СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Физика человека."

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа внеурочной деятельности" Физика человека"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Физика человека."»

Физика человека.

В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых организмах, в технике, развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека .

В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно – технической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно – следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.

Программа курса носит практико – ориентированный характер с элементами научно – исследовательской деятельности.

курс предназначен для учащихся 9,10-х классов .

Программа рассчитана на проведение занятий в объеме 34 часов.




Планируемые результаты



Личностные умения:

Любовь и уважение к Отечеству, его культуре, исследователям, ученым.

Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как член общества.

Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), развивать эстетические потребности, ценности и чувства;

Овладение креативными навыками продуктивной деятельности: обретение самостоятельного творческого опыта, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профориентации.

Развитие исследовательско- творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий

Метапредметные умения

получат возможность научится

Регулятивные

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Овладение основами самооценки; анализ собственной работы.

Познавательные :

Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Умение аргументировать собственное мнение и позицию.

Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях, исследование собственных нестандартных способов решения.

Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения заданной задачи; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, Интернет-ресурсы.

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; исследование собственных нестандартных способов решения.

Устанавливать причинно-следственные связи, интерпретировать и оценивать информацию

Коммуникативные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач; умение слушать и вступать в диалог, учёт разных мнений и интересов, умение обосновывать собственную позицию.

Координировать т принимать различные позиции во взаимодействии

Аргументировать свою позицию и координировать её

Предметные

получат возможность научиться:

какие физические законы можно использовать при объяснении процессов,происходящих внутри организма человека;

особенности своего организма с точки зрения законов физики;

медицинские аппараты, необходимые человеку для определения самочувствия и оказания самостоятельной помощи собственному организму.

работать с различными приборами, источниками, самостоятельно искать и приобретать новые знания, анализировать и оценивать новую информацию;

моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять и их помощью измерения, работать в соответствии с инструкцией;

наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений;

представлять информацию в виде таблиц, графиков, небольших проектов;обсуждать результаты деятельности, делать выводы, участвовать в дискуссии;

ответственно относиться к собственному здоровью и научиться навыкам его укрепления и сохранения.

моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения , представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков



Содержание тем учебного курса.



1.Введение Методы измерение физических величин. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. (3 ч.)

Обзорная лекция, иллюстрирующая всю широту спектра физических явлений, о которых можно говорить в связи со здоровьем человека или функционированием организма человека: оптические, механические, тепловые, электрические, магнитные и другие явления. Единицы и эталоны величин. Погрешности прямых измерений. измерительные приборы,инструменты.

2.Механические характеристики человека: кинематические, динамические, энергетические(4ч)

Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека. Вестибулярный аппарат-система ориентации человека. Движение человека. Перегрузки. Работа и мощность человека. Эргометры.

3.Течение крови по сосудам.(2ч.) Законы движение жидкости по трубам переменного сечения. Сложная система кровеносных и лимфатических сосудов в организме человека.

4.Давление и аппараты для его измерения (3 ч.)

Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. Как создается давление внутри человека. Атмосферное давление и самочувствие человека. Высокое и низкое давление. Приборы для измерения давления

5.Терморегуляция живого организма. (4 ч.)

Температура человека, распределение температуры по телу человека. Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления. Смачиваемость. Терморегуляция. Оптимальный воздушно-тепловой режим для человека. Применение низких и высоких температур при лечении человека

6.Звуковые волны и слух человека (4ч.)

Колебания в живой природе. Звук и его характеристики. Свойства звука. Голосовой аппарат человека. Слуховой аппарат человека. Инфразвуки и ультразвуки. Влияние звуков различных частот на здоровье человека. Применение звука ,ультразвука при диагностики и лечении .

7.Оптические параметры человека (4 ч.)

Прямолинейное распространение света. Законы отражения и преломления. Линзы. Построение изображения в линзах. Глаз человека как сложная оптическая система. Глаза различных представителей животного мира. Основные дефекты зрения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм. Очки. Как сохранить хорошее зрение: условия освещенности, оптимальное расстояние и угол зрения, правильный режим труда и отдыха.

8.Собственные физические поля человека (4.)

Виды физических полей тела человека. Их источники и характеристики. Электрические свойства тканей организма. Биотоки, импульсы мозга.

9.Электромагнитные излучения . Их воздействие на организм человека. Применение в медицине (4 ч.)

Человек в мире электромагнитных полей и импульсов. Ультрафиолетовое, инфракрасное, рентгеновское излучения и радиоактивное излучение . Свойства излучений. Воздействие излучений на организм человека. Применение в медицине для диагностики и лечения. Ознакомление с различными видами физиотерапевтической аппаратуры, их назначением, принципами действия, видами заболеваний, при лечении которых они применяются и другое. Техника безопасности при работе с оборудованием.



10.Периодические процессы в организме человека. (1ч)

Внутренние ритмы организма. Внешние воздействия и регулирование внутренних ритмов человека.

11.Физические факторы окружающей среды и здоровье человека(1ч).

Температура, влажность, скорость движения и давление воздуха, освещенность, шум, вибрация. Ионизирующие излучения,, электромагнитные волны и др. Солнечная радиация и другие физические воздействия космического происхождения (галактические, луна, межпланетное магнитное поле и др.)

12 обобщение.


Основные формы организации занятий:

лекции, беседы, решение расчетных, качественных и экспериментальных задач ; частично-поисковая деятельность; выполнение творческих заданий; практикумы; работа с дополнительной литературой; нахождение информации на пройденную тему;измерение различных параметров человека.

. Виды деятельности обучающихся на занятиях:

проверка наблюдательности; нахождение информации о физических явлениях;решение текстовых ,качественных и расчетных задач; расширение и систематизация знаний о физических явлениях поисковая работа: работа с измерительными приборами; измерение параметров человека, составление презентаций.











№ п/п

дата

тема

план

факт

1



Обзорная лекция, иллюстрирующая всю широту спектра физических явлений, о которых можно говорить в связи со здоровьем человека или функционированием организма человека: оптические, механические, тепловые, электрические, магнитные и другие явления.

2



Единицы и эталоны величин. Погрешности прямых измерений.

3



Погрешности прямых измерений. Измерительные приборы,инструменты.

4



Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека.

5



Вестибулярный аппарат-система ориентации человека. Движение человека.

6



Перегрузки. Работа и мощность человека. Эргометры.

7



Практическая работа Измерение скорости реакции человека.

8



Законы движение жидкости по трубам переменного сечения.

9



Сложная система кровеносных и лимфатических сосудов в организме человека.

10



Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. Атмосферное давление и самочувствие человека.

11



Высокое и низкое давление. Приборы для измерения давления устройство и принцип работы.

12



Практическая работ Измерение атмосферного давления. Измерение артериального( кровяного) давления.

13



Температура человека, распределение температуры по телу человека. Процессы диффузии в живой природе.

14



Капиллярные явления. Смачиваемость. Терморегуляция. Оптимальный воздушно-тепловой режим для человека.

15



Приборы для измерения температуры человека. Применение низких и высоких температур при лечении человека.

16



Практическая работа Измерение температуры на различных участках тела

17



Колебания в живой природе. Звук и его характеристики. Свойства звука.

18



Голосовой аппарат человека. Слуховой аппарат человека. Инфразвуки и ультразвуки.

19



Влияние звуков различных частот на здоровье человека. Применение звука ,ультразвука при диагностики и лечении .

20



Практическая работа Устройство и принцип действия приборов для измерения характеристик звука. Устройство и принцип действия медицинских приборов применяемых для диагностики и лечения.

21



Прямолинейное распространение света. Законы отражения и преломления. Линзы. Построение изображения в линзах. Глаз человека как сложная оптическая система.

22



Глаза различных представителей животного мира. Основные дефекты зрения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм. Очки.

23



Оптические иллюзии. Как сохранить хорошее зрение: условия освещенности, оптимальное расстояние и угол зрения, правильный режим труда и отдыха.

24



Практическая работа Изучение особенностей зрения человека

25



Виды физических полей тела человека.

26



Источники и характеристики физических полей человека. Электрические свойства тканей организма.

27



Источники и характеристики физических полей человека. Электрические свойства тканей организма. Биотоки, импульсы мозга.

28



Человек в мире электромагнитных полей и импульсов. Ультрафиолетовое, инфракрасное, рентгеновское излучения и радиоактивное излучение .

29



Свойства излучений. Воздействие излучений на организм человека.

30



Применение в медицине для диагностики и лечения.

31



Ознакомление с различными видами физиотерапевтической аппаратуры, их назначением, принципами действия, видами заболеваний, при лечении которых они применяются и другое. Техника безопасности при работе с оборудованием.

32



Внутренние ритмы организма. Внешние воздействия и регулирование внутренних ритмов человека.

33



Температура, влажность, скорость движения и давление воздуха, освещенность, шум, вибрация. Ионизирующие излучения,, электромагнитные волны и др. Солнечная радиация и другие физические воздействия космического происхождения (галактические, луна, межпланетное магнитное поле и др.)


34



обобщение.