СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА учебной дисциплины «Дополнительное образование детей: история и современность»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

по специальности   44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА учебной дисциплины «Дополнительное образование детей: история и современность»»


Министерство образования Омской области

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Тюкалинский профессиональный колледж»









ПРОГРАММА


учебной дисциплины

«Дополнительное образование детей: история и современность»

по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования


























2019 г.



Одобрена:

предметной (цикловой)

комиссией психолого-педагогических и общепрофессиональных дисциплин

Протокол № «____»_________ 2019 г.

Председатель_________/Н.Ю.Фоминых/


Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 998 от 13.08. 2014 г.

Утверждаю:

Зам директора по учебной работе

________ В.Л.Сосковец

«_____»___________2019 г.




Составитель: Е.В Тюрина, преподаватель БПОУ ТПК



Рецензент: ____________________________________________


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, в области физкультурно-оздоровительной деятельности), по укрупненной группе специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.


Организация-разработчик: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области «Тюкалинский профессиональный колледж»


Разработчик:


Тюрина Елена Викторовна, преподаватель высшей категории













Содержание


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дополнительное образование детей: история и современность


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, в области физкультурно-оздоровительной деятельности), по укрупненной группе специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2.

Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.4.

Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 1.5.

Анализировать занятия.

ПК 2.1.

Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.

ПК 2.2.

Организовывать и проводить досуговые мероприятия.

ПК 2.4.

Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

ПК 3.1.

Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК 3.2.

Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК 3.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.



Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области дополнительного образования детей при наличии среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования. Опыт работы не требуется.



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Дополнительное образование детей: история и современность» входит в профессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в истории, направлениях, перспективах развития, организации дополнительного образования в России;

- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в системе дополнительного образования детей;

- анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения);

- находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования, для решения профессиональных задач и самообразования;

знать:

- историю возникновения и развития системы дополнительного образования детей в России;

- сущность системы дополнительного образования детей как составляющей системы образования, особенности его организации;

- основные цели и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей;

- уровни и виды учреждений дополнительного образования детей;

- специфику организации и основы построения педагогического процесса
в дополнительном образовании;

- особенности работы педагога дополнительного образования детей;

- различные формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и специфику использования в дополнительном образовании детей;

- основы построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 84 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 28 часов.



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:


Составление словаря терминов

Подготовка сообщений

Составление презентации

Написание рефератов

Составление тезаурусного поля

Самостоятельное изучение темы

4

7

2

7

4

4

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Дополнительное образование детей: история и современность»

наименование

заня

тия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

5

Раздел 1. Дополнительное образование как вид образования


1

Предмет, цели, задачи и структура учебной дисциплины.

2

ОК 1



Тема 1.1. История возникновения и развития системы дополнительного образования детей в России

4


2

Развитие внешкольного образования в Советской России.

2

ОК 1

3

Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го – начале 21 века.

2

ОК 1


Самостоятельная работа обучающихся

- Составление презентации

- Подготовка сообщений

3

1

2

ОК 4


Тема 1.2. Сущность системы дополнительного образования детей как составляющей системы образования, особенности его организации.

12


4

Особенности системы дополнительного образования детей как составляющей системы образования.


2

ОК 1

5

Характеристика типов и видов учреждений дополнительного образования детей.

2

ОК 1

6

Место и роль дополнительного образования в общеобразовательной школе. Организация внеурочной деятельности в условиях интеграции дополнительного и основного общего образования.

2

ОК 1

7

Основы построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей.

2

ОК 6

8

Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения и педагога дополнительного образования.

2

ОК 9, ОК 11

9

Основные цели и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей.

2

ОК 1


Самостоятельная работа обучающихся

- Составление словаря терминов

- Самостоятельное изучение темы «Управление учреждениями дополнительного образования детей»

6

2

4

ОК 2


Тема 1.3. Содержание и организация образовательной деятельности в системе школьного дополнительного образования

14


10

Виды детских объединений по интересам в системе дополнительного образования.

2

ОК 1

11

Особенности организации образовательного процесса. Современное занятие в учреждении дополнительного образования детей.

2

ПК 1.1

12

Методические рекомендации по планированию и анализу учебного занятия.

2

ПК 1.2

13

Учебный план и расписание занятий блока дополнительного образования в школе.

2


14

Дополнительные образовательные программы: классификация, требования, технология разработки.

2

ПК 3.1

15.

Результативность образовательной деятельности в дополнительном образовании детей.

2

ПК 1.4

16

Об особенностях формирования содержания дополнительного образования детей.

2

ПК 3.1


Самостоятельная работа обучающихся

- Написание рефератов

  1. Развитие региональной системы дополнительного образования.

  2. Формирование здорового образа жизни младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

  3. Развитие социально-активной личности в учреждениях дополнительного образования.

  4. Развитие личности педагога дополнительного образования.

  5. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дополнительном образовании.

7

ОК 2- ОК 6

ПК 3.4


Тема 1.4. Особенности работы педагога дополнительного образования детей

8


17.

Профессиональный портрет педагога дополнительного образования.

2

ОК 1

18.

Методика профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

2

ПК 1.2

19

Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования как форма повышения квалификации.

2

ОК 8

20

Методика и технологии обобщения опыта работы педагога дополнительного образования детей.

2

ПК 3.3


Самостоятельная работа обучающихся

- Составление тезаурусного поля.

4

ОК 4


Тема 1.5. Содержание и организация культурно-досуговой деятельности

6


21

Культурно-досуговая деятельность в системе дополнительного образования детей.

2

ПК 3.3

22.

Особенности и типы культурно-досуговых программ.

2

ПК 3.1

23.

Цели и задачи культурно-досуговых мероприятий. Методика из проведения и анализа.

2

ПК 1.1


Самостоятельная работа обучающихся

- Составление презентации;
- Составление словаря терминов.

3

1

2

ОК 4

ОК 5

Раздел 2. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей



Тема 2.1 Научно-методическое обеспечение технологического подхода в дополнительном образовании детей

6


24

Развитие личности и педагогические технологии.

2

ПК 1.2

25

Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей. Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.

2

ПК 3.3

26

Новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей.

2

ОК 5


Самостоятельная работа обучающихся:

- Подготовка сообщений

3

ОК 4, ОК 5

Тема 2.2. Практические рекомендации педагогу дополнительного образования по применению современных педагогических технологий.

4


27

Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей.

2

ПК 3.3

28

Профессиональные умения педагога, применяющего новую технологию на практике.

2

ПК 3.3


Самостоятельная работа обучающихся:

- Подготовка сообщений

2

ОК 4, ОК 5

ПК 3.4



Всего

84



  1. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теории и методики дополнительного образования.

Оборудование учебного кабинета:

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Дополнительное образование детей: история и современность : учеб. пособие для СПО / отв. ред. А. В. Золотарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 267 с. — (Серия : Профессио нальное образование).


  1. Дополнительные источники:

1. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.,2016.

2. Шишлова С.М. Организация дополнительного образования [Текст] // Образование в современной школе.-2017.-№3.-с.53-62.

3. Буйлова Л.Н. Педагог дополнительного образования. Методические рекомендации по организации работы [Текст]. – М., 2015.

4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Организационное и программно-методическое обеспечение дополнительного образования детей в школе [Текст]. – М., 2016.


Интернет-ресурсы

  1. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по образованию. – М., 2005. – Режим доступа: http://window.edu.ru.

  2. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс] / Минобрнауки РФ, ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика. – Режим доступа: http://www.edu.ru

  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] : ЭОР и сервисы для всех уровней и ступеней образования./ Минобрнауки РФ, ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика». Режим работы: http://fcior.edu.ru


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения учебных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


- ориентироваться в истории, направлениях, перспективах развития, организации дополнительного образования в России;

- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в системе дополнительного образования детей;

- анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения);

- находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования, для решения профессиональных задач и самообразования;

- тестовый контроль


- создание продукта деятельности



– оценка защиты реферата (компьютерной презентации);

– оценка выполнения практической работы;






- оценка устного опроса



- создание продукта деятельности


Знать:

- историю возникновения и развития системы дополнительного образования детей в России;

- сущность системы дополнительного образования детей как составляющей системы образования, особенности его организации;

- основные цели и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей;

- уровни и виды учреждений дополнительного образования детей;

- специфику организации и основы построения педагогического процесса
в дополнительном образовании;

- особенности работы педагога дополнительного образования детей;

- различные формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и специфику использования в дополнительном образовании детей;

- основы построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей.

5. Контроль и оценка результатов освоения общих и профессиональных компетенций


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

  • планирование целей и задач занятия в соответствии с дидактическими требованиями, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся;

  • составление конспекта урока в соответствии с психолого-педагогическими, методическими, санитарно-гигиеническими требованиями к занятиям;

использование при подготовке к занятиям дополнительных источников информации.

  • анализ деятельности студента во время занятий;

  • педагогическая оценка выполнения практических заданий.


ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

  • осуществление подготовки учебного кабинета к занятию;

  • соблюдение психолого-педагогических, методических, гигиенических требований к занятию;

  • организация и проведение занятий в соответствии с планом, конспектом;

  • корректирование собственной деятельности (цели, содержания, методы и средства) и деятельности учащихся по ходу занятия;

  • установление педагогически целесообразных взаимоотношения с детьми с учетом возрастных, индивидуальных, личностных особенностей обучающихся;

учет индивидуальных, возрастных, личностных особенностей обучающихся при проведении занятия.

  • наблюдение за деятельностью студента;

  • педагогическая оценка результатов деятельности студента;

анализ продуктов планирования и оценки.

ПК 1.4. Оценивать

процесс и результаты

деятельности

занимающихся на занятии

и освоения

дополнительной

образовательной

программы.

  • осуществление отбора методов, инструментария и форм педагогического контроля для оценки результата в соответствии с требованиями образовательной программы;

  • наличие и владение критериями оценки процесса и результата обучения учащихся;

- оценивание процесса и результата обучения учащихся носит индивидуальный и дифференцированный характер.

  • анализ деятельности студента;

  • комплексная оценка выполнения практических заданий.

  • оценка решения педагогических задач.


ПК 1.5 Анализировать

занятия..

  • проведение анализа/самоанализа занятия в соответствии с психолого-педагогическими требованиям;

  • формулирование обоснованных выводов по результатам проведенного анализа/самоанализа;

-определение путей улучшения качества организации и проведения занятия по результатам анализа/самоанализа.

  • анализ деятельности студента;

  • комплексная оценка выполнения практических заданий.


ПК 2.1. Определять цели и

задачи, планировать

досуговые мероприятия, в

т.ч. конкурсы, олимпиады,

соревнования, выставки.

  • планирование досуговых мероприятий: конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок;

  • планирование целей и задач досуговых мероприятий;

- составление плана досуговых мероприятий в соответствии с психолого-педагогическими, методическими, санитарно-гигиеническими требованиями.

  • анализ деятельности студента;

- комплексная оценка выполнения практических заданий.

ПК 2.2. Организовывать и

проводить досуговые

мероприятия.

  • осуществление подготовки помещений к поведению досуговых мероприятий;

  • соблюдение психолого-педагогических, методических, гигиенических требований организации и проведению досуговых мероприятий;

  • организация и проведение досуговых мероприятий в соответствии с планом, конспектом;

  • корректирование собственной деятельности (цели, содержания, методы и средства) и деятельности учащихся по ходу мероприятия;

  • установление педагогически целесообразных взаимоотношений с детьми с учетом возрастных, индивидуальных, личностных особенностей обучающихся;

учет индивидуальных, возрастных, личностных особенностей обучающихся при проведении досуговых мероприятий.

  • наблюдение за деятельностью студента;

  • педагогическая оценка результатов деятельности студента;

анализ продуктов планирования и оценки.

ПК 2.4. Анализировать

процесс и результаты

досуговых мероприятий.

  • проведение анализа/самоанализа досуговых мероприятий в соответствии с психолого-педагогическими требованиями;

  • формулирование обоснованных выводов по результатам проведенного анализа/самоанализа;

определение путей улучшения качества организации и проведения досуговых мероприятий по результатам анализа/самоанализа.

  • анализ деятельности студента;

педагогическая оценка выполнения практических заданий.

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

  • Оптимальный выбор примерных программ.

  • Учет особенностей возраста занимающихся, группы и отдельных занимающихся при выборе программ и составлении учебно-тематических планов.

  • Разработка методического обеспечения для осуществления профессиональной деятельности.



- педагогическая оценка на практическом занятии.

- педагогическая оценка аналитических умений

- педагогическая оценка разработанных методических материалов и документации.

- педагогическая оценка практической деятельности по выбору и анализу методических материалов.

- Самооценка, педагогическая рефлексия

- Экзамен по дисциплине.


ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

  • Соблюдение требований к созданию предметно-развивающей среды в кабинете.

  • Соответствие образовательного пространства возрастным особенностям занимающихся.

  • Проектирование предметно-развивающей среды в кабинете

Педагогическая оценка на практическом занятии.

Педагогическая оценка соблюдения требований к созданию предметно-развивающей среды при реализации проектов.

Защита проектов по созданию предметно-развивающей среды.

Самооценка, педагогическая рефлексия

Экзамен по дисциплине


ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

  • Обоснованность выбора педагогической и методической литературы в области дополнительного образования.

  • Обоснованность выбора способа решения педагогических проблем методического характера.

  • Сравнение эффективности применяемых методов обучения, с целью выбора наиболее эффективных образовательных технологий с учетом вида учреждения ДОД и особенностей возраста занимающихся.

  • Эффективное использование инструментов самоанализа и анализа педагогической деятельности, оценивания образовательных технологий.

  • Логичность составленной программы профессионального совершенствования.

Педагогическая оценка на практическом занятии.

Педагогическая оценка оптимальности выбора методов обучения.

Педагогическая оценка и самооценка результатов психолого-педагогической диагностики уровня готовности к профессиональному развитию.

Педагогическая оценка презентации программ профессионального самосовершенствования и портфолио педагогических достижений

Самооценка, педагогическая рефлексия

Экзамен по дисциплине.






ВЫПИСКА


из учебного плана по дисциплине «Дополнительное образование детей: история и современность»


форма обучения – очная




Группа



Курс



Семестр


Макс. кол-во часов по уч. плану


Количество аудиторных часов - всего


В том числе



Самостоятельная

работа (внеаудит.)


Формы семестрово

го

контроля


Теорет.


Практ.


Лаборат.

24-до

2

4

84

56


56


-


-

28

экзамен




Преподаватель ___________ Е.В. Тюрина



26