г. Донецк
2025-2026г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я умею» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) основного общего образования (далее – АООП ООО В.9.2).
- формировать представления и знания о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта;
- формировать социальное поведение, умение обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия;
Программа курса внеурочной деятельности «Я умею» реализуется в рамках социального направления. Программа способствует формированию у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью навыков самообслуживания.
Внеурочная деятельность «Я умею» способствует развитию у обучающихся социально значимых навыков, служит формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, творческой активности, помогает познать свои внутренние психологические характеристики, собственные возможности, положительные качества, учит правильному поведению в различных жизненных ситуациях.
Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Усвоение обучающимися принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. «Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности — в семье, школе и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.
Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию детей с ОВЗ в общество, активное приспособление (адаптацию) их к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. В контексте формирования личности обучающихся социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.
- индивидуального и дифференцированного подхода.
- здоровьесберегающие технологии.
- игровые технологии.
- личностно-ориентированные технологии.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
- методы стимулирования учебной мотивации интереса обучающихся через создание ситуаций новизны и ситуаций успеха, познавательные игры;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требованиями к результатам освоения программы представляют собой описание возможных результатов.
5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека. Уход за ушами. Гигиена слуха. Уход за волосами. Осанка - стройная спина. Закаливание организма. Полезные и вредные привычки.
Школа хороших манер. В чём секрет волшебных слов? Поведение в школе. Поведение в столовой. Поведение в общественных местах, кино, театре, клубе, музее.
Состав семьи, родственные отношения. Взаимоотношения в семье. Наша школьная семья. Организация семейных праздников. Межличностные отношения. Знакомство. Приятельство. Дружба.
Пылесос. Интерьер. Обустройство собственного уголка или комнаты. Организация рабочего и спального места. Гигиена сна. Комнатное цветоводство. Правила ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание). Виды мебели и уход за ней. Повседневная и регулярная уборка жилища.
Здоровье и его главные законы. Гигиена сна. Закаливание. Друзья твоего здоровья (солнечный свет, чистая вода, рациональное питание, физические упражнения, отдых, глубокий сон, разум). Как победить простуду? Предупреждение простудных заболеваний
Стадион, спортзал, бассейн, тренажёрный зал. Их назначение и правила посещения.
Природа и человек (экологические проблемы, роль человека в сохранении природной среды, правила поведения в ней).
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Сборник методических материалов «Вариативные модели успешной социализации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР (от предпрофессиональной подготовки до трудовой занятости)» Псков 2018г.
Модели лучших практик в сфере социализации, реабилитации, образования детей и взрослых с нарушениями развития. – М. : Теревинф, 2018. – 297 с.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000
Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР/ Псков 2018
Количество часов по программе в неделю -1 занятие, в год 34 - занятия.
В соответствии с календарным учебным графиком на 2025– 2026 учебный год, количество учебных часов составляет –33 занятия, программа сокращена по причине праздничных дней – 01.05
№ п/п | Тема занятия | Цель | Дата | Кол-во часов | Материалы и оборудование | Содержание, виды деятельности обучающегося |
Личная гигиена 6 |
1 | Правила чистоты | Систематизация знаний о «личной гигиене», привитие навыков здорового образа жизни. | 05.09 | 1 | Предметы личной гигиен ИКТ, сюжетные, предметные картинки, карточки-задания | Повторение за учителем коротких предложений. Карточки-задания Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, |
2 | Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека. | Формирование бережного отношения к зрению; ознакомление с правилами ухода за глазами. | 12.09 | 1 | ИКТ, сюжетные, предметные картинки, карточки-задания | Упражнения для укрепления глазных мышц правилам охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. Гимнастика для глаз. Д/И «Вредно – полезно». |
3 | Уход за ушами. Гигиена слуха. | Формирование элементарного представления о значении органа слуха, гигиене слуха. | 19.09 | 1 | ИКТ, сюжетные, предметные картинки «Уход за ушами», карточки-задания, предметы личной гигиены | Д/И «Узнай по звуку» Карточка с изображением животного (собака, корова, кошка, лягушка, петух, пчела, гусь, утка). Слушает звуки, которые свойственны этому животному. Отгадывает, какое животное изображено. Д/И «Какой музыкальный инструмент звучит?» Правила ухода за ушами «Береги уши» |
4 | Осанка - стройная спина. | Формирование знаний о правильной осанке | 26.09 | 1 | ИКТ, сюжетные, предметные картинки, плакат «Учитесь правильно сидеть, стоять и ходить» карточки-задания | Выполнение упражнений для правильной осанки сидя, лежа на коврике. Выполнение танцевальных движений на координацию. |
5 | Полезные и вредные привычки. | Формирование знаний о вредных и полезных привычках. | 03.10 | 1 | ИКТ, сюжетные, предметные картинки, карточки-задания | Работа по сюжетным картинкам «Привычки полезные и вредные». Просмотр видеосюжета «О хороших и дурных привычках». Д/У «Определи какая это привычка» |
6 | Уход за волосами. | Расширение знаний о волосах и уходе за ними. | 10.10 | 1 | ИКТ, сюжетные, предметные картинки, карточки-задания | Основные цвета волос. Работа с картинками. Уход за волосами. Массаж кожи головы |
Культура поведения 4 |
7 | Школа хороших манер. В чём секрет волшебных слов? | Формирование представлений о различных формах вежливого общения между людьми | 17.10 | 1 | ИКТ, сюжетные, предметные картинки, карточки-задания | Работа по сюжетным картинкам. Разъяснение значения волшебных слов («спасибо», «пожалуйста», «извини», «ты молодец», «удачи». Они делают жизнь ярче и счастливее. Упражнения для отработки навыков вежливого общения. Упражнение: «Круг вежливых слов», Д/И «Хорошо ли, плохо ли» |
8 | Поведение в школе. | Формирование знаний о правилах культурного поведения в школе, | 24.10 | 1 | ИКТ, сюжетные, предметные картинки, карточки-задания | Работа по сюжетным картинкам. Дидактические игры. Карточки-задания. дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?» |
II четверть |
9 | Поведение в столовой. | Формирование знаний об этикете, о правилах поведения за столом | 07.11 | 1 | ИКТ, сюжетные, предметные картинки, карточки-задания | Работа по сюжетным картинкам. Просмотр презентации «Правила поведения в школьной столовой и за столом во время еды». |
10 | Поведение в кино, клубе | Формирование знаний о правилах поведения в зрелищных и культурно – просветительных учреждениях | 14.11 | 1 | ИКТ, сюжетные, предметные картинки, карточки-задания | Рассматривание ситуаций, связанных общей темой. Правила поведения в театре, в кино, на концерте. Повторение слов, предложений за педагогом. |
Мир взаимоотношений 8 |
11 | Состав семьи, родственные отношения. | Формирование представлений о семье | 21.11 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа по презентации «Моя семья». Повторение слов, предложений за педагогом. Семейные традиции (работа с сюжетными картинками). Карточки-задания на формирование представлений о членах семьи. |
12 | Взаимоотношения в семье. | Формирование представлений о дружеских взаимоотношениях в семье | 28.11 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа по презентации «Моя семья». Повторение слов, предложений за педагогом. Семейные традиции (работа с сюжетными картинками): празднование дней рождений и семейных праздников; домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам; совместные игры с детьми; семейный обед; ритуалы приветствия и прощания; совместные прогулки. Работа с раскраской «Чаепитие» |
13 | Организация семейных праздников. | Формирование представлений о ценности семейных праздников | 05.12 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа по презентации «Семейные праздники» (Новый год, Пасха, Масленица День рождения). Повторение слов, предложений за педагогом. Семейные традиции (работа с сюжетными картинками). Работа с раскраской |
14 | Наша школьная семья | Формирование доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали в школьном коллективе | 12.12 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Просмотр видео «Праздники в школе». Рассматривание школьных фото. Повторение слов, предложений за педагогом. Повторение школьных правил. |
15 | Культура общения. | Формирование представления о социально одобряемом поведении. | 19.12 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Правила вежливости, Практические ситуации. |
16 | Межличностные отношения. Знакомство. | Формирование представления о межличностных отношениях: знакомство | 26.12 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа по сюжетным картинкам. Как познакомиться с другим человеком. Повторение слов, предложений за педагогом. |
III четверть |
17 | Межличностные отношения. Приятельство. | Формирование представления о межличностных отношениях: приятельство | 16.01 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа по сюжетным картинкам. Повторение слов, предложений за педагогом |
18 | Межличностные отношения. Дружба | Формирование представления о межличностных отношениях: дружба | 23.01 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа по сюжетным картинкам. Повторение слов, предложений за педагогом |
Жилище 5 |
19 | Интерьер. Обустройство собственного уголка или комнаты. | Ознакомление с понятием- интерьер, показать значимость интерьера в жизни людей. | 30.01 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями. Выполнение аппликации комнаты. Вырезание деталей. Расположение и наклеивание деталей. |
20 | Виды мебели по назначению (для гостиной, спальни, детской, прихожей, кухонная мебель) | Систематизация знаний о видах мебели | 06.02 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями. Какие бывают комнаты в квартире, доме. Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера. Игра «Какая это комната?» |
21 | Организация рабочего и спального места. | Формирование знаний об организации рабочего места и культурно-гигиенических правилах содержания спального места | 13.02 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями. Организация рабочего места. Правила гигиены спального места |
22 | Повседневная и регулярная уборка жилища. Пылесос. | Формирование умений выполнять последовательные действия при уборке помещений. | 20.02 | 1 | Сюжетные и предметные картинки, инвентарь. | Инструменты, необходимые для уборки помещения. Соблюдение последовательности действий при уборке помещения: разложить вещи по местам; подмести пол; вытереть пыль; вымыть пол |
23 | Комнатное цветоводство. Правила ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание). | Формирование знаний о комнатных растениях и правилами ухода за ними. | 27.02 | 1 | Комнатные растения, лейка, опрыскиватель, губка | Работа с предметными и сюжетным картинками. Планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы по уходу за комнатными растениями и последующее её выполнение. Определение необходимости полива комнатного растения. Удаление сухих листьев с растений. мыть растение, и иллюстрациями. |
Здоровье 4 |
24 | Друзья твоего здоровья | Формирование знаний о здоровом образе жизни, ежедневно соблюдать правила личной гигиены. | 06.03 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа с предметными и сюжетным картинками: солнечный свет, чистая вода, рациональное питание, физические упражнения, отдых, глубокий сон |
25 | Закаливание. | Формирование представлений о закаливании, о видах закаливания, о природных факторах закаливания и влияние закаливания на организм человека | 13.03 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа с предметными и сюжетным картинками: Закаливание солнцем. Правила закаливания солнцем. Закаливание водой. Правила закаливания водой. Закаливание воздухом. Правила закаливания воздухом. |
26 | Гигиена сна. | Формирование здорового образа жизни, через соблюдение гигиены сна. | 20.03 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа с предметными и сюжетным картинками. Правила здорового сна: ложиться спать и вставать в одно и то же время; перед сном надо совершить прогулку, принять тёплый душ. Если нет душа – умыться, вымыть ноги, обязательно почистить зубы. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы. Не есть на ночь! Спать нужно в полной темноте. Спать в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке. Спать на ровной постели. Спать лучше на спине или на правом боку. Не рекомендуется спать на левом боку, особенно свернувшись калачиком. |
27 | Как победить простуду? Предупреждение простудных заболеваний | Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни | 27.03 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа с предметными и сюжетным картинками. Ознакомление с профилактическими мероприятиями, помогающими сохранить собственное здоровье: закаливание (ходьба по траве, песку босиком), регулярные физические нагрузки, правильное питание (свежие овощи и фрукты, отвар шиповника, который богат на витамин С, орехи, семечки, растительные масла, каши, морскую рыбу, и, конечно же, чеснок и лук) |
IV четверть |
Учреждения и организации 4 |
28 | День здоровья | Формирование практических навыков здорового образа жизни. | 10.04 | 1 | Спортивный инвентарь, раскраска «Спорт» | Принимает участие в спортивных эстафетах, конкурсе рисунков |
29 | Учреждения и организации: стадион | Формирование навыков здорового образа жизни. | 17.04 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа с предметными и сюжетным картинками. Назначение и правила посещения стадиона. |
30 | Учреждения и организации: спортзал, тренажёрный зал. | Формирование навыков здорового образа жизни. | 24.04 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа с предметными и сюжетным картинками. Назначение и правила посещения спортзала, тренажёрного зала. |
31 | Учреждения и организации: бассейн, | Формирование навыков здорового образа жизни. | 08.05 | 1 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа с предметными и сюжетным картинками. Назначение и правила посещения бассейна. |
Природа и человек 2 |
32-33 | Природа и человек (экологические проблемы, роль человека в сохранении природной среды, правила поведения в ней). | Ознакомление с основными экологическими проблемами нашей планеты, связанными с деятельностью человека | 15.05 22.05 | 2 | Предметные, сюжетные картинки, ИКТ, карточки-задания | Работа с предметными и сюжетным картинками. Влияние человека на окружающий мир. Сохранение природы. |
| |