Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП.05
«Дополнительное образование детей: история и современность»
Специальность 44.0302.03
Педагогика дополнительного образования
(углубленная подготовка)
Срок обучения 2021 - 2025 гг
2021
Одобрено Научно-методическим советом Протокол № ___ от «_ _» ____ 2021 г. | Утверждено На заседании педагогического совета колледжа от « ___» _____ 2021 г. протокол №____ Директор ГБПОУ КК КПК _____________ Решетняк О.В. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Дополнительное
образование детей: история и современность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, углубленной подготовки (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2014 № 998, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.08.2014 № 33825).
Укрупненная группа
44.00.00 Образование и педагогические науки
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
Краснодарский педагогический колледж
Разработчик:
Литовченко Татьяна Николаевна, преподаватель ГБПОУ КК КПК, Почетный работник СПО России
Согласовано
ЦМК музыкального отделения ГБПОУ КК КПК
Протокол № от «___»____________2021 г.
Председатель ЦМК __________ Литовченко Т.Н.
Рецензенты:
Огилец Лилия Григорьевна, преподаватель ГБОУ СПО «Краснодарский музыкальный колледж имени Н.А. Римского-Корсакова», Почетный работник СПО России
Гассий Елена Валерьевна, методист музыкального отделения ГБПОУ КК КПК
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной
дисциплины ОП.05 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Дополнительное
образование детей: история и современность» является частью программы профессиональной подготовки специалиста среднего звена по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, углубленной подготовки. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 12,12/1,16,58);
- Федеральным Законом от 31.07.2020 No 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304);
- Приказом Минобрнауки России №885 от 05.08.2020 О практической подготовке обучающихся (Зарегистрировано в Минюсте России 11 сентября 2020 г. N 59778);
- Положением о практической подготовке обучающихся, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 № 885/390;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 No 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- ППССЗ по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с включением Рабочей программы воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» утвержденной Приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД;
- Локальными актами ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОП.05 «Дополнительное
образование детей: история и современность» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО и направлена на формирование общих компетенций:
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК.4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК.6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК.9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК.11 Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК.1.1 Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК.1.2 Организовывать и проводить занятия.
ПК.1.4 Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК.1.5 Анализировать занятия.
ПК.2.1 Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2 Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК.2.4 Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК.3.1 Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК.3.2 Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК.3.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
- дать будущим педагогам дополнительного образования в области музыки знания по истории, направлениях, перспективах развития, организации дополнительного образования в России.
Задачи:
- раскрыть закономерности исторического развития дополнительного музыкального образования в России;
- раскрыть специфику организации и основы построения педагогического процесса в дополнительном музыкальном образовании;
- показать особенности работы педагога дополнительного образования детей в области музыкальной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в истории, направлениях, перспективах развития,
организации дополнительного образования в России;
- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в системе дополнительного образования детей;
- анализировать и оценивать инновационные подходы к построению
дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения);
- находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу
дополнительного образования, для решения профессиональных задач и самообразования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- историю возникновения и развития системы дополнительного образования детей в России;
- сущность системы дополнительного образования детей как составляющей
системы образования, особенности его организации;
- основные цели и принципы деятельности организаций дополнительного
образования детей;
- уровни и виды организаций дополнительного образования;
- специфику организации и основы построения педагогического процесса
в дополнительном образовании;
- особенности работы педагога дополнительного образования детей;
- различные формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и специфику использования в дополнительном образовании детей;
- основы построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей.
В соответствии с Рабочей программой воспитания ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» утвержденной Приказом от 30 июня 2021 г. No366/1- ОД:
Код личностных результатов реализации программы воспитания | Тема учебного занятия (или раздела) | Количество часов на тему (или раздел) |
ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | Тема 01.Дополнительное образование (ДО) детей | 10 |
ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой | Тема 02.Функции, уровни, виды учреждений в современной системе ДО | 38 |
ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам | Тема 01.Дополнительное образование (ДО) детей Тема 02. Функции, уровни, виды учреждений в современной системе ДО | 10 38 |
1.4. Использование часов вариативной части ОП: не предусмотрено
1.5 Содержание профильной практической подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Дополнительное
образование детей: история и современность» предусматривает участие обучающихся в выполнении видов работ или элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и проводятся в форме практической подготовки (выполнение практических работ).
1.6 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины (на 2023-2024 учебный год):
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72__часа, в том числе:
в форме практической подготовки _10 часов,
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __48__часов,
часов вариативной части учебных циклов (если предусмотрено) - _0 часов
самостоятельной работы обучающегося _24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего | В т. ч. в форме практ. подг. |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 | 10 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 | |
в том числе: | | |
практические занятия | 10 | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 | |
Промежуточная аттестация (форма, семестр) |
экзамен, 6 семестр | | |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 «Дополнительное образование детей: история и современность»
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
| | | Всего | В т.ч. в форме практической подготовки | |
| Раздел 1 | Дополнительное образование детей в условиях современной системы образования | 48 | | |
| Тема 01. Дополнительное образование (ДО) детей | Содержание учебного материала | 10 | | 1 |
| 1 | История возникновения и развития системы дополнительного образования детей в России | 1 | |
| 2 | Сущность системы дополнительного образования детей как составляющей системы образования, особенности его организации | 1 | |
| 3 | Основные цели и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей | 1 | |
| 4 | Уровни и виды учреждений дополнительного образования | 1 | |
| 5 | Специфика организации и основа построения педагогического процесса в дополнительном образовании. Использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности | 2 | |
| 6 | Особенности работы педагога дополнительного образования детей (в коллективе, команде, взаимодействие с руководством, коллегами и социальными партнерами). Профессиональная деятельность и регулирующие ее правовые нормы. | 2 | |
| 7 | Различные формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности, обновление и специфика использования в дополнительном образовании детей. | 2 | |
| Самостоятельная работа: | 5 | | 3 |
| проработка конспектов по теме | 2 | |
| Работа с интернет - ресурсами | 1 | |
| Подготовить сообщение «Особенности работы педагога дополнительного образования детей» | 2 | |
Тема 02. Функции, уровни, виды учреждений в современной системе ДО | Содержание учебного материала | 28 | | |
1 | Цели, задачи ДО на современном этапе. Поиск, анализ и оценка информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности | 2 | | |
2 | Тип, вид, уровни учреждений дополнительного образования детей в области музыки в РФ | 2 | | 1 |
3 | Дополнительное музыкальное образование в Краснодарском крае. | 2 | |
4 | Основы построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей | 2 | |
5 | Профессиональная деятельность педагога ДО в условиях обновления целей, содержания, смены технологий | 2 | |
6 | Социально-педагогические условия эффективной организации творческой деятельности детей | 2 | |
7 | Профстандарт педагога дополнительного образования | 2 | |
8 | ФГОС СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования | 2 | |
9 | Объекты и виды профессиональной деятельности выпускников специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования | 2 | |
10 | Область профессиональной деятельности выпускника специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования | 2 | |
11 | Структура ППССЗ специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования | 2 | |
12 | Профессиональный цикл специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования | 2 | |
13 | Структура и содержание ПМ.01 Преподавание в области музыкального дополнительного образования детей | 2 | |
14 | Структура и содержание ПМ.02 Организация досуговых мероприятий специальности ФГОС СПО 44.02.03 | 1 | |
15 | Структура и содержание ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса специальности ФГОС СПО 44.02.03 | 1 | | |
| Практические занятия | 10 | 6 | 2 |
1 | Создать таблицу, систематизировав направления ДО, указав перспективы развития, организации дополнительного образования в России, историю дополнительного музыкального образования | 1 | |
2 | Составление перечня нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в системе дополнительного образования детей (в области музыкальной деятельности) | 1 | |
3 | Проанализировать и оценить инновационные подходы к построению дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения) на примере УДО Краснодарского края (по выбору), используя сайты УДО, Навигатор дополнительного образования (ПК.1.4) | 1 | |
4 | Найти в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования, для решения профессиональных задач и самообразования | 1 | |
| Практическая работа №1: | | 2 |
1 | Проанализировать структуру рабочей программы дополнительного музыкального образования по выбору (ПК.1.5, 3.1) | | |
| Практическая работа №2: | | 2 | |
2 | Проанализировать цели и задачи, результаты досугового мероприятия по выбору ( (музыкальные конкурсы, концерты, олимпиады, выставки) - ПК.2.1, ПК 2.2 ,ПК.2.4 | | |
| Практическая работа №3: | | 2 | |
3 | Подготовить доклад и ММП «Дополнительное музыкальное образование в Краснодарском крае» - ПК.3.3 | | |
Самостоятельная работа: | 19 | | 3 |
| 1. Выучить цели, задачи ДО на современном этапе | 2 | |
2. Проработать конспекты по теме | 2 | |
3. Подготовить сообщение «Дополнительное музыкальное образование в Краснодарском крае» | 1 | |
4. Выучить педагогические особенности музыкального развития детей разных возрастных групп | 2 | |
5. Выучить структуру ФГОС СПО 44.02.03 Педагогика дополнительного образования | 2 | |
6. Подготовить сообщение «ВПД выпускника специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования» | 1 | |
7. Выучить структуру профессионального цикла специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования | 2 | |
8. Выучить структуру ПМ.01 Преподавание в области музыкального дополнительного образования детей | 2 | |
9. Подготовить сообщение «Дополнительное музыкальное образование в РФ» | 2 | |
10. Подготовить сообщение «Дополнительное музыкальное образование моего населенного пункта» | 1 | |
11. Подготовиться к экзамену по дисциплине | 2 | |
Всего по дисциплине | 72 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению (в соответствии с ФГОС)
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; фортепиано; ФГОС по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, УМК по ОП.05 Дополнительное образование детей: история и современность; Учебный план специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности), ГБПОУ КК КПК, 2021г.
Технические средства обучения: компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением; выход в Интернет для проведения занятий.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1 Учебники:
1. Дополнительное образование детей: история и современность: учебное пособие для СПО /отв.ред. А.В. Золотарева. – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 353 с.
3.2.2 Дополнительная литература:
1. Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности: учебное пособие для СПО /под ред. Л.В. Байбородовой. – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 241 с.
4. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение :Учебник для СПО /Байбородова Л.В. – 2 – е изд., испр. И доп. – М.: Юрайт, 2018. – 363 с.
5. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей, М.: Планета музыки, 2020. – 88с.
6. Полякова, Н.И Детский голос: особенности развития, выбор репертуара, М.: Планета музыки, 2020. – 224 с.
3.2.3 Интернет-ресурсы и электронные издания
1.Нотный архив профессора Б. Тараканова: http://notes.tarakanov.net
2. Электронная библиотечная система «Консультант студента»: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976501959.html
3. Образовательный портал «Педагогическая библиотека»: http://pedlib.ru/katalogy/katalog.php
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Личностные результаты | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | | |
историю возникновения и развития системы дополнительного образования детей в России | ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой | Устный опрос, экспертная оценка на экзамене |
сущность системы дополнительного образования детей как составляющей системы образования, особенности его организации | ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | Устный опрос, экспертная оценка на экзамене |
основные цели и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей | ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам | Экспертная оценка на экзамене |
уровни и виды учреждений дополнительного образования | ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой | Экспертная оценка на экзамене |
специфику организации и основы построения педагогического процесса в дополнительном образовании | ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | Устный опрос, экспертная оценка на экзамене |
особенности работы педагога дополнительного образования детей | ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам | Устный опрос, экспертная оценка на экзамене |
различные формы, методы и средства обучения, их педагогические возможности и специфику использования в дополнительном образовании детей | ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой | Устный опрос, экспертная оценка на экзамене |
основы построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей | ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | Экспертная оценка на экзамене |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | | |
ориентироваться в истории, направлениях, перспективах развития, организации дополнительного образования в России | ЛР-5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | Устный опрос, практическая работа №3, экспертная оценка на экзамене |
использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в системе дополнительного образования детей | ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой | практическая работа №3, экспертная оценка на экзамене |
анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения) | ЛР-О5 (ЛР 17): Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам | Практическая работа №1,2,3, экспертная оценка на экзамене |
находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования, для решения профессиональных задач и самообразования | ЛР-О1 (ЛР 13): Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода жизни человека, проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой | Устный опрос, Практическая работа №1,2, 3, экспертная оценка на экзамене |
4