Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ясиновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом _Протокол №______ | Утверждена: директор МБОУ Ясиновская СОШ _______-_/Максимова О.Н/.. Приказ №_______ |
«___» августа 2019г. «___» августа2019г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности в рамках ФГОС
«Азбука нравственности»
Направление: духовно-нравственное
Возраст обучающихся 10-11 лет
Срок реализации - 1 год.
Разработчик:
Гордиенко Светлана Владимировна
х. Новая Надежда
2019 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» разработана на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373 (с последующими изменениями);
-авторской программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».
Данная программа составлена на 35 часов (из расчёта 1 час в неделю)
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты
Выпускник научится:
-воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках;
-уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим;
-давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию;
-использовать понятия «товарищ», «друг», «господин» в общении между людьми;
-анализировать этикетные ситуации;
-оценивать свои достоинства и недостатки;
-различать добрые и злые поступки, их последствия.
-находить общее и отличия в волшебных, чудесных и правдивых отношениях между людьми;
-составлять правила дружбы;
- строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе;
-быть опрятным, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради
Выпускник получит возможность научиться:
-проводить диагностику нравственной самооценки
-определять цели и составлять план самовоспитания на неделю
-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
-оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
-высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный)
Содержание внеурочной деятельности
Раздел 1: Культура общения (6 часов)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (8 часов)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (9 часов)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
Формы организации | Виды деятельности |
Экскурсии Конкурсы Диспуты Праздники Игры Турниры Мини-спектакли Выставки Заочные путешествия | Игровая деятельность. Познавательная деятельность Художественное творчество Спортивно-оздоровительная деятельность Проблемно-ценностное общение |
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
| Культура общения | 6 |
| Самовоспитание | 8 |
| Общечеловеческие нормы нравственности | 12 |
| Искусство и нравственность | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
| | Раздел 1.Культура общения (6 часов) | |
1. | 5.09 | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | 1 |
2. | 12.09 | Этикет разговора. | 1 |
3. | 19.09 | Обращение к разным людям. | 1 |
4. | 26.09 | Этикетные ситуации | 1 |
5. | 3.10 | О терпимости к ближним | 1 |
6. | 10.10 | Культура спора | 1 |
| | Раздел 2. Самовоспитание (8 часов) | |
7. | 17.10 | Что значит быть вежливым? | 1 |
8 | 24.10 | Мои достоинства и недостатки. | 1 |
9 | 7.11 | О хороших и дурных привычках. | 1 |
10 | 21.11 | «Познай самого себя» | 1 |
11 | 28.11 | Самовоспитание | 1 |
12 | 5.12 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | 1 |
13 | 12.12 | Как я работаю над собой | 1 |
14 | 19.12 | О терпении | 1 |
| | Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (12часов) | |
15 | 26.12 | Заповеди: как мы их исполняем | 1 |
16 | 16.01 | О сострадании и жестокосердии | 1 |
17 | 23.01 | Лгать нельзя, но если,..? | 1 |
18 | 30.01 | Всегда ли богатство счастье? | 1 |
19 | 6.02 | Спешите делать добро | 1 |
20 | 13.02 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | 1 |
21 | 20.02 | «Чем ты сильнее, тем будь добрее» | 1 |
22 | 27.02 | «Досадно мне, что слово честь забыто» | 1 |
23 | 5.03 | Россияне о любви к Родине | 1 |
24 | 12.03 | Твоя малая родина | 1 |
25 | 17.03 | «Мой первый друг, мой друг бесценный» | 1 |
26 | 19.03 | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей» | 1 |
| | Раздел 4. Искусство и нравственность (9часов) | |
27-28 | 2.04 9.04 | Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев | 2 |
29 | 16.04 | Положительные герои в былинах и сказках | 1 |
30 | 23.04 | Отрицательные герои в литературных произведениях | 1 |
31 | 30.04 | Искусство и нравственность | 1 |
32 | 28.04 | «Вот человек. Что скажешь ты о нем?» | 1 |
33 | 7.05 | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | 1 |
34 | 14.05 | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | 1 |
35 | 21.05 | Праздничная программа « В гости к королеве вежливости» | 1 |