ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасная жизнедеятельность
2017 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 151901 Технология машиностроения.
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Симский механический техникум»
Разработчик:
О.А.Корочкина - преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- условия реализации примерной программы учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151901 Технология машиностроения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
1.Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
2.Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
3. Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
4.Применять первичные средства пожаротушения;
5.Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
6.Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
7.Владеть способами бесконфликтного общения саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
8.Оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1.Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму, как серьезной угрозе национальной безопасности России;
2.Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
3.Основы военной службы и обороны государства
4.Задачи и основные мероприятия гражданской обороны,
5.Способы защиты населения от оружия массового поражения;
6.Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах,
7.Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном порядке;
8.Основные виды вооружения, военной техники и специального вооружения (оснащения) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
9.Область применения получаемых знаний при исполнении обязанностей военной службы;
10.Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 49 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 49 |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Человек и среда обитания | Содержание учебного материала | 22 | 2 |
1 | Факторы, определяющие условия обитания человека |
2 | Особенности комфортных условий жизнедеятельности | 2 |
3 | Негативные факторы в системе «человек — среда обитания» | 2 |
4 | Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания | 2 |
Лабораторные работы | 8 | |
Определение параметров воздуха рабочей зоны |
Определение шумовых характеристик машин |
Определение эффективности методов и средств защиты от шума на производстве и селитебных зонах |
Порядок использования приборов дозиметрического и химического контроля, определение эффективности методов и средств защиты от ионизирующих излучений |
Практические занятия | 4 |
Контроль микроклимата производственного помещения |
Расчет доз облучения при проведении работ в чрезвычайных ситуациях, определение допустимого времени пребывания в. зараженной местности |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по практическим занятиям | 11 |
Тема 2. Безопасность и экологичность технических систем | Содержание учебного материала | 14 |
1 | Идентификация травмирующих и вредных факторов | 2 |
2 | Методы и средства повышения безопасности технологических процессов | 3 |
3 | Экобиозащитная техника | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 2 |
Проведение экологической оценки технологического процесса |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Расчет параметров и окончательное оформление отчетов | 7 |
Подготовка рефератов по темам: Технологические процессы и их безопасность. Экологичность технологических процессов |
Тема 3 Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях | Содержание учебного материала | 14 | |
1 | Единая государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Её организация и основные задачи | 2 |
2 | Чрезвычайные ситуации мирного времени мирного времени природного и техногенного характера. Их последствия | 2 |
3 | Чрезвычайные ситуации военного времени | 2 |
4 | Организация защиты и жизнеобеспечения жителей в чрезвычайных ситуациях | 2 |
5 | Устойчивость функционирования производства в условиях чрезвычайной ситуации | 3 |
6 | Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | 2 |
7 | Организация оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 |
Разработка и реализация плана ликвидации последствий аварии на промышленном объекте |
Планирование, организация и проведение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Расчет параметров и окончательное оформление отчетов Подготовка рефератов по данной теме | 7 |
Тема 4 Управление безопасностью жизнедеятельности | Содержание учебного материала | 10 |
1 | Правовые, нормативные основы обеспечения БЖД | 2 |
2 | Экологические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД | 3 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 2 |
Классификация, расследование, оформление и учет несчастных случаев |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов | 5 |
Тема5 Безопасность и экономичность в специальных условиях | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1 | Особенности обеспечения безопасности отрасли |
2 | Безопасность процессов с повышенной экологической опасностью | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: Безопасность технологических процессов (по видам ) Меры обеспечения безопасности специальных технологических операций Здоровьесберегающие технологии при выполнении производственных процессов | 4 |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | - |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - |
Всего: | 102 |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация примерной программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Безопасности жизнедеятельности и охраны труда, мастерских не предусмотрено, лабораторий не предусмотрено
Оборудование учебного кабинета: автоматизированное рабочее место преподавателя, рабочая доска, комплект учебников, комплект методических указаний, комплект средств защиты
Технические средства обучения: мультимедийная установка, экран.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Арустамов Э.А, Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. учреждений СПО. – 11 –е изд., испр. – М.:»Академия», 2012. –
176 с.
2. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-400 с.
3. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник. - М.: «Академия», 2012. – 288с.
Дополнительные источники:
1. Медведев В.Т. Охрана труда промышленная экология: учебник для студ. учреждений СПО. – 5-е изд., стер. – М.: «Академия», 2013. – 416 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
обучающийся должен уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - владеть способами бесконфликтного общения саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; -оказывать первую помощь пострадавшим. | Текущий контроль: - проверка и оценка решений индивидуальных задач, - тестирование по темам дисциплины. Промежуточный контроль: - оценка выполнения практических работ, - проверка и оценка выполнения индивидуальных творческих заданий, - оценка контрольной работы Итоговый контроль: - дифференцированный зачет |
Обучающийся должен знать: -принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму, как серьезной угрозе национальной безопасности России; -основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; -основы военной службы и обороны государства -задачи и основные мероприятия гражданской обороны, -способы защиты населения от оружия массового поражения; -меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах, - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном порядке; -основные виды вооружения, военной техники и специального вооружения (оснащения) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; -область применения получаемых знаний при исполнении обязанностей военной службы; -порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
Разработчики:
ГОУ СПО (ССУЗ) «КРМТ» преподаватель спец.дисциплин Корочкина О.А.
Эксперты:
_________________ _________________ _____________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_________________ ___________________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия
2