СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Школа родителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Школа родителей" в наше время актуальна. Всегда требуется помощь родителям, которые не компетентны в разных вопросах обучения и воспитания детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Школа родителей"»

Региональный дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

«Семья в фокусе воспитания»












Марафон семейных традиций

номинация

Программа «Школа родителей»

тема методической разработки
















Автор: Репина Жанна Юрьевна,

учитель начальных классов

ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа»










2024 г





  1. Пояснительная записка


1.1 Номинация Марафон семейных традиций

1.2 Тема (название) воспитательного мероприятия

Программа взаимодействия школы с родителями «Школа родителей»

1.3. Актуальность и обоснование выбора темы

С введением ФГОС и принятием нового Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.   Современная семья развивается в условиях качественно новой  и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности  в воспитательном потенциале. В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов, норм.

         Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Поэтому ей требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка: его самочувствие, состояние души, физическом и психологическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и др., о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Процесс работы «Школы родителей» является частью деятельности педагогов по реализации программы воспитания в образовательном учреждении в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р).

Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: обучающихся, их родителей, классного руководителя, учителей-предметников, педагога-библиотекаря, социального педагога, психолога, завуча по воспитательной работе, инспектора ПДН и медработника. Этапы работы над проектом удачно «вписываются» в план воспитательной работы образовательного учреждения и являются его частью.

1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)

Проект «Школа родителей» был разработан для родителей (законных представителей) обучающихся 1-9 классов

Данная методическая разработка представляет собой универсальный план действий. Целевой аудиторией воспитательного мероприятия могут быть родители (законные представители) обучающиеся как начальной школы или среднего звена, так и старшеклассников. Мероприятия продуманы и выстроены таким образом, что педагоги могут самостоятельно адаптировать формы и методы работы под решение своих воспитательных задач и запросов родителей. В этом и состоит главная методическая ценность представленной работы.

1.6. Цель

- соединение воспитательного потенциала семьи и школы через утверждение традиционных ценностей, семейного уклада в сознании родителей и детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.
1.7. Задачи

- установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями(законными представителями);

- вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;

- формирование активной педагогической позиции родителей (законных представителей), повышение воспитательного потенциала семьи;

- оказание помощи родителям (законным представителям) в организации педагогического самообразования;

- предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей (законных представителей) в воспитании;

- создание единого сообщества учащихся, учителя и родителей (законных представителей);

- профилактика антисоциального поведения обучающихся.

1.8. Планируемые результаты

- повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей (законных представителей);

- развитие их творческой инициативы.

1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Работа с родителями (законными представителями) обучающихся

осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На уровне школы:

- занятия «Школы родителей детей» с Тяжелыми множественными нарушениями

( далее ТМНР)

- объединение специалистов, осуществляющих сопровождение и информирование родителей (законных представителей) детей с ТМНР.

- «Семейный клуб» для родителей (законных представителей) обучающихся среднего и старшего звена.

- Общешкольные родительские собрания.

На уровне класса

- Классные родительские собрания.

- Родительские дни, когда возможно посещение родителями (законными представителями) школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе (коллективе) среди сверстников.

- Педагогические студии, проводимые классным руководителем или психологом для родителей (законных представителей) одного класса или специально выделенной группы родителей (законных представителей), имеющих подобные проблемы.

- Семейные праздники «Папа, мама, я – дружная семья»; «День Здоровья»; «Новый год - семейный праздник» и т.д.

На индивидуальном уровне

- Работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) для решения острых конфликтных ситуаций.

- Участие родителей (законных представителей) в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка.

- Родительский всеобуч (лектории, деловые игры, круглые столы).

1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов

- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;

- ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организованного школой;

- психолого-педагогическое просвещение;

- вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с детьми деятельность;

- корректировка воспитания в семьях отдельных обучающихся.

1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Для проведения различных мероприятий с родителями (законными представителями) обучающихся нашей школы необходимы кадровые ресурсы: заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, советник директора по воспитательной работе, учитель-дефектолог, психолог, логопед, социальный работник.

К методическим ресурсам относятся:

Григори Н. Программа коррекции детско-родительских отношений/ Школьный психолог 2000, № 28

Директору школы о сотрудничестве с родителями / Под ред. д.п.н., проф. A.C. Роботова, к.п.н. И.А. Хоменко, к.п.н., доц. И.Г. Шапошникова. - М.: Сентябрь, 2001, 176с.

Мудрость воспитания: Кн. для родителей. - М., 2009.

Ткачева В. В.Гармонизация внутрисемейных отношений: Мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М.: Издательство Гном и Д, 2000.

Фромм Аллан. Азбука для родителей, - Л., 2011.

Шуман        С.П. Родительские тревоги. М., 2009.

1.12. Материально-технические, информационные ресурсы

- помещение для проведения занятий

- проектор или интерактивная доска

- компьютер

- доступ в интернет

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки к реализации программы

В начале учебного года в школе проводится совещание рабочей группы по реализации программы, на котором определяются запросы и потребности родителей (законных представителей), педагоги и специалисты , желающие оказать консультативную помощь, провести мастер-классы, так же определяются темы занятий, на которые необходимо обратить внимание в текущем учебном году.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, технологическая карта мероприятия и др.)

Школа родителей (https://sh-spck-koxomskaya-r24.gosweb.gosuslugi.ru/ ) в Кохомской коррекционной школе работает уже не первый год.

Школа является одной из форм работы с семьей, имеющей ребенка.

Деятельность Школы строится на принципах компетентности, добровольности участия родителей (законных представителей) детей, учета индивидуальных особенностей и возможностей ребенка и семьи.

Работа Школы реализуется на подготовительном, основном и заключительном этапах.

На подготовительном этапе работы Школы (сентябрь-октябрь):

- определяется кадровый состав специалистов ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель), привлеченных к работе в Школе;

- разрабатывается программа, планы и график образовательных мероприятий;

- изучаются запросы и потребности родителей (законных представителей)

На основном этапе (ноябрь-апрель) ежемесячно проходят занятия Школы с родителями (законными представителями).

На заключительном этапе (май) проводится:

- изучение уровня удовлетворенности работой Школы родителей (законных представителей) детей с ТМНР и РАС;

- изучение уровня медико-психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся;

- анализ работы Школы;

- обобщение опыта работы специалистов Школы.

На 2024-2025 учебный год определены темы занятий с родителями (законными представителями).

Дата

Организатор

Тема

Форма

Аудитория

сентябрь

Учитель –дефектолог, педагог-психолог, логопед

День семейного общения

Круглый стол

Родители обучающихся 1классов

октябрь

Администрация

Презентация проекта «Школа родителей»

Общешкольное родительское собрание

Родители обучающихся 1-4 классов

октябрь

Учитель -дефектолог

«Формирование жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР и РАС»

Круглый стол

Родители обучающихся 1классов

октябрь

Педагог доп. образования

«Роль дополнительного образования в организации свободного времени ребенка»

Круглый стол

Родители обучающихся 1-9 классов

ноябрь

Учитель -дефектолог

Использование нейропсихологического метода замещающего онтогенеза в работе с обучающимися с ТМНР, РАС на занятиях дефектолога

Круглый стол

Родители обучающихся 1-9 классов

ноябрь

Педагог-психолог

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Игра

Родители обучающихся 1-9 классов

декабрь

Учитель-логопед

Особенности оказания логопедической помощи детям с ООП

Тренинг

Родители обучающихся 1-4 классов

январь

Учитель начальных классов

(Мочалкина М.Б.)

Развитие творческих способностей ребенка. «Зимний лес»

Мастер-класс. Рисование с помощью трафарета

Родители обучающихся с ТМНР 1-8 классов

январь

Учитель начальных классов

(Репина Ж.Ю.)

«Адаптация первоклассников»

Круглый стол

Родители обучающихся 1-4 классов

февраль

Учитель начальных классов

(Лылова Е.Т.)

«Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР. Советы родителям»

Мастер-класс

Родители обучающихся с ТМНР 1-8 классов

февраль

Социальный педагог

Тревожность детей. К чему она может привести?

Тренинг

Родители обучающихся 5-9 классов

Март

Учитель технологии

(Карпова О.Ю.)

«Формирование практических умений у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках переплетно-картонажного дела»

Мастер-класс

Родители обучающихся 4-6 классов

апрель

Администрация

Ярмарка образовательных услуг. Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности.

Круглый стол

Родители обучающихся 8-9 классов

май

Администрация

Подведение итогов работы Школы родителей.

Круглый стол

Родители обучающихся 1-9 классов


В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранении семейных ценностей 23 января в рамках Всероссийского форума «Родные-любимые» Президент России Владимир Путин дал старт Году семьи в России. С 1 января 2025 года начнется реализация Национального проекта «Семья», который  направлен на улучшение демографической ситуации, поддержку рождаемости и многодетности

Задачи проекта сформулированы в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)

В связи с этим в школе продолжается тесное сотрудничество педагогов и родителей и проводятся различные мероприятия.




  1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Важным моментом в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями обучающегося.

Правила общения с родителями

Организация взаимодействия с родителями требует соблюдения определенных правил, общения с семьями обучающихся:

- педагог в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

- общение с родителями обучающегося должно служить не во вред, а во благо ребенку;

- изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;

- изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и совместное сотрудничество.

Материалы по работе Школы родителей будут полезны классным руководителям, специалистам разных образовательных организаций.















Приложение 1

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Актуальность семейно-спортивного праздника «Мама, папа и я – спортивная семья» в том, что данное мероприятие имеет огромное значение для укрепления взаимоотношений в семье, здоровья подрастающего поколения, его физического развития и физической подготовки, воспитывает волю, выносливость, дисциплинированность и упорство в достижении поставленной цели, а атмосфера праздника наполнена позитивными эмоциями детей и родителей.
Проведение совместно с родителями спортивных мероприятий, особенно в младшем и среднем школьном возрасте, когда детям так важен их пример в приверженности к здоровому образу жизни, самым благоприятным образом влияет на дальнейшие занятия ребенка физической культурой, спортом, а также полезно самим родителям. Участие родителей способствует расширению у родителей и детей общих интересов, установлению доброжелательных отношений, формированию добрых семейных традиций, доверительных отношений между родителями и детьми.

Сценарий  «Папа, мама, я – спортивная семья»

(https://vk.com/public215936789?w=wall-215936789_958

https://sh-spck-koxomskaya-r24.gosweb.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/novosti/novosti_3141.html)

Цель: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья младших школьников, повышение интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, упрочение семейных отношений.

- развесить плакаты: «В здоровом теле – здоровый дух», «Если хочешь быть здоров – постарайся!», «Со спортом дружить – здоровым быть!», «Где мир да лад, там божья благодать», «Вся семья вместе, так и душа на месте»;

- воздушные шарики.

Ведущий.

Добрый день, дорогие гости! Мы рады, что, отложив все дела, вы пришли на наш праздник

- Чем жива семья сегодня?

Всех проблем не одолеть.

И порою забываем,

Что в заботах и тревогах

Главное – семью сберечь.

-Дом, в котором мы живём,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нём

Мы всю жизнь в сердцах несём.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нём на сотни лет!

Сегодня у нас, как на настоящих спортивных соревнованиях, оценивать результаты будет жюри в лице…

( Оглашается состав жюри)

Команда, которая выполнит задание первой, получает 3 балла, вторая – 2 балла, третья – 1 балл. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по сумме всех конкурсов. Желаем участникам соревнований успехов!

1-й конкурс «Визитная карточка»

Ведущий.

Первый конкурс – визитные карточки семейных команд. Я не сомневаюсь, что визитные карточки наших команд – это их обаяние, остроумие, способности и талант, трудолюбие и, бесспорно, умение преподать себя.

Давайте приступим к состязаниям.

2-я эстафета «Весёлые мячи».

Инвентарь: 3 кегли, 3 теннисных шарика, 3 волейбольных мяча, 3 баскетбольных мяча.

Задание: Ребёнок стартует на четвереньках, перед ним на полу теннисный шарик, он дует на него и передвигается так до кегли, огибает её, обратно бежит бегом. Передаёт эстафету маме. У мамы между коленями зажат волейбольный мячик. Мама двигается прыжками на двух ногах до кегли, огибает её, обратно бежит бегом. Передаёт эстафету папе. Папа двигается, ведя баскетбольный  мяч до кегли, огибая её. Обратно бежит бегом.

3-я эстафета «Удержи мячик».

Инвентарь: 3 кегли, 3 мяча «Хип-хоп», 3 волейбольных мяча.

Задание: Ребёнок двумя руками держит мяч «Хип-хоп» за ручку, садится на мяч и выполняет прыжки до кегли и обратно, передаёт эстафету родителям. Папа с мамой стоят лицом друг к другу, удерживая лбами волейбольный мяч, держа друг друга за руки, приставными шагами двигаются до кегли и обратно.

4-я эстафета «Большая стирка»

Задание: Ребёнок стартует с ведёрком, где лежат тряпочки и прищепки, бежит до противоположного конца площадки, где натянута верёвка. Вешает прищепки на верёвку, бежит обратно, передаёт ведро маме с тряпочками. Мама бежит до верёвки, вешает «бельё», закрепляя прищепкой. Бежит обратно, передаёт пустое ведро папе. Папа бежит

до верёвки снимает бельё и прищепки, укладывая в ведро. Финиширует на линии старта.

Ведущий.

Ну- ка, папы выходите!

Свою ловкость покажите!

На виду у всех детей!

Поймайте мячик поскорей!

5-й конкурс пап «Самый ловкий папа».

Инвентарь: 3 обруча, 3 ведра, мячи

Задание: На расстояние 3 метра на полу лежат обручи. В одном обруче встаёт папа, на противоположном конце находятся мама и ребёнок. За 1 минуту мама и ребёнок по очереди бросают мячи,которые папа ловит ведром.

6-й конкурс капитанов «Весёлые толстяки».

Инвентарь: 3 обруча, 3 больших футболки, воздушные шары.

Задание: Капитаны надевают футболки большого размера, встают в центр обруча. По команде «Марш!», за 1 минуту папа и мама должны из своего ребёнка сделать «толстяка», затолкав ему под футболку как можно больше воздушных шариков.

Правила:

Ведущий.

Испытание для мам,

Наших распрекрасных дам!

Что-то мамы заскучали и, наверное, устали.

Надоело им стоять - надо мамам поиграть!

7-й конкурс «Футболист».

Задание: ведение футбольного мяча, змейкой до кегли, огибает её, обратно бежит бегом.

Ведущий.

Наш праздник завершается

Но мы грустить не будем

Пусть будет мирным небо

На радость добрым людям,

Пусть дети на планете

Живут, забот не зная,

На радость папам, мамам,

Скорее подрастая!

Дружите вы со спортом

Здоровыми все будьте

И наш весёлый праздник

Вы, не позабудьте!




Рекомендации по проведению игровой программы «Папа, мама, я — спортивная семья»:

- сформировать творческую группу педагогов, старших воспитанников, родителей для организации и проведения игровой программы;

- ознакомить участников мероприятия с условиями проведения праздника;

- проинструктировать о правилах техники безопасности при проведении игровой программы;

- при формировании команд учитывать возраст участников;

- оформить место проведения программы;

- заблаговременно подготовить инвентарь, оборудование, аудио- и видеоаппаратуру.

- познакомить жюри с правилами судейства.

Дети и родители совместно организуют команды для участия в игровой программе. Жюри выбирается из болельщиков.