СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Физика человека"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса позволит расширить знания в области физики человека за счет изучения отдельных процессов, происходящих в живых организмах на основе физических законов.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Физика человека"»


«Физика человека»

программа внеурочной деятельности естественно-научной направленности





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ясенковская средняя общеобразовательная школа

Бобровского района Воронежской области

Программу разработала учитель физики Романовская Надежда Владимировна















г. Бобров

«ФИЗИКА ЧЕЛОВЕКА»

Пояснительная записка

Физика – наука о природе. Человек – неотъемлемая часть природы.Первейшая потребность человека – сохранение его жизни и здоровья. Отсутствие болезни – непременное условие человеческого счастья, всестороннего развития, ощущения полноты жизни. Одновременно здоровье населения – это народное достояние, важнейшее условие развития общества. Здоровье позволяет человеку учиться, трудится, заниматься спортом. Чтобы сохранить здоровье, нужно изучать свой организм, процессы, происходящие в нем. Однако, в курсе физики, изучаемой в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека.

Посещая обычную городскую поликлинику каждый человек сталкивается с большим числом физических методов исследования своего организма. Например, измеряется кровяное давление, регистрируются биопотенциалы сердца, проводятся физиотерапевтические лечения заболеваний с применением различной аппаратуры, вырабатывающей широкий спектр электромагнитных излучений.

Во многих семьях появились медицинские приборы, позволяющие самостоятельно проводить небольшие диагностические исследования собственного организма (определение давления, сахара в крови человека и др.).

Программа данного курса позволит учащимся значительно расширить свои знания в области физики человека за счет изучения отдельных процессов, происходящих в живых организмах на основе физических законов. Поможет установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и к другим наукам.

Программа составлена таким образом, что в ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с краткими данными о медицинской и биологической аппаратуре, расширят компетенции в вопросах профессионального самоопределения, сформируют учебную мотивацию для более осмысленного изучения физики в дальнейшем.

Курс рассчитан на 17 часов.

Основные цели курса:


  • Показать учащимся единство законов природы, применимость законов

  • физики к живому организму, перспективное развитие науки и техники, а также показать в каких сферах профессиональной деятельности им пригодятся полученные знания.

  • Формирование представлений о физических принципах и работе медицинских приборов диагностики и лечения заболеваний и патологий в человеческом организме.

  • Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачи курса:

  • углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы, неотъемлемой частью которой является сам человек;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе практического применения знаний, умений и навыков по физике, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;

  • через развитие интереса к предмету повлиять на выбор учениками сферы профессиональной деятельности, способствовать формированию внутренней мотивации к реализации выбора в дальнейшем обучении;

  • создание условий для формирования и развития у обучающихся творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента.

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

  • физические законы, которые можно использовать при объяснении процессов,происходящих внутри организма человека;

  • особенности своего организма с точки зрения законов физики;

  • медицинские аппараты, необходимые человеку для определения самочувствия и оказания самостоятельной помощи собственному организму.

По окончании изучения курса учащиеся должны уметь:

  • работать с различными приборами, источниками, самостоятельно искать и приобретать новые знания, анализировать и оценивать новую информацию;

  • моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять и их помощью измерения, работать в соответствии с инструкцией;

  • представлять информацию в виде таблиц, графиков, небольших проектов;

  • обсуждать результаты деятельности, делать выводы, участвовать в дискуссии;

  • ответственно относиться к собственному здоровью и научиться навыкам его укрепления и сохранения.

Содержание тем учебного курса.


1.Введение (1 ч.)

Обзорная лекция, иллюстрирующая всю широту спектра физических явлений, о которых можно говорить в связи со здоровьем человека или функционированием организма человека: оптические, механические, тепловые, электрические, магнитные и другие явления.

2.Давление и аппараты для его измерения (2 ч.)

Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. Как создается давление внутри человека. Атмосферное давление и самочувствие человека. Высокое и низкое давление.

3.Терморегуляция живого организма. Течение крови по сосудам. (2 ч.)

Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления. Смачиваемость. Все о коже – лучшем «кровельном материале». Законы движение жидкости по трубам переменного сечения. Сложная система кровеносных и лимфатических сосудов в организме человека.

4.Звуковые волны и слух человека (2ч.)

Колебания в живой природе. Звук и его характеристики. Свойства звука. Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Слуховой аппарат человека. Инфразвуки и ультразвуки. Биоакустика рыб. Влияние звуков различных частот на здоровье человека.


5.Электрические и магнитные явления и здоровье человека (3 ч.)

Электрические свойства тканей организма. Человек в мире электромагнитных полей и импульсов. Биотоки, импульсы мозга. Почему можно оживить с помощью электрического разряда? Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью.Экскурсия в физиотерапевтический кабинет поликлиники. Ознакомление с различными видами физиотерапевтической аппаратуры, их назначением, принципами действия, видами заболеваний, при лечении которых они применяются и другое. Техника безопасности при работе с оборудованием.



6.Оптические параметры человека (2 ч.)

Прямолинейное распространение света. Законы отражения и преломления. Линзы. Построение изображения в линзах. Глаз человека как сложная оптическая система. Глаза различных представителей животного мира. Основные дефекты зрения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм. Очки. Как сохранить хорошее зрение: условия освещенности, оптимальное расстояние и угол зрения, правильный режим труда и отдыха.



7.Электромагнитные излучения и их применение в медицине (3 ч.)

Ультрафиолетовое, инфракрасное и рентгеновское излучения. В. Рентген, биографические данные. Открытие Х-лучей. Свойства рентгеновского излучения. Применение в медицине для диагностики и лечения. Почему необходимо регулярно делать флюорографию?Экскурсия в отделение функциональной диагностики.


8.Физические факторы окружающей среды и здоровье человека(1ч).

Солнечная радиация и другие физические воздействия космического происхождения (галактические, луна, межпланетное магнитное поле и др.),температура, влажность, скорость движения и давление воздуха, температура ограждающих поверхностей (радиационная температура от строительных конструкций, почвы, оборудования и др.), шум, вибрация, ионизирующие излучения, освещенность, электромагнитные волны и др.


9.Итоговая конференция (1 ч.)

Выступления – размышления учащихся по итогам элективного курса. Просмотр индивидуальных проектов, приготовленных учащимися. Обсуждение вопросов, касающихся культуры сохранения собственного здоровья.
















Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

1

Физика. Человек. Окружающая среда.

1

2

Давление и тело человека.

1

3

Давление и аппараты для его измерения. Практическая работа.

1

4

Тепловые процессы в теле человека.

1

5

Терморегуляция живого организма.

1

6

Колебания и человек.

1

7

Звуковые волны и слух человека.

1

8

Электрические свойства тела человека.

1

9

Магнитное поле и живые организмы. Биотоки, импульсы мозга.

1

10

Экскурсия в физиотерапевтический кабинет поликлиники

1

11

Глаз и зрение

1

12

Конференция «Как сохранить хорошее зрение».

1

13

Ультрафиолетовое, инфракрасное и рентгеновское излучения.

1

14

Аукцион медицинской аппаратуры.Принцип действия медицинских приборов для диагностики заболеваний (флюорография, рентген, кардиография, томография, ультразвуковые исследования, световолоконная оптика в обследованиях желудочно-кишечного тракта, оптические приборы в офтальмологических обследованиях и т.д.).

1

15

Экскурсия в отделение функциональной диагностики.


1

16

Физические факторы окружающей среды и здоровье человека.

1

17

Итоговая конференция

1







Литература


1. Физика: Школьный курс, М., – АСТ-Пресс, 2000 г.

2. Программы элективных курсов. Физика. 9—11 классы. Профильное обучение / сост. В. А. Коровин. — М.:

Дрофа, 2005. - 125, [3] с.

3. Г. Физика, М., – Первое сентября, 2003. - № 16.

4. Г. Физика, М., – Первое сентября, 2003. - № 17.

5. Шилов В. Ф., Домашние экспериментальные задания по физике . 7-9 классы, М., – Школьная пресса, 2003 г.

6. МУП. Анатомия и физиология человека, 2003 г.

7. БЭНП. Биология 6-9 класс, 2003 г.