СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного курса "Уроки милосердия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальный курс представлен как совокупность представлений о совести, душе, Родине, нравственности, благодарности, семье.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного курса "Уроки милосердия"»

Пояснительная записка

Уроки милосердия 1класс

УМК «Перспектива»

  1. Роль и место дисциплины

Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение предмета «Уроки милосердия» в 1 классе выделяется 33 часа (1 час в неделю).

  1. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 1 классе на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей.

  1. Цели и задачи

Цель: формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному, историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.

Задачи:

• Способствовать осознанию младшими школьниками понятий совести, душе, нравственности, благодарности, роде, семье, Родине, прощении; обогащению и наполнению реальным содержанием представлений о благе (добре), истине, красоте, служении людям и Отечеству, духовности.

• Сформировать нравственное отношение к действительности, способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира.

• Научить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций.

• Сформировать потребность в построении собственной поведенческой модели в соответствии с законами духовности.

• Содействовать развитию волевой сферы ребенка – осознанности поведения, самоконтроля.

• Развивать интерес к чтению православной и художественной литературы.

• Способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, творческих способностей учащихся.

• Воспитывать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких, окружающий мир.

  1. Специфика программы

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют развития личности, воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.

  1. Основные содержательные линии

Материал курса «Уроки милосердия» представлен следующими содержательными линиями:

формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному, историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.

  1. Структура программы

В целом начальный курс урока милосердия представлен как совокупность понятий о совести, душе, нравственности, благодарности, роде, семье. Родине, прощении; обогащению и наполнению реальным содержанием представлений о благе (добре), истине, красоте, служении людям и отечеству, духовности, правил жизни, которые взаимодействуют между собой и являются основой для интеллектуального и духовного развития младших школьников.


  1. Требования к результатам

Личностные

У учащегося будут сформированы:

- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

- установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с

учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

- работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

- ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

- выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

- осознавать ценность семьи, человеческой жизни, основных норм религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой

- осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию

- анализировать и оценивать поведение и поступки людей

- соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

- осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

  1. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля, самопроверки. В ходе прохождения программы учащиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

Типы уроков:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

Р – урок рефлексии

ОК – урок обучающего контроля знаний

  1. Итоговый контроль

Оценка знаний и умений обучающихся осуществляется с помощью творческих заданий, проектов и проверочных работ обучающего или контролирующего характера. Характер заданий для проверки умений, навыков, знаний терминов, доступен для учащихся и

построен на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания имеют целью обеспечить необходимый уровень обратной связи

для учителя, а также необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения «Уроков милосердия» для учащихся, показывая им реальный

уровень, их достижений и определяя проблемные области.

  1. Объём и сроки обучения

В 1 классе — 33 часа.



Программно-методическое обеспечение



  • Г.Д. Зубова. Уроки милосердия. Учебное пособие для учащихся 1 – х классов. Тамбов. 2014 г.

  • Литература и средства обучения

Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экземпляра на двух учащихся)

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экземпляров)




Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


1

Уроки милосердия

К

2

Примерная программа начального общего образования по уроку милосердия.

Д

3

Таблицы и схемы.

Д


Печатные пособия


1

Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по урокам милосердия.

Д

2

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по урокам милосердия.

Ф+Д


Экранно-звуковые пособия


1

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Д

2

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения .

Д

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Блок 1. Милосердие в семье

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания. Жадность – причина разлада в семье. Лучше папы друга нет. Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками. Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения ссор. Братская любовь крепче каменных стен. Утешение друга в болезни. Добрые и некрасивые слова.

Блок 2. Милосердие к ближним

Рождество Христово. События праздника. Традиции праздника. Светлая Пасха. Традиции праздника. Милосердие к больным, сиротам.

Блок 3. Доброе отношение к природе

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным. Бездомные животные. Доброе отношение к птицам.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1 класс

№ занятия

Тема занятия


Основной вид учебной деятельности

1

Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания.

Устный журнал

2.

Родители и дети. Семья-это остров доверия и помощи друг другу.

Просмотр

видеофильма

3.

Родители и дети. Семья-это остров заботы.

Беседа

4.

Родители и дети. Жадность – причина разлада в семье.

Беседа, просмотр

видеофильма

5.

Родители и дети. Творческая работа: «Солнышко для мамы».

Практикум.

Творческие работы

6.

Родители и дети. Лучше папы друга нет. Проект: «Подарок для папы».

Практикум. Творческие работы

7.

Дедушки, бабушки и внуки.

Беседа

8.

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

Устный журнал

9.

Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками.

Деловая игра

10.

Дедушки, бабушки и внуки. Проект: «Панно из ткани: «Дача для дедушки и бабушки»».

Практикум. Творческие работы

11.

Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения ссор.

Практикум

Анализ ситуаций: как погасить

вспыхнувшую ссору

12.

Братья и сёстры. Друзья. Братская любовь крепче каменных стен.

Беседа, просмотр

видеофильма

13.

Братья и сёстры. Друзья. Утешение друга в болезни.

Беседа

14.

Братья и сёстры. Друзья. Добрые и некрасивые слова.

Деловая игра

Копилка добрых слов

15.

Братья и сёстры. Друзья. Спортивные игры.

Практикум

Игровая карусель

16.

Братья и сёстры. Друзья. Весёлые игры.

Практикум

Игровая карусель

17.

Братья и сёстры. Друзья. Проект: «Подарок другу».

Практикум

Творческие работы

18.

Рождество Христово. События праздника.

Устный журнал

19.

Рождество Христово. Традиции праздника.

Устный журнал

20.

Рождество Христово. Проект: «Рождественская мастерская».

Практикум

Творческие работы

21.

Светлая Пасха. Традиции праздника.

Устный журнал

22.

Светлая Пасха. Проект: «Пасхальная радость».

Практикум

Творческие работы

23.

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите

делать добро».

Подготовка благотворительного концерта.

Практикум

Концертные номера

24.

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите

делать добро».

Подготовка благотворительного концерта.

Практикум

Концертные номера

25.

Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите

делать добро».

Подготовка благотворительного концерта.

26.

Милосердие к больным, сиротам. Благотворительный концерт.

Праздничное мероприятие

Концерт

27.

Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным.

Беседа

28.

Наши маленькие друзья. Бездомные животные.

Беседа

29.

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для моих питомцев».

Практикум

Творческие работы

30.

Наши маленькие друзья. Доброе отношение к птицам. Проект: «Кормушка».

Практикум

Презентация кормушек

31.

Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для птиц».

Практикум

Выставка скворечников

32.

Наши маленькие друзья.

Занятие-экскурсия

33.

Наши маленькие друзья.

Просмотр

видеофильма

Личностные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса


1 класс

Планируемые результаты освоения программы «Уроков милосердия» обучающимися 1 класса представлены на двух уровнях – личностном и метапредметном.

В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у обучающихся, оканчивающих 1 год обучения, формируются учебные действия:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера, выполнения проекта совместно с учителем;

в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

осваивать способы решения проблем творческого характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя материалы учебника (под руководством

учителя);

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

осознавать ценность семьи, человеческой жизни

анализировать и оценивать поведение и поступки людей

соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности