Министерство образования Омской области
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Тюкалинский профессиональный колледж»
ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Дополнительное образование детей: история и современность»
по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
2019 г.
| |
Одобрена: предметной (цикловой) комиссией психолого-педагогических и общепрофессиональных дисциплин Протокол № «____»_________ 2019 г. Председатель_________/Н.Ю.Фоминых/ | Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 998 от 13.08. 2014 г. Утверждаю: Зам директора по учебной работе ________ В.Л.Сосковец «_____»___________2019 г. |
Составитель: Е.В Тюрина, преподаватель БПОУ ТПК
Рецензент: ____________________________________________
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, в области физкультурно-оздоровительной деятельности), по укрупненной группе специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Организация-разработчик: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области «Тюкалинский профессиональный колледж»
Разработчик:
Тюрина Елена Викторовна, преподаватель высшей категории
Содержание
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дополнительное образование детей: история и современность
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, в области физкультурно-оздоровительной деятельности), по укрупненной группе специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Определять цели и задачи, планировать занятия. |
ПК 1.2. | Организовывать и проводить занятия. |
ПК 1.4. | Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. |
ПК 1.5. | Анализировать занятия. |
ПК 2.1. | Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. |
ПК 2.2. | Организовывать и проводить досуговые мероприятия. |
ПК 2.4. | Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. |
ПК 3.1. | Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. |
ПК 3.2. | Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. |
ПК 3.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области дополнительного образования детей при наличии среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Дополнительное образование детей: история и современность» входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в истории, направлениях, перспективах развития, организации дополнительного образования в России;
- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в системе дополнительного образования детей;
- анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения);
- находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования, для решения профессиональных задач и самообразования;
знать:
- историю возникновения и развития системы дополнительного образования детей в России;
- сущность системы дополнительного образования детей как составляющей системы образования, особенности его организации;
- основные цели и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- уровни и виды учреждений дополнительного образования детей;
- специфику организации и основы построения педагогического процесса
в дополнительном образовании;
- особенности работы педагога дополнительного образования детей;
- различные формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и специфику использования в дополнительном образовании детей;
- основы построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 84 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 28 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 84 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
в том числе: | |
Составление словаря терминов Подготовка сообщений Составление презентации Написание рефератов Составление тезаурусного поля Самостоятельное изучение темы | 4 7 2 7 4 4 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Дополнительное образование детей: история и современность»
наименование
№ заня тия | Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Дополнительное образование как вид образования | | |
1 | Предмет, цели, задачи и структура учебной дисциплины. | 2 | ОК 1 |
| Тема 1.1. История возникновения и развития системы дополнительного образования детей в России | 4 | |
2 | Развитие внешкольного образования в Советской России. | 2 | ОК 1 |
3 | Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го – начале 21 века. | 2 | ОК 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся - Составление презентации - Подготовка сообщений | 3 1 2 | ОК 4 |
| Тема 1.2. Сущность системы дополнительного образования детей как составляющей системы образования, особенности его организации. | 12 | |
4 | Особенности системы дополнительного образования детей как составляющей системы образования. | 2 | ОК 1 |
5 | Характеристика типов и видов учреждений дополнительного образования детей. | 2 | ОК 1 |
6 | Место и роль дополнительного образования в общеобразовательной школе. Организация внеурочной деятельности в условиях интеграции дополнительного и основного общего образования. | 2 | ОК 1 |
7 | Основы построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей. | 2 | ОК 6 |
8 | Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога дополнительного образования. | 2 | ОК 9, ОК 11 |
9 | Основные цели и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей. | 2 | ОК 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся - Составление словаря терминов - Самостоятельное изучение темы «Управление учреждениями дополнительного образования детей» | 6 2 4 | ОК 2 |
| Тема 1.3. Содержание и организация образовательной деятельности в системе школьного дополнительного образования | 14 | |
10 | Виды детских объединений по интересам в системе дополнительного образования. | 2 | ОК 1 |
11 | Особенности организации образовательного процесса. Современное занятие в учреждении дополнительного образования детей. | 2 | ПК 1.1 |
12 | Методические рекомендации по планированию и анализу учебного занятия. | 2 | ПК 1.2 |
13 | Учебный план и расписание занятий блока дополнительного образования в школе. | 2 | |
14 | Дополнительные образовательные программы: классификация, требования, технология разработки. | 2 | ПК 3.1 |
15. | Результативность образовательной деятельности в дополнительном образовании детей. | 2 | ПК 1.4 |
16 | Об особенностях формирования содержания дополнительного образования детей. | 2 | ПК 3.1 |
| Самостоятельная работа обучающихся - Написание рефератов Развитие региональной системы дополнительного образования. Формирование здорового образа жизни младших школьников в учреждениях дополнительного образования. Развитие социально-активной личности в учреждениях дополнительного образования. Развитие личности педагога дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дополнительном образовании. | 7 | ОК 2- ОК 6 ПК 3.4 |
| Тема 1.4. Особенности работы педагога дополнительного образования детей | 8 | |
17. | Профессиональный портрет педагога дополнительного образования. | 2 | ОК 1 |
18. | Методика профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. | 2 | ПК 1.2 |
19 | Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования как форма повышения квалификации. | 2 | ОК 8 |
20 | Методика и технологии обобщения опыта работы педагога дополнительного образования детей. | 2 | ПК 3.3 |
| Самостоятельная работа обучающихся - Составление тезаурусного поля. | 4 | ОК 4 |
| Тема 1.5. Содержание и организация культурно-досуговой деятельности | 6 | |
21 | Культурно-досуговая деятельность в системе дополнительного образования детей. | 2 | ПК 3.3 |
22. | Особенности и типы культурно-досуговых программ. | 2 | ПК 3.1 |
23. | Цели и задачи культурно-досуговых мероприятий. Методика из проведения и анализа. | 2 | ПК 1.1 |
| Самостоятельная работа обучающихся - Составление презентации; - Составление словаря терминов. | 3 1 2 | ОК 4 ОК 5 |
Раздел 2. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей | | |
| Тема 2.1 Научно-методическое обеспечение технологического подхода в дополнительном образовании детей | 6 | |
24 | Развитие личности и педагогические технологии. | 2 | ПК 1.2 |
25 | Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей. Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей. | 2 | ПК 3.3 |
26 | Новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей. | 2 | ОК 5 |
| Самостоятельная работа обучающихся: - Подготовка сообщений | 3 | ОК 4, ОК 5 |
| Тема 2.2. Практические рекомендации педагогу дополнительного образования по применению современных педагогических технологий. | 4 | |
27 | Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей. | 2 | ПК 3.3 |
28 | Профессиональные умения педагога, применяющего новую технологию на практике. | 2 | ПК 3.3 |
| Самостоятельная работа обучающихся: - Подготовка сообщений | 2 | ОК 4, ОК 5 ПК 3.4 |
| | Всего | 84 | |
условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теории и методики дополнительного образования.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дополнительное образование детей: история и современность : учеб. пособие для СПО / отв. ред. А. В. Золотарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 267 с. — (Серия : Профессио нальное образование).
Дополнительные источники:
1. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.,2016.
2. Шишлова С.М. Организация дополнительного образования [Текст] // Образование в современной школе.-2017.-№3.-с.53-62.
3. Буйлова Л.Н. Педагог дополнительного образования. Методические рекомендации по организации работы [Текст]. – М., 2015.
4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Организационное и программно-методическое обеспечение дополнительного образования детей в школе [Текст]. – М., 2016.
Интернет-ресурсы
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по образованию. – М., 2005. – Режим доступа: http://window.edu.ru.
Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс] / Минобрнауки РФ, ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика. – Режим доступа: http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] : ЭОР и сервисы для всех уровней и ступеней образования./ Минобрнауки РФ, ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика». Режим работы: http://fcior.edu.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения учебных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
- ориентироваться в истории, направлениях, перспективах развития, организации дополнительного образования в России; - использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в системе дополнительного образования детей; - анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения); - находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования, для решения профессиональных задач и самообразования; | - тестовый контроль - создание продукта деятельности – оценка защиты реферата (компьютерной презентации); – оценка выполнения практической работы; - оценка устного опроса - создание продукта деятельности |
Знать: |
- историю возникновения и развития системы дополнительного образования детей в России; - сущность системы дополнительного образования детей как составляющей системы образования, особенности его организации; - основные цели и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей; - уровни и виды учреждений дополнительного образования детей; - специфику организации и основы построения педагогического процесса в дополнительном образовании; - особенности работы педагога дополнительного образования детей; - различные формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и специфику использования в дополнительном образовании детей; - основы построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей. |
5. Контроль и оценка результатов освоения общих и профессиональных компетенций
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. | планирование целей и задач занятия в соответствии с дидактическими требованиями, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся; составление конспекта урока в соответствии с психолого-педагогическими, методическими, санитарно-гигиеническими требованиями к занятиям; использование при подготовке к занятиям дополнительных источников информации. | анализ деятельности студента во время занятий; педагогическая оценка выполнения практических заданий. |
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. | осуществление подготовки учебного кабинета к занятию; соблюдение психолого-педагогических, методических, гигиенических требований к занятию; организация и проведение занятий в соответствии с планом, конспектом; корректирование собственной деятельности (цели, содержания, методы и средства) и деятельности учащихся по ходу занятия; установление педагогически целесообразных взаимоотношения с детьми с учетом возрастных, индивидуальных, личностных особенностей обучающихся; учет индивидуальных, возрастных, личностных особенностей обучающихся при проведении занятия. | наблюдение за деятельностью студента; педагогическая оценка результатов деятельности студента; анализ продуктов планирования и оценки. |
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. | осуществление отбора методов, инструментария и форм педагогического контроля для оценки результата в соответствии с требованиями образовательной программы; наличие и владение критериями оценки процесса и результата обучения учащихся; - оценивание процесса и результата обучения учащихся носит индивидуальный и дифференцированный характер. | анализ деятельности студента; комплексная оценка выполнения практических заданий. оценка решения педагогических задач. |
ПК 1.5 Анализировать занятия.. | проведение анализа/самоанализа занятия в соответствии с психолого-педагогическими требованиям; формулирование обоснованных выводов по результатам проведенного анализа/самоанализа; -определение путей улучшения качества организации и проведения занятия по результатам анализа/самоанализа. | анализ деятельности студента; комплексная оценка выполнения практических заданий. |
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. | планирование досуговых мероприятий: конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок; планирование целей и задач досуговых мероприятий; - составление плана досуговых мероприятий в соответствии с психолого-педагогическими, методическими, санитарно-гигиеническими требованиями. | - комплексная оценка выполнения практических заданий. |
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. | осуществление подготовки помещений к поведению досуговых мероприятий; соблюдение психолого-педагогических, методических, гигиенических требований организации и проведению досуговых мероприятий; организация и проведение досуговых мероприятий в соответствии с планом, конспектом; корректирование собственной деятельности (цели, содержания, методы и средства) и деятельности учащихся по ходу мероприятия; установление педагогически целесообразных взаимоотношений с детьми с учетом возрастных, индивидуальных, личностных особенностей обучающихся; учет индивидуальных, возрастных, личностных особенностей обучающихся при проведении досуговых мероприятий. | наблюдение за деятельностью студента; педагогическая оценка результатов деятельности студента; анализ продуктов планирования и оценки. |
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. | проведение анализа/самоанализа досуговых мероприятий в соответствии с психолого-педагогическими требованиями; формулирование обоснованных выводов по результатам проведенного анализа/самоанализа; определение путей улучшения качества организации и проведения досуговых мероприятий по результатам анализа/самоанализа. | педагогическая оценка выполнения практических заданий. |
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. | Оптимальный выбор примерных программ. Учет особенностей возраста занимающихся, группы и отдельных занимающихся при выборе программ и составлении учебно-тематических планов. Разработка методического обеспечения для осуществления профессиональной деятельности. | - педагогическая оценка на практическом занятии. - педагогическая оценка аналитических умений - педагогическая оценка разработанных методических материалов и документации. - педагогическая оценка практической деятельности по выбору и анализу методических материалов. - Самооценка, педагогическая рефлексия - Экзамен по дисциплине. |
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. | Соблюдение требований к созданию предметно-развивающей среды в кабинете. Соответствие образовательного пространства возрастным особенностям занимающихся. Проектирование предметно-развивающей среды в кабинете | Педагогическая оценка на практическом занятии. Педагогическая оценка соблюдения требований к созданию предметно-развивающей среды при реализации проектов. Защита проектов по созданию предметно-развивающей среды. Самооценка, педагогическая рефлексия Экзамен по дисциплине |
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Обоснованность выбора педагогической и методической литературы в области дополнительного образования. Обоснованность выбора способа решения педагогических проблем методического характера. Сравнение эффективности применяемых методов обучения, с целью выбора наиболее эффективных образовательных технологий с учетом вида учреждения ДОД и особенностей возраста занимающихся. Эффективное использование инструментов самоанализа и анализа педагогической деятельности, оценивания образовательных технологий. Логичность составленной программы профессионального совершенствования. | Педагогическая оценка на практическом занятии. Педагогическая оценка оптимальности выбора методов обучения. Педагогическая оценка и самооценка результатов психолого-педагогической диагностики уровня готовности к профессиональному развитию. Педагогическая оценка презентации программ профессионального самосовершенствования и портфолио педагогических достижений Самооценка, педагогическая рефлексия Экзамен по дисциплине. |
ВЫПИСКА
из учебного плана по дисциплине «Дополнительное образование детей: история и современность»
форма обучения – очная
Группа | Курс | Семестр | Макс. кол-во часов по уч. плану | Количество аудиторных часов - всего | В том числе | Самостоятельная работа (внеаудит.) | Формы семестрово го контроля |
Теорет. | Практ. | Лаборат. |
24-до | 2 | 4 | 84 | 56 | 56 | - | - | 28 | экзамен |
Преподаватель ___________ Е.В. Тюрина
26