«Физика человека»
программа внеурочной деятельности естественно-научной направленности
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ясенковская средняя общеобразовательная школа
Бобровского района Воронежской области
Программу разработала учитель физики Романовская Надежда Владимировна
г. Бобров
«ФИЗИКА ЧЕЛОВЕКА»
Пояснительная записка
Физика – наука о природе. Человек – неотъемлемая часть природы.Первейшая потребность человека – сохранение его жизни и здоровья. Отсутствие болезни – непременное условие человеческого счастья, всестороннего развития, ощущения полноты жизни. Одновременно здоровье населения – это народное достояние, важнейшее условие развития общества. Здоровье позволяет человеку учиться, трудится, заниматься спортом. Чтобы сохранить здоровье, нужно изучать свой организм, процессы, происходящие в нем. Однако, в курсе физики, изучаемой в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека.
Посещая обычную городскую поликлинику каждый человек сталкивается с большим числом физических методов исследования своего организма. Например, измеряется кровяное давление, регистрируются биопотенциалы сердца, проводятся физиотерапевтические лечения заболеваний с применением различной аппаратуры, вырабатывающей широкий спектр электромагнитных излучений.
Во многих семьях появились медицинские приборы, позволяющие самостоятельно проводить небольшие диагностические исследования собственного организма (определение давления, сахара в крови человека и др.).
Программа данного курса позволит учащимся значительно расширить свои знания в области физики человека за счет изучения отдельных процессов, происходящих в живых организмах на основе физических законов. Поможет установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и к другим наукам.
Программа составлена таким образом, что в ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с краткими данными о медицинской и биологической аппаратуре, расширят компетенции в вопросах профессионального самоопределения, сформируют учебную мотивацию для более осмысленного изучения физики в дальнейшем.
Курс рассчитан на 17 часов.
Основные цели курса:
Показать учащимся единство законов природы, применимость законов
физики к живому организму, перспективное развитие науки и техники, а также показать в каких сферах профессиональной деятельности им пригодятся полученные знания.
Формирование представлений о физических принципах и работе медицинских приборов диагностики и лечения заболеваний и патологий в человеческом организме.
Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи курса:
углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы, неотъемлемой частью которой является сам человек;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе практического применения знаний, умений и навыков по физике, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;
через развитие интереса к предмету повлиять на выбор учениками сферы профессиональной деятельности, способствовать формированию внутренней мотивации к реализации выбора в дальнейшем обучении;
создание условий для формирования и развития у обучающихся творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
физические законы, которые можно использовать при объяснении процессов,происходящих внутри организма человека;
особенности своего организма с точки зрения законов физики;
медицинские аппараты, необходимые человеку для определения самочувствия и оказания самостоятельной помощи собственному организму.
По окончании изучения курса учащиеся должны уметь:
работать с различными приборами, источниками, самостоятельно искать и приобретать новые знания, анализировать и оценивать новую информацию;
моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять и их помощью измерения, работать в соответствии с инструкцией;
представлять информацию в виде таблиц, графиков, небольших проектов;
обсуждать результаты деятельности, делать выводы, участвовать в дискуссии;
ответственно относиться к собственному здоровью и научиться навыкам его укрепления и сохранения.
Содержание тем учебного курса.
1.Введение (1 ч.)
Обзорная лекция, иллюстрирующая всю широту спектра физических явлений, о которых можно говорить в связи со здоровьем человека или функционированием организма человека: оптические, механические, тепловые, электрические, магнитные и другие явления.
2.Давление и аппараты для его измерения (2 ч.)
Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. Как создается давление внутри человека. Атмосферное давление и самочувствие человека. Высокое и низкое давление.
3.Терморегуляция живого организма. Течение крови по сосудам. (2 ч.)
Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления. Смачиваемость. Все о коже – лучшем «кровельном материале». Законы движение жидкости по трубам переменного сечения. Сложная система кровеносных и лимфатических сосудов в организме человека.
4.Звуковые волны и слух человека (2ч.)
Колебания в живой природе. Звук и его характеристики. Свойства звука. Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Слуховой аппарат человека. Инфразвуки и ультразвуки. Биоакустика рыб. Влияние звуков различных частот на здоровье человека.
5.Электрические и магнитные явления и здоровье человека (3 ч.)
Электрические свойства тканей организма. Человек в мире электромагнитных полей и импульсов. Биотоки, импульсы мозга. Почему можно оживить с помощью электрического разряда? Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью.Экскурсия в физиотерапевтический кабинет поликлиники. Ознакомление с различными видами физиотерапевтической аппаратуры, их назначением, принципами действия, видами заболеваний, при лечении которых они применяются и другое. Техника безопасности при работе с оборудованием.
6.Оптические параметры человека (2 ч.)
Прямолинейное распространение света. Законы отражения и преломления. Линзы. Построение изображения в линзах. Глаз человека как сложная оптическая система. Глаза различных представителей животного мира. Основные дефекты зрения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм. Очки. Как сохранить хорошее зрение: условия освещенности, оптимальное расстояние и угол зрения, правильный режим труда и отдыха.
7.Электромагнитные излучения и их применение в медицине (3 ч.)
Ультрафиолетовое, инфракрасное и рентгеновское излучения. В. Рентген, биографические данные. Открытие Х-лучей. Свойства рентгеновского излучения. Применение в медицине для диагностики и лечения. Почему необходимо регулярно делать флюорографию?Экскурсия в отделение функциональной диагностики.
8.Физические факторы окружающей среды и здоровье человека(1ч).
Солнечная радиация и другие физические воздействия космического происхождения (галактические, луна, межпланетное магнитное поле и др.),температура, влажность, скорость движения и давление воздуха, температура ограждающих поверхностей (радиационная температура от строительных конструкций, почвы, оборудования и др.), шум, вибрация, ионизирующие излучения, освещенность, электромагнитные волны и др.
9.Итоговая конференция (1 ч.)
Выступления – размышления учащихся по итогам элективного курса. Просмотр индивидуальных проектов, приготовленных учащимися. Обсуждение вопросов, касающихся культуры сохранения собственного здоровья.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Физика. Человек. Окружающая среда. | 1 |
2 | Давление и тело человека. | 1 |
3 | Давление и аппараты для его измерения. Практическая работа. | 1 |
4 | Тепловые процессы в теле человека. | 1 |
5 | Терморегуляция живого организма. | 1 |
6 | Колебания и человек. | 1 |
7 | Звуковые волны и слух человека. | 1 |
8 | Электрические свойства тела человека. | 1 |
9 | Магнитное поле и живые организмы. Биотоки, импульсы мозга. | 1 |
10 | Экскурсия в физиотерапевтический кабинет поликлиники | 1 |
11 | Глаз и зрение | 1 |
12 | Конференция «Как сохранить хорошее зрение». | 1 |
13 | Ультрафиолетовое, инфракрасное и рентгеновское излучения. | 1 |
14 | Аукцион медицинской аппаратуры.Принцип действия медицинских приборов для диагностики заболеваний (флюорография, рентген, кардиография, томография, ультразвуковые исследования, световолоконная оптика в обследованиях желудочно-кишечного тракта, оптические приборы в офтальмологических обследованиях и т.д.). | 1 |
15 | Экскурсия в отделение функциональной диагностики. | 1 |
16 | Физические факторы окружающей среды и здоровье человека. | 1 |
17 | Итоговая конференция | 1 |
Литература
1. Физика: Школьный курс, М., – АСТ-Пресс, 2000 г.
2. Программы элективных курсов. Физика. 9—11 классы. Профильное обучение / сост. В. А. Коровин. — М.:
Дрофа, 2005. - 125, [3] с.
3. Г. Физика, М., – Первое сентября, 2003. - № 16.
4. Г. Физика, М., – Первое сентября, 2003. - № 17.
5. Шилов В. Ф., Домашние экспериментальные задания по физике . 7-9 классы, М., – Школьная пресса, 2003 г.
6. МУП. Анатомия и физиология человека, 2003 г.
7. БЭНП. Биология 6-9 класс, 2003 г.