СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики" 10 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики" 10 класс»

Нормативную правовую основу для разработки настоящей рабочей программы внеурочной деятельности для 10 класса по математике «Избранные вопросы математики» базовый и углублённый уровни составляет Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №-273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции.

Программа внеурочной деятельности согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики основной школы.

Программа внеурочной деятельности является неотъемлемой частью основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Тёткинская СОШ №1».

Данная программа внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом МКОУ «Тёткинская СОШ №1» на 2020-2021 учебный год предназначена для обучающихся 10-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели и задачи изучения, даётся общая характеристика курса, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по математике на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Программа определяет содержание внеурочной деятельности «Юный математик», содержит тематический план.


Пояснительная записка

Программа направлена, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в математике. Содержание программы углубляет представление учащихся о математике, как науке, и не дублирует школьную программу алгебры, начал математического анализа и геометрии 10 класса. Именно поэтому на занятиях у старшеклассников повысится возможность намного полнее удовлетворить свои интересы и запросы в математическом образовании, расширить круг своих математических знаний. Курс внеурочного занятия «Избранные вопросы математики» займёт значимое место в образовании старшеклассников, так как может научить их применять свои знания и умения в нестандартных ситуациях, и это поможет им для реализации последующих жизненных планов.

Целесообразность занятий внеурочной деятельности состоит и в том, что содержание курса, форма его организации помогут школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей. Программа курса «Избранные вопросы математики» призвана позитивно влиять на мотивацию старшеклассника к учению, развивать его учебную мотивацию по предметам естественно-математического цикла.

Многие задания, предлагаемые на занятиях кружка, носят исследовательский характер и способствуют развитию навыков рационального мышления, способности прогнозирования результатов деятельности.

Программа внеурочной деятельности разбита на темы, каждая из которых посвящена отдельному вопросу математической науки. Рассчитана на 34ч , 1 ч в неделю.

Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа  содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

        Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Содержание   курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы  повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Курс  ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.

Цель курса:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

        Задачи:

  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

  • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.

  • создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач;

  • создать условия для развития умений самостоятельно анализировать  и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;

  • создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и  логического мышления при проектировании решения задачи;

  • продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;

  • создать условия для развития коммуникативных и общеучебных  навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа внеурочной деятельности по математике направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

Личностных:

1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования  на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

2) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

3) развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе;

4) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.


Метапредметных: освоение способов деятельности

Познавательные:

1) овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

2) самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

3) творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.

Коммуникативные:

1) умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

2) адекватное восприятие языка средств массовой информации;

3) владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;

5) использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Регулятивные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

3) объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

4) умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

5) конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности;

6) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

7) осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Предметных:

Базовый уровень:

1)  развитие представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3)   решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;

5)   владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

6)  развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

Углубленный уровень:

1) сформированность понятийного аппарата по основным курсам математики; знание основных теорем, формул и умения их применять; умения находить нестандартные способы решения задач;

2) сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;

3) освоение математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

внеурочной деятельности по математике. Формы организации и виды деятельности.


I раздел. Числа.  Действия с действительными числами.  Свойства степеней, корней и логарифмов. Тождественные преобразования алгебраических, логарифмических выражений.


Простые и составные числа. Делимость чисел. Свойства чисел. Операции над ними. Методы рационального счёта. Степень с действительным показателем. Корень n – ой степени. Логарифмы. Свойства логарифмов (по типу заданий открытого банка ЕГЭ по математике   базового уровня).

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Умение выполнять действия с действительными числами, делать прикидку и оценку результата вычислений.

Умение выполнять преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями, логарифмические выражения.

Умение выражать из формулы одну переменную через другие.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Работа с литературой (учебной и справочной). Составление обобщающих информационных таблиц (конспектов). Развитие умения производить аргументированные рассуждения, проводить обобщение.

Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем.

Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности. Формирование вычислительной культуры.


II раздел. Тригонометрические формулы. Тригонометрические функции.

Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла. Основные формулы. Формулы сложения. Формулы для двойного и половинных углов.

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Умение применять формулы при преображении тригонометрических выражений. Поиск нужной информации (формулы) в источниках различного типа.  Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

Умение производить аргументированные рассуждения, проводить обобщение. Умение воспринимать устную речь, участие в диалоге.

Выполнение работы по предъявленному алгоритму.

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.

Воспитание средствами математики культуры личности, развитие логического мышления.

Применение полученных  знаний и умений в практической деятельности: умение решать текстовые задачи.

III раздел. Уравнения и неравенства.

Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения (по типу заданий открытого банка ЕГЭ по математике   базового уровня). Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения     и неравенства (по типу заданий КИМ ЕГЭ   по математике профильного   уровня). Схема Горнера. Уравнения и неравенства со знаком модуля (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические). Уравнения с параметром (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические - по типу заданий КИМ ЕГЭ по математике профильного   уровня).

Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная).

Умение классифицировать уравнения и неравенства по типам и распознавать различные методы решения уравнений и неравенств. Умение приводить примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы. Умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Самостоятельное составление алгоритмических предписаний и инструкций по теме.

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств.

Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.

Построение и исследование математических моделей для описания и решения задач из смежных дисциплин. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Составление обобщающих информационных конспектов. Развитие умения производить аргументированные рассуждения, проводить обобщение. Работа с литературой (учебной и справочной). Выполнение работы по предъявленному алгоритму.

Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем.

Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности.


Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач;  урок-презентация, урок – исследования.

Но важнее всего — первоначальная рефлексия: каждый участник может сам себя оценить или это может быть коллективная оценка после каждого занятия.


Календарно – тематическое планирование


10 КЛАСС профильный уровень

«Практикум решения задач».


Тема занятия

Форма и вид деятельности.

Кол-во часов

Дата проведения

планир.

фактич.


Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней. Треугольник Паскаля.

Практическая работа в группах

1



Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида.

Мини-лекция. Решение задач

1



Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида.

Практическая работа в группах

1



Теорема Безу.

Беседа. Работа с источниками информации.

1



Корень многочлена.

Мини-лекция. Решение задач

1



Корень многочлена.

Практическая работа в группах

1



Замена неизвестного при решении рациональных уравнений.

Мини-лекция. Решение задач

1



Замена неизвестного при решении рациональных уравнений.

Практическая работа

1



Решение возвратных уравнений

Беседа. Практиче-ская работа

1



Задачи с параметром.

Урок -исследование

1



Задачи с параметром.

Практическая работа

1



Замена неизвестного при решении рациональных неравенств.

Мини-лекция. Решение задач

1



Замена неизвестного при решении рациональных неравенств.

Практическая работа в группах

1



Замена неизвестного при решении рациональных неравенств.

Индивидуальная работа

1



Задачи с параметром.

Урок -исследование

1



Задачи с параметром.

Практическая работа

1



Задачи с параметром.

Практическая работа в группах

1



Степень с рациональным показателем.

Работа в группах.

1



Понятие равносильности уравнений.

Мини-лекция.

1



Иррациональные  уравнения.


Мини-лекция.

Решение задач

1



Показательные и   логарифмические уравнения.

Беседа. Решение задач.


1



Показательные и   логарифмические уравнения.

Практическая работа.


1



Показательные и   логарифмические неравенства

Практическая работа в группах

1



Основные тригонометрические формулы и их применение.

Беседа. Решение задач.

1



Формулы сложения и их применение.

Практическая работа в группах

1



Формулы сложения и их применение.

Индивидуальная работа

1



Тригонометрические уравнения.

Беседа. Решение задач.

1



Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного.

Мини-лекция. Решение задач

1



Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного.

Беседа. Решение задач.

1



Введение вспомогательного угла.

Практическая работа

1



Замена неизвестного t = sin x + cos x

Практическая работа

1



Решение уравнений разного вида.

Практическая работа

1



Уравнения с параметром (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические)

Мини-лекция. Решение задач

1



Уравнения с параметром (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические)

Практическая работа

1




10 КЛАСС базовый уровень

« Избранные вопросы математики»

Тема занятия

Форма и вид деятельности.

Кол-во часов

Дата проведения

планир.

фактич.

Делимость чисел. Простые и составные числа. Приёмы быстрого счёта. 

Беседа-лекция..

1



Правила действий над действительными числами. Округление чисел.

Беседа. Практическая работа в группах.

1



Преобразование рациональных выражений.

Беседа. Практическая работа

1



Рациональные уравнения

Мини-лекция. Решение задач




Системы рациональных уравнений.

Мини-лекция. Решение задач

1



Рациональные неравенства

Практическая работа в группах

1



Нестрогие неравенства

Практическая работа в группах

1



Системы рациональных неравенств.

Беседа. Решение задач

1



Степень с действительным  показателем. Корень n -ой степени из действительного числа.

Мини-лекция. Решение задач.

1



Степень с действительным  показателем. Корень n -ой степени из действительного числа.

Решение задач, работа в группах.


1



Преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями.

Решение задач, работа в группах.

1



Преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями.

Решение задач, работа в группах.


1



Преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями.

Самостоятельная работа


1



Логарифмы, свойства логарифмов

Мини-лекция. Решение задач

1



Логарифмы, свойства логарифмов

Практическая работа

1



Преобразование логарифмических выражений

Мини-лекция. Решение задач

1



Преобразование логарифмических выражений

Практическая работа в группах

1



Простейшие показательные уравнения

Мини-лекция. Решение задач

1



Простейшие показательные уравнения

Практическая работа в группах

1



Простейшие логарифмические уравнения

Мини-лекция. Решение задач

1



Простейшие логарифмические уравнения

Практическая работа в группах

1



Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного

Практическая работа

1



Основные формулы для синуса, косинуса, тангенса и котангенса угла.

Мини-лекция. Решение задач

1



Формулы сложения

Беседа. Решение задач

1



Формулы сложения

Беседа. Решение задач

1



Простейшие тригонометрические уравнения.

Мини-лекция. Решение задач

1



Простейшие тригонометрические уравнения.

Практическая работа в группах

1



Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений.

Практическая работа в группах

1



Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений.

Практическая работа

1



Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений.

Практическая работа в группах

1



Элементы теории вероятностей.

Мини-лекция. Решение задач

1



Элементы теории вероятностей.

Практическая работа в группах

1



Решение задач

Практическая работа в группах

1



Решение задач

Практическая работа в группах

1