Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Согласована: заместитель директора по УВР _________Стоянова О.Ф. ______________________ | Принята на заседании педагогического совета Протокол от __________№ ___ | Утверждаю Директор школы ________ Иванов Е.А. Приказ от ___________№_____ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Эрудит»
(Общекультурное направление)
1 класс
(ФГОС НОО)
2018 – 2019 учебный год
Учитель: Лузанова Любовь Яковлевна
с. Свердликово
2018 год
Пояснительная записка
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.
Задачи:
формирование индивидуальных творческих способностей личности;
развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников;
формирование активного мышления;
корректирование личностного и интеллектуального развития учащихся;
совершенствование учебных умений и навыков;
активизирование познавательного интереса;
воспитание настойчивости, терпения, способности к саморегуляции;
создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
Главные принципы реализации программы.
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Содержание программы тесно связано с содержанием учебника «Математика».
Объём кружковых занятий и виды учебной работы: на изучение курса предложено 33 часа
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники интеллектуального курса будут принимать участие в олимпиаде по математике («Кенгуру»).
Уровень знаний определяется собеседованием и тестированием.
Формы подведения итогов реализации программы.
Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).
Содержание
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Методы обучения. Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение;
повысить эффективность работы участников дискуссии;
повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы:
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема | Универсальные учебные действия |
планируемая | фактическая |
| | | Волшебные превращения цифр | Личностные УУД: Формирование основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности. Развитие толерантности во взаимоотношениях. Развитие регуляторов поведения. Развитие познавательных интересов, учебной мотивации. Регулятивные УУД: Формировать: умение учиться и способность к организации своей деятельности; умения оценивать свои возможности решения, находить допущенные ошибки; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; умение находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину; умение прогнозировать результат вычисления; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка. Познавательные УУД: Учиться в диалоге: понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета. Анализировать объекты с целью выделения признаков. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий. Моделировать изученные арифметические зависимости. Преобразовывать объект в знаково-символическую модель. Исследовать: сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности. Учить выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (обобщения); выделять существенные признаки и их синтезировать (подведение под понятие), устанавливать аналогии. Коммуникативные УУД: Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели. Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку. Уметь обосновывать и доказывать собственное мнение. Выдвигать предположения: находить основания для выбора арифметических действий. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания |
| | | В царстве смекалки |
| | | Логические задания |
| | | Забавная геометрия |
| | | Решение нестандартных задач |
| | | Задания на логическое мышление |
| | | Задачи повышенной сложности |
| | | Математический турнир |
| | | Блиц – турнир по решению задач |
| | | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике |
| | | Задачи в стихах. Головоломки. Логические цепочки |
| | | Игра «Математик-бизнесмен» |
| | | Магические квадраты |
| | | Задачи повышенной сложности |
| | | Магические квадраты. Логические цепочки |
| | | Путешествие по стране Геометрия |
| | | Головоломки. Задачи в стихах |
| | | Подготовка к международному конкурсу-игре по математике «Кенгуру» |
| | | Блиц – турнир по решению задач |
| | | Геометрия вокруг нас |
| | | Игры с таблицей умножения |
| | | Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике |
| | | Математическая игра «Счастливый случай» |
| | | Путешествие в страну Мультипотамию |
| | | Подготовка к международному конкурсу-игре по математике «Кенгуру» |
| | | Задачи повышенной сложности |
| | | И прекрасна, и сильна математики страна! |
| | | В гости к царице Математике |
| | | Занимательная геометрия |
| | | Удивительный мир математики |
| | | Игра «Звёздный час» |
| | | Такая уж это страна Математика |
| | | Математический КВН |