СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Чудеса химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для проведения внеурочных занятий по химии в 8 классе. Большое внимание уделено практической направленности знаний по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Чудеса химии"»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Котляр И.И.

/_______________/

Протокол № _1__от

«_29_» 08 2020 г.

«Рассмотрено»

Заместитель директора по УР

МБОУ «Школа № 170»

Т.М. Калмыкова

/_____________________/

«_29_» 08 2020 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Школа № 170»

__________М.А. Дергунова

Приказ № _139__от

«_31_» __08__2020_г.












Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Чудеса химии»

(общеинтеллектуальное направление)

для учащихся 8 классов


разработала Миннебаева Фарида Рафаиловна,

учитель химии и биологии

первая квалификационная категория







2020-2021 учебный год

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Чудеса химии».


Личностные результаты:

• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

• Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

• Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

• Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные:

• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

• Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

• Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

• Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

• Умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

Регулятивные:

• Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

• Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• Умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

• Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

• Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

• Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

• Умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности.

Коммуникативные:

• Умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения курса:

• научиться использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; 

• научиться моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов.


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием формы и видов деятельности

Введение

Занимательная химия. Знакомство с учащимися, с целями, задачами курса. Корректировка плана работы.

Вид деятельности: познавательная. Форма организации: беседа.

Оборудование и вещества для опытов.

Проведение интеллектуальной игры «Своя игра»

Вид деятельности: игровая. Форма организации: соревнование.

Правила безопасности при проведении опытов

Повторение правил поведения и техники безопасности на занятиях, а также с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов.

Вид деятельности: познавательная. Форма организации: беседа.


Как устроены вещества?

Практическая работа № 1. Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы. Испарение веществ с одинаковым агрегатным состоянием. Влияние строения вещества на скорость испарения. Форма организации: работа по алгоритму, индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая.

Практическая работа № 2. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде. Условия, влияющие на растворение некоторых твердых веществ в воде различной температуры. Форма организации: индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая

«Чудеса для разминки».

Практическая работа № 3. Домашние леденцы. Сравнительный анализ домашних леденцов и леденцов марки «чупа-чупс». Ознакомление с технологией приготовления и изготовление домашних леденцов.

Форма организации: индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая.

Практическая работа № 4. Природные индикаторы. Знакомство с природными индикаторами. Способы создания природных индикаторов. Работа с природными индикаторами для определения среды веществ. Преимущества и недостатки природных индикаторов.

Форма организации: поисковое исследование. Вид деятельности: проблемно-ценностное.

Практическая работа № 5. Определение наличия органических веществ в продуктах питания. Анализ этикеток продуктов питания. Выявление в составе продуктов питания органических веществ. Доказательства наличия органических веществ в часто употребляемых продуктах питания.

Форма организации: круглый стол. Вид деятельности: проблемно-ценностная.

Практическая работа № 6. Определение наличия глюкозы в овощах и фруктах. Работа с информацией интернет ресурсов по процентному содержанию глюкозы в овощах и фруктах. Сравнительный анализ наличия глюкозы в овощах и фруктах

Форма организации: поисковое-научное исследование. Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.

Проектная работа № 1. «Природные индикаторы». Поиск и анализ информации в интернет-ресурсах. Разработка проектов по теме. Защита проектов.

Форма организации: поисковое-научное исследование. Вид деятельности: проектная

«Разноцветные чудеса»

Практическая работа № 7. Химическая радуга. Цветные реакции в химии. История появления химических красок. Игра: «Где логика?»

Форма организации: занимательная беседа. Вид деятельности: игровая

Практическая работа № 8. Знакомый запах нашатырного спирта. Квест: «Императорский Бал».

Форма организации: поисковые исследования. Вид деятельности: игровая

Практическая работа № 9. Химический аквариум. Знакомство с веществами, применимыми в изготовлении химического аквариума. Технология изготовления. Изготовление химического аквариума

Форма организации: презентации. Вид деятельности: проектная.

Практическая работа № 10. «Химические костры». Одинаково ли горят вещества? Всегда ли огонь желтого цвета?

Форма организации: беседа. Вид деятельности: познавательный.

Практическая работа № 11. Секрет тайнописи. История дворцовых тайных переписок. Способы написания таинственных писем.


«Исследовательские чудеса»

Практикум – исследование № 1. «Чипсы». Пагубное влияние чипсов на здоровье человека. Сравнение чипсов разных фирм, часто употребляемых подростками. Чипсы на дому, технология изготовления.

Форма организации: поисковое исследование. Вид деятельности: трудовая.

Практикум – исследование № 2. «Мороженое». О пользе и вреде мороженого. Виды и состав мороженого. Домашнее мороженое, способ приготовления.

Форма организации: поисковое исследование. Вид деятельности: трудовая.

Практикум – исследование № 3. «Шоколад». Самый вкусный шоколад. Сравнительный анализ видов шоколада. Составление рекомендации по употреблению шоколада. Определение состава.

Форма организации: проектная. Вид деятельности: познавательная.

Практикум – исследование № 4 «Жевательная резинка». История жевательной резинки. Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов? Изучение влияния различной среды (щелочной, нейтральной, кислой) на жевательную резинку.

Форма организации: круглый стол. Вид деятельности: познавательная.

Практикум- исследование № 5. «Газированные напитки». История газированных напитков. Самые популярные напитки среди подростков. Состав часто употребляемых газированных напитков. Польза и вред.

Форма организации: поисковое исследование. Вид деятельности: трудовая.

Химическое кафе «Чудеса химии». Обобщение материала по составам продуктов питания, способам приготовления.

Форма организации: занимательная беседа. Вид деятельности: игровая.


Полезные чудеса.

Практическая работа № 12. Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Состав мыла. Право выбора за вами: жидкое или твердое мыло. Мыло в домашних условиях.

Форма организации: индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая.

Практическая работа № 13. Домашняя химчистка. ПАВ и ПИАВ. Исследование пятен и способы их устранения

Форма организации: работа по алгаритму. Вид деятельности: трудовая.

Практическая работа № 14. Чистый чайник. Способы очистки чайника от накипи. Меры предупреждения появления накипи. Составление инструкции по бережному отношению к посуде.

Форма организации: диспут. Вид деятельности: познавательная.

Практическая работа № 15. Чистим посуду. Моющие средства, применяемые для мытья посуды. Состав моющих средств. Безопасное использование моющих средств.

Форма организации: беседа. Вид деятельности: познавательная.

Практическая работа № 16. Кукурузная палочка – адсорбент. Что такое адсорбент? Какие адсорбенты применяются в жизни человека. Сравнительный анализ адсорбирующей способности кукурузных палочек и активированного угля

Форма организации: презентация. Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.

Практическая работа № 17. Железный снег. Состав ржавчины. Способы удаления ржавчины. Меры предотвращения ее появления.

Форма организации: индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая.

Защита проекта «Химия вокруг нас».

Форма организации: проект. Вид деятельности: проектная


Поучительные чудеса.

Практическая работа № 18. Удивительный мир минералов и камней. Области распространения минералов. Пещерная жизнь кристаллов. Создание экспозиции «кристаллы вокруг нас».

Форма организации: индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая.

Практическая работа № 19. Знакомое, не знакомое вещество. Знакомство с составом и свойствами желатина. Области его применения. Правила приготовления желатина. Растительный желатин «агар-агар».

Форма организации: индивидуальный практикум. Вид деятельности: трудовая.


Летние чудеса

Практическая работа № 20. Акварельные краски. Знакомство с составом акварельных красок. Изучение их свойств. Кристаллогидраты и комплексные соли, как окрашивающие вещества. Рисуем химические картины.

Форма организации: круглый стол. Вид деятельности: художественное творчество.

Практическая работа № 21. Природные катализаторы и ингибиторы. Ознакомление с основными веществами, ускоряющими и замедляющими химико-биологические процессы. Биологическая роль.

Форма организации: лекция. Вид деятельности: познавательная

Экскурсия на Булочно-кондитерский комбинат. Ознакомление с продукцией БКК. Технология изготовления некоторых хлебобулочных изделий. Дегустация.

Форма организации: экскурсия. Вид деятельности: досуговое общение.

Подведение итогов. Квест-игра «Путешествие в страну Химии»

Форма организации: занимательная беседа. Вид деятельности: игровая.



Тематическое планирование.


Наименование тем занятий

Кол-во часов

1

Занимательная химия.

1

2

Оборудование и вещества для опытов.

1

3

Правила безопасности при проведении опытов

1

4

Практическая работа № 1. Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы.


1

5

Практическая работа № 2. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде.

1

6

Практическая работа № 3. Домашние леденцы

1

7

Практическая работа № 4. Природные индикаторы.

1

8

Практическая работа № 5. Определение наличия органических веществ в продуктах питания


1

9

Практическая работа № 6. Определение наличия глюкозы в овощах и фруктах

1

10

Проектная работа № 1. «Природные индикаторы»

1

11

Практическая работа № 7. Химическая радуга

1

12

Практическая работа № 8. Знакомый запах нашатырного спирта.

1

13

Практическая работа № 9. Химический аквариум

1

14

Практическая работа № 10. «Химические костры»


1

15

Практическая работа № 11. Секрет тайнописи.

1

16

Практикум – исследование № 1. Чипсы.

1

17

Практикум – исследование № 2. Мороженое

1

18

Практикум – исследование № 3. Шоколад

1

19

Практикум – исследование № 4. Жевательная резинка

1

20

Практикум – исследование № 5. Газированные напитки


21

Химическое кафе «Чудеса химии»


22

Практическая работа № 12. Друзья Мойдодыра.

1

23

Практическая работа № 13. Домашняя химчистка.


1

24

Практическая работа № 14. Чистый чайник.

1

25

Практическая работа № 15. Чистим посуду.

1

26

Практическая работа № 16. Кукурузная палочка – адсорбент.

1

27

Практическая работа № 17. Железный снег.

1

28

Защита проектов «Химия вокруг нас»


29

Практическая работа № 18. Удивительный мир минералов и камней.

1

30

Практическая работа № 19. Знакомое и не знакомое вещество.

1

31

Практическая работа № 20. Акварельные краски.

1

32

Практическая работа № 21. Природные катализаторы и ингибиторы.

1

33

Экскурсия на БКК

1

34

Подведение итогов. Квест-игра «Путешествие в мир Химии»

1



34