СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 группа

2 класс

Просмотр содержимого документа
«ВНЕУРОЧ Инд раб 1 группа»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи



РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

учителей начальных классов

ГБОУ Бирская КШИ

для обучающихся с ТНР

_______________Н.Л.Юрьева

Протокол № ____________

«1» сентября 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе ГБОУ

Бирская КШИ для обучающихся с ТНР

_______________ Н.В.Бортникова

«1» сентября 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ Бирская КШИ

для обучающихся с ТНР

_______________ И.Ф. Токарева

Приказ № __________________

«1» сентября 2020 г.











Программа внеурочной деятельности

«Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа»

на 2020-2021 учебный год

1 группа

(2 а класс, учитель – Горбунова И. В.)







Содержание

1.

Пояснительная записка


1.1

Перечень нормативных документов


1.2.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности


2.

Содержание программы внеурочной деятельности


3.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


3.1.

Личностные результаты


3.2.

Метапредметные результаты


4.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности


5

Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности


5.1. Технические средства

5.2 Список литературы

5.3. Электронно-образовательные ресурсы



3

3

3

5

10

10

11

12

14

14

14

14














  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ " Об образовании и Российской Федерации".

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2.) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

5. СанПин 2.4.2.2821-10 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189.

6. СанПин 2.4.2.3286-15 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26.


1.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности

Цель изучения:

обеспечение в ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР, создание условий для их развития.

Основными задачами курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» являются:

- всестороннее комплексное обследование детей;

- установление характера и причин выявленных отклонений;

- определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи;

- прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы;

- формирование фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем);

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование сложной слоговой структуры слова;

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- формирование произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- формирование языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложений;

- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе;

- консультативная работа с педагогами, родителями;

Курс внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые логопедические занятия»играет важную роль в воспитании у обучающихся четкой, внятной, выразительной речи.

Эта работа осуществляется в нескольких направлениях: на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь. Одной из важных задач курса является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата.

В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т.д.).

Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям идет параллельно.

Одной из основных задач начального периода является развитие фонематического слуха. Необходимо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение звуков от резко отличных до акустически и артикуляционно близких. Ведется работа по подготовке к анализу звукового состава слова.

Затем большое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости - мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направленная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные. В целях подготовки обучающихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.

Далее продолжается формирование навыка правильного произношения звуков, проводится работа по дифференциации звуков /твердых - мягких, свистящих - шипящих, звонких - глухих/. По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звуками все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отработанный в соответствии с программой по развитию речи.

Для дифференциации выделены все пары сходных звуков.

Одной из основных особенностей обучения является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв. Продолжается работа по закреплению на материале из программы по развитию речи.

Программой предусмотрена также подготовка детей к усвоению подвижности ударения и смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» предусматривает:

Диагностическая работа:

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

- коррекция и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения;

Консультативная работа:

- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам,

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующихфакторов.

Этап сбора и анализа информации(информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации(организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки(регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Развитие словаря

Работа над накоплением детьми пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим миром, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий.

Расширение словаря за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.

Формирование понимания простых предлогов. Формирование понятия слово и умение оперировать им.

Формирование грамматического строя речи

Развитие умения детей различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

Формирование умения понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

Обучение образованию и использованию в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Формирование умения образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.

Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

Обучение согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Формирование умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

Формирование умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

Развитие просодической стороны речи

Формирование у детей правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

Формирование навыка мягкого голосоведения.

Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию логопеду).

Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех групп.

Формирование правильных уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизация поставленных звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

Формирование у детей умения различать на слух длинные и короткие слова.

Формирование умения запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Развитие умения передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Формирование понятия слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

Формирование у детей умения различать гласные и согласные звуки.

Развитие умения выделять из ряда звуков гласные звуки.

Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Развитие умения выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

Развитие умения выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

Развитие умения выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков

(ам, он, пу, та, кот, уха).

Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Формирование понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

Развитие связной речи и навыков речевого общения

Развитие у детей умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

Развитие реакции на интонацию и мимику, соответствующую интонации.

Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.

Развитие умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

Формирование умения повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составление короткого описательного рассказа с помощью взрослого.

Формирование навыка пересказа. Обучение пересказыванию хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционноймоторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематическихпредставлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т. д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Характеристика детей с ОНР (II уровень)

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить моко» — дай пить молоко; «баска ататьнйка» — бабушка читает книжку; «дадай гать» — давать играть; «во изйасанямясик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «тиёза» — три ежа, «мога каф»— много кукол, «синя када-сы» — синие карандаши, «лёт бадйка» — льет водичку, «тасинпетакбк» — красный петушок и т. д.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «алйл»— налил, полил, вылил, «ги-бы суп»— грибной суп, «дайка хвот»— заячий хвост и т, п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тшбфи» —туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транс-: порт, детенышей животных и т. п. («юка» — рука, локоть, плечо, пальцы, «стуй» — стул, сиденье, спинка; «мис- ка» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза;«лиска» — лисенок,«мйнъкавбйк»— волченок и т. д.). Заметны трудности в; понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям с ОНР II (уровень) крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания обучающихся малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуко наполняемости:«Дандйс» — карандаш, «аквая» — аквариум, «виписёд» — велосипед, «мисанёй»— милиционер, «хадйка» — холодильник.

Логопедические занятия в группе для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые.

В связи с этим индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовка детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.

На индивидуальных занятиях проводится работа:

- по активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

- подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

- постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.

Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:

- развитие понимания речи;

- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной фразовой речи.

Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:

- словарного запаса;

- грамматически правильной речи;

- связной речи;

- звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.


3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Личностные результаты

- воспитание уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

- развитие стремления к саморазвитию, желания открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

- воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности;

- знание и выполнение правил личной гигиены на уроках произношения;

- соблюдение этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;

- развитие желания сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми;

- знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- воспитание умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;

- воспитание умения подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда;

- развитие умения понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- развитие способности свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции;

- умение целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;

- соблюдение правил речевого этикета при общении (обращение, просьба);

- умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии;

- умение пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии;

- умение применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- воспитание умения адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.

3.2. Метапредметные результаты

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- овладение способностью сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);

- определение общей цели и путей ее достижения;

- умение с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;

- умение выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;

- умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

- овладение способностью работать в определённом темпе;

- умение применять знания в новых ситуациях.


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема занятий

Кол-во часов

Виды и формы организации внеурочной деятельности

1

2

Обследование учащихся

2

Беседа по серии картинок, познавательная деятельность, ответы на вопросы

3

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда

Дифференциация звуков[ы]-[и] и

букв ы-и

1

Беседа – размышление, познавательная деятельность, игровая деятельность

4

Дифференциация букв а-я, о-ё

1

Коллективная работа, практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность

5

Дифференциация букв у-ю, ё-ю


1

Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок

6

Автоматизация звуков [с], [с’]

1

Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность

7

Дифференциация звуков [с]-[с’]


1

Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность

8

Автоматизация звуков [з], [з’]

1

Практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность

9

Дифференциация звуков [з]-[з’]

1

Практическое занятие, творческая деятельность

10

Дифференциация звуков [с]-[з] и букв с-з

1

Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность

11

Автоматизация звука [ц]

1

Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность

12

Дифференциация звуков [с]-[ц] и букв с-ц

1

Коллективное практическое занятие, творческая деятельность, игровая деятельность

13

Дифференциация звуков [ц]-[т’] и букв ц-т

1

Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции

14

Автоматизация звука [ш]

1

Практическое занятие, практическая деятельность, игровая деятельность

15

Дифференциация звуков [с]-[ш] и букв с-ш

1

Беседа, творческая деятельность, практическая деятельность

16

Автоматизация звука [ж]

1

Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции

17

Дифференциация звуков [з]-[ж] и букв з-ж

1

Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы

18

Дифференциация звуков [ш]-[ж] и букв ш-ж

1

Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность

19

Автоматизация звука[ч]

1

Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции

20

Дифференциация звуков [ч]-[т’] и букв ч-т

Дифференциация звуков [ч]-[с] и букв ч-с

1

Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы

21

Дифференциация звуков [ц]-[ч] и букв ц-ч


1

Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции

22

Автоматизация звука [щ]

1

Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы

23

Дифференциация звуков [щ]-[с’] и букв щ-с

Дифференциация звуков [щ]-[ч] и букв щ-ч

1

Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции

24

Дифференциация звуков [щ]-[ш] и букв щ-ш

1

Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность

25

Автоматизация звуков [х], [г], [г’], [к], [к’].

1

Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы

26

Дифференциация звуков [г]-[к] и букв г-к

1

Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции

27

Дифференциация звуков [д]-[т] и букв д-т

1

Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы

28

Дифференциация звуков [б]-[п] и букв б-п

1

Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность

29

Дифференциация звуков [в]-[ф] и букв в-ф

1

Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы

30

Автоматизация звука [й]

1

Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции

31

Автоматизация звуков [л], [л’]

1

Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность

32

Дифференциация звуков [л]-[л‘]

1

Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность

33

Автоматизация звуков [р], [р’]

1

Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции

34

Дифференциация звуков [р]-[р’].

1

Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы

35

Дифференциация звуков [р]-[л] и букв р-л

Дифференциация звуков [р’]-[л’] и букв р-л

2

Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции




5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.1. Технические средства

- интерактивная доска

- персональный компьютер с принтером

- мультимедийный проектор

5.2. Список литературы

- Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя – логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. Электронная версия альбома-пособия 1-2 класс. Издательство «АРКТИ» 2013 г

- Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений. Издательство «Сфера», Москва, 2013

- Пожиленко Е.Ф. Волшебный мир звуков и слов. Книга для логопедов и воспитателей. КАРО, Санкт – Петербург, 2011 г

- Т.Г.Юдина. Логопедические упражнения (компакт - диск) - издательство «Учитель». Выпуск 1, 2015г.

- Е.В.Зубович, Л.Е. Жуковская, Л.Е.Кыласова и др. Логопедические упражнения (компакт - диск) - издательство «Учитель». Выпуск 2,

2015 г.

- Логопедическая коррекционная программа. «Игры для Тигры».

5.3.Электронно-образовательные ресурсы

- Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс (Диск CD-ROM), автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

- http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы

- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

- http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе

- http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал

- http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - Открытый класс

- http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)