Физика человека.
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых организмах, в технике, развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека .
В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно – технической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно – следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.
Программа курса носит практико – ориентированный характер с элементами научно – исследовательской деятельности.
курс предназначен для учащихся 9,10-х классов .
Программа рассчитана на проведение занятий в объеме 34 часов.
Планируемые результаты
Личностные умения:
Любовь и уважение к Отечеству, его культуре, исследователям, ученым.
Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как член общества.
Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), развивать эстетические потребности, ценности и чувства;
Овладение креативными навыками продуктивной деятельности: обретение самостоятельного творческого опыта, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профориентации.
Развитие исследовательско- творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий
Метапредметные умения
получат возможность научится
Регулятивные
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.
Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Овладение основами самооценки; анализ собственной работы.
Познавательные :
Формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.
Умение аргументировать собственное мнение и позицию.
Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях, исследование собственных нестандартных способов решения.
Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения заданной задачи; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, Интернет-ресурсы.
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; исследование собственных нестандартных способов решения.
Устанавливать причинно-следственные связи, интерпретировать и оценивать информацию
Коммуникативные УУД:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач; умение слушать и вступать в диалог, учёт разных мнений и интересов, умение обосновывать собственную позицию.
Координировать т принимать различные позиции во взаимодействии
Аргументировать свою позицию и координировать её
Предметные
получат возможность научиться:
какие физические законы можно использовать при объяснении процессов,происходящих внутри организма человека;
особенности своего организма с точки зрения законов физики;
медицинские аппараты, необходимые человеку для определения самочувствия и оказания самостоятельной помощи собственному организму.
работать с различными приборами, источниками, самостоятельно искать и приобретать новые знания, анализировать и оценивать новую информацию;
моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять и их помощью измерения, работать в соответствии с инструкцией;
наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений;
представлять информацию в виде таблиц, графиков, небольших проектов;обсуждать результаты деятельности, делать выводы, участвовать в дискуссии;
ответственно относиться к собственному здоровью и научиться навыкам его укрепления и сохранения.
моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения , представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков
Содержание тем учебного курса.
1.Введение Методы измерение физических величин. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. (3 ч.)
Обзорная лекция, иллюстрирующая всю широту спектра физических явлений, о которых можно говорить в связи со здоровьем человека или функционированием организма человека: оптические, механические, тепловые, электрические, магнитные и другие явления. Единицы и эталоны величин. Погрешности прямых измерений. измерительные приборы,инструменты.
2.Механические характеристики человека: кинематические, динамические, энергетические(4ч)
Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека. Вестибулярный аппарат-система ориентации человека. Движение человека. Перегрузки. Работа и мощность человека. Эргометры.
3.Течение крови по сосудам.(2ч.) Законы движение жидкости по трубам переменного сечения. Сложная система кровеносных и лимфатических сосудов в организме человека.
4.Давление и аппараты для его измерения (3 ч.)
Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. Как создается давление внутри человека. Атмосферное давление и самочувствие человека. Высокое и низкое давление. Приборы для измерения давления
5.Терморегуляция живого организма. (4 ч.)
Температура человека, распределение температуры по телу человека. Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления. Смачиваемость. Терморегуляция. Оптимальный воздушно-тепловой режим для человека. Применение низких и высоких температур при лечении человека
6.Звуковые волны и слух человека (4ч.)
Колебания в живой природе. Звук и его характеристики. Свойства звука. Голосовой аппарат человека. Слуховой аппарат человека. Инфразвуки и ультразвуки. Влияние звуков различных частот на здоровье человека. Применение звука ,ультразвука при диагностики и лечении .
7.Оптические параметры человека (4 ч.)
Прямолинейное распространение света. Законы отражения и преломления. Линзы. Построение изображения в линзах. Глаз человека как сложная оптическая система. Глаза различных представителей животного мира. Основные дефекты зрения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм. Очки. Как сохранить хорошее зрение: условия освещенности, оптимальное расстояние и угол зрения, правильный режим труда и отдыха.
8.Собственные физические поля человека (4.)
Виды физических полей тела человека. Их источники и характеристики. Электрические свойства тканей организма. Биотоки, импульсы мозга.
9.Электромагнитные излучения . Их воздействие на организм человека. Применение в медицине (4 ч.)
Человек в мире электромагнитных полей и импульсов. Ультрафиолетовое, инфракрасное, рентгеновское излучения и радиоактивное излучение . Свойства излучений. Воздействие излучений на организм человека. Применение в медицине для диагностики и лечения. Ознакомление с различными видами физиотерапевтической аппаратуры, их назначением, принципами действия, видами заболеваний, при лечении которых они применяются и другое. Техника безопасности при работе с оборудованием.
10.Периодические процессы в организме человека. (1ч)
Внутренние ритмы организма. Внешние воздействия и регулирование внутренних ритмов человека.
11.Физические факторы окружающей среды и здоровье человека(1ч).
Температура, влажность, скорость движения и давление воздуха, освещенность, шум, вибрация. Ионизирующие излучения,, электромагнитные волны и др. Солнечная радиация и другие физические воздействия космического происхождения (галактические, луна, межпланетное магнитное поле и др.)
12 обобщение.
Основные формы организации занятий:
лекции, беседы, решение расчетных, качественных и экспериментальных задач ; частично-поисковая деятельность; выполнение творческих заданий; практикумы; работа с дополнительной литературой; нахождение информации на пройденную тему;измерение различных параметров человека.
. Виды деятельности обучающихся на занятиях:
проверка наблюдательности; нахождение информации о физических явлениях;решение текстовых ,качественных и расчетных задач; расширение и систематизация знаний о физических явлениях поисковая работа: работа с измерительными приборами; измерение параметров человека, составление презентаций.
№ п/п | дата | тема |
план | факт |
1 | | | Обзорная лекция, иллюстрирующая всю широту спектра физических явлений, о которых можно говорить в связи со здоровьем человека или функционированием организма человека: оптические, механические, тепловые, электрические, магнитные и другие явления. |
2 | | | Единицы и эталоны величин. Погрешности прямых измерений. |
3 | | | Погрешности прямых измерений. Измерительные приборы,инструменты. |
4 | | | Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека. |
5 | | | Вестибулярный аппарат-система ориентации человека. Движение человека. |
6 | | | Перегрузки. Работа и мощность человека. Эргометры. |
7 | | | Практическая работа Измерение скорости реакции человека. |
8 | | | Законы движение жидкости по трубам переменного сечения. |
9 | | | Сложная система кровеносных и лимфатических сосудов в организме человека. |
10 | | | Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. Атмосферное давление и самочувствие человека. |
11 | | | Высокое и низкое давление. Приборы для измерения давления устройство и принцип работы. |
12 | | | Практическая работ Измерение атмосферного давления. Измерение артериального( кровяного) давления. |
13 | | | Температура человека, распределение температуры по телу человека. Процессы диффузии в живой природе. |
14 | | | Капиллярные явления. Смачиваемость. Терморегуляция. Оптимальный воздушно-тепловой режим для человека. |
15 | | | Приборы для измерения температуры человека. Применение низких и высоких температур при лечении человека. |
16 | | | Практическая работа Измерение температуры на различных участках тела |
17 | | | Колебания в живой природе. Звук и его характеристики. Свойства звука. |
18 | | | Голосовой аппарат человека. Слуховой аппарат человека. Инфразвуки и ультразвуки. |
19 | | | Влияние звуков различных частот на здоровье человека. Применение звука ,ультразвука при диагностики и лечении . |
20 | | | Практическая работа Устройство и принцип действия приборов для измерения характеристик звука. Устройство и принцип действия медицинских приборов применяемых для диагностики и лечения. |
21 | | | Прямолинейное распространение света. Законы отражения и преломления. Линзы. Построение изображения в линзах. Глаз человека как сложная оптическая система. |
22 | | | Глаза различных представителей животного мира. Основные дефекты зрения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм. Очки. |
23 | | | Оптические иллюзии. Как сохранить хорошее зрение: условия освещенности, оптимальное расстояние и угол зрения, правильный режим труда и отдыха. |
24 | | | Практическая работа Изучение особенностей зрения человека |
25 | | | Виды физических полей тела человека. |
26 | | | Источники и характеристики физических полей человека. Электрические свойства тканей организма. |
27 | | | Источники и характеристики физических полей человека. Электрические свойства тканей организма. Биотоки, импульсы мозга. |
28 | | | Человек в мире электромагнитных полей и импульсов. Ультрафиолетовое, инфракрасное, рентгеновское излучения и радиоактивное излучение . |
29 | | | Свойства излучений. Воздействие излучений на организм человека. |
30 | | | Применение в медицине для диагностики и лечения. |
31 | | | Ознакомление с различными видами физиотерапевтической аппаратуры, их назначением, принципами действия, видами заболеваний, при лечении которых они применяются и другое. Техника безопасности при работе с оборудованием. |
32 | | | Внутренние ритмы организма. Внешние воздействия и регулирование внутренних ритмов человека. |
33 | | | Температура, влажность, скорость движения и давление воздуха, освещенность, шум, вибрация. Ионизирующие излучения,, электромагнитные волны и др. Солнечная радиация и другие физические воздействия космического происхождения (галактические, луна, межпланетное магнитное поле и др.) |
34 | | | обобщение. |