СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Тропинка к своему Я"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тропинка к своему Я 1-4 классы.Хухлаева.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Тропинка к своему Я"»

Российская Федерация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОШ № 53»


СОГЛАСОВАНО

руководитель школьного методического объединения

Н.В. Лаптева

протокол от

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УР


__________Е.А.Дуйко

«____»___________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор

МБОУ «СОШ № 53»

__________Ю.Г. Галкина

«____»___________2019 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

по



«Тропинка к своему Я»


для

(предмет)

1,2,3,4


классов


учитель


Стурова Е.А.













2019 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по психологии для 1-4 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2018г.

Рабочая программа по психологии для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.


Курс психологии «Тропинка к своему Я» может преподаваться за счёт часов школьного компонента и составлять вариативную часть типового учебного плана средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.


Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

- осознание себя с позиции школьника;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 136 часов.


Общая характеристика предмета:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

Формы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.


Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1 класс

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

  • учиться исследовать свои качества и свои особенности

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • учиться наблюдать

  • моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

  • учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

2 класс

Регулятивные УУД:

  • учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и

одноклассников

  • учиться прогнозировать последствия своих поступков

  • определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя

  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок.фото)

  • делать выводы в результате совместной работы в группе

  • учиться графически оформлять изучаемый материал

  • моделировать различные ситуации

  • усваивать разные способы запоминания информации

Коммуникативные УУД:

  • учиться позитивно проявлять себя в общении

  • учиться договариваться и приходить к общему решению

  • учиться понимать эмоции и поступки других людей

  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

3 - 4 класс

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

  • извлекать необходимую информацию из текста

  • определять и формулировать цель в совместной работе

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

  • адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • учиться контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.


Средства формирования УУД:словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.


А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой),опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Межпредметные связи:

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);

  • в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

  • в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебное содержание программы «Тропинка к собственному Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4» включает следующие курсы:

  • Я – школьник. Мои чувства. 1 класс. 34 ч, 1ч в неделю;

  • Вспомним чувства. Качества людей. Какой Я - Какой Ты? 2 класс. 34 ч, 1ч в неделю;

  • Я – фантазер. Я и моя школа. Я и мои родители. Я и мои друзья. Что такое сотрудничество? 3 класс. 34 ч, 1 ч в неделю;

  • Кто Я? Мой класс и мои друзья. Моё прошлое, настоящее и будущее. 4 класс. 34 ч, 1 ч в неделю.


Формы контроля знаний

Так как психология входит в базисный учебный план школы, то предполагается особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставится по результатам контрольных, проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем.
Дифференцированные карточки-задания, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания.

В силу специфики предмета полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.

Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.

Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.

Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик.В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.


При проведении уроков психологии в 1- 4 классах необходимо использование следующих технологий:

  1. Личностно-ориентированные технологии.

  2. Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.

  3. Диалогические технологии.

  4. КСО

  5. Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).

  6. Коммуникативно-информационные технологии.

  7. Технология учебно-игровой деятельности.

  8. Технология проектной деятельности.


Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.

Работа с одаренными детьми

  • Постоянно стимулировать их познавательную активность.

  • Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.

  • Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.

  • Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач.

  • Стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательности.


Работа с одаренными детьми предусматривает внутреннюю дифференциацию, использование личностно-ориентированных методов обучения, тренинги, исследовательские и творческие задания. Во внеурочной деятельности предполагается привлечение ребят к участию в конкурсах, турнирах, интерактивных играх и т.д.

 Работа со слабоуспевающими учениками

При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:

  • Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.

  • Применение заданий различной степени трудности.

  • Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.

  • Использование экспресс-диагностик.

  • Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций.

  • Карточки-задания на дом.

  • Индивидуальные и групповые консультации.

  • Использование межпредметных связей.

  • Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа.

  • Работа с учебной, дополнительной литературой.

  • Разработка мультимедийных презентаций, творческих проектов, рефератов.

  • Использование интерактивных занятий


Содержание занятий


1 класс (34 занятия)

Какова же специфика проблем первоклассника? Главная их особенность — первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Это наглядно выявляется при собеседованиях с родителями в начале первого года обучения. Содержание родительских жалоб в это время обычно сводится к тому, что ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но тем не менее у него многое не получается. Ему трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних заданий, во всяком случае, в присутствии взрослых. При этом родителям приходится жертвовать личным временем и досугом, мало времени остается для обычных домашних дел. Переход ребенка в школу часто превращается в настоящее испытание для любящих родителей.

А сами первоклассники? Они быстро утрачивают праздничное настроение Первого сентября, школьные уроки тяготят их, они жалуются на трудности и скуку. Дети с нетерпением ждут звонка на перемену, когда можно переключиться на привычные игры и общение со сверстниками. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит ее, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый объект. Внимание и па мять пока еще в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока.

В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте). Поэтому главной задачей занятий становится содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.

Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего — в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Для первоклассников самой значимой фигурой становится учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.

Другая важная задача в работе с первоклассниками — установление атмосферы дружелюбия. Нужно учитывать, что большинство детей растут в атмосфере домашнего тепла и внимания и приходят в школу от любящих родителей, бабушек и дедушек. Те же, кто посещал детский сад, страдают от смены привычного окружения, от утраты налаженных дружеских контактов. В классе вокруг них много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности.

Исходя из этого, нам кажется, что первой темой, изучаемой на занятиях по психологии, должна быть тема «Я — школьник», которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения. Вторая тема — «Мои чувства» — помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния. В целом за первый год обучения ребенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы. Миру, в котором ему предстоит прожить 11 важнейших (с точки зрения становления личности) лет своей жизни.

Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов. При появлении таких симптомов следует разрешить ребенку не включаться в занятие, а тихонько порисовать.

Тема 1. Я — школьник (15 ч)

Цели:

  • сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период;

  • мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.

ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство. Я умею управлять собой.

Знакомство.

Беседа на тему: Кто такой дрессировщик, и почему он может управлять животными?», «Нужно ли ученику умение управлять собой?»

Упражнения: «Я умею управлять собой», «Умею остановиться», «Умею выполнять требования взрослых»

Творческая работа «Рисунок имени».

ЗАНЯТИЕ 2. Я умею преодолевать трудности.

Разминка «Ролевая гимнастика».

Рассказ о подвиге адмирала Ф.Ф. Ушакова. Обсуждение.

Упражнения: «Вспомни и сделай», «Сумей понять».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 3. Я умею преодолевать трудности (продолжение).

Разминка «Ролевая гимнастика».

Упражнения: «Вспомни и сделай», «Вопрос», «Тихо».

Работа со сказкой «Лопух и одуванчик». Обсуждение.

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 4. Я умею слушать других.

Разминка «Ролевая гимнастика».

История про альпинистов. Обсуждение.

Упражнения: «Я умею справляться с трудностями», «Запомни ответ», «Диалог».

Творческая работа «Общий рисунок»

Работа со сказкой «Муравьишка Гришка». Обсуждение.

ЗАНЯТИЕ 5. Я умею учиться у ошибки.

Разминка «Противоположности».

Работа со сказкой «Ошибка и Неошибка». Обсуждение. Творческая работа по сказке «Чему может научить ошибка?»

Графический диктант

Работа со сказкой «Коля и Солнечный Зайчик». Обсуждение.

ЗАНЯТИЕ 6. Я умею быть доброжелательным.

Разминка «Ролевая гимнастика».

Работа со сказкой. Обсуждение.

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 7. Я умею быть доброжелательным (продолжение).

Разминка «Ролевая гимнастика».

Упражнение: четыре испытания.

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 8. Я – доброжелательный.

Разминка «Ролевая гимнастика».

Упражнения: «Кому письмо?», «Качества доброжелательного человека», «Зачем нужны качества?», «Ищем хорошее качество, благодарим, извиняемся», «Желаем добра».

Работа со сказкой «Сережа – Серый Волк». Обсуждение.

ЗАНЯТИЕ 9. Я умею быть ласковым.

Разминка «Ролевая гимнастика».

Работа со сказкой «История про Павлика». Обсуждение.

Упражнения: «Ласковый взгляд», «Ласковое прикосновение», «Ласковые слова и интонация»

Работа со сказкой «Волчонок Сеня». Обсуждение.

ЗАНЯТИЕ10 Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими.

Разминка «Ролевая гимнастика».

Работа со сказкой. Обсуждение.

Творческая работа «Нарисуй страну».

ЗАНЯТИЕ 11. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими (продолжение).

Разминка «Ролевая гимнастика».

Упражнения: «Что между странами?», «Как страны общаются?», «Общий рассказ».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 12. Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого.

Разминка «Ролевая гимнастика».

Работа со сказкой. Обсуждение.

Упражнения: «Кто умеет слышать мнение другого?», «Оружие для защиты».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 13. Я учусь решать конфликты.

Разминка «Ролевая гимнастика».

Работа со сказкой. Обсуждение.

Упражнение: «Это конфликт?»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 14. Я учусь решать конфликты (продолжение).

Разминка «Ролевая гимнастика».

Упражнения: «Придумай конфликт», «Инсценировка конфликта».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 15. Я умею разрешать конфликты.

Разминка «Почему подрались дети», «Испугаем по-разному».

Работа со сказкой. Обсуждение.

Упражнения: «Инсценируем конфликт», «Конфликт»

Графический диктант.

Тема 2. Мои чувства (19 ч)

Цели:

  • рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

  • обучать распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей;

  • помочь детям осознать относительность оценки чувств;

  • способствовать снижению уровня школьных страхов.

ЗАНЯТИЕ 16. Радость. Что такое мимика?

Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался».

Упражнения: «Закончи предложения».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 17. Радость. Что такое мимика? (продолжение).

Разминка «Раз, два, три, позу за мной повтори».

Упражнение: «Зоопарк».

Творческая работа «Рисунок радости».

ЗАНЯТИЕ 18. Радость. Что такое жесты?

Разминка «Угадай, где я иду?», «Превратись в животное».

Упражнения: «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 19. Радость. Что такое жесты? (продолжение).

Разминка «Превратись в животное», кричалка «Я очень хороший!»

Упражнения: «Радость можно выразить жестом», «Объясни задание».

Работа со сказкой. «Когда молочные зубы сменились постоянными». Обсуждение.

ЗАНЯТИЕ 20 Радость. Как ее доставить другому человеку?

Разминка «Угадай, где я иду?»

Упражнения: «Как доставить радость другому человеку?», «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 21. Радость Можно передать прикосновением.

Разминка «Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота», кричалка «Ура успешной фотоохоте!».

Упражнения: «Радость можно передать прикосновением», «Котенок».

Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу». Обсуждение.

ЗАНЯТИЕ 22. Грусть.

Разминка «Покажи профессию», «Скажи да и нет».

Упражнения: «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил».

Работа со сказкой «Сказка по котенка Ваську». Обсуждение.

ЗАНЯТИЕ 23. Страх.

Разминка «Дотронься до…»

Упражнения: «Мысленная картинка», «Покажи страшилку».

Работа со сказкой «Девочка с мишкой».

Творческая работа. Рисунок по иллюстрациям.

ЗАНЯТИЕ 24. Страх (продолжение).

Разминка «Дотронься до…»

Упражнения: «Мысленная картинка», «Покажи страшилку».

Работа со сказкой «Темноландия».

Творческая работа. Рисунок по иллюстрациям.

ЗАНЯТИЕ 25. Страх. Как его преодолеть.

Разминка «Неопределенные фигуры».

Упражнения: «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 26. Страх. Как его преодолеть (продолжение).

Разминка «Неопределенные фигуры».

Упражнения: «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки»

ЗАНЯТИЕ 27. Гнев. С какими чувствами он дружит?

Разминка «Художник», «Попугай».

Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся, и потому дрался». Обсуждение. Творческая работа.

ЗАНЯТИЕ 28. Гнев. С какими чувствами он дружит? (продолжение).

Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме».

Работа со сказкой «Как ромашки с васильками поссорились».

Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 29. Гнев и его польза

Разминка «Черная рука – белая рука», «Разозлились – одумались», «Поссорились – помирились».

Упражнение: «Закончи предложение»

Работа со сказкой «О путнике и его беде». Обсуждение Творческая работа по итогам сказки.

ЗАНЯТИЕ 30. Обида.

Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет!».

Упражнения: «Закончи предложение», «Какая у меня обида».

Работа со сказкой «Обида». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 31.Обида (продолжение).

Разминка «Пусть всегда будет!», «Весеннее настроение».

Упражнения: «Закончи предложение», «Напрасная обида».

Работа со сказкой «Обида». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 32. Разные чувства.

Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум - бурум», «Море волнуется», «Волны».

Упражнение: «Закончи предложение».

Групповая работа «Ожившее чувство»

Творческая работа «Рисунок чувств».

ЗАНЯТИЕ 33-34. Итоговое.

Игра-конкурс КВН.

2 класс (34 занятия)

Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

Тема 1. Вспомним чувства (5 ч)

Цели:

  • актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

ЗАНЯТИЕ 1. Мы рады встрече.

Разминка «Мячик».

Упражнения: «Вспомним чувства», «Чувства-воспоминания»

Творческая работа «Рисунок радости».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 2. Понимаем чувства другого.

Разминка «Мячик», «Лишнее слово».

Упражнения: «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 3. Мы испытываем разные чувства

Разминка «Мячик».

Упражнение: «Режим дня»

Творческая работа «Рисуем режим».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 4. Мы испытываем разные чувства (продолжение).

Разминка «Лишнее слово».

Работа со сказкой «Сказка о мальчике, который боялся темноты». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 5. Мы испытываем разные чувства (продолжение).

Разминка «Реши пример», «Кто сегодня чувствовал…»

Упражнения: «Пластилиновое чувство», «Палитра чувства».

Тема 2. Качества людей (18 ч)

Цели:

  • ознакомить детей с понятием «качества людей»;

  • помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.

ЗАНЯТИЕ 6. Люди отличаются друг от друга своими качествами.

Разминка «Лишнее слово».

Упражнения: «Качества», «В чем твоя сила?», «Сердце класса».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 7. Люди отличаются друг от друга своими качествами (продолжение).

Разминка «Кто сегодня молодец».

Упражнения: «Качества», «Чьи качества».

Работа со сказкой «Пятерка и доброе сердце». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 8. Хорошие качества людей.

Разминка «Какие качества задуманы».

Упражнения: «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 9. Хорошие качества людей (продолжение).

Разминка «Какие качества задуманы».

Упражнения: «Три качества», «Качество в подарок».

Работа со сказкой «Я не такой, как все!». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 10. Самое важное хорошее качество.

Разминка «Найти лишнее слово»

Упражнения: «Сборы в дорогу», «Кто любит людей»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 11. Самое важное хорошее качество (продолжение).

Разминка «Качества – шепотом».

Упражнения: «Сборы в дорогу», «Поделимся любовью».

Работа со сказкой «Хвостатик». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 12. Кто такой сердечный человек?

Разминка «Найти лишнее слово», «Отгадай качество».

Упражнения: «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств…», «Мягкое сердце».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 13. Кого называют «доброжелательным человеком»?

Разминка «Найти лишнее слово», «Какое слово не подходит».

Упражнение: «“Волшебные” слова».

Работа со сказкой «Маленький котенок». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 14. Трудно ли быть доброжелательным человеком?

Разминка «Какое слово не подходит», «Какое качество зашифровано».

Упражнения: «Я бы хотел стать более…», «Золотой ключик».

Работа со сказкой «Часы». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 15. Я желаю добра ребятам в классе.

Разминка «Аналогии»

Упражнения: «Как ведет себя человек», «Я желаю добра».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 16. Я желаю добра ребятам в классе (продолжение).

Разминка «Шифровальщики»

Работа со сказкой «О подзорной трубе». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 17. Чистое сердце.

Разминка «Аналогии», «Шифровальщики».

Упражнение: «Чистое сердце».

Работа со сказкой «Сказка про гусеничку». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 18. Какие качества нам нравятся друг в друге?

Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе».

Упражнение: «Снежная королева»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 19. Какие качества нам нравятся друг в друге?(продолжение)

Разминка «Угадайка»

Работа со сказкой «Кузя». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 20. Какими качествами мы похожи, а какими различаемся?

Разминка «Неоконченные предложения»

Упражнения: «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 21. Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? (продолжение)

Разминка «Психологическая загадка»

Упражнение: «Мы похожи – мы отличаемся»

Работа со сказкой «Туча». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 22. Каждый человек уникален.

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Джунгли», «Кто тебя позвал».

Упражнение: «Звездочка»

Работа со сказкой «Цветок по имени Незабудка». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 23. В каждом человеке есть темные и светлые качества.

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Птичий двор», «Чьи ладошки».

Упражнения: «Темные и светлые мешочки», «Светофорики»

Работа со сказкой «Перчатка». Обсуждение и творческая работа по сказке.

Тема 3. Какой Я – Какой Ты (11 ч)

Цели:

  • помочь детям понять, что у них есть много положительных качеств;

  • учить детей находить положительные качества во всех людях.

ЗАНЯТИЕ 24. Какой Я?

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая разгадка».

Упражнение: «Цыганка»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 25. Какой Я? (продолжение)

Разминка «Психологическая разгадка», «Холодно – горячо».

Работа со сказкой «Сказка про дружбу». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 26. Какой Ты?

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая разгадка».

Упражнение: «Цыганка»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 27. Какой Ты? (продолжение)

Разминка «Психологическая разгадка», «Найди игрушку».

Упражнение: «Заяц-Хваста»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 28. Какой Ты? Учимся договариваться.

Разминка «Неоконченные предложения», «Топните те, кто…», «Какого цвета твои глаза?»

Упражнения: «Я задумал мальчика…», «Интервью», «Прослушивание интервью».

ЗАНЯТИЕ 29. Трудности второклассника в школе, дома на улице.

Разминка «Загадай игрушку», «Хрюкните те, кто…», «Крылатые качели».

Упражнения: «Копилка трудностей», «Театр»

Творческая работа «Трудные ситуации второклассника».

ЗАНЯТИЕ 30. Школьные трудности.

Разминка «Изобрази предмет», «Бой быков», «Школа зверей», «Дважды два – четыре».

Упражнение: «Помоги Сереже»

Работа со сказкой «В одном лесу жила-была…». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 31. Школьные трудности (продолжение).

Разминка «Изобрази предмет», «Бой быков», «Взвизгните те, кто…», «Изобрази ситуацию».

Упражнение: «Помоги Сереже»

Работа со сказкой «Про львенка Пашу». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 32. Домашние трудности.

Разминка «Изобрази предмет», «Разные ладошки», «Если я улитка…»

Работа со сказкой «О муравьишке». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 33. Домашние трудности (продолжение).

Разминка «Разные ладошки», «Если я отличник…»

Упражнение: «Изобрази ситуацию».

Работа со сказкой «Верить и стараться». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 34. Итоговое.

Игра-конкурс КВН.

3 класс (34 занятия)

К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с той ванной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».

Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение творческих способностей. Однако это- явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я-фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.

Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

Тема 1. Я – фантазер (9 ч)

Цели:

  • помочь детям осознать ценность умения фантазировать;

  • развивать креативные способности детей.

ЗАНЯТИЕ 1. Я – третьеклассник.

Разминка «Я соскучился по…», «Летние сценки», «Закончи предложение», «Я – третьеклассник».

Упражнения: «Что интересно третьекласснику?», «Если б не было на свете школ»

Творческая работа «Рисунок идеальной школы»

ЗАНЯТИЕ 2. Кого можно назвать фантазером?

Разминка «Ведущий тоже соскучился», «Кто как отдыхает?», «Кто это?»

Упражнение: «Небылицы»

Работа со сказкой «Цветик-семицветик». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 3. Я умею фантазировать.

Разминка «Мысленные картинки», «Домашние занятия»

Упражнение: «Волшебный компот»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 4. Я умею фантазировать (продолжение).

Разминка «Какое чувство ты испытываешь?», «Небылицы»

Упражнение: «Царевна Несмеяна»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 5. Мои сны.

Разминка «Мысленные картинки», «Небылицы», «На что похож этот звук?», «Песочные картинки».

Упражнение: «Самый интересный сон»

Творческая работа «Рисунок сна»

ЗАНЯТИЕ 6. Я умею сочинять!

Разминка «Мысленные картинки», «На что похож этот звук?», «Ассоциации», «Свечка».

Упражнение: «Вредные советы»

Творческая работа «Вредные советы»

ЗАНЯТИЕ 7. Мои мечты

Разминка «Мысленные картинки», «Ассоциации», «Запахи».

Упражнение: «Неоконченные предложения»

Работа со сказкой «Сказка о голубой мечте». Обсуждение и творческая работа по сказке.

Творческая работа «Моя мечта»

ЗАНЯТИЕ 8. Фантазии и ложь.

Разминка «Мысленные картинки», «Лишняя ассоциации».

Упражнение: «Правда и ложь»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 9. Фантазии и ложь (продолжение).

Разминка «Запахи», «Кто соврал?»

Работа со сказкой «Лживый мальчик». Обсуждение и творческая работа по сказке.

Тема 2. Я и моя школа (6 ч)

Цели:

  • помочь детям осознать особенности позиции ученика;

  • предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;

  • помочь детям принять учителя таким, какой он есть.

ЗАНЯТИЕ 10. Я и моя школа.

Разминка «Родители, учителя и ученики», «Что делает ученик?»

Упражнения: «Неоконченные предложения», «Школа на планете “Наоборот”».

ЗАНЯТИЕ 11. Я и моя школа (продолжение).

Разминка «Мешок хороших качеств»

Упражнение: «Школа на планете “Наоборот”».

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 12. Что такое лень?

Разминка «Родители, учителя и ученики», «Что делает ученик?», «Мешок хороших качеств»

Упражнение: «Существо по имени Лень»

Работа со сказкой «О ленивой звездочке». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 13. Я и мой учитель.

Разминка «Родительское собрание», «Что я чувствую в школе», «Я – тетрадь»

Упражнение: «Неоконченные предложения»

Работа со сказкой «О девочке и строгой учительнице». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 14. Я и мой учитель (продолжение).

Разминка «Передай чувство… ногами», «Школьная фотография», «Я – книжный шкаф»

Упражнение: «Неоконченные предложения»

Работа со сказкой «О мальчике Вале». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 15. Как справляться с «Немогучками»?

Разминка «В маске», «Передай чувство… ногами», «Радиоинтервью».

Упражнение: «Кто такие “Немогучки”?»

Работа со сказкой «Малыш-Облачко». Обсуждение и творческая работа по сказке.

Тема 3. Я и мои родители (4 ч)

Цели:

  • помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;

  • обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

ЗАНЯТИЕ 16. Я и мои родители

Разминка «В маске», «Сонное дыхание», «Сказочные герои»

Упражнение: «Неоконченные предложения»

Творческая работа «Семья»

ЗАНЯТИЕ 17. Я умею просить прощения

Разминка «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски»

Упражнения: «Неоконченные предложения», «Не буду просить прощения!»

Работа со сказкой «Принц Эдгар». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 18. Почему родители наказывают детей?

Разминка «Изобрази предмет», «Занятие мамы»

Упражнение: «Неоконченные предложения»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 19. Почему родители наказывают детей? (продолжение)

Разминка «Изобрази предмет», «Я сделал дело хорошо».

Работа со сказкой «Простить маму». Обсуждение и творческая работа по сказке.

Тема 4. Я и мои друзья (7 ч)

Цели:

  • помочь детям осознать качества настоящего друга;

  • подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

ЗАНЯТИЕ 20. Настоящий друг.

Разминка «Кто сказал спасибо?», «Я сделал дело хорошо».

Упражнения: «Неоконченные предложения», «Качества настоящего друга»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 21. Настоящий друг (продолжение).

Разминка «Кто сказал спасибо?», «Кто есть кто?»

Упражнение: «Надежный лифт»

Работа со сказкой «Неожиданная встреча». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 22. Умею ли я дружить?

Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал “прости”?»

Упражнение: «Нужно ли уметь дружить?»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 23. Умею ли я дружить? (продолжение)

Разминка «Чувства и ассоциации», «Одинаковые скульптуры»

Упражнение: «Санитары»

Работа со сказкой «Про маленькую Бабу Ягу». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 24. Трудности в отношениях с друзьями.

Разминка «Чувства и ассоциации», «Одинаковые скульптуры», «Кто сказал “мяу”?»

Упражнение: «Об Алеше»

Работа со сказкой «О Спиногрызике». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 25. Ссора и драка.

Разминка «Чувства-ассоциации», «Изобрази ситуацию»

Упражнения: «Неоконченные предложения», «Я знаю одного мальчика»

ЗАНЯТИЕ 26. Ссора и драка (продолжение).

Разминка «Чувства-ассоциации», «Какие чувства возникают во время ссоры или драки?»

Упражнения: «Неоконченные предложения», «Я знаю одного мальчика»

Тема 5. Что такое сотрудничество (8 ч)

Цели:

  • дать детям представление о понятии «сотрудничество».

ЗАНЯТИЕ 27. Что такое сотрудничество?

Разминка «Я сегодня обрадовался встрече с…», «Спасибо тебе за…»

Упражнение: «Что такое сотрудничество?»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 28. Что такое сотрудничество? (продолжение)

Разминка «Спасибо тебе за…», «Кто лишний?»

Работа со сказкой «Добрая память». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 29. Я умею понимать другого.

Разминка «Передай чувство», «Извини меня…»

Упражнение: «Что значит понимать другого?»

Графический диктант.

ЗАНЯТИЕ 30. Я умею понимать другого (продолжение).

Разминка «Передай чувство», «Кто лишний?»

Упражнение: «Конструктор»

Работа со сказкой «Путевые заметки Оле-Лукойе». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 31. Я умею договариваться с людьми.

Разминка «Передай чувство», «Собери картинку», «Кто сказал “мяу”?»

Упражнение: «Я умею договариваться»

Работа со сказкой «Чтобы тебя любили». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 32. Мы умеем действовать сообща.

Разминка «Передай чувство», «Что лишнее?»

Упражнения: «Собери картинку», «Найди себе пару», «Мы вместе»

Творческая работа «Мой класс»

ЗАНЯТИЕ 33. Что такое коллективная работа?

Разминка «Найди себе пару», «Вальс дружбы»

Упражнение: «Что мы хотим пожелать друг другу?»

Творческая работа «Коллективный плакат»

ЗАНЯТИЕ 34. Итоговое.

Игра-конкурс.

4 класс (34 занятия)

Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру и интереса к общению со сверстниками. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Поэтому целый ряд занятий посвящен обсуждению вопросов взаимоотношений в классе.

Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Особое место занимают занятия, связанные с обсуждением близкого и отдаленного будущего. Наблюдая за трудной жизнью родителей, подростки понимают, что постепенно выходят из детского возраста, и, это может порождать страх взросления. Поэтому дополнительными задачами этих занятия является снятие тревоги и побуждение к учебной активности.

Тема 1. Кто я? Мои способности и возможности (12 ч)

Цели:

  • привлечь внимание к процессу взросления;

  • помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

  • внести понятие «внутренний мир человека», акцентировать его ценность и уникальность.

ЗАНЯТИЕ 1. Как я изменился летом?

Разминка «Интервью», «Летом»

Беседа по теме: «Как меняется человек», «Позитивные и негативные изменения»

Работа со сказкой «Митькина жизнь». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 2. Кто я?

Разминка «Как я провел лето».

Упражнение: «Роли»

Работа со сказкой «Федунчик». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 3. Кто я? (продолжение)

Разминка «Летом я научился…».

Работа со сказкой «Сказка о Маше и ее человечках». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 4. Расту=Взрослею?

Разминка «Взрослое имя», «Сумка»

Беседа на тему «Детские качества»

Работа со сказкой «Про Ваню, который вырос». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 5. Мои способности.

Разминка «Способности моих друзей»

Беседа на тему: «Что такое способности?»

Упражнение: «Мой любимый герой»

ЗАНЯТИЕ 6. Мои способности (продолжение).

Разминка «Мои способности»

Работа со сказкой «Сказка о скрипке». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 7. Мои интересы.

Разминка «Один, два, интерес», «Отгадай, кто я?»

Упражнения: «Подарок», «Дискуссия»

Творческая работа «Плакат»

Домашнее задание: Поговорить с родителями об их способностях и интересах.

ЗАНЯТИЕ 8. Мой путь к успеху.

Разминка «Способности моих родителей», «Кого загадал ведущий?», «Отгадай, кто я?»

Упражнения: «Выбор пути»

Творческая работа «Мои способности в будущем»

ЗАНЯТИЕ 9. Мой внутренний мир.

Разминка «Не выходя из комнаты», «Радиопередача»

Упражнение: «Чужие рассказы»

Творческая работа «Маленький принц»

ЗАНЯТИЕ 10. Уникальность внутреннего мира.

Разминка «Рассмотри и придумай»

Творческая работа «Маленькая страна»

ЗАНЯТИЕ 11. Уникальность внутреннего мира (продолжение).

Разминка «Не выходя из комнаты»

Работа со сказкой «Перочинный ножик». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 12. Мой внутренний мир и мои друзья.

Разминка «Не разбуди», «Штирлиц»

Беседа на тему: «Интерес к внутреннему миру», «Иголки»

Работа со сказкой «Парковая роза». Обсуждение и творческая работа по сказке.

Тема 2. Мой класс и мои друзья (13 ч)

Цели:

  • предоставить ребятам возможность обсудить значимый для них процесс общения со сверстниками;

  • помочь осознать и проявить чувства, связанные с изменениями взаимоотношений между полами;

  • помочь понять свое место среди одноклассников.

ЗАНЯТИЕ 13. Мои друзья девочки и мальчики.

Разминка «Кто это?»

Беседа на тему: «Что такое симпатия?», «Симпатия и дружба»

Упражнения: «Улыбка и взгляд»

ЗАНЯТИЕ 14. Мои друзья девочки и мальчики (продолжение).

Разминка «Чьи руки?»

Работа со сказкой «Жила-была девочка…». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 15. Мой класс.

Разминка «Что я люблю?»

Упражнения: «Портрет класса», «Что я вношу в свой класс?»

ЗАНЯТИЕ 16. Мой класс (продолжение).

Разминка «Коллективный компьютер»

Работа со сказкой «Я умею жалеть». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 17. Мои одноклассники.

Разминка «Что любит мой сосед?»

Беседа на тему: «Третий лишний», «Делай, как я»

Упражнение: «Копилка»

ЗАНЯТИЕ 18. Мои одноклассники (продолжение).

Разминка «Узнай товарища»

Упражнение: «Копилка»

Работа со сказкой «Друг Великана». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 19. Мои одноклассники – какие они?

Разминка «Раз, два, три»

Упражнения: «Незамеченное качество или фонарик», «Любимое блюдо»

ЗАНЯТИЕ 20. Мои одноклассники – какие они? (продолжение)

Разминка «Общие качества»

Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 21. Какие ученики мои одноклассники?

Разминка «Чей фильм длиннее»

Упражнения: «Контрольная работа», «Совет»

ЗАНЯТИЕ 22. Какие ученики мои одноклассники? (продолжение)

Разминка «Оживи предмет»

Упражнение «Картинки»

Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 23. Лидерство в классе.

Разминка «Пальцы», «Выбор»

Беседа на тему: «Знак лидерства»

Упражнение: «Фломастеры»

ЗАНЯТИЕ 24. Конфликты в классе.

Разминка «Улыбнись, как…», «В ресторане»

Беседа на тему: «Признаки начала конфликта», «Как быть, если…»

Работа со сказкой «Мишкино горе». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 25. Взаимопомощь в классе.

Разминка «Помоги другу», «Взаимопонимание»

Беседа на тему: «Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание»

Упражнение: «Что нужно делать»

Тема 3. Мое прошлое, настоящее и будущее (9 ч)

Цели:

  • подготовить ребят к началу взросления и переходу в пятый класс;

  • способствовать повышению учебной и социальной активности.

ЗАНЯТИЕ 26. Мое детство.

Разминка «Повтори»

Упражнение: «Случай из детства»

ЗАНЯТИЕ 27. Мое детство (продолжение).

Разминка «Буратино, Шапокляк»

Работа со сказкой «Сундук, который помог царю». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 28. Мое настоящее.

Разминка «Узнай, кто затейник», «Разведчики»

Упражнения: «Тайная радость», «Общая радость»

Творческая работа «Коллаж»

ЗАНЯТИЕ 29. Мое будущее.

Разминка «Вместе хором», «Рисование в слепую»

Упражнения: «Взрослое имя», «Я в будущем», «Хочу в будущем – делаю сейчас»

ЗАНЯТИЕ 30. Мой будущий дом.

Разминка «Разведчик», «Стена»

Упражнения: «Дискуссия», «Погода в доме», «Девиз дома»

ЗАНЯТИЕ 31. Моя будущая профессия.

Разминка «Изобрази профессию», «Земля, вода, воздух»

Упражнения: «Дискуссия», «Профессии сотрудников школы»

ЗАНЯТИЕ 32. Мое близкое будущее – 5 класс.

Разминка «Кто наблюдательнее», «Рукопожатие»

Упражнения: «Готовность к переходу в 5 класс», «Если бы я был сейчас первоклассником», «Спасибо»

ЗАНЯТИЕ 33. Что нового меня ждет в 5 классе

Разминка «Домино», «Произнеси одновременно»

Упражнение: «Чей урок важнее?»

Работа со сказкой «Планета Детство». Обсуждение и творческая работа по сказке.

ЗАНЯТИЕ 34. Итоговое.

Игра-конкурс «Испытания»

Список литературы

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

  2. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2015.

  3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.

  4. Жизненные навыки / Под.ред. С.В. Кривцовой. М., 2002. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.

  6. Мухина В.С. Детская психология. М., 1997.

  7. Никифорова В.В. «Графические диктанты». М., 2012.

  8. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под.ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

  9. Практическая психология образования / Под.ред. И.В. Дубровиной. М.,1998.



Методические пособия для учителя:

  1. Аудио-, видеозаписи.

  2. Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.

  3. Набор открыток сюжетного содержания.

  4. Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания.

  5. Набор тематических таблиц.

  6. Набор фотографий видов природы, портретов людей.

  7. Психологические тесты.

  8. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.



Интернет-ресурсы.

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;

http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;

http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;

http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;

http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования