СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа будет полезна классным руководителям в планировании работы с семьями обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с родителями»

Введение

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания обучающихся.

Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения обучающихся. В качестве основного условия успешного воспитания - выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключатся в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Идеальная цель – это полноценный человек, культурная личность. Союз с родителями может быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают, что только совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с обучающимися своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и обучающиеся будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.

Как ни парадоксально, но, несмотря на многочисленные методические рекомендации, литературу, посвященную работе с семьей, проблема взаимодействия семьи и школы существует.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально-экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности обучающегося через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый обучающийся одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом из них индивидуальное, семья и школа подготавливают обучающихся к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.

Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Современный педагог, владея такой информацией, должен хорошо представлять себе особенности семьи, предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие обучающегося, на его характер, поведение.

Цель программы

Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения обучающихся в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности.



Основные задачи программы

1.   Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы.

2.   Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

3.    Способствование формированию здорового образа жизни в семьях.

4.    Создание условий для профилактики асоциального поведения обучающихся.

5.    Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

6.    Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

 

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями

Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

 

Воспитательная функция семьи имеет два аспекта:

1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2) Формирование эмоционально-волевой сферы.



Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Но самое страшное то, что лишь 10% обучающихсяимеют I группу здоровья.

Отсюда следует вывод:

Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности обучающегося, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители обучающихся.

 

Работу с родителями условно можно разделить на две части:

1)      со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

2)      с частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

  

Сроки реализации программы: 2018-2022 г.г.

 





Правила работы:

 

        к родителям каждого обучающегося нужно проявлять искренне уважение;

        общение с родителями обучающегося должно быть не во вред ему, а во благо;

        изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;

        изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

 

Направления и формы работы

 

1.      Изучение семьи обучающихся

Изучение семей обучающихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

 

Психолого-педагогическая диагностика:

         наблюдение;

         беседа;

         тестирование (Тест «Я – родитель, я – приятель?!»);

         анкетирование («Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок»,

« Незаконченное предложение»);

         материалы детского творчества;

         интерактивные игры.

 

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах

         родительские собрания;

         конференции;

         тренинги;

         индивидуальные и тематические консультации;

         беседы.

 

3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе

         открытые уроки, кл.часы и внеклассные мероприятия;

         помощь в организации и проведении внеклассных дел;

         дни здоровья;

         шефская помощь.

 

4.Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом

         участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы;











Ожидаемые результаты.

 

1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, обучающихся в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.

2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

3. Формирование культуры здорового образа жизни.

4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.

5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

6Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;

7. Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей.

 Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

        положительные отзывы партнеров и участников программы

        новые формы сотрудничества семьи и школы

Циклограмма работы с родителями 6 класса на 2019 – 2020 учебный год



Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.      

Совместно с родителями подготовить класс к новому учебному году

август

Классный руководитель

Родители

2.      

Привлекать родителей к организации классных, школьных мероприятий, выпускного вечера.

В течение года

Классный руководитель

3.      

Осуществлять с помощью родителей работу по профориентации (беседы, встречи, экскурсии на предприятия)

В течение года

Классный руководитель

Родители

4.      

Общешкольные, классные родительские собрания

1 раз в четверть

Классный руководитель

Зам.по ВР

5.      

Организовать консультации для родителей

В течение года

Психологическая служба школы

6.      

Родительский всеобуч (лекторий)

1 раз в четверть

Администрация

Классный руководитель

 

 

















План работы с родителями 6 класса на 2019 – 2020 учебный год



Направления работы с родителями

Сроки

Задачи

Формы работы

Название мероприятия

Диагностика

сентябрь

1. Торжественное собрание


2. Провести анкетирование родителей.



Анкетирование

Родительское собрание

«Итак, здравствуйте!»


октябрь

1.Выяснить трудности родителей при воспитании детей в период адаптации в школе.

2. Предложить практические советы организации общения с детьми.

Круглый стол



Родительское собрание по итогам I четверти «Первые проблемы подросткового возраста».


январь

1. Провести мониторинг удовлетворенности обучением детей.

2.Обратить внимание родителей на важность систематического выполнения домашнего задания.

2.Определить эффективные формы и успешного выполнения домашнего задания.

Устный журнал


Круглый стол



Подготовка памяток


Родительское собрание

по итогам I полугодия

«Роль домашнего задания в самообразова­нии школьника».


март

1.Ознакомить родителей с такими понятиями как «спокойствие», «уверенность».

2. Формирование у родителей понимание необходимости устранения у обучающегося негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.


Круглый стол



Анкетирование


Родительское собрание по итогам III четверти «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».


май

1.Ознакомить с результатом анкетирования детей.


Анкетирование родителей


Видеопросмотр роликов из школьной жизни детей.


Родительское собрание по итогам года: «Компьютер в жизни школьника. Итоги учебного года»

Психолого- педагогическое просвещение

октябрь

Подведение итогов 1 четверти


Лекторий


Практикум для родителей 6 класса « Организация внеурочной деятельности»


май

Итоги успеваемости и посещаемости за год.

Организация летнего отдыха учащихся.

Круглый стол


Родительское собрание по итогам года.

Вовлечение родителей в учебно -воспитательный процесс

сентябрь

1. Организовать совместную работу родителей и детей

Торжественная линейка

Помощь в подготовке к конкурсу к Дню учителя

Праздник

«С днем учителя!»



ноябрь

1. Организовать совместный праздник родителей и обучающихся, с целью воспитания доброжелательного, бережного отношения между матерью и ребенком.

2. Сплотить родительский

коллектив класса.

Праздник «День Матери»

Приглашение родителей на мероприятия, посвященные Дню матери




декабрь

Включение родителей в деятельность по проведению новогоднего праздника, зимних каникул.

Утренник

Совместное новогоднее чаепитие


февраль

1. Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у обучающихся.

2.Организовать совместный праздник родителей и обучающихся, с целью воспитания умения радоваться за свои и чужие успехи.

Классный час

Военно-патриотическая неделя.

Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!», «Смотр строя и песни»




Март

1. Организовать совместную работу родителей и обучающихся

Конкурсы творческих дел

Конкурс «Мамы и дочки»



Апрель

Организовать совместную работу родителей и обучающихся


1 апреля - день смеха


Май

1. Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у обучающихся,

уважения подвига защитников Отечества в ВОВ.

3.Привлекать родителей активному отдыху совместно с обучающимися.

4. Прививать понимание о пользе ЗОЖ.

Открытое общешкольное мероприятие

Митинг у памятника павшим в ВОВ


Спортивный конкурс

Праздничная программа, посвященная Дню Победы.

Спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»


В течение года

1.Организовать совместную работу с родителями с целью помощи обучающемуся.

2. Предложить практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка.


Индивидуальная беседа

Профилактическая работа с обучающимися и их семьями




Вовлечение родителей в управление воспитательным процессом

Сентябрь

Планирование работы на год

Выборы родительского комитета

Родительское собрание



Декабрь

Подведение итогов 2 четверти


Родительское собрание



Март

О соблюдении санитарно – гигиенического режима и ТБ; питание обучающихся; реализация комплексно – целевых программ





Апрель

Выявление причин неуспеваемости, определение совместных мер по коррекции успеваемости


Обследование домашних условий обучающихся.



Май

Итоги успеваемости и посещаемости за год, уровень сформированности учебной деятельности.

Организация летнего отдыха обучающихся.

Итоги работы класса и школы за 2019 – 2020 учебный год;


Родительское собрание по итогам года.







План проведения родительского всеобуча (лектория)

в 2019-2020 учебном году

 

Тема

Сроки

Ответственные

 

1.    

Безопасность обучающихся на улице.


I четверть

Дрягина Т.Б.

2.    

Важность трудового воспитания дома.


II четверть

Дрягина Т.Б.

3.    

Нравственное поведение. Что это?



 

III

четверть

Дрягина Т.Б.

4.

    ЗОЖ в семье.

IV

четверть

 

Дрягина Т.Б.






















Родительский комитет класса





п/п

Фамилия, имя, отчество родителей

Место работы,

телефон

Домашний адрес,

телефон

1




2




3




Представитель родительской общественности:



 

 

 

 

 

 

 

 

 

5