Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида №16
«Утверждаю»
Директора школы-интерната № 16
____________________Е.А. Нархова
«____» __________________2016 год
Программа работы
психолога с родителями
на 2016-2017 учебный год
г. Шахты
Актуальность программы
Семья - главный фактор воспитания семьянина. Но ее воспитательное влияние в настоящее время ослабляется. Все реже можно видеть картину сотрудничества родителей и детей. Необходима помощь специалистов, педагогов в возрождении семьи в тех традициях, когда ее нравственный облик, климат, культура быта, уважение к труду являлись родниками гражданственности.
А.С. Макаренко выдвинул весьма важную педагогическую идею: школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей, причем атмосферу, способствующую этому, вносить через детей.
Благодаря занятиям устанавливается тесная связь “семья - школа”, дети видят, что школа занимает важное место в жизни семьи. В результате постоянной заинтересованности родителей делами школы, вырабатывается в детях положительное отношение к учению, сознательная дисциплина, воспитывается активная личность, что является основой для развития интеллектуального потенциала ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
Установлению партнерских отношений педагогического коллектива с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимной поддержки и общности интересов коллектива, ученика и родителей способствует психологическая программа, которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога, логопеда.
Цели и задачи:
- исследование степени удовлетворенности обучающихся и родителей школьной средой;
- формирование навыков уверенного поведения обучающихся, родителей в сложных ситуациях;
- оказание психотерапевтической помощи родителям и обучающимся;
- предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании
детей;
- оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании и
социальной защите детей.
Длительность программы 1 год
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Сроки | Форма проведения | Тема мероприятия | Цели и задачи |
сентябрь | Диагностика | «Детско-родительские отношения» | изучения чувств и поступков взрослых по отношению к детям. |
Тренинг | «Первый раз в 1 класс» | снижение уровня тревожности перед трудностями адаптации первоклассников. |
октябрь | Консультации | По результатам диагностики | выработка рекомендаций по гармонизации детско-родительских отношений. |
Практическое занятие | «Супермама» | повышения родительской компетентности в вопросах преодоления проблемного поведения ребенка. |
ноябрь | Родительское собрание | «Стили поведения и методы воспитания» | выработка оптимальных требований и условий воспитания для благоприятного психологического развития ребенка. |
декабрь | Родительский всеобуч | «Язык любви» | формирование установки на саморазвитии; профилактика асоциального поведения детей и подростков. |
февраль | Просвещение | «Путь к сердцу подростка» | ознакомления с признаками кризиса подросткового возраста. обучение формам и методам общения в период подросткового возраста. |
апрель | «Круглый стол» | «Мы родители особого ребенка» | познакомить родителей с особенностями развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ |
май | Консультации | «Мой выбор» | помочь соотнести способности с социальными потребностями при переходе на предпрофильное образование. |
в течение года | Консультации | По запросам | повышение психологической компетентности родителей по вопросам воспитания, обучения, развития детей. |
Р.S. Данные темы мероприятий могут меняться по запросам администрации, педагогического коллектива.
К КОНЦУ ГОДА У РОДИТЕЛЕЙ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
- сформироваться общая культура, нравственных, морально-психологических качеств родителей;
- сформироваться культура общения родителей с детьми;
- укрепиться уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях;
- улучшиться понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
- появиться интерес к учебно-воспитательному процессу школы.