ГБПОУ РД «УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»
Программа
развития внутреннего мира
студента
Куратор
Рабаданова Зайнап Ахмедовна
2018 учебный год.
г. Хасавюрт
Здесь из детских сердец появляются ростки
Веры,
Правды,
Надежды,
Добра и
Любви!
Коллежд – самая удивительная страна, где каждый день не похож
не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового,
интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время
на пустое, где каждый студент – это строитель будущего, а значит
все жители этой страны в ответе за будущее.
Я работаю в ГБПОУ РД «Училище олимпийского резерва»
Я очень люблю учить детей культуре речи, люблю своих учеников
и их родителей.
В воспитательной работе мне помогает любовь к своему делу.
С детства мечтала быть учителем. В каждом ребенке стараюсь увидеть что-то хорошее, люблю общаться с детьми за пределами школы, всегда с ними искренна. Дети это чувствуют и, видимо, поэтому мне легко с ними работать.
Считаю, что ведущим сегодня в деятельности классного руководителя становится личностный подход. Выражается он в признании ценностно-смыслового равенства взрослых и детей. В воспитательной работе заостряю внимание на отношении личности к коллективу, стараюсь воспитать в детях такие качества, как уважение
к старшим, любовь к родной земле, взаимопомощь и
доброжелательное отношение к другим людям, трудолюбие,
честность, принципиальность.
Учитель я! Моя задача -
Решить вопрос и дать ответ
И детям посулить удачу,
Познания раскрыть секрет.
Вхожу я в класс, и сердце бьется;
"Надеюсь, верю и люблю!"
И эти три святые слова
Душе ребенка отдаю.
Учитель я! И званье это -
Предназначение судьбы,
Великий дар, сиянье света,
Осуществление мечты!
Что такое класс наш? - это дружба,
Помощь и поддержка в каждом деле.
Мы всегда готовы вместе быть, а это значит, -
Класса нет и лучше и дружнее!
Пояснительная записка
«Научить человека быть счастливым нельзя,
а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».
А.С. Макаренко
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого
и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Программа воспитательной работы со студентами 1 курса предназначена для определения направлений развития коллектива учащихся. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы класса является формирование и укрепление школьных традиций. Системный и деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки класса, активно участвовать в школьных, районных мероприятиях.
Наше училище работает над личностно-ориентированным подходом в обучении и воспитании подрастающего поколения. Личностно-ориентированный подход в воспитании представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, разноуровневый, дифференцированный подходы. Поэтому в центре моей программы воспитания - разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе программы воспитания - программа «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко, целью которой является формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию.
Актуальность данной воспитательной программы связана с переходом первокурсников в новую для них взрослую среду, с обретением самостоятельности, а также необходимостью профессионального и личностного самоопределения как задачи ранней юности. Важно, чтобы старшеклассники успешно включились в новую среду, успешно адаптировались к меняющимся условиям жизни, сохранили устойчивую адекватную оценку, самостоятельность в принятии решений, способность к установлению социальных контактов. Учебно-воспитательная работа в рамках данной программы предполагает создание единого воспитательного пространства, где усилиями классного руководителя в пределах компетенции организовано взаимосотрудничество педагогов, социальных работников, психологов, родителей, работников правоохранительных органов, здравоохранения, активно откликаясь на все изменения как потребностей самого ребенка, так и всего общества.
Цель программы: создание развивающей среды для духовного,
интеллектуального, творческого потенциала, нравственного развития учащихся.
Задачи программы:
создать в классе дружескую обстановку уважения и взаимопонимания;
развивать познавательные интересы учащихся, активацию мотивов самоучения и самопознания;
развивать творческие, интеллектуальные способности;
создать условия для повышения семейных ценностей учащихся;
развивать стойкость, волю, смелость, активность, лидерство;
развивать патриотические чувства, гражданственность, духовные и нравственные ценности.
В основе программы следующие принципы:
“Все дети талантливы.
Плох не ребенок, плох его поступок.
В каждом ребенке чудо, ожидай его”.
Свою работу ориентировала на следующие направления:
Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом стоится самоуправление в классе.
2. Гуманизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)
Заповеди воспитания:
воспитывая, располагаем к общению;
воспитательные цели – это цели ребёнка;
воспитание, но не опёка (самостоятельность решения);
не подсказывать готового решения, но пути к нему;
хвалить за успех;
оценивать поступок, но не личность;
вера в ребёнка, даже при совершении ошибки;
требовательность, но доброта воспитания.
Заповеди учащихся.
Школа – твой родной дом. Ты пришел в этот дом получить образование, профессиональные умения и навыки, эти заповеди твои.
1. Учись, потому что учение – твой главный труд, приложи все усилия, чтобы учиться по способностям. Не нарушай дисциплину на уроках и не мешай товарищам.
2. В общем доме ты можешь и имеешь право участвовать в управлении жизнью ученического коллектива .
3. Ты имеешь право участвовать в общественной жизни класса и школы. Если критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй. Относись с уважением к мнению других.
4. Ты имеешь право на уважение человеческого достоинства и защиту от унижения, оскорбления, но помни, что это право имеет каждый, не только ты. К друзьям относись с добротой и искренностью.
5. Выбирай профиль обучения согласно своим интересам, возможностям, состоянию здоровья, с учетом желания и учись. Не оставайся в стороне от общих дел класса.
6. Ты имеешь право на доверительное, товарищеское, партнерское общение со сверстниками и учителями и их поддержку в добрых поступках и делах.
7. В твоем доме не принято нарушать установленные правила: нельзя курить, сквернословить, обижать других, не держать собственное слово.
8. Беречь школьное имущество – твоя обязанность. После окончания тобой школы на твое место придут другие.
9. Приходи в школу с деловым отношением. Будь собран, опрятен, не пропускай занятий без уважительной причины. Береги труд технических работников школы и своих товарищей дежурных – соблюдай чистоту и порядок в школе, носи в школу сменную обувь.
10. Дежурные отвечают за порядок в школе – выполняй их требования.
11. Работай на уроке. Отдыхай на перемене, не мешай другим.
Воспитательная система построена по 5 направлениям:
Интеллект
Цель деятельности классного руководителя:
Оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Развитие мыслительных способностей учащихся; обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов.
Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
Виды мероприятий:
конкурсы и олимпиады, классные часы, анкетирование, тестирование.
Нравственность
Цель деятельности классного руководителя:
Обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей.
Научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям; воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни, воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу.
Виды мероприятий:
классные часы, беседы, диспуты.
Здоровье
Цель деятельности классного руководителя:
Развитие духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.
Виды мероприятий:
спортивные соревнования, беседы, походы, военно-спортивные игры.
Досуг
Цель деятельности классного руководителя:
Создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности.
Создание условий для проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности.
Развитие интереса к внеклассной деятельности.
Виды мероприятий:
праздники, конкурсы и викторины.
Семья
Цель деятельности классного руководителя:
Сотрудничество родителей и педагогов в формировании развитой личности.
Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель-ученик-родитель».
Организация и совместное проведение досуга детей.
Виды мероприятий:
родительские собрания, лекции, беседы, анкетирование, КТД.
Ожидаемые результаты:
воспитанник школы - свободная, творческая, жизнелюбивая личность, обогащенная знаниями о природе и человеке, готовая к творческой, созидательной деятельности и нравственному поведению;
дальнейшее развитие познавательной активности, повышение уровня общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к учёбе;
формирование у учащихся сознательной дисциплины,
навыков культурного поведения;
вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы.
Наш выпускник:
интеллектуальная конструктивно-деятельная и социально-ответственная личность, способная жить и трудиться в современном обществе. Выпускник подготовлен к жизни в поликультурной среде, воспитан в духе уважения к другим народам, имеет толерантное поведение.
В мониторинг воспитательной деятельности входят следующие информационные потоки:
познавательный потенциал (результаты тестирования);
творческий потенциал (результаты участия в конкурсах, занятость учащихся в объединениях дополнительного образования);
нравственный и эстетический потенциалы (уровень воспитанности – методика Н.П.Капустиной и личностный рост);
физический и коммуникативный потенциалы (мониторинг физического развития);
мотивы участия воспитанников в делах класса, школы (анкетирование);
динамика в развитии личности учащихся по сравнению с результатами предыдущих лет.
Работа куратора:
Ежедневно:
Организация внеучебной деятельности студентов.
Организация дежурства в классном кабинете.
Индивидуальная работа с студентами.
Еженедельно:
Проверка дневников студентов.
Проведение классного часа.
Проведение внеклассных мероприятий (по плану).
Работа с учителями - предметниками, социальным педагогом, психологом , медсестрой (по ситуации).
Работа с родителями (по ситуации).
Каждый месяц:
Проведение тематического классного часа .
Посещение уроков в своём классе.
Консультации у школьного психолога, социального педагога.
Один раз в четверть:
Оформление классного журнала по итогам семестра.
Активное участие в заседаниях МО классных руководителей.
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, акты обследования жилищных условий учащихся, психолого-педагогические характеристики и т.д.)
Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному сценарию.
Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.
Документация и отчётность:
Классный журнал.
План воспитательной работы.
Журнал учёта проводимых внеклассных мероприятий по организационно-воспитательной работе.
Статистические данные класса.
Результаты диагностики уровня воспитанности.
Отчёты о воспитательной работе с классом, о профилактической работе с неблагополучными семьями.
Месяц | Учебно-познавательное направление | Спортивно-оздоровительное направление | Гражданско-патриотическое направление | Художественно-эстетическое направление | Работа с родителями |
Сентябрь | Классный час: «Многогранность знаний – залог успеха» | Классный час: «Подростки: алкоголь и никотин» | Беседа: «Знаем ли мы свои права и обязанности?». | Классный час: « Как повысить культуру речи?» | Организационное родительское собрания. «Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения». |
Октябрь | Круглый стол: «Учиться–всегда пригодится» | Круглый стол: « Спорт в моей жизни» | Час общения: «Я – гражданин и патриот». | Классный час: «Учитель перед именем твоим…» | Родительское собрание: «Изучение нормативно-правовой базы ГИА». |
Ноябрь | Беседа «ГИА. Как готовиться к экзамену?» | Классный час: «Великие спортсмены моей страны и мира» | Открытый классный час: «Терроризм-угроза общества.» | | |
Декабрь | Классный час: «Научи себя учиться». Круглый стол: «Как совершенствовать свою память». | Классный час: «Я и мое здоровье» | Круглый стол: «Гордись – ты россиянин!» | Круглый стол: «Как научиться владеть собой?». | Родительское собрание: «Это вовсе не просто – дружба с родителями» |
Январь | Час общения: «Развитие навыков самоанализа у старшеклассников». | Беседа: «Коррупции - нет!». | Диспут: «Если не мы, то кто же?» Круглый стол: «Кем быть, каким быть?» | Классный час: «Быть настоящим другом – признак высокой культуры». | Родительское собрание: «Роль семьи в формировании личности подростка». |
Февраль | Диспут: «Я горжусь собой». | Беседа: «Влияние стиля жизни на репродуктивное здоровье женщины». | Классный час: «Защита Родины – долг перед Отечеством». | Диспут: «Для веселья нам даны годы молодые». | |
Март | Классный час: «Реализуй себя». | Диспут: «Здоровье: хочу, могу, должен ». | Круглый стол: «Человеком быть трудно, стать человеком – большая работа». | Вечер, посвященный Международному Женскому Дню. | Родительское собрание: «Помощь и поддержка родителей в период подготовки к ГИА». |
Апрель | Беседа: «Как бороться с трудностями и перегрузками». | Классный час: «Знакомство с самим собой». | Круглый стол: «Что такое профессиональная этика и профессиональная непригодность?» | Классный час: «Воспитанный человек – какой он?». | Консультации. |
Май | Диспут: «Как прожить жизнь так, чтобы потом сказать: «Жизнь удалась». | Диспут: «В поход за рецептом здоровья». | Классный час: «Строка, оборванная пулей». | Классный час: «Дружба и любовь». | Родительское собрание: «Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии». |
Древняя мудрость гласит: «Если вы загадываете на год вперед, сажайте рожь;
если вы загадываете на сто лет вперед, сажайте рощу; если вы загадываете вперед
на целую вечность, воспитывайте Человека». А учитель своими делами и своим
словом преподает самую сложную науку — быть Человеком. И я горжусь тем,
что вношу свой посильный вклад в это самое важное дело на Земле.
Незаметно мы стали взрослыми,
Быстро школьные годы летят,
Десять классов уже стали прошлыми,
Их, увы, не вернуть назад.
Впереди будет год замечательный,
Замечательный, но непростой,
Будет он для нас испытательный,
Ведь одиннадцатый – выпускной!
Литература.
«Воспитание школьника» - журнал № 1-6 ,2008 год
Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2001.
Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. «Справочник классного руководителя»,М : ВАКО, 2007г.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. «Организация воспитательного процесса в школе» М.: Владос, 2006 г.
Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьников. – М.: Просвещение, 2005 г.
Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. - Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4.
Бакштановский В. М. Культура нравственного сознания и поведения личности. – М.: Знание, 2003 г.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2007 г.
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1999 г.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004 г.
Данилова Е.Е. Практикум по возрастной педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2007 г.
Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. № 6.
Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 2003 г.
Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989 г.
Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 2008 г.
Оценка воспитанности студентов 1 курса
№ | Показатель | Суждение | Балл 01234 |
1 | Самовоспитание | 1. Стараюсь следить за своим внешним видом. 2. Я управляю собой, своим поведением, эмоциями. 3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других. 4. Умею организовывать свое время: смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни | 4 |
2 | Отношение к здоровью | 5. Соблюдаю правила личной гигиены. 6. Стараюсь отказаться от вредных привычек. 7. Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.). 8. Стараюсь правильно и регулярно питаться. 9. Соблюдаю режим дня | 4 |
3 | Патриотизм | 10. С уважением отношусь к государственной символике. 11. Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа. 12. Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу. 13. Я осознаю гражданские права и обязанности. 14. Терпимо отношусь к людям другой национальности | 4 |
4 | Отношение к искусству | 15. Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.). 16. Умею находить прекрасное в жизни. 17. Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы). 18. Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни. 19. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством | 4 |
5 | Отношение к природе | 20. Бережно отношусь к растительному миру. 21. Бережно отношусь к животному миру. 22. Стараюсь сохранять природу. 23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.). 24. Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.) | 4 |
6 | Адаптирован-ность | 25. Прислушиваюсь к мнению старших. 26. Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей. 27. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими. 28. Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились. 29. Стремлюсь не ссориться с друзьями | 4 |
7 | Автономность | 30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. 31. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 32. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. 33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 34. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие | 4 |
8 | Социальная активность | 35. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха. 36. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. 37. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. 38. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. 39. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца | 4 |
9 | Нравственность | 40. Я умею прощать людей. 41. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни. 42. Мне нравится помогать другим. 43. Переживаю неприятности других как свои. 44. Стараюсь защищать тех, кого обижают | 4 |
10 | Социальная толерантность | 45. Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение. 46. Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах. 47. Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше. | 4 |
1. Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на пять.
2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей, соотнести с числом анкетируемых.
3. На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности:
4.Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале: 0-2 - низкий уровень; 2-3 - средний уровень; 3-4 - высокий уровень.
Оценка уровня личностного роста учащегося.
Цель: Получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном возрастном этапе развития личности.
Характеристика «Уровня личностного роста учащегося» (УЛР) представляет себе перечень показателей ( их всего 16) и уровней их проявления, выражающихся в баллах: 5,4,3
Подсчет баллов по горизонтали дает возможность судить об уровне личностного роста учащегося в целом (если сумму балов разделить на количество показателей, в нашем случае – на 16, получим средний уровень личностного роста учащегося).
Нормы среднего показателя:
5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 -3,5 - средний уровень
3,4 - 3 - низкий уровень
Рекомендуется работать с данной методикой на всех стадиях развития личности воспитанника для сопоставления оценки по каждому показателю с начальным уровнем. Так появляется возможность определения направленности личностного роста, «западающих» сфер и осуществления своевременной и необходимой коррекции.
№ п/п | Содержание показателей | Баллы |
1. | Мотивация учебно-познавательной деятельности: Учится охотно, стремиться получать прочные знания, не ограничивается рамками школьной программы. Учится под контролем педагогов, классных руководителей, ограничивается рамками школьной программы. Не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, школьную программу осваивает плохо. | |
2. | Сформированость интеллектуальных умений (анализа, сравнения, установления закономерностей): Высокая, самостоятельно определяет содержание, смысл анализируемого, точно и емко обобщает, видит и осознает тонкие различия при сравнении, легко обнаруживает закономерные связи. Хорошая, охотно определяет содержание, смысл анализируемого, умеет обобщать, способен найти различия в сравнении при внешней стимуляции взрослых. Низкая, задания выполняются с организующей и направляющей помощью учителя. Предлагаемая помощь воспринимается с трудом, способность к установлению закономерностей практически отсутствует. | |
3. | Степень обучаемости: Высокая, усваивает учебный материал на уроке, свободно применяет все виды памяти, свободно переключает внимание. Средняя, для усвоения учебного материала необходима дополнительная домашняя проработка, способность к переключению внимания развита недостаточно. Низкая, учебный материал усваивает плохо, память развита слабо, способность к переключению внимания развита недостаточно. | |
4. | Навыки учебного труда: Высокие, умеет планировать и контролировать свою деятельность, организован, темп работы стабильный, высокий. Хорошие, может планировать и контролировать свою деятельность с помощью учителя, не всегда организован, темп работы не всегда стабильно хороший. Низкие, не планирует свою деятельность, способность к самоконтролю развита слабо, темп работы низкий. | |
5. | Результативность индивидуальных занятий: Высокая, наблюдается постоянно возрастающий интерес, проявляется практическая инициатива. Хорошая, интерес к занятиям стабилен, но инициатива проявляется не всегда. Низкая, интерес к занятиям практически отсутствует, инициатива не проявляется. | |
6. | Уровень утомляемости Очень низкий, хорошо развита способность к необходимой концентрации внимания, соблюдается режим дня и питания. Значительный, способность к концентрации внимания развита недостаточно, иногда нарушается режим дня и питания. Высокий, способность к концентрации внимания не развита, режим дня и питания не соблюдается. | |
7. | Целеустремленность Умеет ставить перед собой цель и добиваться ее осуществления. Может ставить перед собой цель, но не всегда ее добивается. Не способен ставить перед собой цели. | |
8. | Дисциплина и организованность. Высокая, самоорганизован, выполняет Правила внутреннего распорядка. Хорошая, готов оказать содействие в соблюдении Правил внутреннего распорядка по просьбе взрослых, осознает значение этих качеств для воспитанника. Низкая, характерная позиция «исполнитель по необходимости», не осознает Правил внутреннего распорядка. | |
9. | Коммуникабельность, степень влияния в коллективе: Лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых. Неровен в отношениях с окружающими, может стать источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе, пользуется уважением среди небольшого количества воспитанников. Конфликтен, часто осложняет отношения в коллективе, безразличен к их состоянию, не способен к адекватному анализу ситуаций, уважением в коллективе не пользуется. | |
10. | Внешний вид и аккуратность. Соответствует требованиям учебного заведения. Не всегда соответствует требованиям. Не соответствует требованиям. | |
11. | Интересы и увлечения. Любит читать, проявляет интерес к различным видам искусства, охотно делиться своими знаниями с товарищами. Читает по необходимости, проявляет интерес к культурным ценностям от случая к случаю, посещает культурные центры по рекомендации взрослых. Интереса к чтению не проявляет, не проявляет желания к культурному росту и совершенствованию. | |
12. | Уровень этической культуры. Высокий, не допускает неуважительного отношения к себе и окружающим, соблюдает общепринятые нормы поведения, обладает устойчивым иммунитетом к безнравственно, некорректной лексике. Хороший, соблюдает общепринятую лексику взаимоотношений, но инициатором ее соблюдений не выступает, корректен. Низкий, соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений под давлением взрослых, неразборчив в выборе лексики, допускает неуважительное отношение к окружающим. | |
13. | Работа над вредными привычками: Не допускает вредных привычек, прислушивается к мнению взрослых. Активен в искоренении вредных привычек, но в работу включается по инициативе других. Допускает вредные привычки, уклоняется от работы над собой, безразличен к мнению окружающих. | |
14. | Отношение к физической культуре и спорту. Активно участвует в занятиях спортивных секций, ведет здоровый образ жизни, постоянно улучшает свои спортивные достижения. Активность в занятиях физкультурой ситуативна, в спортивных мероприятиях участвует по просьбе взрослых, спортивные достижения нестабильны. Пассивен в занятиях физкультурой и спортом, уровень спортивных достижений низкий. | |
15. | Общественная активность. Постоянно выступает инициатором и организатором классных и внеклассных мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач. Активность в делах коллектива ситуативна, организаторские способности развиты слабо, участвует в общественно значимых делах по просьбе взрослых. Пассивен. Характерная позиция- «слушатель», «наблюдатель», «зритель». | |
16. | Исполнение должностных обязанностей. Работает активно, инициативно, доводит до конца порученное дело. Работает хорошо, но особой активности не проявляет. Не выполняет своих обязанностей, к решению порученных дел безразличен. | |
Система ценностных ориентаций для учащихся 11 класса.
Критерии оценки и показатели | Самооценка | Оценка родителей | Оценка экспертной группы | Итоговая оценка |
Интеллектуальный уровень - эрудиция; - культура речи; - логика мышления (доказательность, аргументация); - самостоятельность. | | | | |
Нравственная позиция Милосердие: - доброта и сострадание вообще; - доброта и сострадание к семье, близким, друзьям. 2. Ответственность: - долг перед родителями и старшими; - долг по отношению к обществу. 3. Справедливость: - равенство полов; - следование нормам внутришкольной жизни; - следование закону. 4. Характер: - щедрость к слабым, больным, нуждающимся; - умение прощать; - честность. | | | | |
Как проводить оценивание?
1.Необходимо ознакомить учащихся с ценностными ориентациями, по каждой из них провести обсуждение на различных формах занятий (классный час, диспут, устный журнал, «круглый стол»), с тем, чтобы учащиеся осознали смысл показателей.
2.По критерию «Интеллектуальный уровень» выводится средняя оценка, а по критерию «Нравственная позиция» - итоговая оценка за каждый показатель.
3.Экспертная группа избирается самими учащимися (2-3 ученика, 1-2 учителя).
4.Оценивание проводится по 5-балльной системе:
5 – это есть всегда;
4 – часто;
3 – редко;
2 – никогда;
1 – у меня другая позиция.
Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, самоуправлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.
После выставления оценок каждый ученик имеет 5 оценок. Сумма оценок делится на 5. Средний балл определяет уровень воспитанности:
5 – 4,5 - высокий уровень
4,4 – 3,9 - хороший уровень
3,8 – 2,9 – средний уровень
2,8 – 2 - низкий уровень.
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности
учащихся 11 класса
№ | Имя, фамилия | Интеллекту-альный- уровень | Мило-сердие | Ответственность | Справедливость | Характер | Средний балл | Уровень воспитанности |
1 | Амаева Хадижат | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
2 | Исаев Адам | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3 | Мансурова Загра | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Махадалаева Дженнет | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | Омаров Азиз | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Оценивание проводится по 5-балльной системе:
5 – это есть всегда;
4 – часто;
3 – редко;
2 – никогда;
1 – у меня другая позиция.
По критерию «Интеллектуальный уровень» выводится средняя оценка, а по критерию «Нравственная позиция» - итоговая оценка за каждый показатель.
После выставления оценок каждый ученик имеет 5 оценок. Сумма оценок делится на 5. Средний балл определяет уровень воспитанности:
5 – 4,5 - высокий уровень
4,4 – 3,9 - хороший уровень
3,8 – 2,9 – средний уровень
2,8 – 2 - низкий уровень.
В группе 29 студентов
имеют высокий уровень воспитанности (в) 12 уч.
имеют хороший уровень (х) 17 уч.
имеют средний уровень (с) 0уч.
имеют низкий уровень (н)0 уч.
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустиной
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:
Любознательность
Трудолюбие
Бережное отношение к природе
Отношение к школе
Красивое в жизни школьника
Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик и получает 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. средний балл и являет условным определением уровня воспитанности.
Нормы оценок:
5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
1 шкала. Отношение к учебе
5б.Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашние задания. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашние задания не всегда выполняет в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашним заданием.
2б. интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашние задания. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращает за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимательным, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание в учебе. На уроках бывает невнимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренны случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.
3 шкала. Экологическое воспитание
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.
lб. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. в отношениях с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми непостоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивный, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
lб. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Культура поведения и внешнего вида
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
Зб. Чаще небрежен в делах, неопрятен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть незаметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1 б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работ грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хаоса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой - умыт, причесан. Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, непричесан.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу неумытый и непричесанный.
1 б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.