СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит" в 5-6 классах

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Эрудит"»

Управление образования, опеки и попечительства администрации муниципального образования Октябрьский район

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования Октябрьского района»



Рассмотрено «Утверждаю»:

на Педагогическом Совете Директор МБУДО «ЦДО»

дата________ протокол№______ __________________

«_____»___________2017г

Приказ№ _____дата_________





Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Эрудит»

Направленность программы: общеинтеллектуальное











Срок реализации: __1__год

Возраст детей: _10-12___лет

Программу разработала:

учитель математики

Педагог – совместитель

дополнительного

образования





1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


1.1 Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 5-6 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа разработана на основании документов:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

  • Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Направленность программы «Эрудит» – общеинтеллектуальная.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Отличительные особенности программы

Программа внеурочной деятельности «Эрудит» изучается в основной школе и предусматривает упражнения, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. У учащихся появляется желание работать не по образцу, проявить самостоятельность, что способствует развитию у них сообразительности и любознательности.

Программа влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы общего образования, в которой предусмотрено духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся.

Адресат программы

Дополнительная образовательная программа «Эрудит» рассчитана на учащихся 5-6 классов (10-12 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.

Объем программы

Представленная программа организации работы кружка «Эрудит» реализуется в течение года в 5-6 классах. Программа предусматривает работу кружка: 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Формы обучения и виды занятий по программе

Формы организации внеурочной деятельности: очное.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на группы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: занятия проводятся: 2 раза в неделю: вторник, пятница — 16.00-16.45 ч. для обучающихся 5-6 классов.


1.2 Цель и задачи программы

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.



1.3 Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации или контроля

1

Математика – царица наук

1

1



2

Как люди научились считать

2

1

1

викторина

3

Интересные приемы устного счёта

2

1

1

конкурс

4

Решение занимательных задач в стихах

2


2

тестирование

5

Упражнения с многозначными числами

2


2

самостоятельная работа

6

Учимся отгадывать ребусы

2

1

1

викторина

7

Числа-великаны. Коллективный счёт

2


2

конкурс

8

Упражнения с многозначными числами

2


2

конкурс

9

Решение ребусов и логических задач

2

1

1

викторина

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

2


2

опрос

11

Загадки - смекалки

2


2

кроссворд

12

Игра «Знай свой разряд»

1


1

конкурс

13

Обратные задачи

3


3

опрос

14

Практикум «Подумай и реши»

2


2

самостоятельная работа

15

Задачи с изменением вопроса

2


2

викторина

16

Проектная деятельность «Газета любознательных»

3


3

творческая работа

17

Решение нестандартных задач

2


2

самостоятельная работа

18

Решение олимпиадных задач

3


3

самостоятельная работа

19

Решение задач международной игры «Кенгуру»

2


2

конкурс

20

Школьная олимпиада

1


1

самостоятельная работа

21

Игра «Работа над ошибками»

1


1

опрос

22

Математические горки

3


3

викторина

23

Наглядная алгебра

3

3


опрос

24

Решение логических задач

3


3

викторина

25

Игра «У кого какая цифра»

1


1

конкурс

26

Знакомьтесь: Архимед!

2

2


тестирование

27

Задачи с многовариантными решениями

3


3

самостоятельная работа

28

Знакомьтесь: Пифагор!

2

2


викторина

29

Задачи с многовариантными решениями

2


2

самостоятельная работа

30

Учимся комбинировать элементы знаковых систем

2


2

тестирование

31

Задачи с многовариантными решениями

2


2

самостоятельная работа

32

Математический КВН

2


2

викторина

33

Круглый стол «Подведем итоги»

2


2

опрос



Содержание учебного плана

Раздел 1. Математика – царица наук. (1 ч)

Теория: Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

Раздел 2. Как люди научились считать. (2 ч)

Теория: Знакомство с материалом из истории развития математики.

Практика: Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

Викторина.

Раздел 3. Интересные приемы устного счёта. (2 ч)

Теория: Знакомство с интересными приёмами устного счёта

Практика: Применение рациональных способов решения математических выражений. Конкурс.

Раздел 4. Решение занимательных задач в стихах. (2ч)

Практика: Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение». Тестирование.

Раздел 5. Упражнения с многозначными числами. (2ч)

Практика: Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

Самостоятельная работа.

Раздел 6. Учимся отгадывать ребусы. (2ч)

Теория: Знакомство с математическими ребусами

Практика: Решение логических конструкций.

Викторина.

Раздел 7. Числа-великаны. Коллективный счёт. (2ч)

Практика: Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

Конкурс.

Раздел 8. Упражнения с многозначными числами. (2 ч)

Практика: Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

Конкурс.

Раздел 9. Решение ребусов и логических задач. (2 ч)

Теория: Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

Практика: Решение математических ребусов.

Викторина.

Раздел 10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. (2 ч)

Практика: Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Опрос.

Раздел 11. Загадки - смекалки. (2 ч)

Практика: Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

Кроссворд.

Раздел 12. Игра «Знай свой разряд». (1ч)

Практика: Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

Конкурс.

Раздел 13. Обратные задачи. (3 ч)

Практика: Решение обратных задач, используя круговую схему.

Опрос.

Раздел 14. Практикум «Подумай и реши». (2 ч)

Практика: Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Самостоятельная работа.

Раздел 15. Задачи с изменением вопроса. (2 ч)

Практика: Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

Викторина.

Раздел 16. Проектная деятельность «Газета любознательных». (3 ч)

Практика: Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

Творческая работа.

Раздел 17. Решение нестандартных задач. (2 ч)

Практика: Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Самостоятельная работа.

Раздел 18. Решение олимпиадных задач. (3ч)

Практика: Решение задач повышенной сложности.

Самостоятельная работа.

Раздел 19. Решение задач международной игры «Кенгуру». (2 ч)

Практика: Решение задач международной игры «Кенгуру».

Конкурс.

Раздел 20. Школьная олимпиада. (1 ч)

Практика: Решение заданий повышенной трудности.

Самостоятельная работа.

Раздел 21. Игра «Работа над ошибками».(1 ч)

Практика: Анализ и решение олимпиадных задач.

Опрос.

Раздел 22. Математические горки.(3 ч)

Практика: Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах.

Викторина.

Раздел 23. Наглядная алгебра. (3 ч)

Теория: Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

Опрос.

Раздел 24. Решение логических задач. (3 ч)

Практика: Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Викторина.

Раздел 25. Игра «У кого какая цифра». (1 ч)

Практика: Закрепление знаний нумерации чисел.

Конкурс.

Раздел 26. Знакомьтесь: Архимед! (2 ч)

Теория: Исторические сведения: кто такой Архимед, открытия Архимеда, вклад в науку.

Тестирование.

Раздел 27. Задачи с многовариантными решениями. (3ч)

Практика: Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Самостоятельная работа.

Раздел 28. Знакомьтесь: Пифагор! (2 ч)

Теория: Исторические сведения: кто такой Пифагор, открытия Пифагор, вклад в науку.

Викторина.

Раздел 29. Задачи с многовариантными решениями. (2 ч)

Практика: Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Самостоятельная работа.

Раздел 30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.(2 ч)

Практика: Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

Тестирование.

Раздел 31. Задачи с многовариантными решениями. (2 ч)

Практика: Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Самостоятельная работа.

Раздел 32. Математический КВН. (2 ч)

Практика: Систематизация знаний по изученным разделам.

Викторина.

Раздел 33. Круглый стол «Подведем итоги». (2 ча)

Практика: Систематизация знаний по изученным разделам.

Опрос.



1.4 Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 5-6 классах являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

  • создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

  • осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.



2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия


Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля






1

Математика – царица наук.



1

09

15

16.00-16.45

теория


Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

кабинет математики







2

Как люди научились считать.



2

09

19

16.00-16.45

теория


Знакомство с материалом из истории развития математики.

кабинет математики


3

09

22

16.00-16.45

практика


Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов

кабинет математики

викторина






2

Интересные приемы устного счёта.



4

09

26

16.00-16.45

теория


Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

кабинет математики


5

09

29

16.00-16.45

практика


Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

кабинет математики

конкурс






2

Решение занимательных задач в стихах.



6

10

03

16.00-16.45

практика


Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

кабинет математики


7

10

06

16.00-16.45

практика


Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

кабинет математики

тестирование






2

Упражнения с многозначными числами.



8

10

10

16.00-16.45

практика


Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание.

кабинет математики


9

10

13

16.00-16.45

практика


Решение примеров в несколько действий.

кабинет математики

самостоятельная работа






2

Учимся отгадывать ребусы.



10

10

17

16.00-16.45

теория


Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

кабинет математики


11

10

20

16.00-16.45

практика


Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

кабинет математики

викторина






2

Числа-великаны. Коллективный счёт.



12

10

24

16.00-16.45

практика


Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

кабинет математики


13

10

27

16.00-16.45

практика


Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

кабинет математики

конкурс






2

Упражнения с многозначными числами.



14

10

31

16.00-16.45

практика


Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание.

кабинет математики


15

11

03

16.00-16.45

практика


Решение примеров в несколько действий.

кабинет математики

конкурс






2

Решение ребусов и логических задач.



16

11

07

16.00-16.45

теория


Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

кабинет математики


17

11

10

16.00-16.45

практика


Решение математических ребусов.

кабинет математики

викторина






2

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.



18

11

14

16.00-16.45

практика


Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

кабинет математики


19

11

17

16.00-16.45

практика


Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

кабинет математики

опрос






2

Загадки - смекалки.



20

11

21

16.00-16.45

практика


Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

кабинет математики


21

11

24

16.00-16.45

практика


Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений

кабинет математики

кроссворд






1

Игра «Знай свой разряд».



22

11

28

16.00-16.45

практика


Игра «Знай свой разряд». Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

кабинет математики

конкурс






3

Обратные задачи.



23

12

01

16.00-16.45

практика


Решение обратных задач, используя круговую схему.

кабинет математики


24

12

05

16.00-16.45

практика


Решение обратных задач, используя круговую схему

кабинет математики


25

12

08

16.00-16.45

практика


Решение обратных задач, используя круговую схему

кабинет математики

опрос






2

Практикум «Подумай и реши».



26

12

12

16.00-16.45

практика


Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики


27

12

15

16.00-16.45

практика


Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики

самостоятельная работа






2

Задачи с изменением вопроса.



28

12

19

16.00-16.45

практика


Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

кабинет математики


29

12

22

16.00-16.45

практика


Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

кабинет математики

викторина






3

Проектная деятельность «Газета любознательных».



30

12

26

16.00-16.45

практика


Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

кабинет математики


31

12

29

16.00-16.45

практика


Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

кабинет математики


32

01

12

16.00-16.45

практика


Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

кабинет математики

творческая работа






2

Решение нестандартных задач.



33

01

16

16.00-16.45

практика


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики


34

01

19

16.00-16.45

практика


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики

самостоятельная работа






3

Решение олимпиадных задач.



35

01

23

16.00-16.45

практика


Решение задач повышенной сложности.

кабинет математики


36

01

26

16.00-16.45

практика


Решение задач повышенной сложности.

кабинет математики


37

01

30

16.00-16.45

практика


Решение задач повышенной сложности.

кабинет математики

самостоятельная работа






2

Решение задач международной игры «Кенгуру».




38

02

02

16.00-16.45

практика


Решение задач международной игры «Кенгуру».

кабинет математики


39

02

06

16.00-16.45

практика


Решение задач международной игры «Кенгуру».

кабинет математики

конкурс






1

Школьная олимпиада.



40

02

09

16.00-16.45

практика


Решение заданий повышенной трудности.

кабинет математики

самостоятельная работа






1

Игра «Работа над ошибками».



41

02

13

16.00-16.45

практика


Анализ и решение олимпиадных задач.

кабинет математики

опрос






3

Математические горки.



42

02

16

16.00-16.45

практика


Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах.

кабинет математики


43

02

20

16.00-16.45

практика


Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах.

кабинет математики


44

02

27

16.00-16.45

практика


Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах.

кабинет математики

викторина






3

Наглядная алгебра.



45

03

02

16.00-16.45

теория


Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

кабинет математики


46

03

06

16.00-16.45

теория


Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

кабинет математики


47

03

09

16.00-16.45

теория


Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

кабинет математики

опрос






3

Решение логических задач.



48

03

13

16.00-16.45

практика


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики


49

03

16

16.00-16.45

практика


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики


50

03

20

16.00-16.45

практика


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики

викторина






1

Игра «У кого какая цифра».



51

03

23

16.00-16.45

практика


Игра «У кого какая цифра». Закрепление знаний нумерации чисел.

кабинет математики

конкурс






2

Знакомьтесь: Архимед!



52

03

27

16.00-16.45

теория


Исторические сведения: кто такой Архимед, открытия Архимеда, вклад в науку.

кабинет математики


53

03

30

16.00-16.45

теория


Исторические сведения: кто такой Архимед, открытия Архимеда, вклад в науку.

кабинет математики

тестирование






3

Задачи с многовариантными решениями.



54

04

03

16.00-16.45

практика


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики


55

04

06

16.00-16.45

практика


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики


56

04

10

16.00-16.45

практика


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики

самостоятельная работа






2

Знакомьтесь: Пифагор!



57

04

13

16.00-16.45

теория


Исторические сведения: кто такой Пифагор, открытия Пифагор, вклад в науку

кабинет математики


58

04

17

16.00-16.45

теория


Исторические сведения: кто такой Пифагор, открытия Пифагор, вклад в науку

кабинет математики

викторина






2

Задачи с многовариантными решениями.



59

04

20

16.00-16.45

практика


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики


60

04

24

16.00-16.45

практика


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики

самостоятельная работа






2

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.




61

04

27

16.00-16.45

практика


Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

кабинет математики


62

05

04

16.00-16.45

практика


Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

кабинет математики

тестирование






2

Задачи с многовариантными решениями.



63

05

08

16.00-16.45

практика


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

кабинет математики


64

05

11

16.00-16.45

практика


Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

кабинет математики

самостоятельная работа






2

Математический КВН.



65

05

15

16.00-16.45

практика


Математический КВН. Систематизация знаний по изученным разделам.

кабинет математики


66

05

18

16.00-16.45

практика


Математический КВН. Систематизация знаний по изученным разделам.

кабинет математики

викторина






2

Круглый стол «Подведем итоги».



67

05

22

16.00-16.45

практика


Круглый стол «Подведем итоги». Систематизация знаний по изученным разделам.

кабинет математики

опрос

68

05

25

16.00-16.45

практика


Круглый стол «Подведем итоги». Систематизация знаний по изученным разделам.

кабинет математики

самостоятельная работа







Условия реализации программы

Занятия проводит учитель математики …………...

Для реализации программы используется школьный кабинет МБОУ «…………средняя общеобразовательная школа», оборудованный:

- компьютер;

- видеопроектор.


Ресурсное обеспечение программы

- Методические пособие учителя;

- Ресурсы сети Интернет;

- Дидактический, раздаточный материал;

- Научно-популярную литературу.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.


Список литературы

  1. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  2. Гарднер М., Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки., пер. Бермана В.С., М: «Наука», 1978.

  3. Гусев А.А, Математический кружок. 5 класс: пособие для учителей и учащихся, М: «Мнемозина», 2015.

  4. Кордемский Б.А., Математические завлекалки, М.: «Издательство Оникс, 2005.

  5. Криволапова Н.А, Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы, М: «Просвещение», 2013

  6. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  7. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  9. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  10. Шарыгин И.Ф, Шевкин А. Задачи на смекалку. 5-6кл., М: «Просвещение», 2010

  11. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004


Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования.

Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое), опросников, тестирования, проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, контрольная работа.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • контрольные задания.


Методическое обеспечение программы

Формы организации образовательного процесса:

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Методические материалы

Формы организации учебного занятия - беседа, защита проектов, игра, КВН, конкурс, круглый стол, лекция, «мозговой штурм», олимпиада, практическое занятие, семинар.

Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, т, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология.

Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, задания, упражнения.

Оценочные материалы

Критерии оценивания учащихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего учебного курса.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Знания и умения по пройденным темам проверяются практическими работами или тестовыми заданиями.

Критерии оценивания устных ответов учащихся

Устный опрос осуществляется на каждом занятии (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию учебной дисциплины;

- правильно выполнил чертежи, рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в чертежах, рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценивания письменных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;

- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, чертежах, рисунках или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трёх недочётов в выкладках, чертежах, рисунках или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Критерии оценивания практических работ

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в практической работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения, вычисления;

негрубая ошибка (погрешность) отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющее кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания учебного материала. Требовать от учащихся определений, которые не входят в школьный курс – это, значит, создавать проблемы, связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм пятибалльной системы, заложенных во всех предметных областях, выставляются отметки:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов и одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):



Критерии оценивания тестовых заданий

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

86 – 100%%

отлично

71 -85%

хорошо

51 -70%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно



Критерии оценивания проектных работ

Общие критерии оценки проектных работ:

  • Самостоятельность работы над проектом;

  • Актуальность и важность темы проекта;

  • Полнота раскрытия темы;

  • Оригинальность предложенных решений;

  • Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта;

  • Артистизм и выразительность выступления;

  • Использование средств наглядности, новых информационных технологий.

Оценивается как сам проект, так и его защита.

По результатам определяется рейтинговая оценка.

Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.



Оценка деятельности участника проекта

Фамилия, имя, класс _______________________________

Критерии выполнения и защиты проекта

Выполнение проекта:

•  актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы;

•  объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность;

•  уровень творчества, оригинальность темы, предлагаемых решений;

•  аргументированность предлагаемых решений, выводов;

•  качество оформления, соответствие стандартным требованиям.

Защита проекта:

1)  качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность;

2)  объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи;

3)  культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, удержание внимания аудитории;

4)  ответы на вопросы: полнота и аргументированность, убедительность, толерантность.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.









Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности


Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Оценочный лист проектной работы учащегося

Критерий

Уровень сформированности навыков проектной деятельности

Кол-во баллов

Результат в баллах

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Базовый - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрирована способность приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания изученного.

1


Повышенный - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

2


Повышенный высокий - Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения. В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления; умение самостоятельно мыслить, формулировать выводы, обосновывать, реализовывать и апробировать принятое решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы, прогнозировать.

3


Знание предмета

Базовый - Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

1


Повышенный - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы действий.

2


Повышенный высокий - Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.

3


Регулятивные действия

Базовый - Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося.

1


Повышенный - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

2


Повышенный высокий - Работа самостоятельно спланирована и последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

3


Коммуникация

Базовый - Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

1


Повышенный - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

2


Повышенный высокий - Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Автор владеет культурой общения с аудиторией. Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и аргументировано отвечает на вопросы.

3


Итого

4-12


Критерии выставления отметки

Итоговая отметка

баллы

4-6

7-9

10-12


отметка

удовлетворительно

хорошо

отлично





Подпись учителя

Расшифровка