СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Тропинка к своему Я" 7-8 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Тропинка к своему Я" 7-8 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа "Тропинка к своему Я" 7-8 класс»

Актуальность:

               Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

             В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы, которая включает три основных  компонента:

•        аксиологический (связанный с сознанием);

•        инструментально-технологический;

•        потребностно-мотивационный.

           Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

           Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

       Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

           Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.



Задачи курса:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.


Место курса в учебном плане.

Данная программа реализуется для обучающихся 7-8 классов. Общий объём учебного времени составляет 35 часов.

Общая характеристика курса.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с школьниками, которая включает три основных компонента:

  • аксиологический (связанный с сознанием);

  • инструментально-технологический;

  • потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы.


Результаты освоения курса.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои личные качества, способности и возможности;

  • осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;

  • овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;

  • научиться контролировать собственное агрессивное поведение;

  • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;

  • учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:

  • учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;

  • планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;

  • адекватно воспринимать оценки учителей;

  • уметь распознавать чувства других людей;

  • обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;

  • уметь формулировать собственные проблемы.


Коммуникативные УУД:

  • учиться строить взаимоотношения с окружающими;

  • учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

  • учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;

  • формулировать свое собственное мнение и позицию;

  • учиться толерантному отношению к другому человеку.


Представляется важным оценивать воз­действие данных занятий на эмоцио­нальное состояние обучающихся. Для этого может быть ис­пользован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженно­сти, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состоя­ния каждого обучающегося под влиянием занятий.


Методические пособия для учителя:

  1. Аудио-, видеозаписи.

  2. Методики изучения особенностей общения.

  3. Набор фотографий, портретов людей.

  4. Психологические тесты.






УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

7-8 классы

п/п

Название темы

Количество

часов

Дата проведения занятия

Эмоциональная сфера человека. 6 ч.


Эмоциональный интеллект

1


Закон «прорыва плотины»

1


Закон скрытности

1


Закон обратного эффекта

1


Передача чувств по наследству.

1


Взаимосвязь разума и эмоций

1


Социальное восприятие: как узнавать другого человека. 6 ч.


Как мы получаем информацию о человеке.

1


Учимся понимать жесты и позы. Жесты.

1


Невербальные признаки обмана.

1


Понимание причин поведения людей.

1


Впечатление, которое мы производим. Из чего складывается первое впечатление о человеке.

1


Что такое наблюдательная сензитивность

1


Межличностная привлекательность: любовь, дружба. 4 ч.


Привлекательность человека.

1


Взаимность или обоюдная привлекательность.

1


Дружба. Четыре модели общения.

1


Романтические отношения или влюблённость.

1


Взросление и изменение отношений с родителями. 1 ч.


Взросление и отношения с родителями


1


Я – концепция и ее ключевые компоненты. 4 ч.


Я – концепция. Самоуважение. Самоконтроль.

1


Уверенность в себе.

1


Пол как ключевой аспект Я.

1


Эмоциональный мир человека. 7 ч.


Психические состояния и их свойства.

1


Напряжение.

1


Приемы внешней регуляции состояния.

1


Приемы внутренней регуляции состояния. Приемы саморегуляции.

1


Настроение. Настроение и активность человека.

1


Возрастной аспект состояний: состояния подростков.

1


Стресс. Стресс и стрессоустойчивость.

1


Психофизиологические особенности человека и работа с информацией.


Способы восприятия информации.

1


Способы переработки информации.

1


Темп работы с информацией.

1


Контрольная работа и индивидуальные особенности работы с информацией

1


Приготовление уроков и индивидуальные особенности работы с информацией

1


Мотивационная сфера личности. 3 ч.


Мотив и его функции. «Борьба мотивов». Привычки, интересы, мечты.

1


Мотивация помощи и альтруистического поведения

1


Итоговое занятие.

1








Список литературы

1.

Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.

2.

Конституция Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.

3.

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013.–208 с.

4.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

5.

Положение о психологической службе в системе народного образования.

6.

Базовый компонент деятельности педагога-психолога.

7.

Положение о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка.

8.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2017 с.

9.

«Я и мои чувства». Программа психологической разгрузки для младших школьников. Составители: Е. Казакова, Т. Панина. Школьный психолог, № 9-10, 2014.