СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности Эрудит

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеклассной деятельности Эрудит для учащихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности Эрудит»

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»








Рабочая программа часа интеллектуального развития

_______________________ «Эрудит» _______________________
(наименование учебного предмета)

___________Базовый уровень, начальное общее образование, 2 класс

(уровень образования)

____________________ 34 часа ____________________________________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Денисова А.В.

__________________

«___» ______________ 2016 г.

«Утверждаю»

Директор школы

Хохлова В.Н.

__________________

«___» ___________2016 г.

(количество часов, отводимых на реализацию программы)


Программа составлена на основе методической и учебной литературы для занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии с ФГОС

____Учитель начальных классов Новолодская Людмила Тимофеевна__ (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)











Мухоршибирь, 2016 г.





I. Пояснительная записка

Выполнение государственных обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом связано с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду. Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке, как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Школьное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку ко взрослой жизни.

Цель программы часа «Эрудит» – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основными задачами являются:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора.

2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 
4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Обучение детей организуется в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаются условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Учитываю особенность периода от 6 до 8 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в именно в этот период складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Задачи данного курса решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

В шестилетнем – семилетнем возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.

Ведущей деятельностью при переходе дошкольника в школьника является еще игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Форма организации детской деятельности:

-    индивидуально-творческая деятельность;
-    творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- коллективная творческая деятельность,

- работа над проектами,
-    учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
-    игровой тренинг;

- конкурсы, турниры.

Согласно учебному плану всего на проведение занятий часа «Эрудит» во 2 классе 1 час в неделю, 34 учебные недели).

II . Учебно - тематический план:

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов Дата

Характеристика деятельности

обучающихся

1.

Очень важную науку постигаем мы без скуки.


1

Задачи в стихах. Математические задачки-шутки.


Познавательно- развлекательные игры.

Составление и решение математических

задач, головоломок, ребусов и т. п.

2

Экспромт - задачки и математические головоломки.


3

Логические математические задания. Ребусы.


4

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Знайландии»


II.

Занимательная геометрия.

8 ч


Составление головоломок, приобретение

способов работы с ними, работа в парах.


Головоломки.

5

Колумбово яйцо.


6

Головоломка Пифагора


7

Странички для любознательных

Решение задач на развитие

аналитических способностей,

способностей логически мыслить,

рассуждать, делать умозаключения.

8

Оригами.

владение искусством складывания бумаги «оригами»


Геометрические фигуры.


Знакомство с объемными

геометрическими фигурами.

Моделирование.

9

Объёмные геометрические фигуры.


10

Моделирование из объёмных геометрических фигур.


11

Моделирование из объёмных геометрических фигур ( окончание).


12

Турнир по геометрии


III

Развитие познавательных способностей.

9 ч



Тренировка внимания

Работа с играми, тренажёрами на

развитие внимания.

13

Игры на внимание.


14

Развитие концентрации внимания.


15

Тренажёры на развитие внимания.



Тренировка памяти

3 ч


Работа с играми, тренажёрами на

развитие памяти.

16

Тренировка слуховой памяти.


17

Тренировка зрительной памяти.


18

Тренажёры на развитие памяти.



Поиск закономерностей

3 ч


Составление закономерностей,

решение логических задач.


19

Числовая и буквенная закономерность.


20

Поиск закономерностей. Логические задачи.


21

Логически - поисковые задания.


IV

Совершенствование воображения

2 ч

Работа с играми на совершенствование

воображения. Задания по

перекладыванию спичек.

22

Работа с изографами и числографами.


23

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.


V

Развитие быстроты реакции

1 ч

Игра «шифровальщики»

24

Игры на развитие реакции.


VI

Олимпиадные задания по математике.

10 ч

Решение задач на развитие

аналитических способностей,

способностей логически мыслить,

рассуждать, делать умозаключения.

25

Занимательные задачи.


26/ 27

Логические задачи для юных математиков.


28/ 29

Задачи повышенной трудности.


30/ 31

Решение нестандартных задач.


32

Математические тренажёры.


33

Блиц - турнир по решению задач


34

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал»


III. Содержание программы.

Очень важную науку постигаем мы без скуки (4ч)

Задачи в стихах. Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические математические задания. Ребусы.

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».

Занимательная геометрия (7 ч)

Головоломки. Колумбово яйцо. Головоломка Пифагора. Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Работа над проектом «Во поле берёза стояла» Геометрические фигуры. Объёмные геометрические фигуры. Моделирование из объёмных геометрических фигур. Турнир по геометрии

Развитие познавательных способностей(15).

Тренировка внимания. Тренировка памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции.

Олимпиадные задания по математике (10ч).

Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности. Решение нестандартных задач.

Математические тренажёры. Блиц - турнир по решению задач. Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».





IV. Предполагаемые результаты реализации программы.


Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно­стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, на­правленную на познание окружающей действительности и внут­реннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных задач;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней­шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми­ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто­рии общества;

  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Дата проведения


1.

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

1

Задачи в стихах. Математические задачки-шутки.

6.09

2

Экспромт - задачки и математические головоломки.

13.09

3

Логические математические задания. Ребусы.

20.09

4

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Знайландии»

27.09

II.

Занимательная геометрия.


Головоломки.

2ч.

5

Колумбово яйцо.

4.10

6

Головоломка Пифагора

11.10

7

Странички для любознательных

18.10

8

Оригами.

25.10


Геометрические фигуры.

9

Объёмные геометрические фигуры.

8.11

10

Моделирование из объёмных геометрических фигур.

15.11

11

Моделирование из объёмных геометрических фигур( окончание).

22.11

12

Турнир по геометрии

29.11

III

Развитие познавательных способностей.


Тренировка внимания

13

Игры на внимание.

1 ч

6.12

14

Развитие концентрации внимания.

13.12

15

Тренажёры на развитие внимания.

20.12


Тренировка памяти

16

Тренировка слуховой памяти.

27.12

17

Тренировка зрительной памяти.

10.01

18

Тренажёры на развитие памяти.

17.01


Поиск закономерностей

19

Числовая и буквенная закономерность.

1 ч

24.01

20

Поиск закономерностей. Логические задачи.

31.01

21

Логически - поисковые задания.

7.02

IV

Совершенствование воображения

22

Работа с изографами и числографами.

14.02

23

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

21.02

V

Развитие быстроты реакции

24

Игры на развитие реакции.


VI

Олимпиадные задания по математике.

10ч

25

Занимательные задачи.


26/27

Логические задачи для юных математиков.


28/29

Задачи повышенной трудности.


30/31

Решение нестандартных задач.


32

Математические тренажёры .


33

Блиц - турнир по решению задач


34

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал»