СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Азбука финансовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Азбука финансовой грамотности"»




  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебного плана внеурочной деятельности, на основе Примерных программ внеурочной деятельности.

Цель изучения учебного курса «Азбука финансовой грамотности» - развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.











2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов

3. Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс - 33часа

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.

Тема 1. Введение в экономику (1 час)

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?

Форма: групповая, беседа

Вид деятельности: познавательная.

Тема 2. Потребности (2 часа)

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;

Форма: групповая, беседа, игра

Вид деятельности: познавательная, игровая.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов):

Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

Форма: групповая, игра, беседа, практикум

Вид деятельности: познавательная, игровая
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа):

Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум

Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.

Тема 5. Товары и услуги (6 часов):

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.

Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум

Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная.
Тема 6. Деньги (8 часов)

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра

Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 7. Маркетинг (4 часа)

Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Форма: групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра

Вид деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (1 час): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.

Форма: групповая, практикум

Вид деятельности: познавательная, игровая.

2 класс -34 часа

Что такое деньги и откуда они взялись 4ч.

Что такое деньги и откуда они взялись.

Игра «Обмен товарами».

Решение задач с денежными расчетами

Что такое деньги и откуда они взялись. Тест.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные ме­таллы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

• Объяснять причины и приводить примеры обмена.

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

• Описывать свойства товарных денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Приводить примеры первых монет.

Рассмотрим деньги поближе 5 ч.

Коллекция нумизмата.

Постер «Виды товарных денег»

Игра - путешествие «Сказочная страна финансов»

Защита от подделок.

Рассмотрим деньги поближе. Тест.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Какие деньги были раньше в России 3 ч.

Какие деньги были раньше в России.

Деньга, копейка, рубль.

Первые бумажные деньги.

Пословицы и поговорки про деньги.

Дизайн купюры сказочной страны.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копей­ка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Современные деньги России и других стран 6ч.

Современные деньги России и других стран. Современные монеты и купюры России.

Банки. Безналичные и электронные деньги.

Пластиковые карты.

Постер «Оборот денег»

Доллар и евро.

Современные деньги России и других стран. Тест.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.

Откуда в семье деньги 5ч.

Откуда в семье деньги. Клады, лотерея, наследство.

Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль»

Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье»

Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер «Доходы бывают разные»

Откуда в семье деньги. Тест.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработ­ная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пен­сия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

На что тратятся деньги 3ч.

На что тратятся деньги. Необходимые расходы.

Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин»

Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

• Сравнивать покупки по степени необходимости.

• Различать планируемые и непредвиденные расходы.

• Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Как умно управлять своими деньгами 4ч.

Как умно управлять своими деньгами.

Расходы и доходы. Считаем деньги.

Что такое экономия? Кого называют банкротом?

Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами.

Игра «Распредели семейный бюджет»

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

Как делать сбережения 3ч.

Куда и как откладывать деньги?

Как делать сбережения.

«Путешествие в страну Капиталия»

Как делать сбережения. Игра «Я – предприниматель»

Итоговый урок. Тестирование по курсу.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

• Сравнивать разные виды сбережений.

Программа реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра,

  • образно-ролевые игры,

  • исследовательская деятельность,

  • урок-практикум,

  • дискуссия, обсуждение.

3 класс – 34 часа.

Что такое деньги и какими они бывают (4 часа).

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Рассмотрим деньги поближе (2 часа).

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орел». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.

Какие деньги были раньше в России (4 часа).

«Меховые деньги». Куны. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Защита от подделок (2 часа).

Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Современные деньги России и других стран (3 часа).

Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Современные деньги России и других стран (2 часа).

Доллар. Евро.

Откуда в семье деньги (4 часа).

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

На что тратятся деньги (4 часа).

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счет. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Как умно управлять своими деньгами (4 часа).

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Как делать сбережения (4 часа)

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Что полезно знать о деньгах (1 час).

4 класс – 34 часа.

Как появились деньги (4 часа)

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты) купюры. номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

История монет (4 часа)

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орел». «Решка».

Бумажные деньги (4 часа)

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Безналичные деньги (3 часа)

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заемщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчеты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчетные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Валюты (3 часа)

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Откуда в семье берутся деньги (5 часов)

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

На что семьи тратят деньги (5 часов)

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жилье. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Как правильно планировать семейный бюджет (4 часа)

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Что полезно знать о деньгах (2 часа).

Тема 1. Что такое деньги, и откуда они взялись?

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

-Объяснять причины и приводить примеры обмена.

-Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

-Описывать свойства товарных денег.

-Приводить примеры товарных денег.

-Приводить примеры первых денег.

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

-Объяснять, почему появились монеты.

-Описывать купюры и монеты.

-Сравнивать металлические и бумажные деньги.

-Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

-Описывать старинные российские деньги.

-Объяснять происхождение названий денег.

Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

-Описывать современные российские деньги.

-Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

- Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

-Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5. Откуда в семье деньги?

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

-Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

-Объяснять причины различий в заработной плате.

- Объяснять, кому и почему платят пособия.

-Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

-Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

- Сравнивать покупки по степени необходимости.

-Различать планируемые и непредвиденные расходы.

- Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 7. Как с умом управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

- Объяснять, как управлять деньгами.

- Сравнивать доходы и расходы.

- Объяснять, как можно экономить.

- Составлять бюджет на простом примере.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

-Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

-Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

-Сравнивать разные виды сбережений.











Тематическое планирование 1 класс


п/п

Наименование разделов и тем программы

всего

контрольные работы

практические работы

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

1

Введение в экономику (1час)

Введение. Что изучает наука «экономика».

1

0



определять и

формулировать цель деятельности

с помощью педагога;

проговаривать

последовательность действий;


Игра

Тест

2

Потребности (2 часа)

Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность».

1

0



учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;


3

Какие бывают потребности?

1

0



учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


4

Источники удовлетворения потребностей (7 часов)

Личные потребности. Что нам необходимо в жизни?

1

0



ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;


5

Материальные, социальные, духовные потребности.

1

0



овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать

последовательность действий;


6

Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны.

1

0



учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);



7

Источники удовлетворения потребностей.

1

0





учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками

давать эмоциональную оценку деятельности товарища;


8

Удовлетворение потребностей.


1

0



овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать

последовательность действий;

Игра

9

Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить?

1

0



учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Тест

10

Домашнее хозяйство (4 часа)

Домохозяйство и домашний труд.

1

0



ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;


11

Домашние обязанности в семье.

1

0



овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать

последовательность действий;


12

Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи.

1

0



учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками

давать эмоциональную оценку деятельности товарища;

Составление памятки

13

Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства.

1

0



учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);


14

Товары и услуги (6 часов)

Как товар попадает в магазин?

1

0

1


ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;



15

Где можно приобрести товары?

1

0

1


учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками

давать эмоциональную оценку деятельности товарища;


16

Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка.

1

0

1


учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);


17

Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли».

1

0



овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать

последовательность действий;


18

Зачем нужны деньги?

1

0

1


учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);


19

Как и где хранятся деньги?

1

0

1


учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками

давать эмоциональную оценку деятельности товарища;

Составление постера

20

Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны.

1

0

1


овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать

последовательность действий;


21

Деньги (8 часов)

Деньги России.

1

0

1


ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;


Тест

22

Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги.

1

0

1


овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать

последовательность действий;


23

Деньги и товары.

1

0

1


учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками

давать эмоциональную оценку деятельности товарища;


24

Что такое доходы и расходы?

1

0



учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);



25

Доходы и расходы моей семьи.

1

0

1


учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками

давать эмоциональную оценку деятельности товарища;

Мини-исследование

26

Роль денег в жизни человека.

1

0



овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать

последовательность действий;


27

Маркетинг (4 часа)

Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»).

1

0



учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками

давать эмоциональную оценку деятельности товарища;

Тест

28

Рынок.

1

0

1


Игра «Магазин», овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать

последовательность действий;


29

Обмен. Торговля.

1

0

1


Игра «Магазин», овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать

последовательность действий;

Игра «Магазин»

30

Продавец и покупатель.

1

0

1


овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

проговаривать

последовательность действий;


31

Конкуренция.

1

0



учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками

давать эмоциональную оценку деятельности товарища;


32

Задачи от Гнома - Эконома (2 часа)

Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес».

1

0



ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;


33

Подводим итоги первого экономического года.

1

0

1


учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);



Итого:

34

0

14



9


Тематическое планирование 2 класс


п/п

Наименование разделов и тем программы

всего

контрольные работы

практические работы

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

1

Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)

Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении экономики.

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

Игра

Тест

2

Экономика в жизни человека.

1

0



-учиться выражать свои мысли;

-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.


3

Потребности (1 час)

Труд и удовлетворение потребностей.

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

-учиться работать по предложенному педагогом плану;


4

Торговля (12 часов)

Когда и где возникла торговля?

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

-учиться работать по предложенному педагогом плану;

-учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;


5

Зачем современному обществу нужна торговля?

1

0



-учиться выражать свои мысли;

-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.


6

Общество и торговля.

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

Составление постера

7

Как и где производятся товары?

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

Игра

8

От производителя до покупателя.


1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

-учиться работать по предложенному педагогом плану;

-учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Тест

9

Что такое цена товара?

1

0



-учиться выражать свои мысли;

-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.


10

Почему цены на товары разные?

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

-учиться работать по предложенному педагогом плану;

-учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Составление «банка» пословиц

11

От чего зависит цена товара?

1

0



-учиться выражать свои мысли;

-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.


12

Товары ежедневного потребления. Какие они?

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;


13

Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно.

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

-учиться работать по предложенному педагогом плану;

-учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;


14

Качество товара и его себестоимость.

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;


15

Рынок. Проблема выбора качественного товара.           

1

0



• учиться выражать свои мысли;

• учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

• овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Составление постера

16

Графики (3 часа)

Отношения покупателя и продавца. Этикет.

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;


17

Что такое график?

1

0



• определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать

последовательность действий;

• учиться высказывать свое предположение;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Тест

18

Виды графиков.

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;


19

Деньги (5 часов)

Графики доходов и расходов.

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

Мини-исследование

20

История денег. Деньги бумажные и металлические.

1

0



• определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать

последовательность действий;

• учиться высказывать свое предположение;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Составление постера

21

Деньги России и мира.

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;

Тест

22

Почему каждый народ имеет свои деньги?

1

0



• определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать

последовательность действий;

• учиться высказывать свое предположение;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Игра «Магазин»

23

Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки.

1

0



-определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать

последовательность действий;

-учиться высказывать свое предположение;

учиться работать по предложенному педагогом плану;


24

Занимательная экономика (5 часов)

Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.

1

0



• определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать

последовательность действий;

• учиться высказывать свое предположение;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;


25

Решаем ребусы и кроссворды по экономике.

1

0



• определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать

последовательность действий;

• учиться высказывать свое предположение;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;


26

Экономика и русский язык.

1

0



• определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать

последовательность действий;

• учиться высказывать свое предположение;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;


27

Экономика в окружающем нас мире.

1

0




Игра о распоряжении деньгами

28

«Мой первый экономический проект».

1

0



• определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать

последовательность действий;

• учиться высказывать свое предположение;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Создание проекта

29

Экономические задачи (3 часа)

Экономические задачи.

1

0



• определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать

последовательность действий;

• учиться высказывать свое предположение;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;


30

Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара».

1

0



• определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать

последовательность действий;

• учиться высказывать свое предположение;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Игра «Я – предприниматель»

31

Экономические задачи.

1

0



• определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать

последовательность действий;

• учиться высказывать свое предположение;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;


32

Аренда (1 час)

Аренда. Что такое аренда? История аренды.

1

0



• определять и

формулировать цель деятельности с помощью педагога;

• проговаривать

последовательность действий;

• учиться высказывать свое предположение;

• учиться работать по предложенному педагогом плану;

• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;


33

Банки. Вклады (2 часа)

Банки. Крупные банки нашей страны.

1

0



-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

ориентироваться в своей системе знаний:

-отличать новое от уже известного с помощью педагога;

учиться добывать новые знания:

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

-учиться выражать свои мысли;

учиться объяснять свое несогласие пытаться договориться;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.


34

Зачем люди вкладывают деньги в банк.

1

0






Итого:

34

0




14


Тематическое планирование 3 класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

всего

контрольные работы

практические работы

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

1

Что такое деньги и какими они бывают (17ч)

Что такое деньги и откуда они взялись. Обмен товарами.

1

0

1


• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Выставка рисунков

2

Что такое деньги и откуда они взялись. Появление первых денег

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


3

Что такое деньги и откуда они взялись. Появление монет

1

0

1


• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.

Создание презентации

4

Что такое деньги и откуда они взялись. Первые монеты разных государств

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


5

Рассмотрим деньги поближе. Устройство монеты.


1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


6

Рассмотрим деньги поближе. Изобретение бумажных денег


1

0

1


• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.

Проект (газета)

7

Рассмотрим деньги поближе. Современные монеты.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


8

Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги.


1

0

1


• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Деловая игра

9

Какие деньги были раньше в России. Происхождение слов «рубль», «копейка»

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.


10

Какие деньги были раньше в России. . Первые русские монеты.

1

0

1


• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Рисунок

11

Защита монет от подделок

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


12

Способы защиты от подделок бумажных денег.

1

0

1


• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.

Рисунок

13

Современные деньги России

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


14

Современные деньги мира

1

0

1


• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Проект «Деньги мира»

15

Появление безналичных денег.

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.


16

Наличные, безналичные и электронные деньги.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


17

Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


18

Из чего складываются доходы в семье (4ч ) Откуда в семье деньги. Заработная плата. Услуги.

1

0

1


• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.

Игра-путешествие «В страну экономику»

19

Откуда в семье деньги. Наследство, лотерея, клад.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


20

Откуда в семье деньги. Пенсия, пособия, стипендия.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


21

Откуда в семье деньги. Проценты по вкладам. Кредиты.

1

0

1


• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.

Составление бюджета семьи

22

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.( 4ч)

На что тратятся деньги. Расходы обязательные и необязательные.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


23

На что тратятся деньги. Непредвиденные расходы.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


24

На что тратятся деньги. Сбережения. Долги.

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.


25

На что тратятся деньги. Вредные привычки. Хобби.

1

0

1


• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Деловая игра «Учимся жить по средствам»

26

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал( 9ч ) Как умно управлять своими деньгами. Бюджет-план доходов и расходов.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


27

Как умно управлять своими деньгами. Составление бюджета.

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.


28

Как умно управлять своими деньгами. Как можно экономить.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


29

Как умно управлять своими деньгами. Дополнительный заработок.

1

0


1

• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.

Составление кроссворда

30

Как делать сбережения. Формы сбережений.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


31

Как делать сбережения. Виды сбережений.

1

0


1

• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Составление презентации

32

Как делать сбережения. Доходы от различных вложений денег.

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.

Игра-путешествие в страну «Экономика»

33

Как делать сбережения Экскурсия в банк.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


34

Что полезно знать о деньгах

1

0

1


• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Практическая работа «Деньги нашего класса»


Итого:

34

0

13



13


Тематическое планирование 4 класс

п/п

Наименование разделов и тем программы

всего

контрольные работы

практические работы

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

1

Что такое деньги и какими они бывают /4 ч/

Товарный обмен

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


2

Появление первых денег

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


3

Свойства драгоценных металлов

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.


4

Появление монет. Первые монеты разных государств.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Составление постера «Первые деньги»

5

Рассмотрим деньги поближе/2 ч/

Монеты.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


6

Бумажные деньги

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.

Викторина «Типы денег»

7

Какие деньги были раньше в России /4 ч/

Древнерусские товарные деньги. «Меховые деньги». Куны

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


8

Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».


1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


9

Первые русские монеты. Гривна. Грош. Алтын. Рубль.

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.


10

Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Защита проектов «Какие были деньги в России»

11

Защита от подделок /2 ч/

Защита монет от подделок.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


12

Защита бумажных денег от подделок

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.


13

Современные деньги России и других стран /5 ч/

Современные деньги России

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


14

Современные деньги мира. Доллары. Евро.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Проекты

15

Безналичные деньги.

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.


16

Наличные, безналичные и электронные деньги.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


17

Банкомат. Пластиковая карта.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


18

Откуда в семье деньги? /4 ч/

Наследство, лотерея, клад.

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.


19

Заработная плата.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


20

Помощь государства. Пенсия, стипендия, пособие

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


21

Аренда. кредиты

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.

Постер «Откуда в семье деньги?»

22

На что тратятся деньги /4 ч/

Покупки. Товары и услуги.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


23

Обязательные и необязательные расходы

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


24

Планируемые и непредвиденные расходы

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.


25

Сбережения и долги.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Составление кластера

26

Как умно управлять своими деньгами /4 ч/

Что такое бюджет? Семейный бюджет.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


27

Расходы и доходы

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.


28

Как можно экономить.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


29

Составление бюджета

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.

Игра «Я – предприниматель»

30

Как делать сбережения /4 ч/

Виды сбережений. Копилки. Коллекционирование.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


31

Банковский вклад

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.


32

Недвижимость. Ценные бумаги.

1

0



• Учиться выражать свои мысли.

• Учиться объяснять свое несогласие и пытаться

договариваться.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать навыками сотрудничества в

группе в совместном решении учебной задачи.


33

Акции. Дивиденды.

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

• Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.

Конкурс рисунков «Деньги будущего»

34

Что полезно знать о деньгах /1 ч/

1

0



• Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Ориентироваться в своей системе знаний.

• Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Учиться добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и используя литературу.

Проговорить

последовательность действий.

• Учиться высказывать свое предположение.

• Учиться работать по

предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с педагогом и учениками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.




34

0




9