Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Согласовано: Утверждаю:
____________ _____________
Зам. директора по ВР Директор школы
Костиди И.К. Понизовцев В.П.
«___»_______2018 г. «___»__________2018 г.
Программа творческого объединения
«Школьный театр»
Руководитель: Бельская Надежда Михайловна
2018–2019 учебный год
Задачи творческого объединения:
1. Расширять и углублять полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью.
2. Формировать интерес к традициям русской национальной культуры, к особенностям народного искусства Смоленской области, принимать активное участие в поиске и возрождении традиций русского народного искусства.
3. Формировать понимание связи всех искусств в единстве искусств зрелищных.
4. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве: учиться создавать яркие, запоминающиеся, нужные юным зрителям спектакли, которые способны пробуждать в них лучшие чувства и стремления, учить их сопереживанию, волновать и возвышать души.
5. Формировать творческую активность, предоставлять фантазии, поощрять отход от шаблона, привносить в каждый вид деятельности собственные образы.
Пояснительная записка
Сегодня педагогическим фактором стало более широкое и разнообразное исполнение театрального творчества школьников по сравнению с традиционным сведением его к детской самодеятельности.
Театр в школе – это одновременно и продолжение местных традиций, и хорошее подспорье в воспитательном смысле.
Знакомство с театральным творчеством в кружке может проходить по-разному. Одним из видов деятельности является драматический театр.
Драматический театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одарённости. Это вид искусства, где человек может научиться и театральному, и костюмерному искусству одновременно.
Искусство театра совмещает различные виды искусства:
декорации – живопись, декоративно-прикладное искусство, литература. Театр, как и всякий другой вид искусства, обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества.
Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников. Не менее важной является задача – создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Основная задача школьного театра – развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят. Эта задача должна оставаться ведущей на всем протяжении занятий.
Процесс постановки спектакля не может ограничиваться определёнными сроками – всё зависит от возраста и степени подготовленности участников коллектива. Постановка спектакля – результат длительной, большой, кропотливой работы, во время которой участники коллектива познают радость и муки творчества.
Опыт показывает, что количество участников в театральной группе не должно превышать 16 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю (2 часа).
Школьный театр – это синтез искусств. Участники кружка на занятиях переключаются с одного вида деятельности на другой, работают и как «актёры», и как «художники» (декорации и костюмы).
Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Сведения связаны с практической работой. На практических занятиях кружковцы выполняют декорации, атрибуты к спектаклям, отрабатывают учебные сюжеты, мизансцены. Спектакль репетируется по отдельным эпизодам, которые постепенно складываются в целостные картины.
Спектакли театрального кружка могут украсить любой школьный праздник. Программа предусматривает посещение выставок, музеев. Смоленского драматического театра имени А.С.Грибоедова.
Программа творческого объединения «Школьный театр» имеет общекультурную направленность. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Программа разработана на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2016 г. в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта общего образования.
Согласно Приложения №3 к СанПиНу 2.4.4.1251-03 рекомендуемый режим занятий по программе таков: 45 минут занятий, 10 минут перерыв, 45 минут занятий.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
Репертуар «Школьного театра»:
Сказки Смоленского края (по выбору учащихся).
Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (сцена «У Манилова», с 112-116, сцена «У Коробочки», с 124-128).
«По мотивам сказок А.С.Пушкина» (театрализованная постановка к 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина).
Мини-спектакли к праздничным датам календаря.
Конкурс загадок и скороговорок.
Моноспектакли по произведениям русских нобелевских лауреатов в области литературы.
«Живая классика» (подготовка к школьному и районному конкурсам).
Сценки-импровизации, придуманные участниками кружка на темы школьной жизни («Родительское собрание», «Новенький», «Контрольная» и т.п.).
Театр экспромта.
Игры.
Театральные капустники.
Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Основное место на занятиях отводится практической работе. На занятиях учащиеся постепенно накапливают практические умения в изготовлении декораций, костюмов, развивают сценическую речь, приобретают умения держать себя на сцене.
На занятиях происходит связь практической работы с театральными представлениями, что способствует повышению активности творчества, сотрудничества учителя и учащихся.
Получив необходимые навыки в изготовлении декораций и костюмов, дети самостоятельно по своим эскизам изготавливают костюмы, иногда прибегая к помощи родителей. Родители также помогают в изготовлении декораций.
На итоговые уроки-спектакли приглашаются учащиеся школы, родители, учителя. Театральный спектакль – результат большого труда детского творческого коллектива, в котором раскрываются достижения каждого участника. Дети сами видят и обсуждают достоинства и недостатки своей работы, учителю необходимо направлять обсуждение в нужное русло, отметить умения и навыки каждого. Как правило, большинство учащихся достигает высоких результатов.
К концу учебного года в соответствии с изучаемым материалом учащиеся должны получить знания и умения:
– о связи видов народного творчества (театрального и декоративно-прикладного);
– использовать в работе над костюмами произведения народных мастеров Смоленского края;
– решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизации по мотивам народных костюмов России и Смоленской области;
– овладеть сценической речью, умением держаться на сцене;
– проявлять творчество в создании костюмов и декораций;
– участвовать в групповой работе при создании коллективных спектаклей.
Тематическое планирование
№ п/п Тема
I. Вводное занятие. Определение целей и задач.
П.
1. Обсуждение репертуара.
2. Участие в школьных праздниках.
III. Работа над спектаклями:
Сказки Смоленского края (по выбору учащихся).
Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (сцена «У Манилова», с 112-116, сцена «У Коробочки», с 124-128).
«По мотивам сказок А.С.Пушкина» (театрализованная постановка к 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина).
Мини-спектакли к праздничным датам календаря.
Конкурс загадок и скороговорок.
Моноспектакли по произведениям русских нобелевских лауреатов в области литературы.
«Живая классика» (подготовка к школьному и районному конкурсам).
Сценки-импровизации, придуманные участниками кружка на темы школьной жизни («Родительское собрание», «Новенький», «Контрольная» и т.п.).
Театр экспромта.
Игры.
Театральные капустники.
IV. Изготовление декораций и костюмов.
V. Изготовление буклета (театральной программы), афиши, оформление занавеса.
VI. Репетиции. Спектакли.
1.Азы мастерства: отработка сюжетов.
2. Музыкальное оформление спектаклей.
3.Театр одного, двух исполнителей.
VII. Поездки в театр.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Вводное занятие. Определение целей и задач. | 2 | |
2. | 1. Обсуждение репертуара. 2. Участие в школьных праздниках. | 2 10 | |
3. | Работа над спектаклями: Сказки Смоленского края (по выбору учащихся). Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (сцена «У Манилова», с 112-116, сцена «У Коробочки», с 124-128). «По мотивам сказок А.С.Пушкина» (театрализованная постановка к 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина). Мини-спектакли к праздничным датам календаря. Конкурс загадок и скороговорок. Моноспектакли по произведениям русских нобелевских лауреатов в области литературы. «Живая классика» (подготовка к школьному и районному конкурсам). Сценки-импровизации, придуманные участниками кружка на темы школьной жизни («Родительское собрание», «Новенький», «Контрольная» и т.п.). Театр экспромта. Игры. Театральные капустники. | 2 8 4 4 2 8 2 4 4 2 2 | |
4. | Изготовление декораций и костюмов. | 4 | |
5. | Изготовление буклета (театральной программы), афиши, оформление занавеса. | 4 | |
6. | Репетиции. Спектакли. 1 .Азы мастерства: отработка сюжетов. 2. Музыкальное оформление спектаклей. 3.Театр одного, двух исполнителей. | 6 | |
7. | Поездки в театр. | 2 | |
| Итого: | 72 | |
Литература
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2015г.-270 с.
Гоголевский вечер в школе. Инсценировки. М., «Детская литература», 2018.
Искусство звучащего слова / Сост. С.Овчинникова. М., 2015.
Казенова С.В. Школьная круговерть. Праздники, игры, викторины, классные часы. Ярославль, 2018.
Калинская Н. История костюма. М., 2016.
Козюренко Ю. Музыкальное оформление спектакля. М., 2015.
Лисица Л. Секреты бутафора: Советы самодеятельным театральным художникам. М., 2017.
Михайлова А. Театр в эстетическом воспитании школьников. М., 2017.
Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М., 2015.
Рубина Ю., Завадская Т., Шевелев Н. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства. М., 2013.
Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2015. – 320 с.