СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рп оп.05 дополнительное образование детей: история и современность

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины профессионального цикла ОП.05 "Дополнительное обраование детей: история и совремменность" разработана на основе ФГОС СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного оразования (в области музыкальной деятельности).

Просмотр содержимого документа
«Рп оп.05 дополнительное образование детей: история и современность»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»












рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины

ОП.05


«Дополнительное образование детей: история и современность»



Специальность 44.0302.03

Педагогика дополнительного образования

(углубленная подготовка)


Срок обучения 2021 - 2025 гг


















2021


Одобрено Научно-методическим советом


Протокол № ___

от «_ _» ____ 2021 г.



Утверждено

На заседании педагогического совета

колледжа от « ___» _____ 2021 г.

протокол №____



Директор ГБПОУ КК КПК

_____________ Решетняк О.В.



Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Дополнительное

образование детей: история и современность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, углубленной подготовки (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 № 998, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.08.2014 № 33825).

Укрупненная группа

44.00.00 Образование и педагогические науки

44.02.03 Педагогика дополнительного образования


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Краснодарский педагогический колледж


Разработчик:

Литовченко Татьяна Николаевна, преподаватель ГБПОУ КК КПК, Почетный работник СПО России


Согласовано

ЦМК музыкального отделения ГБПОУ КК КПК

Протокол № от «___»____________2021 г.

Председатель ЦМК __________ Литовченко Т.Н.


Рецензенты:

Огилец Лилия Григорьевна, преподаватель ГБОУ СПО «Краснодарский музыкальный колледж имени Н.А. Римского-Корсакова», Почетный работник СПО России

Гассий Елена Валерьевна, методист музыкального отделения ГБПОУ КК КПК




СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13

  1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной

дисциплины ОП.05 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Дополнительное

образование детей: история и современность» является частью программы профессиональной подготовки специалиста среднего звена по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, углубленной подготовки. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.;

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 12,12/1,16,58);

- Федеральным Законом от 31.07.2020 No 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304);

- Приказом Минобрнауки России №885 от 05.08.2020 О практической подготовке обучающихся (Зарегистрировано в Минюсте России 11 сентября 2020 г. N 59778);

- Положением о практической подготовке обучающихся, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 № 885/390;

- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 No 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

- ППССЗ по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с включением Рабочей программы воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» утвержденной Приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД;

- Локальными актами ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж».


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОП.05 «Дополнительное

образование детей: история и современность» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО и направлена на формирование общих компетенций:

ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК.4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК.6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК.9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК.11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК.1.1 Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК.1.2 Организовывать и проводить занятия.

ПК.1.4 Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК.1.5 Анализировать занятия.

ПК.2.1 Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.

ПК 2.2 Организовывать и проводить досуговые мероприятия.

ПК.2.4 Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

ПК.3.1 Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК.3.2 Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК.3.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель:

- дать будущим педагогам дополнительного образования в области музыки знания по истории, направлениях, перспективах развития, организации дополнительного образования в России.

Задачи:

- раскрыть закономерности исторического развития дополнительного музыкального образования в России;

- раскрыть специфику организации и основы построения педагогического процесса в дополнительном музыкальном образовании;

- показать особенности работы педагога дополнительного образования детей в области музыкальной деятельности.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в истории, направлениях, перспективах развития,

организации дополнительного образования в России;

- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в системе дополнительного образования детей;

- анализировать и оценивать инновационные подходы к построению

дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения);

- находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу

дополнительного образования, для решения профессиональных задач и самообразования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- историю возникновения и развития системы дополнительного образования детей в России;

- сущность системы дополнительного образования детей как составляющей

системы образования, особенности его организации;

- основные цели и принципы деятельности организаций дополнительного

образования детей;

- уровни и виды организаций дополнительного образования;

- специфику организации и основы построения педагогического процесса

в дополнительном образовании;

- особенности работы педагога дополнительного образования детей;

- различные формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и специфику использования в дополнительном образовании детей;

- основы построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей.


В соответствии с Рабочей программой воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» утвержденной Приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД:


Код личностных результатов реализации программы воспитания

Тема учебного занятия

(или раздела)

Количество

часов на тему (или раздел)

ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

Тема 01.Дополнительное образование (ДО) детей


10

ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой

Тема 02.Функции, уровни, виды учреждений в современной системе ДО

38

ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам

Тема 01.Дополнительное образование (ДО) детей

Тема 02. Функции, уровни, виды учреждений в современной системе ДО

10


38


1.4. Использование часов вариативной части ОП: не предусмотрено


1.5 Содержание профильной практической подготовки


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Дополнительное

образование детей: история и современность» предусматривает участие обучающихся в выполнении видов работ или элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и проводятся в форме практической подготовки (выполнение практических работ).


1.6 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины (на 2023-2024 учебный год):

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72__часа, в том числе:

в форме практической подготовки _10 часов,

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __48__часов,

часов вариативной части учебных циклов (если предусмотрено) - _0 часов

самостоятельной работы обучающегося _24 часа.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Всего

В т. ч.

в форме практ.

подг.

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

10

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48


в том числе:



практические занятия

10

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24


Промежуточная аттестация (форма, семестр)

экзамен, 6 семестр



2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 «Дополнительное образование детей: история и современность»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения




Всего

В т.ч. в форме практической подготовки



Раздел 1

Дополнительное образование детей в условиях современной системы образования

48




Тема 01.

Дополнительное образование (ДО) детей

Содержание учебного материала

10








1


1

История возникновения и развития системы дополнительного образования детей в России


1




2

Сущность системы дополнительного образования детей как составляющей системы образования, особенности его организации


1




3

Основные цели и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей

1



4

Уровни и виды учреждений дополнительного образования

1



5

Специфика организации и основа построения педагогического процесса в дополнительном образовании. Использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности

2



6

Особенности работы педагога дополнительного образования детей (в коллективе, команде, взаимодействие с руководством, коллегами и социальными партнерами). Профессиональная деятельность и регулирующие ее правовые нормы.

2



7

Различные формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности, обновление и специфика использования в дополнительном образовании детей.

2



Самостоятельная работа:

5



3


  1. проработка конспектов по теме

2



  1. Работа с интернет - ресурсами

1



  1. Подготовить сообщение «Особенности работы педагога дополнительного образования детей»

2


Тема 02. Функции, уровни, виды учреждений в современной системе ДО

Содержание учебного материала

28



1

Цели, задачи ДО на современном этапе. Поиск, анализ и оценка информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности

2



2

Тип, вид, уровни учреждений дополнительного образования детей в области музыки в РФ

2









1

3

Дополнительное музыкальное образование в Краснодарском крае.

2


4

Основы построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей

2


5

Профессиональная деятельность педагога ДО в условиях обновления целей, содержания, смены технологий

2


6

Социально-педагогические условия эффективной организации творческой деятельности детей

2


7

Профстандарт педагога дополнительного образования

2


8

ФГОС СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

2


9

Объекты и виды профессиональной деятельности выпускников специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

2


10

Область профессиональной деятельности выпускника специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

2


11

Структура ППССЗ специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

2


12

Профессиональный цикл специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

2


13

Структура и содержание ПМ.01 Преподавание в области музыкального дополнительного образования детей

2


14

Структура и содержание ПМ.02 Организация досуговых мероприятий специальности ФГОС СПО 44.02.03

1


15

Структура и содержание ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса специальности ФГОС СПО 44.02.03

1




Практические занятия

10

6






2

1

Создать таблицу, систематизировав направления ДО, указав перспективы развития, организации дополнительного образования в России, историю дополнительного музыкального образования


1



2

Составление перечня нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в системе дополнительного образования детей (в области музыкальной деятельности)

1


3

Проанализировать и оценить инновационные подходы к построению дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения) на примере УДО Краснодарского края (по выбору), используя сайты УДО, Навигатор дополнительного образования (ПК.1.4)


1



4

Найти в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования, для решения профессиональных задач и самообразования

1



Практическая работа №1:


2

1

Проанализировать структуру рабочей программы дополнительного музыкального образования по выбору (ПК.1.5, 3.1)




Практическая работа №2:


2


2

Проанализировать цели и задачи, результаты досугового мероприятия по выбору ( (музыкальные конкурсы, концерты, олимпиады, выставки) - ПК.2.1, ПК 2.2 ,ПК.2.4




Практическая работа №3:


2


3

Подготовить доклад и ММП «Дополнительное музыкальное образование в Краснодарском крае» - ПК.3.3



Самостоятельная работа:

19






3


1. Выучить цели, задачи ДО на современном этапе

2


2. Проработать конспекты по теме

2


3. Подготовить сообщение «Дополнительное музыкальное образование в Краснодарском крае»

1


4. Выучить педагогические особенности музыкального развития детей разных возрастных групп

2


5. Выучить структуру ФГОС СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

2


6. Подготовить сообщение «ВПД выпускника специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования»

1


7. Выучить структуру профессионального цикла специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

2


8. Выучить структуру ПМ.01 Преподавание в области музыкального дополнительного образования детей

2


9. Подготовить сообщение «Дополнительное музыкальное образование в РФ»

2


10. Подготовить сообщение «Дополнительное музыкальное образование моего населенного пункта»

1


11. Подготовиться к экзамену по дисциплине

2


Всего по дисциплине


72



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению (в соответствии с ФГОС)

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; фортепиано; ФГОС по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, УМК по ОП.05 Дополнительное образование детей: история и современность; Учебный план специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности), ГБПОУ КК КПК, 2021г.

Технические средства обучения: компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением; выход в Интернет для проведения занятий.


3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1 Учебники:

1. Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для СПО /отв.ред. А.В. Золотарева. – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 353 с.


3.2.2 Дополнительная литература:

1. Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности: учебное пособие для СПО /под ред. Л.В. Байбородовой. – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 241 с.

4. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение :Учебник для СПО /Байбородова Л.В. – 2 – е изд., испр. И доп. – М.: Юрайт, 2018. – 363 с.

5. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей, М.: Планета музыки, 2020. – 88с.

6. Полякова, Н.И Детский голос: особенности развития, выбор репертуара, М.: Планета музыки, 2020. – 224 с.


3.2.3 Интернет-ресурсы и электронные издания

1.Нотный архив профессора Б. Тараканова: http://notes.tarakanov.net

2. Электронная библиотечная система «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976501959.html

3. Образовательный портал «Педагогическая библиотека»: http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Личностные результаты

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:



историю возникновения и развития системы дополнительного образования детей в России

ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой


Устный опрос, экспертная оценка на экзамене

сущность системы дополнительного образования детей как составляющей системы образования, особенности его организации

ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

Устный опрос, экспертная оценка на экзамене


основные цели и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей

ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам

Экспертная оценка на

экзамене

уровни и виды учреждений дополнительного образования

ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой

Экспертная оценка на экзамене

специфику организации и основы построения педагогического процесса в дополнительном образовании

ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

Устный опрос, экспертная оценка на экзамене

особенности работы педагога дополнительного образования детей

ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам

Устный опрос, экспертная оценка на экзамене

различные формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и специфику использования в дополнительном образовании детей

ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой

Устный опрос, экспертная оценка на экзамене


основы построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей

ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

Экспертная оценка на экзамене

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:



ориентироваться в истории, направлениях, перспективах развития, организации дополнительного образования в России

ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

Устный опрос, практическая работа №3, экспертная оценка на экзамене


использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в системе дополнительного образования детей

ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой

практическая работа №3, экспертная оценка на экзамене


анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения)

ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам

Практическая работа №1,2,3, экспертная оценка на экзамене


находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования, для решения профессиональных задач и самообразования

ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой

Устный опрос, Практическая работа №1,2, 3, экспертная оценка на экзамене




4