Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Химия за страницами учебника» разработана на основе:
ФГОС среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки №413 от 17.05.2012 г. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645,от 31.12.2015 N 1578);
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16 - з)
Предлагаемый курс рассчитан на учащихся профильного химико-биологического 11 класса, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к профессиям химика, фармацевта и врача.
Содержание курса существенно расширяет кругозор школьников, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс актуальным. Содержание курса позволяет ученику включиться в учебно-познавательный процесс, предполагает разнообразие видов деятельности обучающихся, работу с различными источниками информации, с Интернет-ресурсами. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Требования к уровню подготовки обучающихся
После изучения элективного курса учащиеся должны:
. знать и выполнять правила техники безопасности работы в химической лаборатории с учетом специфики работы с лекарственными препаратами; элементарные сведения о фармакологии, классификации лекарственных средств, правила их хранения и применения в домашних условиях; здоровый образ жизни избавит от необходимости приема лекарств;
. уметь проводить анализ некоторых лекарственных средств; сопоставлять и интерпретировать полученные результаты опытов; работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и простейшим оборудованием; взвешивать вещества, измерять плотности и объемы жидкостей, готовить растворы различной концентрации, усвоить общие приемы разделения и очистки веществ, а также их идентификации;
. иметь представление о фармации и истории ее развития; о профессии провизора, фармацевта, химика-аналитика;
. понимать необходимость тщательного и точного выполнения химических лабораторных методов исследования для правильной и своевременной оценки качества лекарственного препарата.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Содержание учебного курса
№ | Тема | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение. | | |
| Вводная диагностика. Выяснение уровня учащихся в области решения задач по химии. Основные типы задач школьного курса. Алгоритм решения химических задач | Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. |
2 | Основные законы химии. | | |
| Расчеты по химической формуле. Массовые доли элементов. Нахождение массы элементов и веществ. Нахождение химической формулы. Задачи на число Авогадро и на закон Авогадро. Относительные плотности газов. «Ненормальные условия». Уравнение Менделеева-Клайперона. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. | Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблем, искать самостоятельно средства достижения цели; создавать схематические модели; описывать, сравнивать объекты, делать выводы, находить информацию в соответствующей литературе; понимать и применять химические термины. |
3 | Расчеты по химическим уравнениям. | | |
| Элементарные схемы решения простейших задач. Теория и реальность. Практический выход продукта. Реакции, в которых один из реагентов взят в избытке. Реакции, протекающие в газовой фазе. | Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. Фронтальный, групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность | Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблем, искать самостоятельно средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. |
4 | Растворы. Смеси. | | |
| Массовая доля вещества в растворе. Примеси. Смеси. Действия над растворами. Разбавление и концентрирование. Молярная и нормальная концентрация. Растворимость. Кристаллогидраты. | Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. Фронтальный, групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность | Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения, искать самостоятельно средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. |
5 | Окислительно-восстановительные реакции. | | |
| Окислители и восстановители. Вычисление степеней окисления. Электронный баланс. Метод полуреакций. Особые случаи. Электролиз. Электролиз расплавов и растворов. Составление уравнений на электролиз. | Фронтальный, групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. | Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблем, искать самостоятельно средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логические рассуждения. |
6 | Задачи по физической химии. | | |
| Термохимия. Закон Гесса. Химическая кинетика. Закон Вант-Гоффа. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. | Урок сообщение нового материала, урок с элементами исследовательской деятельности, урок – беседа, урок-игра, урок – экскурсия, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. Фронтальный, групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Искать самостоятельно средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. |
7 | Решение экспериментальных задач. | | |
| Генетическая связь неорганических веществ. Распознавание неорганических веществ и их состава на основе качественных реакций. Генетическая связь органических веществ. Распознавание органических веществ и их состава на основе качественных реакций. | Групповая работа, индивидуальная деятельность, групповая деятельность. | Самостоятельно искать средства достижения цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия явлений; строить логические рассуждения, искать самостоятельно средства достижения цели. |
Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2020/2021
Вариант: Химия за страницами учебника 2020
Общее количество часов: 34
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Раздел 1: Вводная диагностика. - 2 ч |
1. | Как решать задачи по химии | 1 | | |
2. | Как решать задачи по химии. | 1 | | |
Раздел 2: Основные законы химии. - 5 ч |
1. | Расчеты по химической формуле | 1 | | |
2. | Расчеты по химической формуле. | 1 | | |
3. | Составление формул веществ по известной массовой доле элемента. | 1 | | |
4. | Составление формул веществ по известной массовой доле элемента | 1 | | |
5. | Задачи на число Авогадро и на закон Авогадро. | 1 | | |
Раздел 3: Расчеты по химическим уравнениям. - 3 ч |
1. | Вычисление массы веществ по химическим уравнениям Вычисление объема газов, если известна масса веществ или количество вещества | 1 | | |
2. | Расчеты по химическим уравнениям, если одно из веществ дано в избытке | 1 | | |
3. | Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного | 1 | | |
Раздел 4: Растворы. Смеси. - 6 ч |
1. | Массовая доля вещества в растворе | 1 | | |
2. | Действия над растворами: разбавление, концентрирование и смешивание растворов | 1 | | |
3. | Молярная концентрация. Нормальная концентрация | 1 | | |
4. | Гидролиз солей | 1 | | |
5. | Растворимость | 1 | | |
6. | Вычисление массовой доли компонентов в смеси | 1 | | |
Раздел 5: Окислительно-восстановительные реакции. - 8 ч |
1. | Вычисление степеней окисления. | 1 | | |
2. | Окислительно-восстановительные реакции . Электронный баланс | 1 | | |
3. | Окислительно-восстановительные реакции. Метод полуреакций1 | 1 | | |
4. | Окислительно-восстановительные реакции. Метод полуреакций2 | 1 | | |
5. | Окислительно-восстановительные реакции. Метод полуреакций3 | 1 | | |
6. | Окислительно-восстановительные реакции. Метод полуреакций4 | 1 | | |
7. | Электролиз веществ | 1 | | |
8. | Электролиз веществ. | 1 | | |
Раздел 6: Задачи по физической химии. - 6 ч |
1. | Расчеты по термохимическим уравнениям | 1 | | |
2. | Решение задач по термохимии | 1 | | |
3. | Химическая кинетика | 1 | | |
4. | Решение задач по химической кинетике | 1 | | |
5. | Химическое равновесие | 1 | | |
6. | Решение задач на химическое равновесие | 1 | | |
Раздел 7: Решение экспериментальных задач - 4 ч |
1. | Генетическая связь неорганических веществ | 1 | | |
2. | Распознавание неорганических веществ и их состава на основе качественных реакций | 1 | | |
3. | Генетическая связь органических вещест | 1 | | |
4. | Распознавание органических веществ и их состава на основе качественных реакций. | 1 | | |