ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
2018г.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий»
Разработчики:
Соляник Стелла Равиловна, преподаватель физики первой квалификационной категории ГАПОУ СО «СТОТ»
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы электротехники» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессионального цикла.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы электротехники» обеспечивает формирование у
студентов следующих компетенций:
ОК1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам;
ОК2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ПК1 Проверять оснащенность, работоспособность, исправность оборудования и уметь настраивать оборудование поста для различных способов сварки.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ составные части; определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
- составлять план действия; определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах деятельности;
- реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника);
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
- планировать процесс поиска информации;
- структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оценивать практическую значимость результатов поиска;
- оформлять результаты поиска;
- организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности;
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;
- соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии;
- применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение;
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые),
- понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;
- кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы;
- измерять параметры электрических цепей электрооборудования автомобилей;
- выявлять по внешним признакам отклонения от нормального технического состояния приборов электрооборудования автомобилей и делать прогноз возможных неисправностей;
- производить расчет параметров электрических цепей;
- собирать электрические схемы и проверять их работу;
- читать и составлять простейшие схемы с использованием полупроводниковых приборов;
- определять тип микросхемы по маркировке.
- умение обрабатывать результаты измерений, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- рассчитывать сопротивление заземляющих устройств;
- производить расчеты для выбора электроаппаратов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
-алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
- методы работы в профессиональной и смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;
- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приемы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации;
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
- основы проектной деятельности;
- особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений;
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- пути обеспечения ресурсосбережения;
- современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности;
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности;
- основные положения электротехники;
- принципы работы типовых электрических устройств;
- устройство и конструктивные особенности элементов электрических и электронных систем автомобилей;
- технические параметры исправного состояния приборов электрооборудования автомобилей;
- неисправности приборов и систем электрооборудования, их признаки и причины;
- методы расчета простых электрических цепей;
- методы преобразования электрической энергии, сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях, порядок расчета их параметров;
- преобразование переменного тока в постоянный, усиление и генерирование электрических сигналов.
- меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами;
- место электротехники в современной научной картине мира; понимать, какую роль играет электротехника в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 60 |
Обязательная учебная нагрузка | 40 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 30 |
лабораторные занятия | 8 |
контрольная работа | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Объем часов |
1 | 2 | 3 | 3 |
| Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 10 | |
Введение | 1 | Краткая история и перспективы развития электротехники | 2 | 6 | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК9, ОК10, ПК1 |
Тема 1. Электрические цепи постоянного тока | 2 | Физика электрического тока. Понятия основных электрических величин. Законы электротехники. |
3-4 | Способы соединения приемников электрической энергии Способы соединения источников электрической энергии. |
5-6 | Алгоритм расчета простой неразветвленной электрической цепи. |
7-8 | Лабораторная работа № 1 Последовательное соединение проводников, измерение падения напряжения в отдельных проводниках | 3 | 4 | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК7, ОК9, ОК10, ПК1 |
9-10 | Лабораторная работа № 2 Параллельное соединение проводников и проверка первого закона Кирхгофа |
Самостоятельная работа обучающихся Составление схемы соединения резисторов ,определение сопротивлений. Выполнение индивидуальных заданий по лекционному курсу Написание реферата на тему: «Электрические цепи постоянного тока» | 1 | ОК1, ОК2, ОК9, ОК10, ПК1 |
Тема 2. Электрические цепи переменного тока | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 4 | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК9, ОК10, ПК1 |
12 | Понятие электрических цепей переменного тока. Емкость. Индуктивность. | 2 | 2 |
13-14 | Электрические цепи переменного тока с последовательным включением конденсатора и катушки индуктивности. Резонанс токов. |
15-16 | Электрические цепи переменного тока с параллельным включением конденсатора и катушки индуктивности. Резонанс напряжений. |
17-18 | Контрольная работа № 1 по теме: Электрические цепи постоянного и переменного тока | 3 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление схем и режимов работы цепи с активно-индуктивным сопротивлением и ёмкостью, Написание реферата по теме: «Электрические цепи переменного тока» | 1 | ОК1, ОК2, ОК9, ОК10, ПК1 |
Тема 4. Магнитные цепи | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 4 | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК9, ОК10, ПК1 |
19 | Магнитные цепи на постоянном токе. Закон полного тока. | 2 | 2 |
20 | Электромагнитные устройства. Аналогия магнитных и электрических цепей. |
21-22 | Лабораторная работа №3 Изучение магнитных полей проводника и катушки с током | 3 | 2 | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК7, ОК9, ОК10, ПК1 |
Самостоятельная работа обучающихся Написание реферата на тему : «Магнитные цепи». | 1 | ОК1, ОК2, ОК9, ОК10, ПК1 |
Тема 5.Электрические измерения | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 4 | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК9, ОК10, ПК1 |
23 24 | Общие сведения об электроизмерительных приборах. | 2 | 2 |
25-26 | Лабораторная работа №4 Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и методами электрических измерений | 3 | 2 | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК7, ОК9, ОК10, ПК1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление классификации электроизмерительных приборов разных систем Выполнение индивидуальных заданий | 1 | ОК1, ОК2, ОК9, ОК10, ПК1 |
Тема 6. Основы промышленной электроники | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 5 | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК9, ОК10, ПК1 |
27 | Линейные и нелинейные элементы промышленной электроники | 2 | 5 |
28-29 | Однопереходные полупроводниковые приборы: диоды, полевые транзисторы. |
30-31 | Много переходные полупроводниковые приборы: Биполярные транзисторы, тиристоры | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК7, ОК9, ОК10, ПК1 |
| Самостоятельная работа обучающихся Написание реферата на тему «Полупроводниковые приборы и устройства» Составление схем электронных приборов и устройств Выполнение индивидуальных заданий | 1 | ОК1, ОК2, ОК9, ОК10, ПК1 |
Тема 7. Электрические машины | Содержание учебного материала | Уровень освоения материала | 7 | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК9, ОК10, ПК1 |
32 | Общие сведения об электрических машинах и машинах постоянного тока. | 2 | 7 |
33-34 | Назначение и конструкция трансформатора. |
35-36 | Двигатель постоянного тока. |
37-38 | Изучение двигателя постоянного тока на модели. | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК7, ОК9, ОК10, ПК1 |
39-40 | Дифференцированный зачет. | 3 | 2 | ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ОК7, ОК9, ОК10, ПК1 |
Самостоятельная работа обучающихся Написание реферата на темы: «Работа генератора постоянного тока». «Электрические машины». Составление схемы работы двигателя постоянного тока Выполнение индивидуальных заданий | 2 | ОК1, ОК2, ОК9, ОК10, ПК1 |
Всего: | | 60 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы осуществляется на базе кабинета Электротехники
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места студентов;
рабочее место преподавателя;
рабочая меловая доска;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
ПК,
видеопроектор,
проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники (печатные издания):
1.Прошин В.М. «Электротехника», М, «Академия»,2012.
2. «Электротехника и электроника» Учебник под редакцией Ю.М. Инькова. М, . «Академия»,2014 г.
Дополнительные источники:
1. Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум,2007.
2. Прошин В.М. «Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.
3. Прошин В.М. «Лабораторно – практические работы по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.
Интернет ресурсы:
1.Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа http://mexmat.ru
2. Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа http://mak-arbat.ru
3. . Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа http://toroid.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Умения: | | |
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; | 90 ÷ 100 % правильных ответов – 5 (отлично)
80 ÷ 89 % правильных ответов – 4 (хорошо)
70 ÷ 79% правильных ответов – 3(удовлетворительно)
менее 70% правильных ответов – 2 (неудовлетворительно) | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, зачет. |
- анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ составные части; определять этапы решения задачи; | оценка при выполнении лабораторных работ. |
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, проверка конспектов лекций, самостоятельных работ, фронтальный опрос, рефераты, научно – практические проекты. |
- составлять план действия; определять необходимые ресурсы; | оценка при выполнении лабораторных работ, научно – практические проекты. |
- владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах деятельности | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, проверка конспектов лекций, самостоятельных работ |
- реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника); | проверка и оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа, научно – практические проекты. |
- определять задачи для поиска информации; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ контрольная работа; проверка конспектов лекций, самостоятельных работ, научно – практические проекты. |
- определять необходимые источники информации; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, научно – практические проекты. |
- планировать процесс поиска информации; | оценка при выполнении лабораторных работ, научно – практические проекты. |
- структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, проверка конспектов лекций, самостоятельных работ, фронтальный опрос, научно – практические проекты. |
- оценивать практическую значимость результатов поиска; | оценка при выполнении лабораторных работ, научно – практические проекты. |
- оформлять результаты поиска; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, научно – практические проекты. |
- организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности; | проверка и оценка при выполнении лабораторных работ, научно – практические проекты. |
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа; проверка конспектов лекций, самостоятельных работ |
- соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, научно – практические проекты. |
- применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; | оценка при выполнении лабораторных работ, научно – практические проекты, зачет. |
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), | фронтальный опрос |
- понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; | фронтальный опрос, беседа. |
- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; | фронтальный опрос, беседа. |
- кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); | фронтальный опрос, беседа. |
- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа; |
- измерять параметры электрических цепей электрооборудования автомобилей; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, |
- выявлять по внешним признакам отклонения от нормального технического состояния приборов электрооборудования автомобилей и делать прогноз возможных неисправностей; | оценка при выполнении лабораторных работ. |
- производить расчет параметров электрических цепей; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, проверка конспектов лекций, самостоятельных работ, |
- собирать электрические схемы и проверять их работу; | оценка при выполнении лабораторных работ. |
- читать и составлять простейшие схемы с использованием полупроводниковых приборов; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, фронтальный опрос. |
- определять тип микросхемы по маркировке. | проверка и оценка при выполнении лабораторных работ, контрольная работа |
- умение обрабатывать результаты измерений, объяснять полученные результаты и делать выводы; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа. |
- рассчитывать сопротивление заземляющих устройств; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, |
- производить расчеты для выбора электроаппаратов. | оценка при выполнении лабораторных работ. |
Знания: | | |
- контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; | 90 ÷ 100 % правильных ответов – 5 (отлично)
80 ÷ 89 % правильных ответов – 4 (хорошо)
70 ÷ 79% правильных ответов – 3(удовлетворительно)
менее 70% правильных ответов – 2 (неудовлетворительно) | индивидуальный опрос, зачет. |
-алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа, оценка экспериментальных заданий |
- методы работы в профессиональной и смежных сферах; | индивидуальный опрос оценка при выполнении лабораторных и практических работ, оценка рефератов и докладов |
- структура плана для решения задач; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа. |
- порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, проверка конспектов лекций. |
- номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; | оценка при выполнении лабораторных и практических работ, научно – практические проекты. |
- приемы структурирования информации; | индивидуальный опрос оценка при выполнении лабораторных работ, проверка конспектов лекций, оценка рефератов и докладов. |
- формат оформления результатов поиска информации; | научно – практические проекты, оценка экспериментальных заданий |
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; | оценка при выполнении лабораторных работ, оценка рефератов и докладов. |
- основы проектной деятельности; особенности социального и культурного контекста; | научно – практические проекты |
- правила оформления документов и построения устных сообщений; | индивидуальный опрос оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа, проверка конспектов лекций, научно – практические проекты |
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; | индивидуальный опрос оценка при выполнении лабораторных и практических работ, проверка конспектов лекций. |
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; | индивидуальный опрос оценка при выполнении лабораторных и практических работ, проверка конспектов лекций. |
- пути обеспечения ресурсосбережения; | индивидуальный опрос оценка при выполнении лабораторных работ, проверка конспектов лекций, оценка рефератов и докладов. |
- современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программного обеспечения в профессиональной деятельности; | индивидуальный опрос, оценка экспериментальных заданий; контрольная работа, научно – практические проекты. |
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности; | индивидуальный опрос, научно – практические проекты. |
- основные положения электротехники; | индивидуальный опрос оценка при выполнении лабораторных и практических работ, проверка конспектов лекций, зачет. |
- принципы работы типовых электрических устройств; | индивидуальный опрос, оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа, проверка конспектов лекций, самостоятельных работ, зачет |
- устройство и конструктивные особенности элементов электрических и электронных систем автомобилей; | индивидуальный опрос, оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа, проверка конспектов лекций, самостоятельных работ, зачет |
- технические параметры исправного состояния приборов электрооборудования автомобилей; | индивидуальный опрос, оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа, проверка конспектов лекций, самостоятельных работ, зачет |
- неисправности приборов и систем электрооборудования, их признаки и причины | индивидуальный опрос, оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа, проверка конспектов лекций, самостоятельных работ, зачет |
- методы расчета простых электрических цепей; | индивидуальный опрос, оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа, проверка конспектов лекций, самостоятельных работ, зачет |
- методы преобразования электрической энергии, сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях, порядок расчета их параметров; | индивидуальный опрос, оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа, проверка конспектов лекций, самостоятельных работ, зачет |
- преобразование переменного тока в постоянный, усиление и генерирование электрических сигналов. | индивидуальный опрос, оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа, проверка конспектов лекций, самостоятельных работ, зачет |
- меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами; | индивидуальный опрос, оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа, проверка конспектов лекций, самостоятельных работ, зачет |
- место электротехники в современной научной картине мира; понимать, какую роль играет электротехника в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; | индивидуальный опрос, научно – практические проекты, доклады, зачет |
3