государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Бирская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
РАССМОТРЕНО на методическом объединении учителей начальных классов ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР _______________Н.Л.Юрьева Протокол № ____________ «1» сентября 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР _______________ Н.В.Бортникова «1» сентября 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР _______________ И.Ф. Токарева Приказ № __________________ «1» сентября 2020 г. |
Программа внеурочной деятельности
«Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа»
на 2020-2021 учебный год
1 группа
(2 а класс, учитель – Горбунова И. В.)
Содержание
1. | Пояснительная записка | | 1.1 | Перечень нормативных документов | | 1.2. | Цели и задачи программы внеурочной деятельности | | 2. | Содержание программы внеурочной деятельности | | 3. | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности | | 3.1. | Личностные результаты | | 3.2. | Метапредметные результаты | | 4. | Тематическое планирование курса внеурочной деятельности | | 5 | Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности | | 5.1. Технические средства 5.2 Список литературы 5.3. Электронно-образовательные ресурсы | 3 3 3 5 10 10 11 12 14 14 14 14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ " Об образовании и Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2.) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.
5. СанПин 2.4.2.2821-10 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189.
6. СанПин 2.4.2.3286-15 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26.
1.2. Цели и задачи программы внеурочной деятельности
Цель изучения:
обеспечение в ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР, создание условий для их развития.
Основными задачами курса внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» являются:
- всестороннее комплексное обследование детей;
- установление характера и причин выявленных отклонений;
- определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной помощи;
- прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические срезы в начале и в конце года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы;
- формирование фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем);
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование сложной слоговой структуры слова;
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- формирование произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- формирование языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложений;
- коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе;
- консультативная работа с педагогами, родителями;
Курс внеурочной деятельности «Индивидуальные и групповые логопедические занятия»играет важную роль в воспитании у обучающихся четкой, внятной, выразительной речи.
Эта работа осуществляется в нескольких направлениях: на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между которыми существует тесная связь. Одной из важных задач курса является овладение правильным произношением звуков речи. Последовательность их усвоения определена в программе в зависимости от артикуляционной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным упражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т.д.).
Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям идет параллельно.
Одной из основных задач начального периода является развитие фонематического слуха. Необходимо научить детей вслушиваться в речь, различать и запоминать различные звуковые элементы. Одновременно начинается работа над развитием подвижности речевого аппарата, уточнением произношения имеющихся у детей звуков, постановкой отсутствующих. Проводятся упражнения на различение звуков от резко отличных до акустически и артикуляционно близких. Ведется работа по подготовке к анализу звукового состава слова.
Затем большое внимание уделяется дифференциации звуков по твердости - мягкости, звонкости-глухости. Продолжается работа, направленная на развитие умения узнавать, различать и выделять звуки из слова. Школьники учатся различать в словах ударные и безударные гласные. В целях подготовки обучающихся к овладению грамотой на базе звуковой работы развиваются навыки членения слов на слоги, предложений на слова, навыки полного звуко-слогового анализа с опорой на схемы.
Далее продолжается формирование навыка правильного произношения звуков, проводится работа по дифференциации звуков /твердых - мягких, свистящих - шипящих, звонких - глухих/. По мере усвоения детьми новых звуков и слов с этими звуками все больше появляется возможность закреплять в правильно произносимой речи словарный и грамматический материал, отработанный в соответствии с программой по развитию речи.
Для дифференциации выделены все пары сходных звуков.
Одной из основных особенностей обучения является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв. Продолжается работа по закреплению на материале из программы по развитию речи.
Программой предусмотрена также подготовка детей к усвоению подвижности ударения и смыслового ударения. Большое внимание уделяется развитию выразительности речи.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа» предусматривает:
Диагностическая работа:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекция и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения;
Консультативная работа:
- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам,
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующихфакторов.
Этап сбора и анализа информации(информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации(организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки(регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Развитие словаря
Работа над накоплением детьми пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим миром, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий.
Расширение словаря за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
Формирование понимания простых предлогов. Формирование понятия слово и умение оперировать им.
Формирование грамматического строя речи
Развитие умения детей различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Формирование умения понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
Обучение образованию и использованию в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формирование умения образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
Обучение согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Формирование умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
Формирование умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
Развитие просодической стороны речи
Формирование у детей правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
Формирование навыка мягкого голосоведения.
Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию логопеду).
Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех групп.
Формирование правильных уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизация поставленных звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
Формирование у детей умения различать на слух длинные и короткие слова.
Формирование умения запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Развитие умения передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
Формирование понятия слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
Формирование у детей умения различать гласные и согласные звуки.
Развитие умения выделять из ряда звуков гласные звуки.
Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Развитие умения выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Развитие умения выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
Развитие умения выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков
(ам, он, пу, та, кот, уха).
Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Формирование понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Развитие связной речи и навыков речевого общения
Развитие у детей умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
Развитие реакции на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.
Развитие умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
Формирование умения повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составление короткого описательного рассказа с помощью взрослого.
Формирование навыка пересказа. Обучение пересказыванию хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционноймоторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематическихпредставлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т. д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Характеристика детей с ОНР (II уровень)
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить моко» — дай пить молоко; «баска ататьнйка» — бабушка читает книжку; «дадай гать» — давать играть; «во изйасанямясик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «тиёза» — три ежа, «мога каф»— много кукол, «синя када-сы» — синие карандаши, «лёт бадйка» — льет водичку, «тасинпетакбк» — красный петушок и т. д.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.
Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «алйл»— налил, полил, вылил, «ги-бы суп»— грибной суп, «дайка хвот»— заячий хвост и т, п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тшбфи» —туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транс-: порт, детенышей животных и т. п. («юка» — рука, локоть, плечо, пальцы, «стуй» — стул, сиденье, спинка; «мис- ка» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза;«лиска» — лисенок,«мйнъкавбйк»— волченок и т. д.). Заметны трудности в; понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.
Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям с ОНР II (уровень) крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания обучающихся малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуко наполняемости:«Дандйс» — карандаш, «аквая» — аквариум, «виписёд» — велосипед, «мисанёй»— милиционер, «хадйка» — холодильник.
Логопедические занятия в группе для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые.
В связи с этим индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовка детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа:
- по активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
- подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
- постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:
- развитие понимания речи;
- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие самостоятельной фразовой речи.
Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:
- словарного запаса;
- грамматически правильной речи;
- связной речи;
- звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Личностные результаты
- воспитание уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- развитие стремления к саморазвитию, желания открывать новые знания, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
- воспитание положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- знание и выполнение правил личной гигиены на уроках произношения;
- соблюдение этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;
- развитие желания сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми;
- знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- воспитание умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
- воспитание умения подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда;
- развитие умения понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- развитие способности свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции;
- умение целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;
- соблюдение правил речевого этикета при общении (обращение, просьба);
- умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии;
- умение пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии;
- умение применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- воспитание умения адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
3.2. Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- овладение способностью сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;
- умение выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;
- умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
- овладение способностью работать в определённом темпе;
- умение применять знания в новых ситуациях.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Виды и формы организации внеурочной деятельности |
1 2 | Обследование учащихся | 2 | Беседа по серии картинок, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
3 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда Дифференциация звуков[ы]-[и] и букв ы-и | 1 | Беседа – размышление, познавательная деятельность, игровая деятельность |
4 | Дифференциация букв а-я, о-ё | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность |
5 | Дифференциация букв у-ю, ё-ю | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, отгадывания загадок |
6 | Автоматизация звуков [с], [с’] | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
7 | Дифференциация звуков [с]-[с’] | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, познавательно – творческая деятельность |
8 | Автоматизация звуков [з], [з’] | 1 | Практическое занятие, практическая деятельность, творческая деятельность |
9 | Дифференциация звуков [з]-[з’] | 1 | Практическое занятие, творческая деятельность |
10 | Дифференциация звуков [с]-[з] и букв с-з | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
11 | Автоматизация звука [ц] | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
12 | Дифференциация звуков [с]-[ц] и букв с-ц | 1 | Коллективное практическое занятие, творческая деятельность, игровая деятельность |
13 | Дифференциация звуков [ц]-[т’] и букв ц-т | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
14 | Автоматизация звука [ш] | 1 | Практическое занятие, практическая деятельность, игровая деятельность |
15 | Дифференциация звуков [с]-[ш] и букв с-ш | 1 | Беседа, творческая деятельность, практическая деятельность |
16 | Автоматизация звука [ж] | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
17 | Дифференциация звуков [з]-[ж] и букв з-ж | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
18 | Дифференциация звуков [ш]-[ж] и букв ш-ж | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
19 | Автоматизация звука[ч] | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
20 | Дифференциация звуков [ч]-[т’] и букв ч-т Дифференциация звуков [ч]-[с] и букв ч-с | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
21 | Дифференциация звуков [ц]-[ч] и букв ц-ч | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
22 | Автоматизация звука [щ] | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
23 | Дифференциация звуков [щ]-[с’] и букв щ-с Дифференциация звуков [щ]-[ч] и букв щ-ч | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
24 | Дифференциация звуков [щ]-[ш] и букв щ-ш | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
25 | Автоматизация звуков [х], [г], [г’], [к], [к’]. | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
26 | Дифференциация звуков [г]-[к] и букв г-к | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
27 | Дифференциация звуков [д]-[т] и букв д-т | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
28 | Дифференциация звуков [б]-[п] и букв б-п | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
29 | Дифференциация звуков [в]-[ф] и букв в-ф | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
30 | Автоматизация звука [й’] | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
31 | Автоматизация звуков [л], [л’] | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
32 | Дифференциация звуков [л]-[л‘] | 1 | Коллективная работа, практическое занятие, творческая деятельность |
33 | Автоматизация звуков [р], [р’] | 1 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
34 | Дифференциация звуков [р]-[р’]. | 1 | Беседа, познавательная деятельность, ответы на вопросы |
35 | Дифференциация звуков [р]-[л] и букв р-л Дифференциация звуков [р’]-[л’] и букв р-л | 2 | Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по инструкции |
5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Технические средства
- интерактивная доска
- персональный компьютер с принтером
- мультимедийный проектор
5.2. Список литературы
- Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя – логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. Электронная версия альбома-пособия 1-2 класс. Издательство «АРКТИ» 2013 г
- Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений. Издательство «Сфера», Москва, 2013
- Пожиленко Е.Ф. Волшебный мир звуков и слов. Книга для логопедов и воспитателей. КАРО, Санкт – Петербург, 2011 г
- Т.Г.Юдина. Логопедические упражнения (компакт - диск) - издательство «Учитель». Выпуск 1, 2015г.
- Е.В.Зубович, Л.Е. Жуковская, Л.Е.Кыласова и др. Логопедические упражнения (компакт - диск) - издательство «Учитель». Выпуск 2,
2015 г.
- Логопедическая коррекционная программа. «Игры для Тигры».
5.3.Электронно-образовательные ресурсы
- Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс (Диск CD-ROM), автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
- http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе
- http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал
- http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - Открытый класс
- http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)