МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Иланского Красноярского края
Рассмотрено Согласовано на педагогическом совете Зам директора по ВР МБОУ «Иланская СОШ № 2» Куриленко И. М. Протокол № от .0 .2020 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Иланская СОШ № 2» ___________ Н. П. Сорокина Приказ № от .0 .2020 г. |
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
(общеинтеллектуальное направление)
Возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Разработана
учителем начальных классов
Шипулиной Натальей Владимировной
2020- 2021
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
разработана на основе Примерной программы по внеурочной деятельности начального основного и среднего общего образования для общеобразовательных организаций, программы курса по внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для учащихся 1-4 классов НОО (автор: Антошин М. К., М.: «Просвещение», 2020 г.) в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учебным планом по внеурочной деятельности МБОУ «Иланская СОШ № 2» на 2020-21 учебный год.
Вид программы: модифицированная
Направление программы: общеинтеллектуальное
Общая характеристика курса
Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.
Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и, в итоге, на всестороннее развитие личности ребёнка.
Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников, чтение занимает особое место. В ПООП НОО смысловое чтение определяется как общеучебное универсальное действие: «…смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной деятельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл. Главными целями смыслового чтения можно назвать максимально полное и точное понимание содержания и его последующее осмысление. Владение ребенком смысловым чтением — залог развития его устной речи и следующий ступени — речи письменной.
Новизна программы заключается в том, что чтение имеет две стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом. Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь, скорость и точность. При разработке программы учтены требования международных исследований РIRLS и PISA.
Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного чтения образовательных систем «Школа России».
Актуальность: развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов.
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:
дыхания;
артикуляционного аппарата;
дикции;
интонационного строя речи.
Цель: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей
Задачи:
полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.
расширять кругозор обучающихся через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
обогащать нравственно–эстетический опыт учащихся;
формировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
формировать познавательный интерес и любовь к чтению, развивать интерес к творчеству писателей;
развивать читательские умения и интерес к чтению книг.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа рассчитана для учащихся 1 класса, на 1 учебный год (33 часа).
Количество часов по четвертям, в год, периодичность занятий
Период обучения | Количество часов |
Неделя | 1 |
1 четверть | 9 |
2 четверть | 7 |
3 четверть | 9 |
4 четверть | 8 |
Итого за год | 33 часов |
Формы и методы работы
Занятия имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей — познавательные, практические, поисковые, игровые:
1. Познавательная деятельность:
познавательные беседы;
познавательные игры;
дискуссии;
дидактический театр;
экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза»).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему чтению.
Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
Возрастные особенности обучающихся: является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Возраст детей, участвующий в реализации данной программы 7-8 лет.
Описание ценностных ориентиров содержания курса: содержание программы внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа занятий — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Планируемые результаты освоения курса «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» в 1 классе:
владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей;
воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал;
устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному;
определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя;
определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого;
характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Личностные:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.
Предметные:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний; овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Второй уровень результатов - формирование ценностного отношения к социальной реальности; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Третий уровень результатов-получение школьником опыта самостоятельного общественного действия-школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: наблюдение,
тестирование, педагогическая диагностика.
Учебно- тематическое планирование
Содержание курса | Кол-во часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
Книги о природе и человеке | 17 | Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Познавательные: высказываться в устной и письменной формах, адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. Регулятивные: определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели. Коммуникативные: учитывать разные мнения, стремиться к координации, уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); – выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; – видеть черты русского национального характера других народов в героях народного эпоса; – выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; – использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; – выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»; – пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок. |
Книжки с моей полки | 4 | Личностные: формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культуры Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков. Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные: учащийся будет уметь работать с книгами- сборниками малых жанров фольклора. |
Зарубежная литература | 4 | Личностные: проявлять творческое отношение к действительности и творческие способности; проявлять познавательный интерес к способам решения новой учебной задачи. Познавательные: прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; составлять краткие аннотации к прочитанным книгам. Регулятивные: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность. Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы. Предметные: обучающийся будет уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. |
Книга — лучший подарок | 4 | Личностные: формирование способности к оценке своей учебной деятельности. Познавательные: владеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Регулятивные: различать способ и результат действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия. Коммуникативные: использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Предметные: будут уметь формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие; делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей; находить в произведениях средства художественной выразительности |
Человек и его дело | 2 | Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера Познавательные: ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); Регулятивные: уметь самостоятельно работать с новым произведением. Коммуникативные: участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Предметные: будут пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. |
Сказка ложь, да в ней намек… | 2 | Личностные: формирование уважительного отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Познавательные: отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; уметь самостоятельно работать с новым произведением. Коммуникативные: оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; работать в парах, группах; учиться навыкам сотрудничества. Предметные: будет уметь пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность. |
Итого | 33 | |
Тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | Описание примерного содержания занятий |
Раздел 1. Книги о природе и человеке (17ч) |
1. | Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» | | 1 | 03.09 | Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ средства художественной выразительности: сравнение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка |
2. | Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» | 1 | 10.09 | Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ идейного содержания. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка |
3. | Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» | 1 | 17.09 | Анализ содержания сказки. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Словарная работа |
4. | Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» | 1 | 24.09 | Анализ содержания научно-познавательных текстов. Сравнение текстов разных типов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение сказки по ролям. Взаимная оценка |
5. | Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» | 1 | 01.10 | Анализ содержания сказки. Определение главной мысли сказки. Восстановление последовательности событий. Логические |
6. | Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». | 1 | 08.10 | Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Извлечение необходимой информации из научно-познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. |
7. | Чувашская сказка «Почему зелёные ёлка с сосной» | 1 | 15.10 | Выразительное чтение по ролям отрывка сказки |
8. | Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» | 1 | 22.10 | Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения. Выразительное чтение отрывка рассказа. |
9. | Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» | 1 | 29.10 | Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану. |
10. | Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо». Средства художественной выразительности | 1 | 12.11 | Выявление и обсуждение средства художественной выразительности: описания |
11. | Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» | 1 | 19.11 | Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Извлечение нужной информации из научно-познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка |
12. | Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож» | 1 | 26.11 | Актуализация знаний об авторе. Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка |
13. | Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила». | 1 | 03.12 | Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Инсценировка отрывка из рассказа |
14. | Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» | 1 | 10.12 | Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Восстановление последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка |
15. | Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля» | 1 | 17.12 | Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Логические упражнения |
16. | Экскурсия в библиотеку. Словари | 1 | 24.12 | Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре |
17. | Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» | 1 | 14.01 | Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Инсценировка рассказа |
Раздел 2. Книжки с моей полки (4 ч) |
18. | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» | 1 | 21.01 | Узнают о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Виртуальное путешествие по тропинкам фольклора. |
19. | А.Милн «Непослушная мама» | 1 | 28.02 | Конкурс (работа в группах). |
20. | В. Дуров «Наша Жучка» | 1 | 04.02 | Дети высказывают своё собственное мнение по произведению В. Дурова «Наша Жучка» |
21. | Детские энциклопедии о растениях, животных, географии, истории | 1 | 11.02 | Дети знакомятся с детскими энциклопедиями |
Раздел 3. Зарубежная литература (4 ч) |
22. | А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» | 1 | 25.02 | Знакомятся с книгами-сборниками о детях и для детей, книгами о животных. Выставка книг. |
23. | А. Линдгрен «Пеппи длинный чулок» | 1 | 04.03 | Дают характеристику героям книги В. Осеевой, работают в парах. |
24. | Э.Браун «Сипсик» | 1 | 11.03 | Выполняют творческие зарисовки, работают в малых группах, презентуют работы. |
25. | Гауф В. Маленький Мук | 1 | 18.03 | Дети инсценируют отдельные эпизоды из произведения В. Гауфа |
Раздел 4. Книга — лучший подарок (4 ч) |
26. | «Поэтическая переменка: современная поэзия для детей» | 1 | 08.04 | Дети высказывают собственные суждения о смысле произведения, оценивают результаты своей и чужой работы на занятии, закрепляют собственные навыки работы с аппаратом книги. |
27. | Ценностное отношение к книге, к поэзии. | 1 | 15.04 | Дети смотрят презентацию к занятию, подготовленную учителем, а также видеофрагменты, отвечают на вопросы учителя по сказкам автора, оценивают результаты своей и чужой работы на занятии |
28. | Мини- проекты «Современная поэзия для детей» | 1 | 22.04 | Аудиторное занятие с презентаций и просмотром видео – фрагментов. Работа в малых группах. |
29. | Защита проекта «Современная поэзия для детей» | 1 | 29.04 | Защита проектов |
Раздел 5.Человек и его дело (2 ч) | |
30. | Яковлев Ю. «Цветок хлеба» | 1 | 06.05 | Дети слушают рассказ учителя, сопровождаемые видео-презентацией, высказывают собственные суждения о прочитанных произведениях, работают с текстом. |
31. | Паустовский К. «Теплый хлеб» | 1 | 13.05 | Аудиторное занятие с презентаций и прослушиванием музыкальных фрагментов. |
Раздел 6.Сказка ложь, да в ней намек… (2 ч) |
32. | «Сказка на экране. Просмотр художественного фильма "Морозко" по одноименной русской народной сказке». | 1 | 20.05 | Дети отбирают книги на выставке в соответствии с темой занятия, рассказывают о выбранной книге, оценивают поведение героев произведения, весомость приводимых доказательств и рассуждений автора, отвечают на вопросы учителя и одноклассников, оценивают результаты своей и чужой работы на занятии |
33. | Обсуждение художественного фильма "Морозко" по одноименной русской народной сказке». | 1 | 27.05 | Просмотр презентации, работа в малых группах. |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Книги о природе и человеке (20 ч)
И. Токмаковой «Сентябрь», В. Степанова «Что мы Родиной зовём», Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной», В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения», Чувашская сказка «Почему зелёные ёлка с сосной»,
Н. Сладков «Рыцарь», Г. Скребицкий «Лесное эхо», В. Осеева «Сторож», В. Осеева «Навестила», Е. Пермяк «Кто?», В. Драгунский «Англичанин Павля», Л. Каминский «Как Петя ленился», А. Рахимов «Каникулы!!! Ура!!!»
Книжки с моей полки (4 ч)
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», И. Тургенев «Капля жизни» А.Милн «Непослушная мама»
В. Дуров «Наша Жучка»
Зарубежная литература (4 ч)
А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»
«Пеппи длинный чулок», Э.Браун «Сипсик, Р.Распе «Самый правдивый человек на земле», Гауф В. Маленький Мук (викторина)
Книга — лучший подарок (4 ч)
«Поэтическая переменка: современная поэзия для детей»
Ценностное отношение к книге, к поэзии (читательская конференция)
Мини- проекты «Современная поэзия для детей» (работа в группах)
Защита проекта «Современная поэзия для детей» (проектная деятельность)
Человек и его дело (2 ч)
Яковлев Ю. «Цветок хлеба», Паустовский К. «Теплый хлеб»,
Сказка ложь, да в ней намек… (2 ч)
Сказка на экране. Просмотр художественного фильма "Морозко" по одноименной русской народной сказке».
осуждение художественного фильма "Морозко" по одноименной русской народной сказке».
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». (проектная деятельность)
Материально-техническое обеспечение реализации программы
1.Перечень литературы для педагога
Сборник рабочих программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / авторы -составители: Алексашина И. Ю, Антошин М. К., Борисова О. А., Волкова С. И., Глаголева Ю. И.и др. — М.: «Просвещение», 2020..
Работа с текстом: 1 класс / О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2019, 2020 г.
2..Перечень литературы для обучающихся
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова. Издательство «Стрекоза», 2010
В. Железняков «Таня и Юсник» Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012г.
В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012
Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
Книги-сборники малых жанров фольклора. Издательство «Феникс», 2012 г
Книги-сборники о детях и для детей, С. Михалкова Издательство «Стрекоза», 2010
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков. Издательство: Стрекоза, 2010
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)..
Русская народная сказка «Морозко» Издательство «Стрекоза», 2010
Чувашская сказка «Почему зелёные ёлка с сосной», Издательство: «Стрекоза», 2010
3.Цифровые образовательные ресурсы
Сайт издательства «Вентана-Графwww.vgf.ru
Сайт «Инфоурок» http://infourok.ru/
Сайт «Видеоурок» [email protected]
4.Материально-техническое обеспечение курса
Печатные пособия:
Работа с текстом: 1 класс / О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2019, 2020 г.
Видео-аудиоматериалы:
Электронное приложение (диск) «Детям о писателях»
Оборудование:
Проектор
Интерактивная доска (Экран)
Ноутбук
Колонки
Магнитная доска для крепления таблиц, плакатов
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе,
-ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей учебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-устойчивого учебно-познавательного интереса к общим способам решения задач;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; владеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.
Предметные:
Обучающийся научится:
-осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении;
-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
-приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной и художественной литературы;
-воспринимать художественную литературу как вид искусства; осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку; соотносить нравственно-эстетические идеалы автора.