СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Твоё здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Твоё здоровье" - одно из направлений в работе классного руководителя, где особое внимание уделено организации работы по сохранению здоровья учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Твоё здоровье"»

Кушнерёв Андрей Анатольевич

Учитель высшей категории



Программа

«Твоё здоровье»

Одним из основных направлений современного обучения является сохранение здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни. Программа “Твоё здоровье” - одно из направлений в работе классного руководителя, в которой особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.

Выделяют несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.

Физическое здоровье – уровень роста и развитие органов и систем организма.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.

Социальное здоровье – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.

Нравственное здоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Программа разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.


Актуальность использования здоровьесберегающих технологий:

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.                    

По данным исследований Роспотребнадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников. 

Цель: формирование у учащихся мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

Задачи:

1.Формирование культуры здорового образа жизни, направленное на ответственное отношение к своему здоровью.

2. Профилактика с целью предупреждения возникновения вредных привычек у подростков.

3.Оказание помощи родителям в выработке методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка.

Для выполнения данных целей и задач определяются функции классного руководителя:

1. Диагностика здоровья учащихся.

Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Обеспечение необходимых условий для сбережения здоровья.

Учитывать обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. Привести их в соответствие с требованиями САНПИН.

3. Проведение лектория для учащихся.

Темы для классных часов:

Тема 1: Профилактика вредных привычек. Привычки полезные и вредные. Что такое психоактивное вещество? Алкоголь и болезни. Вред и опасность курения. Наркотики сокращают жизнь. Тренинг: как сказать “нет”? Предупреждение токсикомании.

Тема 2: Угроза здоровью и жизни в природной среде. Природа – источник здоровья и опасности для человека. Правила поведения в природной среде. Опасности, подстерегающие в лесу, на воде. Ядовитые растения, грибы. Меры по предотвращению отравлений. Ядовитые змеи, лесные звери и насекомые. Меры предосторожности при встрече с ними. Правила пользования огнем в лесу.

Тема 3: Здоровье и его сохранение. Сущность понятий “здоровье” и “болезнь”. Основные факторы, формирующие здоровье. Факторы риска болезней. Понятие “здоровый образ жизни”. Основные принципы здорового образа жизни. Валеологический самоанализ (анкетирование и тестирование по различным аспектам здоровья и здорового образа жизни). Каким ты хочешь быть в старости? (анализ образа жизни родителей и прогнозирование своего здоровья).

Тема 4: Организм человека и его строение. Органы и системы органов, входящие в состав организма, их основные функции. Что определяет нормальное развитие организма? Как оценить физическое развитие? Валеологический анализ (анкетирование, позволяющее оценить особенности собственного развития).

Тема 5: Как следует питаться. Причины нарушений работы пищеварительной системы. Заболевания и функциональные нарушения. Рациональное и сбалансированное питание. Потребность в белках, жирах и углеводах. Вода, минеральные соли, макро– и микроэлементы. Их содержание в продуктах питания и влияние на сохранение здоровья.

Тема 6: Забота о коже и ее производных. Как устроена кожа человека? От чего защищает кожа? Травмы и заболевания кожи (ожоги, сыпь, воспаления, грибковые заболевания, чесотка и др.). Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Почему выпадают волосы?

Тема 7: Обмен веществ и энергии. Что такое обмен веществ? Основные причины нарушения обмена веществ. К чему приводит переедание и привычка есть много сладкого? Валеологический самоанализ: анализ своих росто-весовых показателей и примерного дневного рациона питания. Составление суточного рациона и меню.

Тема 8: Мозг и нервы. Строение нервной системы. Что случается с человеком при повреждениях головного и спинного мозга? Отрицательное влияние на мозг алкоголя и курения. Что укрепляет нервы? Валеологический самоанализ: опросник, позволяющий оценить опасность для нервной системы своего поведения и коррекция своего образа жизни.

Тема 9: Кровь и кровеносная система. Состав крови и ее значение. Сердце и его работа. Показатели, по которым можно судить о работе сердца. Большой и малый круги кровообращения. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и профилактика. Группы крови, переливание, донорство.

Тема 10: Иммунитет и его укрепление. Что такое иммунитет? Органы иммунной системы. Что ослабляет иммунитет и что его укрепляет? Значение прививок. Детские инфекции и их профилактика. Воздушно-капельные инфекции и их профилактика.

4. Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, отношения к своему здоровью.

Анкеты в приложении.

5. Организация работы с родителями.

  • организация просветительской работы среди родителей;

  • формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;

  • привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе и профилактической работы с детьми.



Темы бесед с родителями:

1. «Здоровье ребенка в руках взрослых».

2 «Здоровая семья: нравственные аспекты».

3 «На контроле здоровье детей».

4 «Режим труда и учебы».

5 «Физическое воспитание детей в семье».

6 «Алкоголизм, семья, дети».

7 «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека».

8 «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности».

9 «Вредные привычки у детей».

10 «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу».



Ожидаемые результаты.
 

  • . Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения.

  • Снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса.

  • Повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус детей и подростков.

  • Разработка рекомендации для родителей, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения.

Приложение

Анкета

(для выявления отношения детей к своему здоровью)

1.Как ты считаешь, такие недомогания, как головокружение, головная боль, боли в

спине, висках, ногах, усталость глаз, связаны:

а) с учебой в школе

б) большим количеством уроков и заданий?

в) длинной зимой?

г) началом какой – либо болезни, простуды

2 Посещаешь ли ты школу:

А) при насморке и головной боли

Б) невысокой температуре

В) кашле и плохом самочувствии

3 При плохом самочувствии обращаешься к врачу?

А) да Б) нет

4 Стараешься ли сидеть за партой:

А) всегда правильно

Б) иногда

В) сидишь как удобно

5 Режим дня ты соблюдаешь:

А) всегда

Б) иногда, когда напоминают родители

В) встаешь и ложишься, когда

захочешь

6 Твой день начинается:

А) с зарядки Б) водных процедур В) просмотра телевизора

7 Как ты считаешь, чаще болеют:

А) полные люди

Б) люди, которые едят много овощей и фруктов

В) люди, которые много двигаются и бывают на улице

8 Моешь ли ты руки перед едой?

А) да Б) нет

9 Ты чистишь зубы:

А) утром

Б) утром и вечером В) всегда после еды Г) никогда

10 Ты предпочитаешь, есть каждый день:

А) бутерброды с чаем

Б) чипсы и колу

В) еду из «Макдоналдса»

Г) кашу и суп

Д) больше фруктов и овощей.


Анкета для оценки состояния здоровья ребёнка (для родителей)

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Эти сведения необходимы для оценки

состояния здоровья Вашего ребенка, своевременного совета специалистов (психолога,

медицинского работника, педагога), они будут учтены при индивидуальной организации

учебной деятельности. Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и дайте ответы

на вопросы. Правильность заполнения является основой для повышения заботы о

состоянии здоровья школьников.

ФИО ребенка______________________________________________________

Класс_________ Дата заполнения _____________________________________

1 Состоит ли Ваш ребенок на учете в диспансере?

а) да ____________________ б) нет;

(указать заболевание); в) не знаю.

2 Сколько раз в год Ваш ребенок болеет?

а) 1 раз в год; в) больше 3 раз в год;

б) 2-3 раз в год; г) не знаю.

3 Как Вы оцениваете состояние зубов Вашего ребенка?

а) отличное; в) неудовлетворительное;

б) удовлетворительное; г) не знаю.

4 Как Вы оцениваете состояние зрения Вашего ребенка?

а) отличное; в) неудовлетворительное;

б) удовлетворительное; г) не знаю.

5 Как Вы оцениваете состояние слуха Вашего ребенка?

а) отличное; в) неудовлетворительное;

б) удовлетворительное; г) не знаю.

6 Имеется ли нарушение осанки у Вашего ребенка?

а) да; б) нет; в) не знаю.

7 Имеется ли плоскостопие у Вашего ребенка?

а) да; б) нет; в) не знаю.

8 В случае если Ваш ребенок заболел, вы обращаетесь (возможны несколько вариантов

ответов):

а) в муниципальное учреждение (поликлинику); в) лечите самостоятельно;

б) к домашнему (частному) врачу; г) обращаетесь к народным целителям;

9.Обучаете ли Вы ребенка правилам здорового образа жизни?

а) да; б) нет.

10 Как часто Ваш ребенок жалуется на головные боли?

а) не жалуется; в) жалуется больше 2-х раз в неделю.

б) жалуется 1-2 раза в неделю;

11 Как часто Ваш ребенок, вернувшись со школы, жалуется на усталость?

а) не жалуется; в) жалуется больше 2-х раз в неделю.

б) жалуется 1-2 раза в неделю;

12 Проводите ли Вы какие-либо профилактические мероприятия по предупреждению

заболеваний?

а) витаминотерапию; д) массаж;

б) фитотерапию; е) другие ___________________ (указать).

в) закаливание; ж) не проводим.

г) йога;

13 Сколько раз в неделю Ваш ребенок употребляет в пищу:

- овощи:

а) 1-2 раза в неделю; в) ежедневно;

б) 3-4 раза в неделю; г) затрудняюсь ответить.

- мясо:

а) 1-2 раза в неделю; в) ежедневно;

б) 3-4 раза в неделю; г) затрудняюсь ответить.

- фрукты:

а) 1-2 раза в неделю; в) ежедневно;

б) 3-4 раза в неделю; г) затрудняюсь ответить.

- макароны, мучные изделия:

а) 1-2 раза в неделю; в) ежедневно;

б) 3-4 раза в неделю; г) затрудняюсь ответить.

14 Ваш ребенок занимается физической культурой:

а) только в школе (3 ч. в неделю); в) ежедневно дома, зарядкой;

б) занимается в секции____________

г) другое___________________________________________________________

(указать вид и сколько раз в неделю);

__________________________________________________________________

(указать вид и сколько раз в неделю).

15. Какую помощь Вы хотели бы получить со стороны медика, психолога, педагогического коллектива школы?

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

СПАСИБО!

Анкета для учащихся

«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»

Внимательно прочитай и ответь на вопросы

1 Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал

вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из

перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом:

Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка шампунь тапочки, полотенце для тела.

2 На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание

– правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание

Завтрак 8

Обед 13

Полдник 16

Ужин 18

_____________________

Завтрак 9

Обед 15

Полдник 18

Ужин 21

3 Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот

ответ, который тебе кажется верным:

Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день

остатки пищи.

Вера: зубы чистят утром и вечером.

Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

4 Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья соблюдают

правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:

Перед чтением книги перед едой

Перед посещением туалета, перед тем как идешь гулять

После посещения туалета после игры в баскетбол

После того как заправил постель после того как поиграл с кошкой

5 Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?

Каждый день, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю

6 Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

Положить палец в рот

Подставить палец под кран с холодной водой

Помазать ранку йодом

Помазать кожу вокруг ранки йодом

7 Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой

жизни? Выбери 4 из них:

Иметь много денег

Иметь интересных друзей

Много знать и уметь

Быть красивым и привлекательным

Быть здоровым

Иметь любимую работу

Быть самостоятельным

Жить в счастливой семье

8 Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4

Регулярные занятия спортом

Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать

Хороший отдых

Знания о том, как заботиться о здоровье

Хорошие природные условия

Возможность лечиться у хорошего врача

Выполнение правил ЗОЖ

9 Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1» -

ежедневно; «2» - несколько раз в неделю; «3» -очень редко или никогда.

Утренняя зарядка, пробежка

Прогулка на свежем воздухе

Завтрак

Сон не менее 8 часов

Обед

Занятия спортом

Ужин

Душ, ванна

10 Какие мероприятия по охране здоровья проводятся в классе? «1» - проводятся

интересно; «2» -проводятся неинтересно; «3» - не проводятся:

Уроки, обучающие здоровью

Спортивные соревнования

Классные часы о том, как заботиться о здоровье

Викторины, конкурсы, игры

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье

Праздники на тему здоровья.