государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
РАССМОТРЕНО на методическом объединении учителей начальных классов ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР _______________Н.Л.Юрьева Протокол № ____________ «1» сентября 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР _______________ Н.В.Бортникова «1» сентября 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР _______________ И.Ф. Токарева Приказ № __________________ «1» сентября 2020 г. |
Программа внеурочной деятельности
«Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа»
на 2020-2021 учебный год
2 группа
(2 а класс, учитель – Горбунова И. В.)
Содержание
1. | Пояснительная записка | | 1.1 | Перечень нормативных документов | | 1.2. | Цели и задачи программы внеурочной деятельности | | 2. | Содержание программы внеурочной деятельности | | 3. | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности | | 3.1. | Личностные результаты | | 3.2. | Метапредметные результаты | | 4. | Тематическое планирование курса внеурочной деятельности | | 5 | Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности | | 5.1. Технические средства 5.2 Список литературы 5.3. Электронно-образовательные ресурсы | 3 3 3 5 12 12 12 13 15 15 15 16 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ " Об образовании и Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2.) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.
5. СанПин 2.4.2.2821-10 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189.
6. СанПин 2.4.2.3286-15 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26.
1.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цель изучения: обеспечение в ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНРдиагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР, создание условий для их развития.
Основными задачами курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» являются:
- всестороннее комплексное обследование детей;
- установление характера и причин выявленных отклонений;
- определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи;
- прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе;
- консультативная работа с педагогами, родителями.
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы.
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);
- формирование произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложений и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры.
Курс внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» играет важную роль в воспитании у обучающихся четкой, внятной, выразительной речи.
Эта работа осуществляется в нескольких направлениях: на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь. Одной из важных задач курса является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т.д.).
Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям идет параллельно.
Одной из основных задач начального периода является развитие фонематического слуха. Следует научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение звуков от резко отличных до акустически и артикуляционно близких. Ведется большая работа по подготовке к анализу звукового состава слова.
Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные. В целях подготовки учащихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.
Далее продолжается формирование навыка правильного произношения звуков, проводится работа по дифференциации звуков /твердых - мягких, свистящих - шипящих, звонких - глухих/. По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звуками все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отработанный в соответствии с программой по развитию речи.
Для дифференциации выделены все пары сходных звуков.
Одной из основных особенностей обучения в подготовительном классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв. Продолжается работа по закреплению на материале из программы по развитию речи.
Программой предусмотрена также подготовка детей к усвоению смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» предусматривает:
Диагностическая работа:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельностьребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекция и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения;
Консультативная работа:
- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам,
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующихфакторов.
Этап сбора и анализа информации(информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации(организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки(регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Развитие словаря
Работа над накоплением детьми пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим миром, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий.
Расширение словаря за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
Формирование понимания простых предлогов. Формирование понятия слово и умение оперировать им.
Формирование грамматического строя речи
Развитие умения детей различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Формирование умения понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
Обучение образованию и использованию в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формирование умения образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
Обучение согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Формирование умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
Формирование умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
Развитие просодической стороны речи
Формирование у детей правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
Формирование навыка мягкого голосоведения.
Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию логопеду).
Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех групп.
Формирование правильных уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизация поставленных звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
Формирование у детей умения различать на слух длинные и короткие слова.
Формирование умения запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Развитие умения передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
Формирование понятия слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
Формирование у детей умения различать гласные и согласные звуки.
Развитие умения выделять из ряда звуков гласные звуки.
Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Развитие умения выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Развитие умения выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
Развитие умения выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).
Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Формирование понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Развитие связной речи и навыков речевого общения
Развитие у детей умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
Развитие реакции на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.
Развитие умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
Формирование умения повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составление короткого описательного рассказа с помощью взрослого.
Формирование навыка пересказа. Обучение пересказыванию хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционноймоторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений, представлений о времени;
развитие слухового внимания и памяти, фонетико-фонематическихпредставлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
навыков анализа, группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умения планировать деятельность.
4. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т. д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Характеристика детей с ОНР (III уровень)
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бейка мотлит и не узнана» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы, потамутшхбйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие; из трех-пяти слогов («акваиюм» — аквариум, «татал-лист» — тракторист, «вадапавод» — водопровод, «зади-гайка» — зажигалка).
Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах(«взяла с ясика»— взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «пйситламастел, касит лучком»— пишет фломастером, красит ручкой и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточнаясформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, суп из курицы — куриный и т. п.»).
В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» —«ключит свет» «виноградник» —«он садит»и т. п.)- Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.
Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» —«руки»,вместо «воробьиха» —«воробьи»и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — домник», «палки для лыж —палныеъ), пропуски и замены словообразовательных аффиксов(«тракторйл— тракторист, абрикбснын— абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый —свитенбй, свицой»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый —горохвый, «меховой — мёхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «палътш, «кофнички» — кофточки,«посуда» — «миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог —«корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк»)и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра»)«кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточнаясформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневйк» — снеговик, «хихийст» — хоккеист), антиципации («астббус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвёдь» — медведь), усечение слогов («мисанёл» — милиционер, «вапра-вдт» — водопровод), перестановка слогов («вбкрик» — коврик, «восблики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корабылъ» — корабль, «ты-раёа» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с 6 летнего возраста и рассчитана на 2 года коррекционно - развивающей работы.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие интегративные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.
Одной из основных задач программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой подгруппы детей предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованной образовательной и свободной деятельности.
Основой программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Рабочая программа имеет в своей основе также принципы интеграции взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности; концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном счете обеспечивает поступательное развитие.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, воспитателей. Взаимодействие специалистов отражено в плане взаимодействия специалистов, а также в совместной работе в разных образовательных областях.
Таким образом,целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией взаимодействия специалистов и родителей дошкольников.
Основной формой работы во всех образовательных областях программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральными государственными требованиями является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из форм работы с детьми при условии максимального использования игровых форм в рамках каждого занятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Личностные результаты
- воспитание уважительного отношения к иному мнению.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
- развитие стремления к саморазвитию, желания открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать.
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья.
- воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности.
- знание и выполнение правил личной гигиены на уроках произношения.
- соблюдение этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий.
- развитие желания сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми.
- знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
- воспитание умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия.
- воспитание умения подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда.
- развитие умения понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
- развитие способности свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции.
- умение целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия.
- соблюдение правил речевого этикета при общении (обращение, просьба).
- умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии.
- умение пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии.
- умение применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы.
- воспитание умения адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
3.2. Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Овладение способностью сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда).
3. Определение общей цели и путей ее достижения.
4. Умение с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей.
5. Умение выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
6. Умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
7. Овладение способностью работать в определённом темпе.
8. Умение применять знания в новых ситуациях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Виды и формы организации внеурочной деятельности |
1 2 | Обследование учащихся | 2 | Беседа по серии картинок, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
3 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда Дифференциация звуков[ы]-[и] и букв ы-и | 1 | Беседа – размышление, познавательная деятельность |
4 | Дифференциация букв а-я, о-ё | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность |
5 | Дифференциация букв у-ю, ё-ю | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
6 | Дифференциация звуков [с]-[с’] | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
7 | Дифференциация звуков [з]-[з’] | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность |
8 | Дифференциация звуков [с]-[з] и букв с-з | 1 | Практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность |
9 | Автоматизация звука [ц] | 1 | Практическое занятие, творческая деятельность |
10 | Дифференциация звуков [с]-[ц] и букв с-ц | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
11 | Дифференциация звуков [ц]-[т’] и букв ц-т | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
12 | Автоматизация звука [ш] | 1 | Коллективное практическое занятие, творческая деятельность, игровая деятельность |
13 | Дифференциация звуков [с]-[ш] и букв с-ш | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
14 | Автоматизация звука [ж] | 1 | Практическое занятие, практическая деятельность, игровая деятельность |
15 | Дифференциация звуков [з]-[ж] и букв з-ж | 1 | Беседа, творческая деятельность, практическая деятельность |
16 | Дифференциация звуков [ш]-[ж] и букв ш-ж | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
17 | Автоматизация звука[ч] | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
18 | Дифференциация звуков [ч]-[т’] и букв ч-т Дифференциация звуков [ч]-[с] и букв ч-с | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
19 | Дифференциация звуков [ц]-[ч] и букв ц-ч | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
20 | Автоматизация звука [щ] | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
21 | Дифференциация звуков [щ]-[с’] и букв щ-с Дифференциация звуков [щ]-[ч] и букв щ-ч | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
22 | Дифференциация звуков [щ]-[ш] и букв щ-ш | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
23 | Дифференциация звуков [г]-[к] и букв г-к | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
24 | Дифференциация звуков [д]-[т] и букв д-т | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
25 | Дифференциация звуков [б]-[п] и букв б-п | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
26 | Дифференциация звуков [в]-[ф] и букв в-ф | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
27 | Автоматизация звуков [л], [л’] | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
28 | Дифференциация звуков [л]-[л‘] | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
29 | Автоматизация звуков [р], [р’] | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
30 | Дифференциация звуков [р]-[р’]. | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
31 | Дифференциация звуков [р]-[л] и букв р-л | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
32 | Дифференциация звуков [р]-[л] и букв р-л | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
33 | Дифференциация звуков [р’]-[л’] и букв р-л | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
34 | Дифференциация звуков [р’]-[л’] и букв р-л | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
35 | Дифференциация звуков [р’]-[л’] и букв р-л | 3 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Технические средства
1. Интерактивная доска
2. Персональный компьютер с принтером
3. Мультимедийный проектор
5.2. Список литературы
1.Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя – логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. Электронная версия альбома-пособия 1-2 класс. Издательство «АРКТИ» 2013 г
2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений. Издательство «Сфера», Москва, 2013
3. Пожиленко Е.Ф. Волшебный мир звуков и слов. Книга для логопедов и воспитателей. КАРО, Санкт – Петербург, 2011 г
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начальная школа. Составитель Савинов. Просвещение 2011 г.
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва. Просвещение 2014 г.
6. Примерные программы начального общего образования в 2 – х частях. Просвещение 2014 г.
7. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Ковалевой, Логиновой. Просвещение 2014 г.
8.Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М: АСТ-ПРЕСС, 2012 г
9. Т.Г.Юдина. Логопедические упражнения (компакт - диск) - издательство «Учитель». Выпуск 1, 2015г.
10.Е.В.Зубович, Л.Е. Жуковская, Л.Е.Кыласова и др. Логопедические упражнения (компакт - диск) - издательство «Учитель». Выпуск 2, 2015 г.
11. Логопедическая коррекционная программа. «Игры для Тигры».
5.3. Электронно-образовательные ресурсы
1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс (Диск CD-ROM), автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
2. http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе
5. http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал
6. http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - Открытый класс
7. http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)