СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Русский язык" 5 часов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Русский язык" 5 часов»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРЕМЕНЕВСКАЯ ШКОЛА» АДМИНИСТРАЦИИ НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык»

для 4 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год










Составитель: Танаджи Надежда Шихмагомедовна

учитель начальных классов










с. Кременёвка 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь​ного общего образования Федерального государственного образ​овательного стандарта начального общего образования (да​лее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори​теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

Русский язык является основой всего процесса обучения в нач​альной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциа​лом в развитии функциональной грамотности младших школьн​иков, особенно таких её компонентов, как языковая, комму​никативная, читательская, общекультурная и социальная гра​мотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различ​ных сферах и ситуациях общения способствуют успешной соци​ализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в фор​мировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культ​урных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адек​ватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно​нрав​ственных ценностей, принятых в обществе правил и норм пове​дения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатам​и являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личност​ных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

Центральной идеей конструирования содержания и планиру​емых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совер​шенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о струк​туре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школь​ников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использо​вания усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письмен​ного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой дея​тельности решаются совместно с учебным предметом «Литера​турное чтение».

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского язы​ка», в 4 классе — 170 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных дей​ствий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духов​но​нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского язы​ка как государственного языка Российской Федерации; пони​мание роли русского языка как языка межнационального об​щения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

— овладение основными видами речевой деятельности на ос​нове первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чте​нием, письмом;

— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:

фонетике, графике, лексике, морфе​мике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использова​ние в речевой деятельности норм современного русского литера​турного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о русском языке

Русский язык как язык межнационального общения. Раз​личные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-​исследование, проект.

Фонетика и графика

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне сло​ва и в слове по заданным параметрам.

Звуко​буквенный разбор слова.

Орфоэпия

Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нор​мы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в сло​вах в соответствии с нормами современного русского литератур​ного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.

Лексика

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использо​ванием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (про​стые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (про​стые случаи).

Состав слова (морфемика)

Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных час​тей речи (ознакомление).

Морфология

Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ​ье типа ожерелье во множественном числе); соб​ственных имён существительных на -ов, -ин, -ий; имена суще​ствительные 1, 2, 3-​го склонения (повторение изученного). Не​ склоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилага​тельного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-​го и 3​-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употреб​ление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение).

Синтаксис

Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осоз​нание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побуди​тельные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопро​сов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами:

без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предл​ожениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).

Орфография и пунктуация

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфо​граммы в слове; контроль при проверке собственных и предло​женных текстов (повторение и применение на новом орфограф​ическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

— безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);

— безударные падежные окончания имён прилагательных;

— мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-​го лица единственного числа;

— наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;

— безударные личные окончания глаголов;

— знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов.

Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).

Развитие речи

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письмен​ной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ тек​ста; выборочный устный пересказ текста).

Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых вы​водов на основе информации, содержащейся в тексте. Интер​претация и обобщение содержащейся в тексте информации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

— осознание своей этнокультурной и российской граждан​ской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнацио​нального общения народов России;

— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему сво​ей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

— первоначальные представления о человеке как члене об​щества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно​этических нормах поведения и прави​лах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ​ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

— стремление к самовыражению в разных видах художе​ственной деятельности, в том числе в искусстве слова; осозна​ние важности русского языка как средства общения и самовы​ражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

— бережное отношение к физическому и психическому здо​ровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и пра​вил общения;

трудового воспитания:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудо​вой деятельности, интерес к различным профессиям, возника​ющий при обсуждении примеров из художественных произве​дений; экологического воспитания:

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

— неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания:

— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив​ность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматиче​ский признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

— объединять объекты (языковые единицы) по определённо​му признаку;

— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

— находить в языковом материале закономерности и проти​воречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языко​выми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, фор​мулировать запрос на дополнительную информацию;

— устанавливать причинно​следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

— с помощью учителя формулировать цель, планировать из​менения языкового объекта, речевой ситуации;

— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану несложное лингви​стическое мини​-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

— формулировать выводы и подкреплять их доказательства​ми на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова​рях, справочниках;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни​ков, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

— анализировать и создавать текстовую, видео​, графиче​скую, звуковую информацию в соответствии с учебной зада​чей;

— понимать лингвистическую информацию, зафиксирован​ную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются коммуникативные универсальные учебные действия Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо​ции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, со​блюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мне​ние;

— строить речевое высказывание в соответствии с постав​ленной задачей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, расс​уждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

— готовить небольшие публичные выступления о результат​ах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини​-исследования, проектного задания;

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося форми​руются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для по​лучения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель​ности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

— соотносить результат деятельности с поставленной учеб​ной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

— сравнивать результаты своей деятельности и деятельно​сти одноклассников, объективно оценивать их по предложен​ным критериям.

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин​дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учи​телем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:

распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

— осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно​нравственных ценностей народа;

— объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

— осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

— проводить звуко​буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

— подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;

— выявлять в речи слова, значение которых требует уточнен​ия, определять значение слова по контексту;

— проводить разбор по составу слов с однозначно выделяем​ыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;

— устанавливать принадлежность слова к определённой ча​сти речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

— определять грамматические признаки имён существи​тельных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор име​ни существительного как части речи;

— определять грамматические признаки имён прилагатель​ных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;

— устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаго​лы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спря​гать); проводить разбор глагола как части речи;

— определять грамматические признаки личного местоиме​ния в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные место​имения для устранения неоправданных повторов в тексте;

— различать предложение, словосочетание и слово;

— классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

— различать распространённые и нераспространённые пред​ложения;

— распознавать предложения с однородными членами; со​ставлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;

— разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без на​зывания терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложен​ия без называния терминов);​

— производить синтаксический разбор простого предложе​ния;

— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

— применять изученные правила правописания, в том чис​ле: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные оконча​ния имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существитель​ных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глагол​ов в форме 2-​го лица единственного числа; наличие или отсут​ствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложени​ях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;

— правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;

— писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;

— находить и исправлять орфографические и пунктуацион​ные ошибки на изученные правила, описки;

— осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;

— строить устное диалогическое и монологическое высказы​вание (4—6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

— создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);

— определять тему и основную мысль текста; самостоятель​но озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;

— корректировать порядок предложений и частей текста;

— составлять план к заданным текстам;

— осуществлять подробный пересказ текста (устно и пись​менно);

— осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

— писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

— осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, по​иск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; ин​терпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

— уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов


Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные

(цифровые)






всего

контрольные работы

практические работы



образовательные ресурсы

Раздел 1. Сведения о русском языке






1.1.

Русский язык как язык межнационального общения.

1

0

0

Учебный диалог «Почему каждому; народу важно сохранять свой язык?;

Как общаться разным народам;

;

проживающим в одной стране?»; в ходе;

диалога формулируются суждения о;

многообразии языкового пространства; России и о значении русского языка как; языка межнационального общения;;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

1.2.

Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект

1

0

0

Работа в парах: придумать ситуацию; использования русского языка как; языка межнационального общения;;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

2





Раздел 2. Фонетика и графика






2.1.

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам.

1

0

0

Работа в парах: устная характеристика; звуков по заданным признакам;;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

2.2.

Звуко-буквенный разбор слова

1

0

1

Совместный анализ предложенного; алгоритма звукобуквенного разбора;;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

2





Раздел 3. Лексика







3.1.

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).

2

0

0

Комментированное выполнение; задания: выбор из ряда синонимов; слова;

которое подходит для; заполнения пропуска в предложении; текста;

объяснение своего выбора; Работа в группах: работа с; дидактическим текстом; анализ; уместности использования слов в; предложениях; нахождение случаев; неудачного выбора слова;

;

корректировка обнаруженных ошибок; (выбор наиболее точного синонима);

;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

3.2.

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)

3

0

0

Работа с рисунками:

соотнесение; рисунков с соответствующими им; фразеологизмами; Работа в парах: соотнесение; фразеологизмов и их значений. Работа; в группах: поиск в текстах; фразеологизмов;

Письменный контроль; Практическая работа;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

5






4.1.

Повторение: состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

1

0

0

Учебный диалог «Что мы помним о; частях слова?»; в ходе диалога даётся; устная характеристика частей слова по; заданным признакам

(значение; способ; выделения; способ обозначения);;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/


4.2.

Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление).

2

0

0

Упражнение: проведение по; предложенному алгоритму разбора;

слова по составу;

;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

4.3.

Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление)

2

0

1

Проверочная работа с последующим

самоанализом, отработ​ка умений корректировать свои действия для преодоления ошибок в разборе слов по составу; Работа в парах: поиск ошибок в разборе; слова по составу;;

Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа";

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

5






5.1.

Части речи самостоятельные и служебные.

4

0

0

Работа с таблицей «Части речи»; анализ; содержания таблицы; установление; основания для сравнения слов;

;

относящихся к разным частям речи;

Упражнение: группировка слов на; основании того; какой частью речи они; являются;

Дифференцированное задание:; классификация частей речи по; признаку

(самостоятельные и; служебные части речи);;

Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/


5.2.

Имя существительное. Повторение: склонение имён существительных; имена существительные 1, 2, 3-го склонения.

8

0

1

Работа в группах: нахождение; основания для группировки слов (в; качестве основания для группировки; могут быть использованы различные; признаки; например: по частям речи; для имён существительных

— по; родам; числам; склонениям; для; глаголов — по вопросам; временам;

;

спряжениям);

Практическая работа:

определение; грамматических признаков имён;

существительных; Упражнение: соотнесение слов и; наборов их грамматических; характеристик;;

Устный опрос; Практическая работа;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.3.

Несклоняемые имена существительные (ознакомление).

2

0

0

Дифференцированное задание:;

нахождение в ряду имён; существительных лишнего имени; существительного — не имеющего;

какого-то из тех грамматических; признаков; которыми обладают; остальные слова в группе;

Устный опрос; Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/


5.4.

Имя прилагательное. Повторение: зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

4

0

1

Практическая работа:

определение;

грамматических признаков имён; прилагательных; Комментированное выполнение; задания по соотнесению формы имени; прилагательного с формой имени;

существительного;

;

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.5.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

4

0

0

Работа в группах: анализ; дидактического текста; поиск ошибок; на согласование имён существительных; и имён прилагательных; исправление; найденных ошибок;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.6.

Местоимение. Личные местоимения. Повторение: личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.

4

0

0

Дифференцированное задание: поиск; ошибок в проведении разбора слова как; части речи;

Практическая работа: соотнесение; понятия (склонение; спряжение;

;

неопределённая форма и т. д.) с его;

краткой характеристикой;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/


5.7.

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.

8

1

0

Практическая работа:

определение; грамматических признаков глаголов;

Комментированное выполнение; задания: соотнесение глаголов и их; грамматических характеристик; Работа в группах:

объединение; глаголов в группы по определённому; признаку (например; время;

;

спряжение); Моделирование в процессе; коллективной работы алгоритма;

определения спряжения глаголов с; безударными личными окончаниями;

;

следование данному алгоритму при; определении спряжения глагола;

Совместное выполнение задания:; анализ текста на наличие в нём; глаголов; грамматические; характеристики которых даны;

Работа с таблицей; обобщающей; результаты работы с грамматическими; характеристиками глаголов: чтение; таблицы; дополнение примерами;;

Письменный контроль; Диктант; Практическая работа;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/


5.8.

Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.

4

0

0

Наблюдение за наречиями:; установление значения и особенностей; употребления наречий в речи;

;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.9.

Предлог. Повторение: отличие предлогов от приставок.

2

0

1

Дифференцированное задание: поиск; ошибок в проведении разбора слова как; части речи;;

Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа";

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.10.

Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.

2

0

0

Практическая работа: соотнесение; понятия (склонение; спряжение;

;

неопределённая форма и т. д.) с его; краткой характеристикой;;

Устный опрос; практическая работа;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

5.11.

Частица не, её значение (повторение)

1

0

0

Дифференцированное задание:;

классификация частей речи по; признаку

(самостоятельные и; служебные части речи);

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

43






6.1.

Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения

7

0

1

Работа с таблицей: по горизонтали в; строках вид по

эмоциональной окраске;

;

по вертикали в столбцах вид по цели; высказывания; подбор примеров для; ячеек таблицы;

Устный; опрос;

Письменный; контроль; Контрольное списывание;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/


6.2.

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и.

Интонация перечисления в предложениях с однородными членами

5

0

0

Совместный анализ алгоритма;

синтаксического разбора предложений;

;

отработка проведения разбора по; предложенному алгоритму;

Практическая работа: соотнесение; изученных понятий (однородные члены; предложения; сложное предложение) с;

примерами;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

6.3.

Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов)

4

0

0

Наблюдение за различиями простых и сложных предложений;

;

Упражнение: группировка; предложений по определённому; признаку;;

Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

16






7.1.

Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах

10

0

0

Моделирование алгоритмов;

применения изучаемых в данном классе; орфографических правил; следование; составленным алгоритмам;;

Устный опрос; письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/


7.2.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

15

1

0


Упражнение на развитие контроля:; установление при работе с; дидактическим текстом соответствия; написания слов орфографическим; нормам; нахождение орфографических; ошибок;

Работа в группах: нахождение ошибок; на применение способа проверки; орфограммы; ошибок в объяснении; выбора буквы на месте орфограммы; Работа в парах:

группировка слов по; месту орфограммы;

Устный опрос; Письменный контроль;диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/




7.3.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

6

0

1


Проблемная ситуация; требующая; использования дополнительных; источников информации:

уточнение; написания слов по орфографическому; словарю (в том числе на электронном; носителе);

Проектное задание: создание; собственных текстов с максимальным; количеством включённых в них; словарных слов; Проектное задание: составление; собственных текстов диктантов на; заданную орфограмму или набор; орфограмм; Самоконтроль правильности записи; текста; нахождение неправильно; записанных слов и исправление; собственных ошибок;

;

Письменный контроль; Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа";

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

7.4.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий,

-ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;

  • наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;

  • безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однороднымичленами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов.

13

1

0


Упражнение на развитие контроля: установление при работе с дидактическим текстом соответствия написания слов орфографическим нормам, нахождение орфографических ошибок; Работа в группах: группировка слов;

;

написание которых можно объяснить; изученными правилами; и слов;

;

написание которых изученными; правилами объяснить нельзя;

;

Устный опрос; письменный контроль; диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/


7.5.

Наблюдение за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых.

3

0

0

Моделирование предложений;

;

включающих слова с непроверяемыми; орфограммами;;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

7.6.

Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора

3

0

0

Оценивание собственного результата; выполнения орфографической задачи;

;

корректировка с помощью учителя; своих действий для преодоления; ошибок при списывании текстов и; записи под диктовку;;

Устный опрос; письменный контроль; самооценка с использованием "Оценочного листа";

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

50






8.1.

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.

7

0

2

Практическая работа: выбор; соответствующего заданной ситуации; жанра и написание письма;

;

поздравительной открытки; записки;;

Практическая работа; письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

8.2.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.

4

0

4

Работа в парах: анализ дидактического; текста и нахождение в нём смысловых; ошибок;

Творческие задания: создавать устные; и письменные тексты разных типов; (описание; рассуждение;

;

повествование);

;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/


8.3.

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).

6

0

6

Анализ собственных действий при;

работе над изложениями и; сочинениями; соотнесение своих; действий с предложенными; алгоритмами;

Самооценка правильности выполнения; учебной задачи: соотнесение; собственного текста с исходным (для; изложений) и с заданной темой (для; сочинений);;

Устный опрос; письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

8.4.

Сочинение как вид письменной работы.

9

0

9

Анализ собственных действий при; работе над изложениями и; сочинениями; соотнесение своих; действий с предложенными; алгоритмами;

Самооценка правильности выполнения; учебной задачи: соотнесение; собственного текста с исходным (для; изложений) и с заданной темой (для; сочинений);;

Практическая работа;

Списывание;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

8.5.

Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.

2

0

2

Практическое задание: выбор; источника получения информации; (определённый тип словаря;

;

справочников) для решения учебно​практической задачи;

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

8.6.

Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

2

1

0

Творческое задание:

подготовка; небольшого публичного выступления;;

Диктант;

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Итого по разделу:

30






Резервное время

18


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

4

30

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Русский язык как язык межнационального общения. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект

1

0

1


Устный опрос; проект;

2.

Речь: диалогическая и монологическая. Нормы речевого этикета

1

0

0


Устный опрос;

3.

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.)

1

0

0


Письменный контроль;

4.

Речевая культура диалога

1

0

0


Устный опрос;

5.

Нормы речевого этикета:

диалог и монолог

1

0

0


Устный опрос;

6.

Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: отражение темы текста или основной мысли в заголовке

1

0

0


Письменный контроль;

7.

Повествование. Изучающее, ознакомительное чтение

1

0

0


Устный опрос;

8.

Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение

1

0

0


Письменный контроль;


9.

Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

1

0

0


Устный опрос; Письменный контроль;

10.

Распространённые и нераспространённые предложения

1

0

0


Устный опрос; Письменный контроль;

11.

Главные и второстепенные члены предложений

1

0

0


Письменный контроль;

12.

Второстепенные члены предложения

1

0

0


Письменный контроль;

13.

Обобщение знаний о предложении

1

0

1


Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа";

14.

Описание. Изучающее, ознакомительное чтение

1

0

0


Устный опрос; сочинение;

15.

Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам

1

0

0


Устный опрос;

16.

Обобщение знаний о фонетике и графике. Звуко-буквенный разбор слова

1

0

1


Письменный контроль; Практическая работа;

17.

Работаем со словарём.

Рассказ о слове

1

0

1


Практическая работа;

18.

Подбираем синонимы и антонимы

1

0

0


Устный опрос;

19.

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)

1

0

0


Устный опрос;


20.

Повторение: состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса

1

0

0


Письменный контроль;

21.

Обобщение знаний о составе слова. Основа слова

1

0

1


Практическая работа;

22.

Повторение: имя существительное

1

0

0


Устный опрос;

23.

Состав неизменяемых слов (ознакомление)

1

0

0


Устный опрос;

24.

Правописание окончаний имён существительных 1го склонения

1

0

0


Письменный контроль;

25.

Правописание окончаний имён существительных 2го склонения

1

0

0


Письменный контроль;

26.

Правописание окончаний имён существительных 3го склонения

1

0

0


Письменный контроль;

27.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных

на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на

-ов, -ин, -ий)

1

0

0


Письменный контроль;

28.

Правописание орфограммы безударные падежные окончания имён существительных

1

0

0


Письменный контроль;

29.

Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классах:

орфограммы корня

1

0

0


Устный опрос;

30.

Рассуждение. Изучающее, ознакомительное чтение

1

0

0


Устный опрос; сочинение;


31.

Повторяем орфограммы окончаний имён существительных

1

0

0


Письменный контроль;

32.

Повторение: признаки имени существительного

1

0

0


Письменный контроль;

33.

Повторение: зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного

1

0

0


Практическая работа;

34.

Орфограммы в безударных падежных окончаниях имён прилагательных

1

0

0


Письменный контроль;

35.

Повторение: признаки имени прилагательного

1

0

0


Письменный контроль;

36.

Повторение: части речи самостоятельные и служебные

1

0

0


Письменный контроль;

37.

Разбор по членам предложения

1

1

0


Диктант;

38.

Учимся выполнять разбор по членам предложения

1

0

0


Устный опрос;

39.

Синтаксический разбор предложения

1

0

0


Письменный контроль;

40.

Работа с текстом: поиск информации, заданной в тексте в явном виде

1

0

1


Письменный контроль; изложение;

41.

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами

1

0

0


Письменный контроль;

42.

Учимся ставить знаки препинания при однородных членах предложения

1

0

0


Устный опрос; письменный контроль;


43.

Учимся выполнять синтаксический разбор предложения

1

0

0


Устный опрос;

44.

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи (предлог, союз, частица)

1

0

0


Практическая работа;

45.

Работа с текстом: анализ текста и нахождение в нём смысловых ошибок

1

0

1


Письменный контроль; изложение;

46.

Имя существительное. Общее значение и успотребление в речи

1

0

0


Устный опрос;

47.

Изменение по падежам имён существительных

1

0

0


Письменный контроль;

48.

Склонение имён существительных

1

0

0


Письменный контроль;

49.

Имена существительные

1, 2, 3-го склонения

1

0

0


Устный опрос;

50.

Несклоняемые имена существительные (ознакомление)

1

0

0


Устный опрос;

51.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

1

0

0


Письменный контроль;

52.

Закрепление правописания безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

1

0

1


Практическая работа; Самооценка с использованием "Оценочного листа";

53.

Вспоминаем правило написания ь после шипящих на конце имён существительных

1

0

0


Устный опрос;

54.

Склонение имён существительных во множественном числе

1

0

0


Письменный контроль;


55.

Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных

1

0

0


Письменный контроль; Контрольное списывание;

56.

Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах

1

0

0


Письменный контроль;

57.

Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста)

1

0

1


Письменный контроль; изложение;

58.

Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного

1

0

0


Письменный контроль;

59.

Имя прилагательное. Значение и употребление имён прилагательных

1

0

0


Устный опрос;

60.

Число имён прилагательных

1

0

0


Письменный контроль;

61.

Род имён прилагательных

1

0

0


Письменный контроль;

62.

Сочинение-описание по личным наблюдениям

1

0

1


Письменный контроль; сочинение;

63.

Изменение по падеждам имён прилагательных

1

0

0


Устный опрос;

64.

Склонение имён прилагательных мужского и средного родов

1

0

0


Устный опрос;

65.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

0

0


Письменный контроль;

66.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

0

0


Письменный контроль;


67.

Сочинение-рассуждение

1

0

1


Письменный контроль; сочинение;

68.

Склонение имён прилагательных женского рода

1

0

0


Устный опрос;

69.

Правописание имён прилагательных женского рода

1

0

0


Письменный контроль;

70.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных

1

0

0


Письменный контроль;

71.

Правописание имён прилагательных во множественном числе

1

0

0


Письменный контроль;

72.

Склонение имён прилагательных во множественном числе

1

0

0


Устный опрос;

73.

Морфологический разбор имени прилагательного

1

0

0


Практическая работа;

74.

Местоимение. Личные местоимения

1

0

0


Устный опрос;

75.

Личные местоимения 1го, 2-го, 3-го лица

1

0

0


Устный опрос;

76.

Изменение по падежам личных местоимений. Склонение местоимений

1

0

0


Письменный контроль;

77.

Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа

1

0

0


Письменный контроль;

78.

Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

1

1

0


Письменный контроль; диктант;

79.

Обобщение знаний о местоимении

1

0

1


Практическая работа;


80.

Составление поздравительной открытки.

Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи

1

0

1


Письменный контроль; сочинение;

81.

Глагол

1

0

0


Устный опрос;

82.

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове:

правописание приставок в глаголах

1

0

0


Письменный контроль;

83.

Частица не, её значение

(повторение)

1

0

0


Устный опрос;

84.

Различение глаголов, отвечающих на вопросы "что делать?" и "что сделать?"

1

0

0


Устный опрос;

85.

Вид глагола

(ознакомление)

1

0

0


Устный опрос;

86.

Начальная форма глагола

1

0

0


Устный опрос;

87.

Работа с текстом:

изучающее, ознакомительное чтение

1

0

0


Практическая работа;

88.

Изменение глаголов по лицам и числам

1

0

0


Письменный контроль;

89.

Мягкий знак после шипящих в глаголах

1

0

0


Устный опрос;


90.

Правописание мягкого знака в глаголах после шипящих

1

0

0


Письменный контроль;

91.

Возвратные глаголы

(ознакомление)

1

0

0


Устный опрос;

92.

Правописание -ться и -тся в глаголах

1

0

0


Письменный контроль;

93.

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове:

правописание возвратных и невозвратных глаголов

1

0

0


Практическая работа;

94.

Изложение по самостоятельно составленному плану. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте

1

0

1


Письменный контроль; изложение;

95.

Спряжение глаголов

1

0

0


Устный опрос;

96.

I и II спряжение глаголов

1

0

0


Письменный контроль;

97.

Личные окончания глаголов I и II спряжения

1

0

0


Письменный контроль;

98.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

1

0

0


Письменный контроль;

99.

Учимся писать безударные личные окончания глаголов

1

0

0


Устный опрос;

100.

Правописание безударных окончаний глаголов

1

0

0


Письменный контроль;


101.

Правописание глаголовисключений

1

0

0


Письменный контроль;

102.

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание глаголов

1

0

1


Практическая работа;

103.

Изложение (подробный пересказ текста)

1

0

0


Письменный контроль; изложение;

104.

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове:

правописание суффиксов глаголов

1

0

0


Письменный контроль;

105.

Образование глаголов прошедшего времени

1

0

0


Устный опрос;

106.

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

0

0


Письменный контроль;

107.

Изложение подробное. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

1

0

1


Письменный контроль; изложение;


108.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

1

0

0


Устный опрос;

109.

Правописание окончаний глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1

0

0


Письменный контроль;

110.

Наклонение глаголов

(ознакомление)

1

0

0


Устный опрос;

111.

Написание отзыва на прочитанную книгу

1

0

0


Письменный контроль; сочинение;

112.

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

1

0

0


Письменный контроль;

113.

Учимся писать изученные орфограммы правописания глаголов

1

0

0


Письменный контроль;

114.

Учимся писать изученные орфограммы правописания глаголов

1

0

1


Практическая работа;

115.

Изложение повествовательного текста. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде

1

0

0


Письменный контроль; изложение;

116.

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание глаголов с орфограммами в корне

1

0

0


Письменный контроль;


117.

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове:

правописание глаголов с орфограммами в суффиксах

1

0

0


Письменный контроль;

118.

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове:

правописание глаголов с орфограммами в окончаниях

1

0

0


Письменный контроль;

119.

Обобщение знаний о глаголе

1

0

1


Практическая работа;

120.

Морфологический разбор глагола

1

0

0


Устный опрос;

121.

Использование глаголов в тексте

1

0

0


Устный опрос;

122.

Наречие (общее представление)

1

0

0


Устный опрос;

123.

Наречие: вопросы, употребление в речи

1

0

0


Устный опрос;

124.

Правописание наречий

(ознакомление)

1

0

0


Письменный контроль;


125.

Предлог. Повторение: отличие предлогов от приставок

1

0

0


Устный опрос;

126.

Текст. Образные языковые средства

1

0

1


Письменный контроль; изложение;

127.

Имя числительное (общее представление)

1

0

0


Устный опрос;

128.

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове:

правописание числительных

1

1

0


Диктант;

129.

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах

1

0

0


Устный опрос;

130.

Учимся писать сочинения-повествования

1

0

1


Письменный контроль; сочинение;

131.

Связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов)

1

0

0


Устный опрос;

132.

Словосочетание

1

0

0


Устный опрос;

133.

Правописание слов в словосочетаниях

1

0

0


Письменный контроль;

134.

Словосочетание в предложении

1

0

0


Устный опрос; Письменный контроль;


135.

Анализ текстов по критериям: правильность, богатство, выразительность

1

0

0


Устный опрос; Письменный контроль;

136.

Учимся писать сочинения-рассуждения

1

0

1


Письменный контроль; сочинение;

137.

Простое и сложное предложение (ознакомление)

1

0

0


Устный опрос;

138.

Сложное предложение

1

0

0


Письменный контроль;

139.

Союз: союзы и, а, но в простых и сложных предложениях

1

0

0


Устный опрос;

140.

Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но

1

0

0


Устный опрос;

141.

Знаки препинания в сложном предложении

1

0

0


Письменный контроль;

142.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

0

0


Письменный контроль;

143.

Работа с текстом: анализ смысловых и речевых ошибок

1

0

1


Письменный контроль; изложение;

144.

Сложные предложения: бессоюзные предложения (без называния терминов)

1

0

0


Письменный контроль;

145.

Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

1

0

0


Письменный контроль;

146.

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

1

0

0


Письменный контроль;


147.

Определение типов текста и создание собственных текстов заданного типа. Составление плана текста, написание текста по заданному плану

1

0

1


Письменный контроль; изложение;

148.

Прямая речь

(ознакомление)

1

0

0


Устный опрос;

149.

Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов авторв

1

0

0


Письменный контроль;

150.

Учимся писать сочинения-описания

1

0

0


Письменный контроль; сочинение;

151.

Звуко-буквенный разбор слова

1

0

0


Устный опрос;

152.

Производить разбор слова по составу. Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи

1

0

0


Устный опрос;

153.

Лексическое значение слова

1

0

0


Устный опрос;

154.

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использование в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи)

1

0

1


Письменный контроль; изложение;

155.

Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова

1

0

1


Письменный контроль; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; сочинение;

156.

Имя существительное.

Грамматические признаки

1

0

0


Устный опрос;


157.

Имя прилагательное.

Грамматические признаки

1

0

0


Устный опрос;

158.

Служебные части речи: предлог, частица, союз

1

0

0


Устный опрос;

159.

Местоимение. Личные местоимения

1

0

0


Устный опрос;

160.

Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте

1

0

1


Письменный контроль; изложение;

161.

Глагол. Грамматические признаки

1

0

0


Устный опрос;

162.

Слово. Словосочетание.

Предложение

1

0

0


Устный опрос;

163.

Словосочетание.

Предложение

1

0

0


Устный опрос;

164.

Простое предложение. Главные члены предложения

1

0

0


Устный опрос;

165.

Списывание (без пропусков и искажений букв) текста (объёмом не более 40 слов)

1

0

1


Письменный контроль; списывание;

166.

Работа с текстом: интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

1

0

1


Письменный контроль; изложение;

167.

Творческое задание: защита мини-проекта

1

0

1


мини-проект; защита; практическая работа;

168.

Учимся писать орфограммы, изученные в

4 классе

1

0

0


Письменный контроль;

169.

Учимся писать орфограммы, изученные в начальной школе

1

1

0


Диктант;


170.

Комплексная работа с текстом. Практическая работа

1

0

1


Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

4

30




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Русский язык. Рабочие программы:. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий,

М. В. Бойкина и др. — М.: Просвещение, 2021

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/

Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Книгопечатная продукция

Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение,2011

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ