Введение
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания обучающихся.
Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения обучающихся. В качестве основного условия успешного воспитания - выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключатся в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Идеальная цель – это полноценный человек, культурная личность. Союз с родителями может быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают, что только совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с обучающимися своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и обучающиеся будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.
Как ни парадоксально, но, несмотря на многочисленные методические рекомендации, литературу, посвященную работе с семьей, проблема взаимодействия семьи и школы существует.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально-экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.
Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности обучающегося через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый обучающийся одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом из них индивидуальное, семья и школа подготавливают обучающихся к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.
Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Современный педагог, владея такой информацией, должен хорошо представлять себе особенности семьи, предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие обучающегося, на его характер, поведение.
Цель программы
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения обучающихся в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности.
Основные задачи программы
1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы.
2. Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.
3. Способствование формированию здорового образа жизни в семьях.
4. Создание условий для профилактики асоциального поведения обучающихся.
5. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
6. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями
Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет два аспекта:
1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
2) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Но самое страшное то, что лишь 10% обучающихсяимеют I группу здоровья.
Отсюда следует вывод:
Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности обучающегося, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители обучающихся.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
1) со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
2) с частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок
Сроки реализации программы: 2018-2022 г.г.
Правила работы:
к родителям каждого обучающегося нужно проявлять искренне уважение;
общение с родителями обучающегося должно быть не во вред ему, а во благо;
изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;
изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Направления и формы работы
1. Изучение семьи обучающихся
Изучение семей обучающихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Психолого-педагогическая диагностика:
наблюдение;
беседа;
тестирование (Тест «Я – родитель, я – приятель?!»);
анкетирование («Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок»,
« Незаконченное предложение»);
материалы детского творчества;
интерактивные игры.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах
родительские собрания;
конференции;
тренинги;
индивидуальные и тематические консультации;
беседы.
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе
открытые уроки, кл.часы и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел;
дни здоровья;
шефская помощь.
4.Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом
участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы;
Ожидаемые результаты.
1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, обучающихся в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование культуры здорового образа жизни.
4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
6Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
7. Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
положительные отзывы партнеров и участников программы
новые формы сотрудничества семьи и школы
Циклограмма работы с родителями 6 класса на 2019 – 2020 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Совместно с родителями подготовить класс к новому учебному году | август | Классный руководитель Родители |
2. | Привлекать родителей к организации классных, школьных мероприятий, выпускного вечера. | В течение года | Классный руководитель |
3. | Осуществлять с помощью родителей работу по профориентации (беседы, встречи, экскурсии на предприятия) | В течение года | Классный руководитель Родители |
4. | Общешкольные, классные родительские собрания | 1 раз в четверть | Классный руководитель Зам.по ВР |
5. | Организовать консультации для родителей | В течение года | Психологическая служба школы |
6. | Родительский всеобуч (лекторий) | 1 раз в четверть | Администрация Классный руководитель |
План работы с родителями 6 класса на 2019 – 2020 учебный год
Направления работы с родителями | Сроки | Задачи | Формы работы | Название мероприятия |
Диагностика | сентябрь | 1. Торжественное собрание 2. Провести анкетирование родителей. | Анкетирование | Родительское собрание «Итак, здравствуйте!» |
| октябрь | 1.Выяснить трудности родителей при воспитании детей в период адаптации в школе. 2. Предложить практические советы организации общения с детьми. | Круглый стол | Родительское собрание по итогам I четверти «Первые проблемы подросткового возраста». |
| январь | 1. Провести мониторинг удовлетворенности обучением детей. 2.Обратить внимание родителей на важность систематического выполнения домашнего задания. 2.Определить эффективные формы и успешного выполнения домашнего задания. | Устный журнал Круглый стол Подготовка памяток | Родительское собрание по итогам I полугодия «Роль домашнего задания в самообразовании школьника». |
| март | 1.Ознакомить родителей с такими понятиями как «спокойствие», «уверенность». 2. Формирование у родителей понимание необходимости устранения у обучающегося негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности. | Круглый стол Анкетирование | Родительское собрание по итогам III четверти «Положительные эмоции и их значение в жизни человека». |
| май | 1.Ознакомить с результатом анкетирования детей. | Анкетирование родителей Видеопросмотр роликов из школьной жизни детей. | Родительское собрание по итогам года: «Компьютер в жизни школьника. Итоги учебного года» |
Психолого- педагогическое просвещение | октябрь | Подведение итогов 1 четверти | Лекторий | Практикум для родителей 6 класса « Организация внеурочной деятельности» |
| май | Итоги успеваемости и посещаемости за год. Организация летнего отдыха учащихся. | Круглый стол | Родительское собрание по итогам года. |
Вовлечение родителей в учебно -воспитательный процесс | сентябрь | 1. Организовать совместную работу родителей и детей | Торжественная линейка Помощь в подготовке к конкурсу к Дню учителя | Праздник «С днем учителя!» |
| ноябрь | 1. Организовать совместный праздник родителей и обучающихся, с целью воспитания доброжелательного, бережного отношения между матерью и ребенком. 2. Сплотить родительский коллектив класса. | Праздник «День Матери» | Приглашение родителей на мероприятия, посвященные Дню матери |
| декабрь | Включение родителей в деятельность по проведению новогоднего праздника, зимних каникул. | Утренник | Совместное новогоднее чаепитие |
| февраль | 1. Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у обучающихся. 2.Организовать совместный праздник родителей и обучающихся, с целью воспитания умения радоваться за свои и чужие успехи. | Классный час | Военно-патриотическая неделя. Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!», «Смотр строя и песни» |
| Март | 1. Организовать совместную работу родителей и обучающихся | Конкурсы творческих дел | Конкурс «Мамы и дочки» |
| Апрель | Организовать совместную работу родителей и обучающихся | | 1 апреля - день смеха |
| Май | 1. Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у обучающихся, уважения подвига защитников Отечества в ВОВ. 3.Привлекать родителей активному отдыху совместно с обучающимися. 4. Прививать понимание о пользе ЗОЖ. | Открытое общешкольное мероприятие Митинг у памятника павшим в ВОВ Спортивный конкурс | Праздничная программа, посвященная Дню Победы. Спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» |
| В течение года | 1.Организовать совместную работу с родителями с целью помощи обучающемуся. 2. Предложить практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка. | Индивидуальная беседа | Профилактическая работа с обучающимися и их семьями |
Вовлечение родителей в управление воспитательным процессом | Сентябрь | Планирование работы на год | Выборы родительского комитета | Родительское собрание |
| Декабрь | Подведение итогов 2 четверти | | Родительское собрание |
| Март | О соблюдении санитарно – гигиенического режима и ТБ; питание обучающихся; реализация комплексно – целевых программ | | |
| Апрель | Выявление причин неуспеваемости, определение совместных мер по коррекции успеваемости | | Обследование домашних условий обучающихся. |
| Май | Итоги успеваемости и посещаемости за год, уровень сформированности учебной деятельности. Организация летнего отдыха обучающихся. Итоги работы класса и школы за 2019 – 2020 учебный год; | | Родительское собрание по итогам года. |
План проведения родительского всеобуча (лектория)
в 2019-2020 учебном году
№ | Тема | Сроки | Ответственные |
1. | Безопасность обучающихся на улице. | I четверть | Дрягина Т.Б. |
2. | Важность трудового воспитания дома. | II четверть | Дрягина Т.Б. |
3. | Нравственное поведение. Что это? | III четверть | Дрягина Т.Б. |
4. | ЗОЖ в семье. | IV четверть | Дрягина Т.Б. |
Родительский комитет класса
№ п/п | Фамилия, имя, отчество родителей | Место работы, телефон | Домашний адрес, телефон |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
Представитель родительской общественности: |
5