков и девочек «Гендерные особенности подростков»

Учащиеся 7-8 кл

педагог-психолог

в течение года

Беседы на факультативах

«Опасности социальных сетей и как себя обезопасить», «Школьный буллинг и как ему противостоять»

Учащиеся 5-9 класс

педагог-психолог


в течение года

Индивидуальные занятия с тревожными учащимися

Учащиеся 11 класса


педагог-психолог


апрель

Групповые занятия по снятию эмоционального напряжения по программе «Психологическая подготовка к экзаменам»

Учащиеся 9 класса

педагог-психолог

январь-май

Занятия по превентивным программам «Полезные навыки» 5-9 кл. и «Полезная прививка» 10-11кл.

Учащиеся 5-11 классов

Классные руководители

в течение года

Консультационная работа


Консультация

«Доверяй своим родителям».

Учащиеся

педагог-психолог

В течение года

Консультация «Конфликт. Способы разрешения».


Родители, педагоги, учащиеся

педагог-психолог

В течение года

Консультация «Боремся с агрессией»


Учащиеся

педагог-психолог

В течение года

Консультация «Что делать с гневом»


Учащиеся с проявлениями агрессивного поведения

педагог-психолог

В течение года

Консультация «Как помочь эмоциональным детям».

Педагоги, родители

педагог-психолог

В течение года

Консультирование на тему «О насилии»

Учащиеся

социальный педагог,

педагог-психолог

В течение года

Консультирование на тему «Бродяжничество, насилие, суициды детей».

Родители и педагоги

социальный педагог,

педагог-психолог

В течение года

Консультирование на тему «Подросток и взрослые: пути к пониманию».

Родители и педагоги

социальный педагог,

педагог-психолог

В течение года

Консультирование на тему «Поддержка ребенка во время экзаменов».

Родители, педагоги, учащиеся 9 и 11 кл.


педагог-психолог

2 полугодие

Просветительская работа

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Организация работы классного руководителя по сопровождению детей группы риска»

Педагоги

педагог-психолог,

социальный педагог

Декабрь-январь

Выступление на родительских собраниях «Возрастные особенности детей»

Родители 1-11 классов

классные руководители

сентябрь

Выступление на общешкольном родительскеом собрании «Адаптация пятиклассников»

Родители 5-х классов

педагог-психолог

сентябрь

Выступление на общешкольном родительском собрании «Безопавсность детей в социальных сетях»

Родители 5-9 классов

педагог-психолог

январь

Лекция для родителей на тему: "Психологическое здоровье подростков".

Распространение памяток на тему: "Профилактика подросткового суицида".

Родители 7-9 классов

психолог обл.центра коррекции, профилактики и реабилитации Малыгина О.Ю.

март

Выступление на родительском собрании «Психологическая поддержка детей родителями в период подготовки и сдачи ГИА»

Распространение памяток.


Родители 9 и 11 классов

педагог-психолог

февраль

март

Неделя права.

Единые классные часы в 5-7 классах «Конвенция ООН о правах ребенка», в 8-11 классах «Насилие и закон»

Учащиеся 5-7 классов

социальный педагог,

педагог-психолог, классный руководитель

ноябрь

Профилактический десант «Я выбираю жизнь» (с приглашением специалистов)

Учащиеся 6-11 классов

социальный педагог,

специалисты центра

ноябрь

Акция «Здоровье в ваших руках»

Учащиеся, родители

соц.педагог, психолог

классный руководитель

февраль

Акция к Всемирному Дню здоровья.

Учащиеся 1-11 классов

соц.педагог, психолог

зам.директора по ВР

пригласить специалистов областного центра по профилактике наркомании.

апрель


Совещание «Психологическая поддержка учащихся»

Педагоги

Педагог-психолог

февраль

Организационно-методическая деятельность

Написание характеристик учащимся и направлений на консультацию к специалистам МПЦ


Педагог-психолог

В течение года

Посещение семинаров


Педагог-психолог

В течение года


Методический материал

Литература

  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

  2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

  3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.

  4. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).

  5. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.

  6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2

  7. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.

  8. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

  9. Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.

  10. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15

  11. Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.

  12. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.

  13. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4

  14. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

  15. Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.

  16. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2

  17. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.