СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Школа Лидера"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социализацию личности учащегося, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Школа Лидера"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43» Г. БЕЛГОРОДА

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Школа лидера»






Составитель:

Белько Анжела Павловна,

старшая вожатая

МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода
















Белгород, 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в образовательных услугах. А также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих детей. Именно в этом и заключается социально-образовательная направленность данной программы.

Развивающий характер программы предполагает, что основными принципами отбора содержания и форм деятельности является не только учёт возрастных особенностей детей, но и опора на признаки качественного роста личности.

Детское объединение по своим воспитательным возможностям способно оказать существенное влияние на развитие личности ребёнка, прежде всего, его организаторского опыта. Опыта организации деятельности других. Объединение создаёт условия для включения подростков в социально полезную деятельность и развитие детского общественного движения, которые обеспечивают успешную реализацию социальной активности ребят.

Результат деятельности объединения во многом зависит от сформированности опыта организаторской деятельности. В том числе и от наличия лидеров. Успешное формирование опыта возможно в ситуации свободного выбора (деятельности, информационного поля, группы общения и т. д.), ситуации успеха, ситуации достижения результатов.

Возрастные особенности детей подросткового возраста предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоутверждения и самоопределения личности. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если дети уже обладают определённым запасом знаний, умений и навыков, а также, если обеспечено развитие их лидерских качеств. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность детей, которая заключается в мотивации к деятельности в социально полезных делах.

Следствием этого является чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных на самостоятельную деятельность в детских объединениях.

Программа ориентируется на психологические аспекты выявления и развития лидерских качеств каждого подростка, желающего повысить свой рейтинг и успех в группе. Рассматривает проблемы формирования условий и среды для самореализации обучающихся (область приложения умений и навыков не ограничивается только сферой общения). Практическая составляющая программы реализуется в деятельности детского общественного объединения «Радуга Отечества» при МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода и в органах ученического самоуправления школы.

Данная комплексная программа ориентирует подростков на связь с общественностью. Программа предполагает создание условий для расширения знаний в этой области, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности.

Программа объединения по интересам «Школа Лидера» разработана на основе «Типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи» (социально-педагогический профиль)» (Минск, 12.07.2013).

Срок реализации - 3 года. Возраст учащихся 12-16 лет.

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социализацию личности учащегося, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование знаний по основам теории лидерства, организаторской
    деятельности, технологии социальных акций.

  • Формирование практических умений по организации деятельности органов
    самоуправления, методике игры, досуговой программы, коллективного
    творческого дела, социальной акции.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности и способности к
    самообразованию, лидерского потенциала в процессе участия в совместной
    общественно-полезной деятельности.

  • Формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и
    эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере.

Воспитывающие:

  • Содействие формированию активной гражданской позиции
    воспитанников.

  • Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм
    в условиях уважения к правам и свободам человека.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Образовательная программа включает в себя три уровня обучения в соответствии с годами обучения:

  • Программа первого года обучения - «Знаю» - программа начального
    уровня по познанию себя и развитию лидерских качеств.

  • Программа второго года обучения - «Знаю. Могу» - программа
    совершенствования знаний и умений в обучении себя и других.

  • Программа третьего года обучения - «Знаю. Могу. Делаю» - программа
    практической деятельности в детском объединении.

Группа начальной подготовки «Лидер» формируется из детей, которые предполагают заниматься общественной деятельностью или работать в органах детского самоуправления. Первый уровень предполагает формирование представлений о лидерстве и основах организаторской деятельности, развитие мотивации к поиску возможностей и созданию условий для реализации своих интересов и потребностей в лидерской деятельности.

Группа второго года обучения «Организатор» состоит из детей, которые уже имеют определённый опыт общественной деятельности (в органах детского самоуправления; организации и проведение различных мероприятий), в том числе полученный в первый год обучения. Данный уровень предполагает развитие и углубление интересов и навыков социально значимой деятельности, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности объединений.

Группа третьего года обучения «Координатор» формируется из детей, которые совершенствуют свои имеющие умения и навыки, в том числе полученные в первый и второй годы обучения. Данные навыки предполагают подготовку воспитанников в следующих областях: организаторские технологии; игровые технологии; правовые основы общественного движения.

Уровни являются интегрированными, что обеспечивает плавный рост в творческом, культурном, коммуникативном развитии подростков. Предложенная система обучения даёт каждому воспитаннику равные возможности для максимальной реализации своих потенциальных способностей. Это формирует у подростков адекватную самооценку и вместе с тем делает очевидной значимость личности, сумевшей проявить и реализовать себя.

Обучение детей по программе основывается на трёх компонентах:

Обучающий компонент является приоритетным первого уровня. В программу включены лекционные и практические занятия, деловые и ролевые игры и т. д. Воспитанники в конце года организуют и проводят мастерскую по теории лидерства на семинаре-практикуме.

Приоритетные задачи:

  • Формирование представлений о лидерстве, значении личности и
    коллектива, основах организаторской деятельности, основах детского
    самоуправления, науке общения.

  • Развитие мотивации к поиску возможностей и созданию условий для
    реализации своих интересов и потребностей в лидерской деятельности.

  • Формирование умений организаторской деятельности.
    Знания и умения:

  • иметь представления о типах и качествах делового лидера, о стилях
    работы лидера;

  • иметь представление о методах ведения собрания, сбора, о ролях
    участников собрания, сбора - летописца, ведущего, члена и лидера группы;

  • иметь представления о правилах и культуре общения;

  • иметь представление об истории развития детского самоуправления;

  • уметь организовывать и проводить лидерские игры;

  • уметь обозначать дальние и ближайшие перспективы своего роста в
    избранном направлении;

  • уметь разбивать работу на части, распределять её во времени;

  • знать принципы самоуправления и модели органов самоуправления
    детского объединения.

Развивающий компонент - является приоритетным для второго уровня. На этом уровне предусмотрены практикумы:

  • участие обучающихся в реализации социальных акций;

  • выполнение постоянных или временных обязанностей в органах
    детского самоуправления разного уровня;

  • участие в деятельности рабочих групп, советов дел по подготовке тех
    или иных мероприятий;

  • выполнение функций руководителей временных объединений,
    организаторов или ведущих мероприятий.

Приоритетные знания, умения и навыки воспитанники реализуют в первую очередь в деятельности объединения, в различных органах самоуправления: ученического самоуправления и детского общественного объединения образовательных учреждений, районного союза детских общественных объединений.

Приоритетные задачи:

• Формирование представлений о правовых основах деятельности
детского объединения, технологии подготовки социальной акции, методике
организации и проведении коллективно-творческих дел, технологии игр и
игровых программ.

  • Формирование умений и навыков организации коллективной
    деятельности.

  • Формирование умений и навыков подготовки и реализации социальных
    акций, организации и проведения коллективно-творческих дел.

  • Совершенствование навыков организаторской деятельности.
    Знания и умения:

  • иметь представление о правах и обязанностях подростков;

  • иметь представление о функциях детского объединения;

  • иметь представление о стадиях проведения КТД;

  • знать основные понятия о символах и эмблемах объединения;

  • уметь собирать и анализировать информацию;

  • уметь составить план проведения и подготовки КТД, провести анализ
    КТД;

  • уметь разработать и наполнить содержание игровых программ, в
    зависимости от тематики.

Деятельностный компонент - является приоритетным третьего уровня.

Программа курса предусматривает практическую деятельность каждого обучающегося по выбору:

  • разработка и реализация социальных акций;

  • организация и проведение КТД;

  • организация и проведение занятий на сборах и семинарах-практикумах
    актива подростков;

  • разработка игровых программ, мастер классов и проведение в летнем
    лагере профильной смены.

Приоритетные задачи:

  • Формирование представлений о программном подходе деятельности
    детского объединения.

  • Совершенствование умений и навыков координации проведения КТД.

  • Формирование умений и навыков реализации социальных акций.

  • Совершенствование умений и навыков организации и координации
    деятельности детских объединений, действующих на базе образовательных
    учреждений.

  • Совершенствование умений и навыков в составлении нормативно-
    правовых документов в рамках деятельности детских объединений.

  • Совершенствование умений и навыков в области игровых технологий.
    _3нания и умения:

  • иметь представление о программе деятельности, её составляющих;

  • иметь представление об основных пунктах содержания Положения или
    Устава детского объединения;

  • иметь представление об особенностях и видах делового общения;

  • иметь представление о выходе из конфликта, спора;

  • уметь представить себя, вести деловую беседу, переговоры,
    телефонный разговор;

  • уметь выявить проблему и разработать социальную акцию;

  • уметь организовать работу группы, объединения.

Педагог, работающий по данной программе, самостоятельно определяет количество часов, которые будут отводиться на занятия с основной группой, на семинары-практикумы и сборы.

В течение месяца программа предусматривает проведение дела самими подростками либо непосредственное участие в нём, что способствует закреплению полученных знаний.

В процессе работы по данной программе возможны встречи с интересными людьми и специалистами в различных областях знаний и деятельности, с другими общественными объединениями и организациями.

Основными принципами образовательного процесса в рамках данной образовательной программы являются:

• Принцип гуманистической ориентации учебно-воспитательной
работы - требует признания человека, его прав и свобод главной
ценностью, построения всей системы на основе реальных проблем и
потребностей подростков.

  • Принцип системного соответствия - соответствие содержания форм и
    методов организации воспитательной работы месту и функции
    образовательного учреждения.

  • Принцип социальной адекватности учебно-воспитательной работы -
    деятельность по программе ориентирована на развитие социальной
    успешности личности.

  • Принцип целесообразного единства индивидуальных и коллективных
    подходов к организации учебно-воспитательного процесса — в программе
    предусмотрено определение индивидуальной траектории социального
    развития каждого подростка, также формирование и развитие коллектива,
    который позволяет практически каждому подростку реализовать свой
    потенциал.

  • Принцип создание воспитывающей среды - при организации
    практической деятельности по программе доминируют творческие начала,
    при этом творчество рассматривается как универсальный критерий оценки
    личности и отношений в коллективе.

Используемые образовательные технологии:

  • технология сотрудничества;

  • технология индивидуального обучения;

  • групповая технология;

  • ИКТ-технология;

  • игровая технология;

  • технология свободного воспитания.

Практическая значимость программы заключается в приобретении подростками социального опыта в социально-полезной деятельности в специально организованных условиях образовательного пространства.

Обучающий блок программы составляют:

  • Занятия по основным темам: Самопознание личности, теория
    лидерства, детское общественное объединение, основы детского
    самоуправления, права человека и толерантность, общение и этикет, основы
    организаторской деятельности, информационные технологии.

  • Деловые игры: «Защита проекта «Дом самоуправления», «Мозговой
    штурм», «Демократические выборы», «Органы детского самоуправления:
    принципы и различия», «Твоя газета», «Мир наших прав».

  • Практика (в совете дел, в органах самоуправления, в общественных
    организациях, в реализации социальных акций, в организации и реализации
    сборов).

  • Тренинги.

  • Организация взаимодействия с учреждениями и другими
    общественными учреждениями.

  • Участие в районных и краевых программах и проектах.

  • Деятельность в детских общественных объединениях, существующих
    на базе образовательных учреждений.

Воспитывающая среда программы формируется на основе деятельности Совета дружины и включает в себя следующие компоненты:

  • Коллективно-творческие дела.

  • Социальные акции.

  • Фестивали, смотры, конкурсы.

  • Слёты.

  • Семинары-практикумы.

  • Деятельность Совета по вопросам взаимодействия детей и взрослых.

  • Деятельность общественных объединений, действующих на базе
    образовательного учреждения.

• Формирование взаимоотношений в коллективе, межличностное
общение.

Программа «Школа Лидера», это - сотрудничество, сотворчество и содействие. Успех в деятельности объединения - первый социальный успех.

Ступени роста лидера в различных сферах деятельности имеют три относительно фиксированные позиции, которые проявляются в усложнении деятельности, расширении объёма знаний, совершенствовании умений и навыков. Успех участия подростка в программе заключается в продвижении от первой позиции к последующим.

I ступень - наблюдатель-участник:

  • пробует себя в различных видах деятельности в качестве слушателя,
    участника;

  • охотнее выполняет поручения, чем в управлении и самоуправлении.

II ступень - участник-организатор:

  • постоянно участвует в делах группы, объединения;

  • может обучать других;

• участвует в разработке и реализации социальных акций.

III ступень - организатор- координатор:

  • способен самостоятельно организовать выполнение конкретного дела;

  • организует выполнение стратегических планов и программ;

  • представляет группу, объединение на всех уровнях.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманитаризации. Все виды добровольных детских объединений, независимо от их профиля, способствуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению. Они дают опыт общения со специалистами в различных видах практической деятельности. В условиях учреждения дополнительного образования такой опыт всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей и педагогов, что способствует установлению более высокого уровня межличностных отношений между педагогами и детьми.

Важным условием успешной реализации программы является выполнение ряда закономерностей, определяющих принципы учебно-воспитательного процесса и выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов учебно-воспитательной деятельности по программе.

Закономерности:

• воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого
ребёнка во взаимодействии его с окружающей средой;

  • целостность воспитательного влияния, когда с самого начала педагог
    демонстрирует детям своё полное к ним доверие (он выступает для
    подростков как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно
    обратиться за помощью; педагог старается быть активным участником
    группового взаимодействия; для содействия формированию лидерской
    позиции педагог сам демонстрирует лидерское поведение);

  • обеспечение многообразия деятельности, в которую включается
    подросток (в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая
    организация жизнедеятельности временного коллектива позволяет
    практически каждому подростку реализовать свой лидерский потенциал);

  • участие в самоуправлении (служит источником жизнедеятельности
    коллектива, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной
    личности в нём);

  • формирование коллектива (приобщение к ценностям и традициям
    коллектива, развитие корпоративной культуры);

  • создание условий для обучения в различных формах, как основного
    вида деятельности (использование традиционных и нетрадиционных форм
    организации деятельности).

Организационные формы педагогического взаимодействия;

Фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная. Формы занятий;

организационные формы - лекция (лекция-диалог, лекция-конференция и т.д.), конкурс, тренинги, коллективно-творческое дело;

активные формы - семинар (семинар-беседа, семинар-диспут, семинар-заслушивание и обсуждение и т.д.), дискуссия, экскурсия, учебная конференция, консультация, защита творческих заданий;

игровые формы - деловые и ролевые игры, игровое моделирование, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование (конструирование), профессиональные игры, социально-психологический тренинг;

= •

самостоятельные занятия учащихся -самостоятельные исследовательские, практические и теоретические работы и др.

Исключительное значение в программе отдаётся групповым формам работы, позволяющим подросткам проявлять активность, наиболее полно реализовывать свои умения и навыки:

  • тренинги общения как вид групповой работы на приобретение знаний,
    умений и навыков, необходимых для успешного общения;

  • упражнение на взаимодействие в группах, построенных на моделях
    жизненных ситуаций общения;

  • диагностика, позволяющая быстро оценить своё состояние;

  • деловые игры, позволяющие в миниатюре моделировать и
    совершенствовать деятельность партнёров;

  • игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию
    и развить собранность внимания, развить навыки коллективной слаженной
    работы;

  • игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских
    качеств, на умение работать в атмосфере полного доверия;

  • формы анализа личного роста, развития коллектива.

Формы подведения итогов ;

Открытое, итоговое занятие; конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта, анализ личностного роста, развития коллектива и другое.

Методы и приёмы организации работы;

1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);наглядные (демонстрация,
иллюстрация и др.);практические (упражнения, выполнение
тестов);гностические (исследовательские, проблемно-поисковые,

репродуктивные); самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, информацией, базой данных и пр.); методы взаимодействия в группе: сборы, собрание, умение работать с разным количеством людей.

2.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); методы формирования ответственности к обучению (поощрение, одобрение, порицание и др.).

3.Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Методы диагностики, анкетирования, тестирования.




















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения «Познай себя»




Темы разделов

Часов

Теория

Практика


1

Введение, входящая диагностика

4

2

2


2

Я - личность, самопознание:



Познавательные процессы

12

6

6



Лидер

6

4

2


з

Я и другие



Права человека и толерантность

14

8

6



Общение и этикет

12

8

4


4

Я и коллектив:



Коллектив

6

4

2



Детские объединения

10

7

3



Лидер и его команда

4

2

2


5

Основы организаторской деятельности:



Игра как инструмент лидера

6

2

4



Коллективно-творческое дело

6

4

2



Социальная акция

4

2

2


6

Информационные технологии

8

4

4


7

Диагностика и аттестация

2


2


8

Подготовка и проведение мероприятий

36

18

18


9

Итог. Оформление портфолио / папки по итогам года.

2


2



Итого:

130

71

59


Второй год обучения «Научи себя и других»




Темы разделов

Часов

Теория

Практика

1

Введение, входящая диагностика

4

2

2

2

Я - личность, самопознание:

2.1

Познавательные процессы

10

4

6

2.5

Лидер

6

2

4

3

Я и другие

3.1

Права человека и толерантность

10

4

6

3.8

Общение и этикет

10

4

6

4

Я и коллектив:


Коллектив

4

1

3


Детские объединения

4

1

3


Лидер и его команда

6

2

4

5

Основы организаторской деятельности:


Игра как инструмент лидера

6

2

4


Коллективно-творческое

дело

6

2

4


Социальная акция

10

4

6

6

Информационные технологии

10

4

6

7

Диагностика и аттестация

2


2

8

Подготовка и проведение мероприятий

38

12

26

9

Итог. Оформление портфолио / папки по итогам года

4

1

3

1

Итого:

130

45

85

Третий год обучения «Знаю. Могу. Делаю»




Темы разделов

Часов

Теория

Практика

1

Введение, входящая диагностика

4

1

3

2

Я - личность, самопознание:

2.1

Познавательные процессы

10

2

8

2.6

Лидер

6

2

4

3

Я и другие

3.1

Права человека и толерантность

12

4

8

3.6

Общение и этикет

10

2

8

4

Я и коллектив:

4.1

Коллектив

4

2

2

4.4

Детские объединения

2

1

1

4.8

Лидер и его команда

6

2

4

5

Основы организаторской деятельности:

5.1

Игра как инструмент лидера

6

2

4

5.4

Коллективно-творческое дело

6

2

4

5.7

Социальная акция

4

2

2

6

Информационные технологии

10

4

6

7

Диагностика и аттестация

2


2

8

Подготовка и проведение мероприятий

44

12

32

9

Итог. Оформление портфолио / папки по итогам года

4

1

3



Итого:

130

39

91

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на ___________ учебный год

Первый год обучения «Познай себя»



Дата

Темы разделов

Количество часов

Теория

Практика





1


Введение, входящая диагностика

4

2

2

1.1


Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Игры на сплочение «Путанка», «Говорящие вещи» и т.п.


1

1

1.2


Проведение диагностики.

1

1

2


Я - личность, самопознание:



Познавательные процессы

10

4

6

2.1


Внимание. Игры и


1

1



упражнения на развитие




2.2


Ощущение. Игры и


1

1



упражнения на развитие




2.3


Восприятие. Игры и


1

1



упражнения на развитие




2.4


Память. Игры и упражнения


1

1



на развитие




2.5


Мышление. Игры и



2



упражнения на развитие






Лидер

6

2

4

2.6


Кто такой лидер? Типы виды

и качества лидера. Тест «Я - лидер»


1

1

2.7


Типы, виды качества лидера. Готовься стать лидером.


1

1

2.8


Готовься стать лидером. Упражнение на развитие лидерских качеств.



2

3


Я и другие



Права человека и толерантность

10

4

6

3.1


Уважение достоинства, прав и интересов личности. (Ролевая игра). Осознание своего «Я».


1

1

3.2


Осознание своего «Я». Самооценка. Повышение самооценки. (Упражнения на повышение самооценки)


1

1

3.3


Взаимосвязь и взаимозависимость «Ты» и «Я». «Мы» не подавляет «Ты» и «Я», «Я» добровольно ограничивает себя ради «Ты» и «Мы».


1

1

3.4


Взаимосвязь и взаимозависимость «Ты» и «Я». «Мы» не подавляет «Ты» и «Я», «Я» добровольно ограничивает себя ради «Ты» и «Мы». (Ролевые игры)


1

1

3.5


Мы договариваемся.

Я - Ты –Мы(Ролевая игра)



2



Общение и этикет

10

4

6

3.6


Культура и этика общения


1

1


3.7



Культура и этика общения (Практикум). Общение и его

слагаемые



1


1

3.8


Общение и его слагаемые.

Упражнения


1

1




Общение и его роль в

трудных жизненных ситуациях. Понятие о конфликте. Способы поведения в конфликте.




3.9



1

1

3.10


Современный этикет за столом, в общественных



2



местах




4


Я и коллектив:



Коллектив

4

1

3



Групповая деятельность.


Стадии развития группы (по Лутошкину). Коммуникация.



|



1

4.1



1






4.2


Коммуникация в команде. Упражнения на сплочение.



2



Детские объединения

4

1

3




4.6





Нормативно-правовая база РСМ и РДШ. Работа с нормативно-правовой базой РСМ и РДШ.




1



1

4.7


Знакомство с другими детскими общественными организациями.

Написание рефератов на тему: «Детские общественные организации разных стран»


1

2



Лидер и его команда

6

2

4

4.8


Организуй себя сам. Кто такой лидер. Игры на выявление лидерских качеств



1


1



4.9


Необходимость работы в команде.

Алгоритм создания команды.



1

1

4.10


Различные стили лидерства.

Выборные технологии формирования органов актива общественных объединений.



2

5


Основы организаторской деятельности:



Игра как инструмент лидера

6

2

4

5.1


Игра - дело серьёзное. Классификация и технология игр.( Практикум проведение игр)


1


1

5.2


Классификация и технология игр. Практикум проведение игр. Подбор игр учащимися.



1


1

5.3


Защита игр, подобранных обучающимися.



2



Коллективно-творческое

дело


6


2


4

5.4


Алгоритм организации различных дел.



1


1

5.5


Практикум. Организация

малых дел. Виды КТД.



1


1

5.6


Виды КТД. Стадии

проведения КТД (по

Иванову) Практикум.





2



Социальная акция

10

4

6

5.7


Социальная акция.

Виды акций.


1

1

5.8


Алгоритм подготовки и проведения акции.


1

1


5.9


Подготовка и проведение

социальной акции.



2

5.10


Подготовка и проведение

социальной акции.



2






6


Информационные

технологии

10

4

6






6.1


Информационное

сопровождение акции.


1

1








Что такое листовка и как ее

составить. Тренировки в

написании заметки.




6.2



1

1






6.3


Социальный проект. Метод


1

1



проектов




6.4


Практикум по написанию

социального проекта


1

1






6.5


Практикум по написанию

социального проекта



2

7


Диагностика и

аттестация

2


2






8


Подготовка и проведение

мероприятий

38

12

26






8.1


Подготовка к конкурсу

«Фестиваль профессий». Разработка и

написание сценария


1

1

8.2


Подготовка к конкурсу

«Фестиваль профессий». Формирование группы участвующей в мероприятии. Определение заданий для классов.


1

1

8.3


Репетиция

'

1

1

8.4


Проведение мероприятия



2

8.5


Анализ проведения мероприятия «Фестиваль профессий»


1

1

8.6


Подготовка к конкурсу

«Мисс 43». Разработка и

написание сценария


1

1

8.7


Подготовка к конкурсу

«Мисс 43». Разработка и

написание сценария


1

1

8.8


Формирование группы участвующей в мероприятии. Определение заданий для классов. Репетиция


1

1

8.9


Репетиция



2

8.10


Проведение мероприятия



2

8.11


Анализ проведения мероприятия «Мисс 43»


1

1

8.12


Разработка сценария проведения мероприятия «Формула успеха»


1

1

8.13


Подготовка к мероприятию «Формула успеха»



2

8.14


Подготовка к мероприятию «Формула успеха»



2

8.15


Анализ проведения мероприятия «Формула успеха».


1

1

8.16


Подготовка литературно-музыкальной композиции «Колокол памяти». Разработка и написание сценария.


1

1

8.17


Подготовка литературно-музыкальной композиции «Колокол памяти». Формирование группы участвующей в мероприятии.



2

8.18


Подготовка литературно-музыкальной композиции «Колокол памяти». Репетиция.



2

8.19


Подготовка литературно-музыкальной композиции «Колокол памяти». Репетиция.


1

1

8.20


Итог. Оформление портфолио/папки по итогам года

4

1

3







8.21


Оформление папки

Подведение итогов.


1

1

8.22


Оформление портфолио



2

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ:

Получение практических знаний по организации работы органов самоуправления, методике игр и досуговых программ, коллективной творческой деятельности и социальной акции.

  • Приобретение навыков лидерского поведения, организаторских
    умений, коллективной и руководящей деятельности.

  • Приобретение умений проведения анализа и выстраивания
    перспективы собственной деятельности.

  • Повышение уровня социальной активности подростков.

  • Усвоение ценностных основ нравственности, поведенческих норм в
    условиях уважения к правам и свободам человека.

  • Повышение уровня профессиональной ориентации подростков.

Критерии оценки результатов реализации программы подразделяются на две условные группы:

  • «критерий качества»;

  • «критерий факта».

«Критерий качества» - наблюдение, систематическое первоначальное и последующее тестирование лидерских способностей обучающихся, анкетирование обучающихся, собеседование, самоанализ.

«Критерий факта» представлен количественными показателями и степенью проявления лидерской позиции подростков по каждому году обучения.

Исходя из целей образовательной программы и задач обучения, ожидаемых в течение каждого года результатов, предполагаются следующие формы подведения итогов реализации образовательной программы по годам обучения:

  • Первый уровень предполагает организацию и проведение мастерской
    лидерства.

  • Второй уровень предполагает разработку и проведение игровой
    конкурсной программы.

• Третий уровень предполагает разработку, защиту и реализацию социальной акции.

Выпускники проводят итоговый круглый стол «Основы деятельности детского объединения» на сборе активистов детских общественных объединений.

ЛИТЕРАТУРА

Для руководителя:

  1. Закон об образовании РФ.

  2. Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи
    (социально-педагогический профиль)

  3. «21 урок о лидерстве» - Красноярск, 2003г.

  4. Грецов А.Г. «Тренинг общения для подростков». - СПб. Литер, 2005.-
    160с.

  5. Гущина Т.Н. «Игровые технологии по формированию социальных
    навыков у подростков»: Практическое пособие. - М.: АРКТИ. 2007г.

  6. Дереклеева Н.И. «Модульный курс учебной и коммуникативной
    мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире».- М.:
    «ВАКО», 2004.

  7. Дик Н.Ф. «Ученическое самоуправление в образовательном
    учреждении. Книга современного руководителя». - Ростов-на-Дону:
    Феникс, 2006г.

  8. Иванов И.П. «Коллективное творческое дело».

  9. «Как сделать отдых детей незабываемым праздником»: материалы
    авторских смен / авт.-сост. А.П. Гузенко и др. — Волгоград: Учитель,
    2007.-282с.

10. «Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с
детьми» / авт. -сост. А.П. Красичкова, Д.Н. Зимин. - Волгоград:
Учитель, 2007.-153 с.

11 .«Красноярская городская Школа Актива». 2 выпуск, 4 выпуск:

сборник статей/ Под редакцией А. К. Мужщинского, М. Светлаковой, О.А. Курнаевой - Красноярск, 2005г.

12. Лутошкин А.Н. «Как вести за собой» - М.: Просвещение, 1981 г.

  1. «Лучшие сценарии для летнего лагеря»: настольная книга педагога-
    организатора/автор-сост, В.Н.Руденко.-Ростов н/Д: Феникс, 2007-218
    с.

  2. «Методики исследования личности» (для психологов) сост. Миллер
    О.М., Ярдышникова Т.Д. - Издательство КГПУ. Красноярск. 1994.

  3. Марфина С.В. «Летний лагерь от А до Я» / С.В.Марфина: Художник
    Е.А.Афоничева. -Ярославль: Академия развития, 2005. - 160 с.

  4. «Обучение детского актива: основные подходы и содержательные
    аспекты: Профессиональный справочник методиста УВВиО». Выпуск
    6 / сост. Н.П.Харитонова. - Витебск: УО «ГООВР», 2007.

17.Программа «Лидер» - Москва, 1992г.

  1. Рожков М.И. «Познай себя». М., 1992.

  2. Рожков М.И. «Развитие самоуправления в детских коллективах». М.,
    2002.


  1. Смекалова Е.М. «Школа лидерства»: Методические рекомендации. -
    М.:Щ Сфера, 2006г.

  2. «Школа интересных каникул»/ авт.-сост. С.Г. Огнева и др. —
    Волгоград: Учитель, 2007г.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка. М., 1999.

  2. Афанасьев С. «Сто отрядных дел». К., 2000.

  3. Волохов А.В. «Будем работать вместе». М., 1992.«Возьмёмся за руки,
    друзья»: сборник материалов игротехнических семинаров, ВДЦ «Орлёнок»,
    1995.

  4. Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». М., 1981.

  5. Программа «Лидер». М., 1992.

  6. «Рабочая книга активиста ученического самоуправления
    «Демократическая республика». М., 2002.

  7. Рожков М.И. «Познай себя». М., 1992.