Пояснительная записка
Уроки милосердия 1класс
УМК «Перспектива»
Роль и место дисциплины | Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение предмета «Уроки милосердия» в 1 классе выделяется 33 часа (1 час в неделю). |
Соответствие Государственному образовательному стандарту | Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 1 классе на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей. |
Цели и задачи | Цель: формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному, историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство. Задачи: • Способствовать осознанию младшими школьниками понятий совести, душе, нравственности, благодарности, роде, семье, Родине, прощении; обогащению и наполнению реальным содержанием представлений о благе (добре), истине, красоте, служении людям и Отечеству, духовности. • Сформировать нравственное отношение к действительности, способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира. • Научить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций. • Сформировать потребность в построении собственной поведенческой модели в соответствии с законами духовности. • Содействовать развитию волевой сферы ребенка – осознанности поведения, самоконтроля. • Развивать интерес к чтению православной и художественной литературы. • Способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, творческих способностей учащихся. • Воспитывать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких, окружающий мир. |
Специфика программы | Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют развития личности, воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка. |
Основные содержательные линии | Материал курса «Уроки милосердия» представлен следующими содержательными линиями: формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному, историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство. |
Структура программы | В целом начальный курс урока милосердия представлен как совокупность понятий о совести, душе, нравственности, благодарности, роде, семье. Родине, прощении; обогащению и наполнению реальным содержанием представлений о благе (добре), истине, красоте, служении людям и отечеству, духовности, правил жизни, которые взаимодействуют между собой и являются основой для интеллектуального и духовного развития младших школьников. |
Требования к результатам | Личностные У учащегося будут сформированы: - чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. У обучающихся могут быть сформированы: - уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира; - установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении. Универсальные учебные действия: Регулятивные УУД: Учащийся научится: - составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; - работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. Обучающиеся получат возможность научиться: - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные УУД: Учащийся научится: - ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание); - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя); - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков; - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; - группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. получат возможность научиться: - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - сопоставлять информацию, представленную в разных видах; - выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах. Коммуникативные УУД: Учащиеся научатся: - осознавать ценность семьи, человеческой жизни, основных норм религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой - осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию - анализировать и оценивать поведение и поступки людей - соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности - осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов. |
Формы организации учебного процесса | Программа предусматривает проведение традиционных уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля, самопроверки. В ходе прохождения программы учащиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). Типы уроков: ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – урок рефлексии ОК – урок обучающего контроля знаний |
Итоговый контроль | Оценка знаний и умений обучающихся осуществляется с помощью творческих заданий, проектов и проверочных работ обучающего или контролирующего характера. Характер заданий для проверки умений, навыков, знаний терминов, доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания имеют целью обеспечить необходимый уровень обратной связи для учителя, а также необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения «Уроков милосердия» для учащихся, показывая им реальный уровень, их достижений и определяя проблемные области. |
Объём и сроки обучения | В 1 классе — 33 часа. |
Программно-методическое обеспечение
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экземпляра на двух учащихся)
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экземпляров)
№ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество |
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1 | Уроки милосердия | К |
2 | Примерная программа начального общего образования по уроку милосердия. | Д |
3 | Таблицы и схемы. | Д |
| Печатные пособия | |
1 | Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по урокам милосердия. | Д |
2 | Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по урокам милосердия. | Ф+Д |
| Экранно-звуковые пособия | |
1 | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. | Д |
2 | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения . | Д |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Блок 1. Милосердие в семье
Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания. Жадность – причина разлада в семье. Лучше папы друга нет. Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками. Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения ссор. Братская любовь крепче каменных стен. Утешение друга в болезни. Добрые и некрасивые слова.
Блок 2. Милосердие к ближним
Рождество Христово. События праздника. Традиции праздника. Светлая Пасха. Традиции праздника. Милосердие к больным, сиротам.
Блок 3. Доброе отношение к природе
Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным. Бездомные животные. Доброе отношение к птицам.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс
№ занятия | Тема занятия | Основной вид учебной деятельности |
1 | Родители и дети. Семья-это остров любви, послушания. | Устный журнал |
2. | Родители и дети. Семья-это остров доверия и помощи друг другу. | Просмотр видеофильма |
3. | Родители и дети. Семья-это остров заботы. | Беседа |
4. | Родители и дети. Жадность – причина разлада в семье. | Беседа, просмотр видеофильма |
5. | Родители и дети. Творческая работа: «Солнышко для мамы». | Практикум. Творческие работы |
6. | Родители и дети. Лучше папы друга нет. Проект: «Подарок для папы». | Практикум. Творческие работы |
7. | Дедушки, бабушки и внуки. | Беседа |
8. | Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками. | Устный журнал |
9. | Дедушки, бабушки и внуки. Общие дела у дедушек и бабушек с внуками. | Деловая игра |
10. | Дедушки, бабушки и внуки. Проект: «Панно из ткани: «Дача для дедушки и бабушки»». | Практикум. Творческие работы |
11. | Братья и сёстры. Друзья. Причины ссор. Способы предотвращения ссор. | Практикум Анализ ситуаций: как погасить вспыхнувшую ссору |
12. | Братья и сёстры. Друзья. Братская любовь крепче каменных стен. | Беседа, просмотр видеофильма |
13. | Братья и сёстры. Друзья. Утешение друга в болезни. | Беседа |
14. | Братья и сёстры. Друзья. Добрые и некрасивые слова. | Деловая игра Копилка добрых слов |
15. | Братья и сёстры. Друзья. Спортивные игры. | Практикум Игровая карусель |
16. | Братья и сёстры. Друзья. Весёлые игры. | Практикум Игровая карусель |
17. | Братья и сёстры. Друзья. Проект: «Подарок другу». | Практикум Творческие работы |
18. | Рождество Христово. События праздника. | Устный журнал |
19. | Рождество Христово. Традиции праздника. | Устный журнал |
20. | Рождество Христово. Проект: «Рождественская мастерская». | Практикум Творческие работы |
21. | Светлая Пасха. Традиции праздника. | Устный журнал |
22. | Светлая Пасха. Проект: «Пасхальная радость». | Практикум Творческие работы |
23. | Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро». | Подготовка благотворительного концерта. Практикум Концертные номера |
24. | Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро». | Подготовка благотворительного концерта. Практикум Концертные номера |
25. | Милосердие к больным, сиротам. Групповой проект: «Спешите делать добро». | Подготовка благотворительного концерта. |
26. | Милосердие к больным, сиротам. Благотворительный концерт. | Праздничное мероприятие Концерт |
27. | Наши маленькие друзья. Отношение к домашним животным. | Беседа |
28. | Наши маленькие друзья. Бездомные животные. | Беседа |
29. | Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для моих питомцев». | Практикум Творческие работы |
30. | Наши маленькие друзья. Доброе отношение к птицам. Проект: «Кормушка». | Практикум Презентация кормушек |
31. | Наши маленькие друзья. Проект: «Домик для птиц». | Практикум Выставка скворечников |
32. | Наши маленькие друзья. | Занятие-экскурсия |
33. | Наши маленькие друзья. | Просмотр видеофильма |
Личностные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
1 класс
Планируемые результаты освоения программы «Уроков милосердия» обучающимися 1 класса представлены на двух уровнях – личностном и метапредметном.
В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у обучающихся, оканчивающих 1 год обучения, формируются учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
У обучающихся могут быть сформированы:
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера, выполнения проекта совместно с учителем;
в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
осваивать способы решения проблем творческого характера.
Обучающиеся получат возможность научиться:
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя материалы учебника (под руководством
учителя);
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
получат возможность научиться:
сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
осознавать ценность семьи, человеческой жизни
анализировать и оценивать поведение и поступки людей
соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности