Программа работы с родителями
Срок реализации 2018 – 2020 год
Классный руководитель :Джебиева Тамам Агаларовна
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое
человеческое счастье.»
В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка
Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями учащихся класса.
Цель Программы
- создание единой образовательной среды в школе и семье.
Задачи Программы
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Сроки и этапы реализации Программы
1 этап реализации Программы – ориентировочный
На данном этапе будет производиться анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
2 этап – основной
На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе.
3 этап - обобщающий
Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 4 года.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
II. Направления воспитательной работы школы с семьями обучающихся
Оптимизация детско-родительских отношений
Поддержка и повышение социального статуса семей
Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
Взаимодействие семьи и школы в процессе создании и реализации СИПР
Содействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества.
Специфические обязанности коррекционной школы по отношению к родителям:
вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;
поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с УО;
важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
III. Основные направления сотрудничества
классного руководителя с родителями
Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания; конференции; индивидуальные и тематические консультации и другие)
Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс
( дни открытых дверей; дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса)
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
(участие родителей класса в работе совета школы;
участие родителей класса в работе родительского комитета;
участие в работе общественного совета содействия семье и школе)
Формы связи школы и семьи
Индивидуальные
Групповые
Коллективные
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому
Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.
Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.
Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе
IV Прогнозируемые результаты
Среди прогнозируемых результатов следует перечислить:
повышение уровня педагогической культуры родителей;
создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы;
уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.
успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей заинтересованности.
Направления работы с родителями учащихся на весь период реализации программы
№ | Направление работы | Сроки |
-
| Составление перспективного плана работы с родителями | август |
-
| Собрание родителей будущих первоклассников «Особенности содержания начального общего образования в рамках ФГОС» | август |
-
| Сбор информации о семьях учащихся, их классификация | сентябрь |
-
| Изучение семьи ребенка. Составление социального паспорта класса | сентябрь |
-
| Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования. | сентябрь |
-
| Выявление и учёт семей групп социального риска. Провести учет и обследование условий воспитания детей в неблагополучных, неполных и многодетных семьях. | сентябрь в течение года |
-
| Изучение материально – бытовых условий учеников (составление актов обследования жилищно – бытовых условий). | в течение года |
-
| Работа с родителями трудных учащихся. Посещение учебных занятий с целью повышения уровня успеваемости обучающегося. | в течение года |
-
| Индивидуальные психолого-педагогические консультации по вопросам обучения и воспитания для родителей по телефону и при непосредственной беседе. | в течение года |
-
| Проведение классных родительских собраний (раз в четверть). | в течение года |
-
| Участие родителей в педагогических консилиумах по составлению индивидуального образовательного маршрута обучающихся. | в течение года |
-
| Совместные занятия с детьми (экскурсии, коллективные творческие дела) на каникулах и в учебное время. | в течение года |
-
| Организация психолого-педагогического просвещения родителей (активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования). Повышение психолого-педагогической компетенции родителей | в течение года |
-
| Совместное участие в праздниках и школьных мероприятий | в течение года |
-
| Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. | в течение года |
Содержание программы сотрудничества с семьей при разработке и реализации СИПР
Формы работы | Цель | Примерное содержание | Сроки |
Индивидуальные консультации | Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностей ребенка, участие родителей в разработке СИПР | Итоги диагностики, разработка СИПР.
Подведение итогов обучения.
Обмен информацией о ходе реализации СИПР | В начале учебного года
В конце учебного года
В течение учебного года по запросу |
Занятия для родителей с детьми (мастер-классы) | Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей и ребенка | Использование ИКТ в обучении ребенка, подбор материала | 1 раз в месяц, 1 час |
Просмотр видеозаписей уроков/занятий с родителями с последующим обсуждением | Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе | | По запросу родителя |
Присутствие родителей при проведении занятий | Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе | | По запросу родителя |
Домашнее визитирование | Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе, обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР | | В течение учебного года |
Участие родителей во внеурочных мероприятиях | Повышение активности родителей ,преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и педагогов школы | Общешкольные праздники, посещение общественных мест, экскурсии и т.п. | Согласно плану внеурочной деятельности |
План работы с родителями на 2016 -2017 учебный год
№п/п | Тематика | Срок проведения |
Тематические собрания |
-
| Родительское собрание «Давайте познакомимся». Выборы родительского комитета и планирование его деятельности. | сентябрь |
-
| Родительское собрание «Итоги первой четверти.» Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности | октябрь |
-
| Родительское собрание «Итоги первого полугодия». «Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности | декабрь |
-
| Родительское собрание «Итоги третьей четверти» .Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности | март |
-
| Итоговое родительское собрание. Организация летнего отдыха детей. | май |
-
| День открытых дверей | апрель |
Консультации |
-
| Групповая беседа «Обмен информацией о ходе реализации СИПР» | Сентябрь, декабрь, март, май |
-
| Групповая консультация «Особенности адаптационного периода». | октябрь |
-
| Групповая консультация-беседа «Что нужно помнить при обучении ребенка грамоте» | ноябрь |
-
| Беседы по формированию ЗОЖ, ПДД | В течение года |
-
| Индивидуальные консультации и беседы | по запросу |
Праздники |
-
| Конкурс поделок «Осенний урожай» | сентябрь |
-
| Конкурс чтецов «Уж небо осенью дышало» | октябрь |
-
| Заседание клуба «Вера, Надежда, Любовь» (танцевальный номер) | октябрь |
-
| Праздник Осени (творческий номер) | октябрь |
-
| День учителя (танцевальный номер) | октябрь |
-
| Творческий конкурс «Открытка для мамы» | ноябрь |
-
| Конкурс поделок «Неделя математики» | ноябрь |
-
| Конкурс поделок «Зимние забавы» | декабрь |
-
| Конкурс чтецов «Здравствуй, Зимушка- зима!» | декабрь |
-
| Конкурс поделок «Неделя логопедии» | декабрь |
-
| «Мамам посвящается….» ( творческие и танцевальные номера) | декабрь |
-
| Конкурс поделок «Неделя русского языка» | январь |
-
| Конкурс поделок «Неделя музыки» | февраль |
-
| Подвижные игры «Неделя физкультуры» | февраль |
-
| Конкурс стихов «Любимая моя мама» | март |
-
| «Весенний букет» ( творческие и танцевальные номера) | март |
-
| Конкурс поделок «Весна, весна на улице…» | март |
-
| Конкурс поделок «Хочу в космос» | апрель |
-
| Конкурс рисунков «День птиц» | апрель |
-
| Конкурс рисунков ко «Дню Победы» | май |
План работы с родителями на 2017 -2018 учебный год
№п/п | Тематика | Срок проведения |
Тематические собрания |
-
| Родительское собрание «О задачах на новый учебный год» (утверждение плана работы на год)., знакомство с Положением «Система оценки знаний» | сентябрь |
-
| Родительское собрание «Итоги первой четверти. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности. Организация осеннего отдыха детей» | октябрь |
-
| Родительское собрание «Итоги первого полугодия. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности. Организация зимнего отдыха детей» | декабрь |
-
| Родительское собрание «Итоги третьей четверти» .Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности. | март |
-
| Итоговое родительское собрание. Организация летнего отдыха детей. | май |
-
| День открытых дверей | апрель |
Консультации |
-
| Групповая беседа «Обмен информацией о ходе реализации СИПР» | Сентябрь, декабрь, март, май |
-
| Групповая консультация «Как помочь ребенку хорошо учиться». | октябрь |
-
| Групповая консультация-беседа «Преодолевая трудности чтения» | ноябрь |
-
| Круглый стол «Садимся за уроки» | сентябрь |
-
| Беседы по формированию ЗОЖ, ПДД | В течение года |
-
| Индивидуальные консультации и беседы | по запросу |
Праздники |
-
| Праздничная линейка «Снова в школу» | сентябрь |
-
| Конкурс поделок «Лето, до свидания!» | сентябрь |
-
| Конкурс чтецов «что такое осень?» | октябрь |
-
| Праздник Осени (творческий номер) | октябрь |
-
| День учителя (танцевальный номер) | октябрь |
-
| В соответствии с планом воспитательной работы | |