СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности кадетского класса казачьей направленности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности кадетского класса казачьей направленности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ГЫДАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

им. НАТАЛЬИ ИВАНОВНЫ ЯПТУНАЙ


















Программа внеурочной деятельности кадетского класса казачьей направленности

(для учащихся 4-7 класса)















Составитель – Касаткин А.Г.

Воспитатель









с. Гыда

2022

Пояснительная записка


Коренные преобразования в стране на рубеже третьего тысячелетия, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни общества. Эти изменения привели к пересмотру ряда педагогических позиций, к необходимости модернизации школы, поиску новых форм организации и проведения учебно-воспитательного процесса. В обществе вернулся интерес к системе кадетского образования, к кадетским классам, первоначально задуманным как учебные подразделения для подготовки высококультурных граждан-патриотов.

Поиск оптимального варианта образовательной модели, сочетающей исторические ценности и традиции, современные достижения в сфере образования, позволяющие решать наряду с образовательными проблемами и многочисленные социальные проблемы детства, привёл к возрождению кадетского образования в России.

Образование, культура и социум – это пространство для формирования духовно-нравственных основ гражданина и патриота России. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается: «...наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни».

В современных условиях возрастает роль воспитания, реализующего интересы конкретного человека, общества и государства. Речь идёт о стратегии развития страны, воспитании жизнеспособных поколений, укоренённых в смыслах и ценностях тысячелетней России, проекции её будущего в свете прошлого.

Россия – многонациональное государство, имеющее многовековую историю, богатейшую культуру и духовные традиции. Многообразие национальных культур и конфессий, незыблемость духовных ценностей, эмоциональная открытость, геополитическое положение России являются одной из основ для формирования устойчивой системы сохранения культурных ценностей и укрепления духовно-нравственного единства российского народа.

Важная роль в развитии российского государства, сохранении и развитии традиций воспитания в духе патриотизма и гуманизма принадлежит казачеству. Именно поэтому одной из приоритетных задач государственной политики является сохранение и развитие казачьей культуры.

В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в менталитете казаков занимают представления о таких казачьих традициях, как преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье. В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Создание класса казачьей направленности вызвано необходимостью формирования у подростков чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков.

Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения. В средствах, основанных на казачьих и народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние.

Казачий кадетский класс является первой ступенью подготовки кадров для казачества, и в тоже время, учащиеся в нём (далее кадеты), не связывающие свои планы на будущее с казачеством, имеют возможность получить надлежащее воспитание по кадетской системе, в результате которого формируются духовные ценности и жизненные приоритеты личности, позволяющие в будущем успешно самореализоваться в жизни. Кроме того, получить основы военной подготовки и хорошую физическую закалку, приобщиться к здоровому образу жизни и самобытным ценностям казачьей культуры.

Программа курса внеурочной деятельности «Казаки Сибири» МКОУ «Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Натальи Ивановны Яптунай», направленная на реализацию казачьего компонента с учетом учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного воспитания, программы развития. Реализация программы осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении патриотического воспитания и социализации личности школьника с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, современного опыта.

Кадетский казачий класс способны обеспечить эффективную социальную адаптацию детей и подростков, поскольку кадетское движение – это та воспитывающая культурно-историческая и ценностно-смысловая среда, насыщенная общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религиозной культуры, воинскими символами и ритуалами, способствующая формированию стержневых качеств личности. В основе этой среды – сохранение опыта поколений, возможность ориентироваться на нравственные идеалы и ценностные ориентации, проверенные временем.

Программа курса внеурочной деятельности «Казаки Сибири» разработана педагогическим коллективом воспитателем и преподавателем-организатором ОБЖ в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- Конвенция о правах ребенка;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конституция РФ;

- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»;

- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;

- Программа развития воспитательной компоненты (письмо Министерства образования и науки от 13 мая 2013 года №ИП – 352/09)

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

- Закон Российской Федерации «О днях воинской славы и памятных датах в России» от 13.03.1995 г. № 32- ФЗ;

- Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ;

- Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 июля 2008 г.;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008);

- Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- Указ президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. №172 О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»;

- Постановление от Правительства Российской Федерации 11июня 2014 №540 «Об утверждений положения о ГТО»;

- Устав МКОУ «Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Натальи Ивановны Яптунай»;

- положение о кадетском классе МКОУ ГШИ им. Н.И. Яптунай.

Актуальность и необходимость настоящей Программы обусловлена тенденциями к расширению казачьего кадетского образования. Кадетское образование реализуется в соответствии со статьѐй 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях».

Формирование позитивного образа казачества в представлениях современных учащихся требует многоаспектного подхода к подготовке теоретического и практического материала, позволяющего выявить и акцентировать наиболее существенные компоненты казачьей культуры в его исторической ретроспективе и возрождении в современной России. Сложная идеологическая и духовно-нравственная обстановка в мире, нарастающая угроза традиционным ценностям эскалацией либеральных взглядов массовой культуры приводят и к негативным трансформациям в образовательном пространстве современной школы. Эти изменения требуют нового подхода к формированию патриотического и гражданского сознания учащихся, ориентированного на традиционные духовно-нравственные ценности, осмысление идеалов православия в качестве доминантной составляющей отечественной культуры.

В контексте вышесказанного казачество представляется той социально, морально, психологически и физически здоровой народной общностью, которая способна соответствовать вызовам времени, противостоять чужеродным деструктивным тенденциям и возглавить патриотическое служение в целях нравственного совершенствования российского общества в системе межкультурных и межконфессиональных отношений.

Новизна настоящей Программы заключается в том, что коллективом МКОУ «Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Натальи Ивановны Яптунай» разработана комплексная Программа, включающая основные аспекты становления и формирования казачества в развернутой исторической ретроспективе, а также в его перспективном развитии; раскрытие основополагающих принципов православного вероисповедания и обрядовости; образцы духовно-нравственной культуры, семейного воспитания, обучения и военно-патриотического служения; характеристику хозяйственно-экономической деятельности; репрезентацию образов казачества в литературе, изобразительном искусстве, других видах культуры и искусств.

Разработчики Программы в своем концептуальном подходе руководствовались тем, что в казачьем кадетском классе должна формироваться и репродуцироваться развивающая среда, содействующая готовности подростков к совместным социально позитивным действиям, росту их творческого потенциала и побуждающая их к этой деятельности. В казачьем кадетском классе формируется казачья консолидация на принципах защиты веры и Отечества, самоорганизация казачьего братства и социально-психологическая активность личности каждого юного казака как гражданина и патриота Отечества.

Программа курса «Казаки Сибири» рассчитана на 4 года обучения в 5-8 классе. Курс включает в себя материал, выходящий за рамки школьной программы, имеет прикладной характер.

Реализация данной программы подразделяется на три этапа:

1 этап- 1 курс (5 класс)- подготовительный, с общей (одиночной) подготовкой;

2 этап- 2-3 курс (6 – 7 класс)- основной, теоретический и практический

3 этап- 4 курс (8 класс)- заключительный, профессионально-ориентационный, профильный.

Общая характеристика курса

Курс состоит из следующих разделов:


Первый год обучения:

Раздел 1. Введение. Техника безопасности.

Раздел 2. История Отечества.

Раздел 3: История казачества России, Сибирского казачьего войска.

Раздел 4: Общевойсковая подготовка.

Раздел 5: Казачья специальная подготовка.

Раздел 6: Физическая подготовка.

Раздел 7: Казачья строевая подготовка.

Раздел 8 Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь.

Раздел 9: Огневая подготовка.


Второй и третий год обучения:

Раздел 1. Введение. Техника безопасности.

Раздел 2. История Отечества.

Раздел 3: История казачества России, Сибирского казачьего войска.

Раздел 4: Краеведение.

Раздел 5: Общевойсковая подготовка.

Раздел 6: Казачья специальная подготовка.

Раздел 7: Физическая подготовка и основы здорового образа жизни.

Раздел 8: Казачья строевая подготовка.

Раздел 9 Медицинская подготовка.

Раздел 10: Огневая подготовка.

Раздел 11: Туристическая подготовка.


Четвертый год обучения:

Раздел 1. Введение. Техника безопасности.

Раздел 2. История Отечества.

Раздел 3: Основы правовых знаний.

Раздел 4: Начальная военная подготовка. Общевоинские уставы.

Раздел 5: Гражданская оборона.

Раздел 6: Казачья специальная подготовка.

Раздел 7: Физическая подготовка и основы здорового образа жизни.

Раздел 8: Казачья строевая подготовка.

Раздел 9: Медицинская подготовка.

Раздел 10: Огневая подготовка.

Раздел 11: Туристическая подготовка

Цель курса: создание единого образовательного пространства (уклада школьной жизни), способствующего социализации, патриотическому воспитанию и личностному развитию учащихся казачьего кадетского класса на основе духовно нравственных, культурно-исторических и этнографических ценностей российского казачества. Ориентация на восстановление исторической и культурной преемственности, патриотическое воспитание.

Задачи:

- совершенствовать уровень общей образовательной подготовки школьников, необходимой для понимания ими важности сохранения и дальнейшего развития культуры казачества, происходящего в современных общественно-политических условиях России;

- обеспечить учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками, благодаря которым казачество предстает в качестве одной из важнейших социально активных и творческих созидательных сил в государственном и общественном строительстве России;

- мотивировать учащихся к изучению истории и культуры Отечества и на этой основе способствовать формированию чувства уважения к героическому прошлому страны и сохранению национального культурного наследия;

- способствовать более углубленным знаниям учащихся об идеалах православия как основополагающей детерминанты жизнедеятельности казачества, основ православной культуры;

- ознакомить учащихся со спецификой традиционного уклада, практики хозяйствования, характеристиками казачьей идентичности и этнопсихологии;

- формировать у воспитанников моральную и психологическую готовность казака к защите веры и Отечества, высокую гражданскую ответственность, национальное самосознание при обязательном уважении к другим культурам и национальностям;

- культивировать такие важнейшие качества казака, как уважительное отношение к старшим, личное достоинство, дисциплинированность, трудолюбие, порядочность, сплоченность, самоорганизация, ответственность;

- воспитывать учащихся в духе казачьего братства, взаимовыручки и взаимопомощи в ходе совместных действий на занятиях и практических мероприятиях;

- совершенствовать программно-методическое обеспечение, расширить правовую, нормативную и материальную базу в системе образования казачества;

- привлекать родителей, представителей общественности к решению проблем духовно-нравственного, культурного и военно-патриотического воспитания казаков;

- внедрять в деятельность специалистов казачьего кадетского образования эффективные интерактивные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.


Образовательный процесс при реализации программы «Казаки Сибири» осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Настоящая Программа рассчитана на обучение и воспитание учащихся 5-х,6-х, 7-х и 8-х казачьих кадетских классов общего среднего образования в возрасте 11 – 15 лет. Проводятся занятия на базе МКОУ «Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Натальи Ивановны Яптунай». Занятия проводятся по желанию учащихся и их семей.

Количество обучающихся в казачьем кадетском классе определяется с учетом санитарных норм и наличия условий, необходимых для осуществления образовательного процесса. Численность воспитанников казачьего кадетского класса не должна превышать 20 человек (мальчиков и девочек) одновозрастного состава.

В казачий кадетский класс принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья, изъявившие желание обучаться в казачьем кадетском классе, успешно окончившие в год набора 4 класс общеобразовательной школы. Правила приема в казачьи кадетские классы должны определяться администрацией образовательной организации и закрепляться в уставных документах школы и кадетского класса.



В реализации программы предполагается поддержка военного комиссариата Тазовского района Ямало-Ненецкого АО, Отдела Внутренних Дел (ОВД) по Тазовкому району, (казачьи организации и ячейки муниципального и районного уровня), благодаря чему станет возможным ориентировать юношей и девушек на понимание и принятие морально-этических норм поведения достойных гражданина России.

Организационно – управленческая структура:


Казачья ячейка поселка

Организация казаков района

Директор МКОУ «ГШИ СОО им. Н. И. Яптунай







Командир взвода

Воспитатель кадетского класса






Командир 2 отделения

Командир 3 отделения

Командир 1 отделения (заместитель командира взвода)








Казаки


Казаки


Казаки









В результате изучения данной программы, учащиеся получат возможность формирования: личностных результатов:
      1. формирование чувства гордости за свою Родину;

      2. развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и усвоение социальной роли обучающегося;

      3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

      4. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

метапредметных результатов:

регулятивные УУД:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

коммуникативные УУД:

    1. определение общей цели и путей их достижения; умение договариваться о распределении функций совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

    2. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон;

познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  2. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всей группы;

предметных результатов:

    1. формирование первоначальных представлений о значении казачества для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и духовном здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

    2. овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры)

    3. формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим и психологическим состоянием, данными мониторинга здоровья, социального развития.


Формы организации работы:

Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное).

Виды внеурочной деятельности, применяемой на занятиях в кадетском классе:

- игровая,

- познавательная,

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение),

- проблемно-ценностное общение;

- художественное творчество,

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность


Направления:

- Спортивно-оздоровительное.

- Духовно-нравственное.

- Общекультурное.

- Общеинтеллектуальное.

- Социальное.


Мониторинг достижения детьми планируемых результатов:

Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов – 1 раз в полугодие. Это обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов.





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 года обучения


п\п

Наименование разделов, тем

Всего

часов

Из них

Тео-рия

Практика

1

Введение. Техника безопасности

2

2

-

2

История Отечества




2.1

Правила поведения кадета и казака. Понятие кадет. Кто может быть кадетом. Обязанности кадета. Внешний вид кадета




2.2

Государственная символика Российской Федерации. Понятие о воинских званиях. Порядок присвоения.




2.3

Ритуал принятия кадетской присяги. Изучение текста кадетской присяги




2.4

Дни воинской славы России




2.5

Армия и культура. Воинские традиции ВС РФ




2.6

Роль казачества в истории России




3

История казачества в России, история Сибирского казачьего войска




3.1

Вводное занятие. Происхождение казачества. Казачьи войска дореволюционной России




3.2

Религиозные традиции казаков. Праздники и обряды




3.3

Казачьи заповеди и традиции. Воспитание в казачьей семье




3.4

Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные ремесла и промыслы




3.5

Казачий фольклор. Военная и военно-бытовая тематика фольклора




3.6

Практическая работа: разучивание песен с историческими сюжетами кубанских казаков и лирические песни




4

Общевойсковая подготовка




4.1

Основы общевойскового боя




4.2

Личное оружие и экипировка солдата




4.3

Организация мотострелкового отделения, его вооружение и решаемые боевые задачи




4.4

Огонь и его назначение в бою. Виды огня. Понятие о маневре в бою




4.5

Основные понятия военной топографии. Ориентирование на местности




4.6

Практическое занятие № 1. Понятие об огневой позиции в обороне. Порядок ее выбора, занятия, оборудования и маскировка




4.7

Практическое занятие № 2. Выполнение способов передвижения в бою. Порядок движения ускоренным шагом с ведением огня на ходу




4.8

Практическое занятие № 3. Способы ведения разведки. Наблюдатель и его обязанности




4.9

Практическое занятие № 4. Порядок оборудования окопа на автоматчика, гранатометчика, пулеметчика. Особенности оборудования позиции на отделение




4.10

Итоговая практическая работа




5

Казачья специальная подготовка




5.1

Понятие о воинских званиях казаков. Порядок присвоения. Соответствие воинским званиям современной армии




5.2

Разновидности клинкового (колющего, рубящего, режущего) оружия, его назначение, характеристики и боевые свойства




5.3

Виды казачьих единоборств




5.4

Лагерные сборы. Конное и пешее учение. Рукопашный бой




5.5

Пластунская подготовка казака




5.6

Коловратная здрава - амплитудная гимнастика казаков




6

Физическая подготовка




6.1

Требования безопасности при проведении занятий в спортивном зале, на спортивном городке




6.2

Общая физическая подготовка. Выполнение упражнений для мышц рук, туловища и ног




6.3

Упражнения в парах, с набивным мячом, на перекладине, на гимнастической стенке




6.4

Челночный бег




6.5

Основы рукопашного боя




6.6

Игровые виды спорта. Народные игры казаков




6.7

Совершенствование приемов самостраховки, изготовки к бою




6.8

Тренировка в метании гранат




7

Казачья строевая подготовка.




7.1

Общие положения. Правила ношения военной кадетской формы одежды. Казачий строй и их элементы. Выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО». «ВОЛЬНО»




7.2

Строевая стойка. Повороты на месте




7.3

Движение казака строевым и походным шагом




7.4

Повороты в движении




7.5

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении в головном уборе и без него




7.6

Выход из строя, возвращение в строй




7.7

Перестроение из одной шеренги в две и обратно




7.8

Подход к начальнику, постановка в строй




8

Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь




8.1

Личная и общественная гигиена кадетов




8.2

Ознакомление с казачьей народной медициной




8.3

Предупреждение инфекционных заболеваний




8.4

Оказание первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах, обморожениях и отравлениях




8.5

Первая медицинская помощь при отравлении жидкостями, парами, газами, дымом.




8.6

Первая медицинская помощь при солнечных и тепловых ударах. Первая помощь при укусах домашних животных




8.7

Первая помощь при отравлении препаратами бытовой химии.




9

Огневая подготовка




9.1

Требования безопасности на занятиях по огневой подготовке




9.2

Пневматическое оружие. Тактико-технические характеристики. Меры безопасности при обращении с оружием




9.3

Назначения и боевые свойства автомата Калашникова




9.4

Работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение. Порядок неполной разборки и сборки автомата




9.5

Приемы и правила стрельбы из автомата




9.6

Меры безопасности при стрельбе




9.7

Практическое занятие № 1. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Устройство и порядок применения ручного стрелкового оружия




9.8

Практическое занятие № 2. Порядок выполнения упражнений стрельб





Итого:59





























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 года обучения


п\п

Наименование разделов, тем

Всего

часов

Из них

Тео-рия

Практика

1.

Введение. Техника безопасности

2

2

-

2.

История Отечества





История создания ВС РФ





Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ. Воинские звания РФ





Дни воинской славы России





Государственный гимн, государственный флаг, государственный герб РФ. История возникновения символов России.





Встреча с ветеранами ВОВ. Встреча с участниками локальных конфликтов.




3

История казачества в России, история Сибирского казачьего войска





История казачества – часть истории Отечества. Казачество –

особое служилое сословие





Происхождение казачества и образование казачьих войск





Общественное устройство и быт казаков. Первые казачьи поселения и хозяйство. Основные занятия охота и

рыболовство. Общественное Самоуправление: Круг, атаман и есаулы, старики. Преступления и наказания в казачьей общине.

Образование казачьих войск. Курень, хутор, станица, войско. Сечевой уклад казачьей жизни





Семейный уклад казаков

Воспитание мальчика. Первые бытовые обряды. Взросление и обучение

Воспитание девочки. Обычаи и обряды в первые годы

жизни девочки. Девичьи праздники и работа. Права и обязанности казачки





Понятие и значение Уставов. Уставы в казачестве





Древнейшие верования и обычаи казаков. Первые легенды о крещении казаков





Народная песня как составляющая казачьего творчества. Вокально-хоровая работа




4

Краеведение





Физико-географическое положение ЯНАО и изучаемого района. Понятие об этнографии. Топография родного края





История родного края. География, климатические условия.





Военно-патриотическое краеведение. Символика ЯНАО, Тазовского района, с. Гыда





Работа в школьном музее





Понятие о качестве жизни населения, Демографические, медицинские, экологические критерии качества жизни.




6.

Общевойсковая подготовка.





Бой - основная форма тактических действий войск. Основы общевойскового боя в современных условиях





Организация мотострелкового отделения на БМП и БТР, его вооружение и решаемые боевые задачи.





Огонь и его назначение в бою. Виды огня. Понятие о маневре в бою. Понятие о расчете боеприпасов.





Боевая характеристика основных танков и бронированных машин иностранных армий и их уязвимые места; самолетов и вертолетов, тактика действий.





Инженерные сооружения. Инженерные заграждения





Понятие об огневой позиции отделения в обороне. Порядок ее выбора, занятия, оборудования и маскировка. Оборудование ложных огневых позиций





Выполнение способов передвижения в бою. Порядок движения ускоренным шагом с ведением огня на ходу. Передвижение боевыми двойками, тройками, «по-пластунски»





Способы ведения разведки. Понятие о действиях разведывательного дозора. Засада и ее организация





Действия дозорных при осмотре местности и местных предметов, заграждений, мостов и различных препятствий.





Топографические карты России. Топографические знаки. Ориентирование на местности. Выбор направления движения





Итоговая практическая работа




6

Казачья специальная подготовка





Воинские звания казаков и их соответствие должностям. Соответствие воинским званиям современной армии





Знамя и флаг. Герб и гимн в казачестве. Значение символики для казака.





Оружие казачьих войск разных времен. Огнестрельное оружие казаков. Холодное оружие, шашка. Сабля. Кинжал. Пика.





Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества. Кавалерийская служба. Пластуны: от стрелков-разведчиков до «царицы полей».





Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас.




7

Физическая подготовка и основы здорового образа жизни





Требования безопасности при проведении занятий в спортивном зале, на спортивном городке





Необходимость соблюдения режима дня. Режим дня школьника. Практическая разработка режима дня





Основные понятия о здоровом образе жизни. Разработка рекомендаций по ведении здорового образа жизни





Упражнения на развитие силы и выносливости





Упражнения на развитие быстроты и ловкости





Упражнения на развитие гибкости





Челночный бег, бег на 1000 м





Прыжки через коня и козла в длину.





Основы рукопашного боя. Борьба самбо.





Подвижные игры казаков





Ознакомление с элементами полосы препятствий. Порядок преодоления.





Совершенствование приемов самостраховки, изготовки к бою.





Тренировка в метании гранат.




8

Казачья строевая подготовка





Общие положения. Правила ношения военной кадетской формы одежды. Строевая стойка. Выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО». «ВОЛЬНО». Повороты на месте





Выход из строя, возвращение в строй. Перестроение из одной шеренги в две и обратно.





Движение одиночного казака строевым и походным шагом. Повороты в движении.





Выполнение воинского приветствия на месте и в движении в головном уборе и без него.





Движение строевым шагом в составе отделения, взвода.





Строевые приемы и движение с оружием.




9

Медицинская подготовка





Личная гигиена и профилактика заболеваний





Первичные медицинские знания





Курение и влияние табака на организм ребёнка,

подростка, взрослого





Алкоголь и его влияние на организм ребёнка, подростка,

взрослого





Наркотические вещества и их влияние на организм ребёнка, подростка, взрослого





Оказание первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах, обморожениях и отравлениях





Первая медицинская помощь при отравлении ядовитыми растениями, укусах ядовитых представителей фауны





Первая медицинская помощь при поражении электрическим током





Первая медицинская помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими веществами





Оказание первой помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим оружием и зажигательными средствами. Профилактика радиационных поражений





Первая помощь пострадавшему на воде





Травматический шок. Выведение из шокового состояния.





Зачет-практикум по разделу «Медицинская подготовка».




10

Огневая подготовка.





История развития отечественного стрелкового оружия. Стрелковое оружие и гранатометы, боеприпасы и приборы наблюдения





Общие сведения по основам стрельбы. Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и уход за ним после стрельбы





История создания АК-47, АК-74. Назначения и боевые свойства автомата Калашникова.





Работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение. Порядок неполной разборки и сборки автомата





Приемы и правила стрельбы. Правила стрельбы по появляющимся и движущимся целям из АК-74





Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности при стрельбе





Основные противопехотные и противотанковые мины, их тактико-технические характеристики. Общее устройство и принцип действия. Порядок установки отдельных противотанковых и противопехотных мин





Устройство и порядок применения ручного стрелкового оружия.





Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки. Правила поведения в тире





Стрелковые тренировки. Порядок выполнения упражнений учебных стрельб





Сдача нормативов по огневой подготовке




11

Туристическая подготовка





Определение своего местоположения. Определение

сторон света. Ориентирование на местности по карте и без карты





Понятие азимута. Привязка к местности. Выбор ориентира. Построение азимута. Хождение по азимуту





Туристское снаряжение и экипировка





Выбор рюкзака. Подгонка рюкзака по размеру. Способы

укладки рюкзака





Палатка. Установка палатки





Техника и тактика пешеходного похода. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе.





Итого:





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 года обучения


п\п

Наименование разделов, тем

Всего

часов

Из них

Тео-рия

Практика

1.

Введение. Техника безопасности

2

2

-

3.

История Отечества





История создания ВС РФ. Памятные даты





Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ. Воинские звания РФ, отличительные знаки





Дни воинской славы России





Государственный гимн, государственный флаг, государственный герб РФ. История возникновения символов России. Федеральные законы о государственной символике





Встреча с ветеранами ВОВ. Встреча с участниками локальных конфликтов.




3

История казачества в России, история Сибирского казачьего войска





История казачества – часть истории Отечества. Казачество –

особое служилое сословие





Происхождение казачества и образование казачьих войск. Казачество как исторически сложившаяся этносоциальная общность людей на географическом пространстве России





Общественное устройство и быт казаков. Первые казачьи поселения и хозяйство. Основные занятия охота и

рыболовство. Общественное Самоуправление: Круг, атаман и есаулы, старики. Преступления и наказания в казачьей общине.

Образование казачьих войск. Курень, хутор, станица, войско. Сечевой уклад казачьей жизни





Семейный уклад казаков. Воспитание мальчика. Первые бытовые обряды. Взросление и обучение. Воспитание девочки. Обычаи и обряды в первые годы жизни девочки. Девичьи праздники и работа. Права и обязанности казачки. Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице)





Понятие и значение Уставов. Уставы в казачестве. Основные положения Устава «Союза казаков России»





Древнейшие верования и обычаи казаков. Первые легенды о крещении казаков. Православная вера кубанских казаков и ее роль в жизни человека и общества. Вера в языке, культуре, фольклоре: обозначение святого, праведного и грешного; пословицы и поговорки, легенды, колядки





Народная песня как составляющая казачьего творчества. Вокально-хоровая работа. Связь фольклора с деятельностью основных половозрастных и социально-профессиональных классов и групп общества: детский, молодёжный, воинский фольклор




4

Краеведение





Физико-географическое положение ЯНАО и изучаемого района. Понятие об этнографии. Топография родного края. Физическая карта РФ.





История родного края. География, климатические условия. Полезные ископаемые.





Военно-патриотическое краеведение. Символика ЯНАО, Тазовского района, с. Гыда. Административные органы управления





Работа в школьном музее





Понятие о качестве жизни населения, Демографические, медицинские, экологические критерии качества жизни. Перспективы развития родного края




6.

Общевойсковая подготовка





Бой - основная форма тактических действий войск. Основы общевойскового боя в современных условиях. Силы и средства общевойскового боя





Организация мотострелкового отделения на БМП и БТР, его вооружение и решаемые боевые задачи. Понятие о штатных структурах подразделений. Управление подразделением в бою





Огонь и его назначение в бою. Виды огня. Понятие о маневре в бою. Понятие о расчете боеприпасов.





Боевая характеристика основных танков и бронированных машин иностранных армий и их уязвимые места; самолетов и вертолетов, тактика действий, способы поражения





Инженерные сооружения. Инженерные заграждения. Минно-взрывные заграждения и способы их преодоления





Понятие об огневой позиции отделения и взвода в обороне. Порядок ее выбора, занятия, оборудования и маскировка. Оборудование ложных огневых позиций





Выполнение способов передвижения в бою. Порядок движения ускоренным шагом с ведением огня на ходу Передвижение боевыми двойками, тройками, «по-пластунски». Передвижение в составе взвода





Способы ведения разведки. Понятие о действиях разведывательного дозора. Засада и ее организация. Средства противодействия разведке.





Действия дозорных при осмотре местности и местных предметов, заграждений, мостов и различных препятствий. Действия диверсионных и противодиверсионных групп.





Местность как элемент боевой обстановки. Топографические карты России. Топографические знаки. Ориентирование на местности. Выбор направления движения.





Составление карт, схем, карточек огня





Целеуказание и основные правила ведения рабочей карты и составление боевых графических документов.





Итоговая практическая работа




6

Казачья специальная подготовка





Воинские звания казаков и их соответствие должностям. Соответствие воинским званиям современной армии. Историческая параллель с царской Россией.





Знамя и флаг. Герб и гимн в казачестве. Значение символики для казака. Награды, критерии вручения





Оружие казачьих войск разных времен. Огнестрельное оружие казаков. Холодное оружие, шашка. Сабля. Кинжал. Пика. История развития оружия





Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества. Кавалерийская служба. Пластуны: от стрелков-разведчиков до «царицы полей». Выдающиеся воины-казаки





Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас. Исторические корни развития




7

Физическая подготовка и основы здорового образа жизни





Требования безопасности при проведении занятий в спортивном зале, на спортивном городке





Необходимость соблюдения режима дня. Режим дня школьника. Практическая разработка режима дня, условия его соблюдения





Основные понятия о здоровом образе жизни. Разработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни в соответствии с режимом дня





Упражнения на развитие силы и выносливости





Упражнения на развитие быстроты и ловкости





Упражнения на развитие гибкости





Челночный бег, бег на 1000 м, 2000 м





Прыжки через коня и козла в длину





Основы рукопашного боя. Борьба самбо. Основы русбоя





Подвижные игры казаков





Ознакомление с элементами полосы препятствий. Порядок преодоления. Рекорды России





Совершенствование приемов самостраховки, изготовки к бою





Тренировка в метании гранат. Выполнение нормативов




8

Казачья строевая подготовка





Общие положения. Правила ношения военной кадетской формы одежды. Строевая стойка. Выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО». «ВОЛЬНО». Повороты на месте. Размыкание и смыкание строя





Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Выход из строя, возвращение в строй. Выполнение команд «РАЗОЙДИСЬ», «СТАНОВИСЬ»





Движение одиночного казака строевым и походным шагом. Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении в головном уборе и без него.





Движение строевым шагом в составе отделения, взвода.





Строевые приемы и движение с оружием.





Прохождение подразделения казаков торжественным маршем, с песней.




9

Медицинская подготовка





Личная гигиена и профилактика заболеваний, общественная гигиена





Первичные медицинские знания. Медицинская помощь на поле боя





Курение и влияние табака на организм ребёнка,

подростка, взрослого





Алкоголь и его влияние на организм ребёнка, подростка,

взрослого





Наркотические вещества и их влияние на организм ребёнка, подростка, взрослого





Оказание первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах, обморожениях и отравлениях





Первая медицинская помощь при отравлении ядовитыми растениями, укусах ядовитых представителей фауны





Первая медицинская помощь при поражении электрическим током





Первая медицинская помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими веществами





Оказание первой помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим оружием и зажигательными средствами. Профилактика радиационных поражений





Первая помощь пострадавшему на воде





Травматический шок. Выведение из шокового состояния.





Зачет-практикум по разделу «Медицинская подготовка».




10

Огневая подготовка





История развития отечественного стрелкового оружия. Стрелковое оружие и гранатометы, боеприпасы и приборы наблюдения





Общие сведения по основам стрельбы. Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и уход за ним после стрельбы. Основные понятия пристрелки оружия





От винтовки Мосина до АК-107, АК-15. Назначения и боевые свойства автомата Калашникова.





Работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение. Порядок неполной разборки и сборки автомата. Ознакомление с полной разборкой автомата





Приемы и правила стрельбы. Правила стрельбы по появляющимся и движущимся целям из АК-74





Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности при стрельбе





Основные противопехотные и противотанковые мины, их тактико-технические характеристики. Общее устройство и принцип действия. Порядок установки отдельных противотанковых и противопехотных мин. Способны накрытия минных полей





Устройство и порядок применения основного ручного стрелкового оружия и гранатометов





Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки. Правила поведения в тире. Тренировка в изготовке к стрельбе из пневматической винтовки стоя, с опорой на стол, с опорой на стойку. Производство холостого и боевого выстрела.





Стрелковые тренировки. Тренировка в стрельбе на кучность и результат. Порядок выполнения упражнений учебных стрельб





Сдача нормативов по огневой подготовке




11

Туристическая подготовка





Определение своего местоположения. Определение

сторон света. Ориентирование на местности по карте и без карты. Определение дальности до объекта по формуле «тысячных»





Понятие азимута. Привязка к местности. Выбор ориентира. Построение азимута. Хождение по азимуту





Туристское снаряжение и экипировка





Выбор рюкзака. Подгонка рюкзака по размеру. Способы

укладки рюкзака





Палатка. Установка палатки





Туристское снаряжение и экипировка





Техника и тактика пешеходного похода. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе





Итого:





























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 года обучения


п\п

Наименование разделов, тем

Всего

часов

Из них

Тео-рия

Практика

1

Введение. Техника безопасности

2

2

-


История Отечества





 История создания Вооруженных Сил Российской Федерации, ее связь с историей и становлением Российского государства





Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества





Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил





Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации





Дни воинской славы России, памятные даты





История Москвы как столицы государства





Встреча с ветеранами ВОВ. Встреча с участниками локальных конфликтов




2

Основы правовых знаний





Конституция РФ – основной закон государства





Основные положения уголовного кодекса РФ. Основные положения административного законодательства





Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера





Контрольное тестирование по разделу «Основы правовых знаний»




3

Начальная военная подготовка. Общевоинские уставы





Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России. Возможные угрозы национальной безопасности России от международного терроризма и наркобизнеса





Основные понятия о воинской обязанности. Организация и предназначение воинского учета. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Служба в казачьих подразделениях





Военная служба и порядок ее прохождения. Профессионально-психологический отбор граждан к военной службе. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование. Правовой статус военнослужащих. Юридическая ответственность военнослужащих.





Правила вежливости и поведения казака. Распределение времени и повседневный порядок. Размещение военнослужащих. Суточный наряд. Развод суточного наряда.





Устав – закон жизни армии и казачества. Общие положения Устава внутренней службы. Права и обязанности военнослужащих.





Основные положения устава гарнизонной и караульной служб, строевого устава, дисциплинарного устава, устава военной полиции





Основные нормативно-правовые акты Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры по противодействию терроризму





Действия казака по тревоге. Противопожарная охрана. Действия казака при угрозе террористического акта





Психологическая готовность казака к прохождению военной службы





Итоговая практическая работа




4

Гражданская оборона





Виды, причины аварий, катастроф, стихийных бедствий, их характеристика.





Гражданская оборона объекта (учебного заведения). Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ)





Ознакомительная экскурсия в пожарную часть.





Организация своевременного оповещения, правила поведения и действия населения, учащихся при возникновении ЧС. Защитные сооружения гражданской обороны





Фильтрующие противогазы. Особенности устройства, пользование поврежденным противогазом. Назначение устройство и правила пользования средствами защиты органов дыхания





Средства защиты кожи. Назначение, общее устройство специальных средств защиты кожи, правила надевания (Л-1, ОЗК, ЗФО).





Аптечка АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8, (ИПП-10), пакет перевязочный медицинский. Назначение, правила использования





Практическое проведение частичной санитарной обработки, дезактивации одежды, обуви, средств индивидуальной защиты





Практическая работа с приборами, радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля





Сдача нормативов по гражданской обороне




5

Казачья специальная подготовка





Понятия тактики и стратегии, роль казачества в тактических и стратегических операциях





Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды





Экипировка казака и верховой лошади. Эволюция огне­стрельного оружия казаков. Холодное оружие. Шашка. Сабля. Кинжал. Пика. Подготовка военного снаряжения к службе в армии





Техника владения оружием казаков. Техника работы кинжалом и ножом. Техника работы нагайкой и плеткой





Учебные поединки - отработка изученных техник рукопашного боя





Народная медицина в казачьих сообществах. Народные средства профилактики болезней.





Этика и эстетика. Правила уважительного отношения друг к другу, принципы добра и справедливости, чести и благородства казака




6

Физическая подготовка и основы здорового образа жизни





Основные понятия о здоровом образе жизни. Разработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни в соответствии с режимом дня





Требования безопасности при проведении занятий в спортивном зале, на спортивном городке





Упражнения на развитие силы и выносливости





Упражнения на развитие быстроты и ловкости





Упражнения на развитие гибкости





Основы рукопашного боя. Борьба самбо. Русбой





Народные игры казаков, включающие кувырки, перекаты, падения





Овладение физическими упражнениями, повышающие результативность стрельбы





Преодоление полосы препятствий.





Выполнение нормативов по физической подготовке





Проведение военно-спортивной игры «Зарница»




7

Казачья строевая подготовка.





Одиночная строевая подготовка. Выполнение комплекса строевых приемов на месте и в движении





Выполнение строевых приемов с оружием





Выполнение строевых приемов в составе подразделения на месте и в движении





Тренировка прохождения подразделения торжественным маршем





Тренировка прохождения подразделения с песней





Строевой смотр подразделения




8

Медицинская подготовка





Понятие о ране, классификация ран. ПМП. Повязки и перевязочный материал. Правила пользования пакетом перевязочным индивидуальным





Правила наложения повязок на голову и грудь, на живот и верхние конечности, промежности и нижние конечности





Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств





Понятие о переломах костей и их признаках. Способы оказания ПМП при переломах костей, черепа, плечевого пояса, грудной клетки, нижних и верхних конечностей





Понятие об ожогах. ПМП. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания. Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца





ПМП при радиационных поражениях, поражениях отравляющими веществами. Профилактика радиационных поражений





Личная гигиена и профилактика заболеваний.





Психологическая подготовка медика к службе в ВС РФ





Зачет-практикум по разделу «Медицинская подготовка».




9

Огневая подготовка.





Изучение общих сведений из внутренней и внешней баллистики. Ознакомление с явлением рассеивания пуль и кучности стрельбы





Стрелковый спорт: история развития. Теория стрельбы





Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности при стрельбе





Разборка и сборка автомата «Калашникова». Снаряжение магазина патронами. Выполнение нормативов





Тренировка в изготовке к стрельбе из пневматической винтовки стоя, с опорой на стол, с опорой на стойку. Производство холостого и боевого выстрела





Техника выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, дыхание. Правила стрельбы по появляющимся и движущимся целям из АК-74





Производство стрельбы, приемы стрельбы с упора и стоя без упора. Выполнение нормативов стрельбы из пневматической винтовки.





Проведение соревнования «Лучший казак-снайпер»





Сдача нормативов по огневой подготовке




10

Туристическая подготовка





Обустройство лагеря в полевых условиях. Установка палатки.





Техника и тактика пешеходного похода. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе





Основы выживания в различных условиях





Целеуказание и основные правила ведения рабочей карты и составление боевых графических документов





Узлы и их разновидности. Техника вязания узлов





Порядок преодоления туристической полосы препятствия





Итоговая практическая работа





Итого:






Список литературы:


  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012.

  3. Федеральная программа развития образования в Российской Федерации.

  4. Приказ министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

  5. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 №1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам"

  6. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации» (НФП-2015).


Интернет-ресурсы:


Сетевое объединение методистов (СОМ) http://som.fsio.ru

Журнал «Вестник образования России» http://www.vestniknews.ru

Образовательная программа Intel «Обучение для будущего» http://www.iteach.ru

Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий» http://edu.km.ru

Образовательный портал «Учеба» http://www.ucheba.com

Практикум эффективного управления: библиотека по вопросам управления http://edu.direktor.ru

Портал движения общественно активных школ http://www.cs-network.ru