Пояснительная записка
Человек наделён от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческих фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческий навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Цель: познакомить детей с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Задачи:
Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, её интонационно-образной природе жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками различных видах музыкально – творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Программа рассчитана на 4 года обучения,1 академический час в неделю, общее количество часов составляет 135 часов (33ч+34ч+34ч+34ч).
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы автор считает форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться лёгкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребёнка формируется постепенно, в течение длинного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет.
В программе на ряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя ( в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса ( звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижёрским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
Программа является самостоятельным курсом и может быть использована образовательным учреждением любого типа.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровое пение», являются следующие знания, умения, навыки:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том
числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым
коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и
зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе
вокального ансамбля и хорового коллектива;
знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
владение всеми видами вокально-хорового дыхания;
умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
слышание своего голоса в хоровой вертикали и понимание его
функционального значения;
знание метроритмических особенностей разножанровых
музыкальных произведений;
навыки чтения с листа.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому исполнительству;
профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;
творческая самореализация учащихся, участие вокально-хоровых коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно - массовых мероприятиях.
Типы и виды УУД, необходимые для достижения необходимых результатов во внеурочной деятельности по музыке:
Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании. Необходимо учитывать тот факт, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.
Личностные УУД: понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности; понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах; использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоения мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.
Познавательные УУД: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности; прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино; осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицирования, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
Коммуникативные УУД: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе; знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.
Информационные УУД: осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека; формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации; расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства; использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, развивающих компьютерных игр, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека; обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки; расширение с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использование информации в проектно-исследовательской деятельности.
Результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в результате внеурочной деятельности по музыке:
• чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им;
• компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
• коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
• признание ценностей жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД), проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
• умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
• смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте; взаимодействовать и работать в группе;
• формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
• сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
• сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой художественной культуры;
• развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха),а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
• сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
• воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
• расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
• овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
• приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
• сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решении различных музыкально-творческих задач.
Содержание программы.
Занятия внеурочной деятельности «Хоровое пение» ведутся по программе,
включающей несколько разделов.
Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание .На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и
упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы - беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры.
Тема «Разбудим голосок»
Содержание. Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосовогоаппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
«Голос - одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные - слабые, высокие - низкие, чистые -нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает па отличительныекачества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждогочеловека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь,упражнять,развивать,обогащать,совершенствовать.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
Тема «Развитие голоса»
Содержание.В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен,эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведениягероев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувствовкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
Тема «Музыка вокруг тебя»
Содержание.Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, чтодаёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантамиэкскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы - экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».
Формы - импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.
Тема «Творчество»
Содержание.В раздел включены му зыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки,скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с
героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Формы - творческие игры, конкурсы.
Тема «Радуга талантов»
Содержание.«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор
му зыкального сопровождения музыкальных сказок. Подготовка сольных номеров. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Формы - творческий отчёт, концертная деятельность.
Тематическое планирование и содержание деятельности
№ н/н | Темы занятий | Общее количество часов | Часы теоретических занятий | Часы практических занятий |
Первый год |
1. | Звуки окружающего мира | 6 | 1 | 5 |
2. | Разбудим голосок | 3 | 1 | 2 |
3. | Развитие голоса | 4 | 1 | 3 |
4. | Музыка вокруг тебя | 9 | 3 | 6 |
5. | Фольклор | 4 | 1 | 3 |
6. | Творчество | 4 | 1 | 3 |
7. | Радуга талантов | 3 | | 3 |
Второй год |
1. | Шумовые и музыкальные звуки | 3 | I | 2 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 | 1 | 2 |
3. | Звучащий мой голос | 7 | 2 | 5 |
4. | Музыка и ты | 9 | 3 | 6 |
5. | Ансамбль | 5 | 1 | 4 |
6. | Творчество | 3 | | 3 |
7. | Радуга талантов | 4 | | 4 |
Третий год |
1. | Звуки, живущие в единстве | 5 | 2 | л 3 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 | 1 | 2 |
3. | Я красиво петь могу | 6 | 2 | 4 |
4. | Мир музыки | 8 | 2 | 6 |
5. | Тайны инструментов | 5 | 1 | 4 |
6. | Творчество | 3 | | 3 |
7. | Радуга талантов | 4 | | 4 |
Четвёртый год |
1. | Мир волшебных звуков | 5 | 1 | 4 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 | | 3 |
3. | Звучит, поёт моя душа | 6 | 1 | 5 |
4. | Пусть музыка звучит | 8 | 3 | 5 |
5. | Три оркестра | 5 | 2 | 3 |
6. | Творчество | 3 | | 3 |
7. | Радуга талантов | 4 | | 4 |
Примерный репертуарный список: 1 год обучения
Учебно - тренировочный материал:
- игры - разминки;
- игры - распевки;
- напевки на нескольких звуках.
Народная песня:
«Ходила младешенька» - русская народная песня;
«Ай на горе» обр. Римского-Корсакова;
«Сел комарик на дубочек» обр. С. Полонского.
Классика:
4.Современная музыка:
«Пришла зима» М. Парцхаладзе;
«Старая кукла» Л. Марченко;
«Мой парус» Е. Сокольская;
«Собака» Л. Вихарева;
«Ручей» М. Парцхаладзе;
«Гном» Г. Струве;
«Пополам» В. Шаинский;
«Бегемот» Л. Марченко.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Уметь петь вместе, используя цепное дыхание.
2. Уметь петь в ансамбле (вместе, чётко, чисто интонируя).
3. Уметь исполнять свою партию в каноне.
4. Знать стили хоровых произведений.
5. Знать все музыкальные произведения, выученные за год.
2 год обучения.
1. Учебно-тренировочный материал:
2.Народная музыка:
«Со вьюном я хожу» б. н. п.
«Вей, ветерок» л. н. п.
«В сыром бору тропина» р. н. п.
«Я на камушке сижу» обр. Римского-Корсакова;
«Жаворонок» фр. н. п.
3.Классика русская и зарубежная
- «Окликание дождя» А. Лядов;
- «Мишка» В. Калинников;
4.Современная музыка
«Клоун», «Яга и Бармалей» Л. Вихарева;
«Добрый родничок» М. Парцхаладзе;
«Лети скорее, поезд» Назаров;
«Ding, dong» К. Орф;
«Восемь поросят» Ю. Чичков;
«Перемена» Н. Песков;
«Колыбельная маме» Л. Марченко;
«Летающий слон» П. Самойлов;
«Стаккато» Я. Дубравин;
«Пополам» В. Шаинский.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Уметь слышать свой голос в хоровом звучании и анализировать пение.
2. Умение грамотно петь текст, следить за цепным дыханием.
3. Уметь исполнять свою партию в каноне и двухголосии.
4. Знать элементы музыкальной грамоты.
5. Знать все музыкальные произведения, выученные за год.
3 год обучения.
Учебно-тренировочный материал:
- 2х-3х голосные каноны;
- 2х голосные простейшие упражнения;
Народная музыка:
- «Ты, соловушка, умолкни» р. н. п.
- «Как пойду я» р. н. п.
- «Утро» фр. н. п.
Классика русская и зарубежная:
- «Расскажи, мотылек» А. Аренский;
- «Жаворонок» М.Ю. Глинка;
- «Травка зеленеет» П.И.Чайковский;
- «Аве Мария» Бах – Гуно.
Современная музыка:
- «Сказочник» Л. Вихарева;
- «Птица-музыка» Е. Ботяров;
- «Восемнадцать рыбаков» М. Старокадомский;
- «Где музыка берет начало» Е. Крылатов;
- «Колыбельная маме» Л. Марченко;
- «Летающий слон» П. Самойлов;
- «Последний звонок» Е. Сокольская;
- «Ты откуда, музыка?» Я. Дубравин.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Иметь навык правильной певческой постановки.
2. Уметь петь вместе, ориентируясь на дирижёрский жест.
3. Знать элементы музыкальной грамоты.
4. Владеть навыками пения без сопровождения.
5. Уметь исполнять свою партию в двухголосном произведении.
6. Знать все музыкальные произведения, изученные за год обучения.
4 год обучения.
- 2х-3х голосные каноны;
- 2х голосные простейшие упражнения;
Народная музыка:
- «Ты, соловушка, умолкни» р. н. п.
- «Как пойду я» р. н. п.
- «Скворцы прилетели» обр. В. Калистратова;
- «Колыбельная» обр. А. Лядова;
- «Утро» фр. н. п.
Классика русская и зарубежная:
- «Расскажи, мотылек» А. Аренский;
- «Жаворонок» М.Ю. Глинка;
- «Весна» П.И. Чайковский;
- «Травка зеленеет» П.И.Чайковский;
- «Закат солнца» В. Моцарт;
- «Колыбельная сольвейг» Э. Григ.
Современная музыка:
- «Сказочник» Л. Вихарева;
- «Птица-музыка» Е. Ботяров;
- «Колыбельная» Т. Хренников;
- «Незабудка» В. Шебалин;
- «Восемнадцать рыбаков» М. Старокадомский;
- «Вернись, лесной олень» Е. Крылатов;
- «Где музыка берет начало» Е. Крылатов;
- «Волшебная страна» А. Варламов;
- «Праздник детства» А. Варламов;
- «Летающий слон» П. Самойлов;
- «Ты откуда, музыка?» Я. Дубравин.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Иметь навык правильной певческой постановки.
2. Уметь петь с мягкой атакой, на цепном дыхании.
3. Уметь петь по нотам простейшие музыкальные произведения.
4. Владеть навыками пения без сопровождения.
5. Уметь исполнять свою партию в двухголосном произведении.
6. Знать все музыкальные произведения, изученные за год обучения.
Календарно-тематическое планирование работы ( первый год обучения)
Nn/n | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Звуки окруокаюгцего мира» Вводное занятие. Музыкальная игра «Звуки вокруг нас» | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
2 | «Деревянные звуки». | Групповая и | | |
| Ритмические игры и упражнения. | индивидуальная игра | | |
3 | «Стеклянные звуки». Ритмические игры и упражнения. | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
4 | «Металлические звуки». Ритмические игры и упражнения. | Г рупповая и индивиду альная игра | 1 | |
5 | «Шуршащие звуки». | Групповая игра | 1 | |
6 | «Звуки природы» | Групповая и индивидуальная работа | 1 | |
7 | Тема: «Разбудим голосок». Распевание. | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
8 | «Вокальная гимнастика» | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения (занятие в классе) | 1 | |
9 | Упражнение на развитие дыхания | Парная и индивидуальная деятельность | 1 | |
10 | Тема: Развитие голоса» Вокально-хоровая работа | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
11-12 | «Волшебные нотки» | Вокально-хоровая деятельность | 2 | |
13 | «Музыкальные бусы» | Групповая игра (занятие вклассе) | 1 | |
14 | Тема: «Музыка вокруг тебя» Встреча с юными музыкантами Школы искусств | Групповая | 1 | |
15 | «Я хочу услышать музыку» | Работа в ансамбле (занятие в классе) | 1 | |
16 | «Музыка осени» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | |
17 | «Музыка зимы» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | |
18 | «Музыка весны» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | |
19 | «Музыка лета» | Групповое и индивидуальное занят. | 1 | |
20 | Конкурс «Музыка природы» | Музыкальная игра (занятие на улице) | 1 | |
21 | «Мир музыки» | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
22 | Концерт для родителей | Актовый зал | 1 | |
23 | Тема: «Фольклор» Работа в парах. Сочинение частушек. | Парная деятельность, (занятие в классе) | 1 | |
24 | Знакомство с русскими народными песнями | Хоровая деятельность (занятие в классе) | 1 | |
25-26 | Музыкальные игры | Групповая игра | 2 | |
27 | Тема: «Творчество» Музыкально-театрализованная импровизация. | Групповая и индивидуальная работа (занятие в актовом зале) | 1 | |
28 | «Я маленький композитор». | Работа в парах (занятие в классе) | 1 | |
29 | «Детский оркестр». Игра на музыкальных инструментах | Групповая и индивидуальная работа | 1 | |
30 | Презентация «Музыкальные инструменты» | Просмотр презентации | 1 | |
31 | Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта | Актовый зал | 1 | |
32 | Г енеральная репетиция концерта | Актовый зал | 1 | |
33 | Отчетный концерт «Радуга талантов» | Актовый зал | 1 | |
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения.
Nn/n | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Дата занятия |
1 | Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию» | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
2 | Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах. | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
3 | «Музыкальные движения». Развитие двигательных способностей ребёнка. | Групповая игра | 1 | |
4 | Тема: «Развитие и охрана голоса» | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
5 | «Вокальная гимнастика» | Вокально-хоровая работа | 1 | |
6 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивиду альная деятельность. | 1 | |
7 | Тема: «Звучащий мой голос» | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
8-9 | Разучивание детских песен. | Занятие в классе | 2 | |
10-11 | Работа над музыкальной сказкой «Бременские музыканты» | Групповое и индивидуальное занятие (занятие в актовом зале) | 2 | |
12-13 | «Голос нежнейший и тончайший инструмент» | Групповая игра (актовый зал) | 2 | |
14 | Тема: «Музыка и ты». Встреча с маленькими музыкантами. | Групповая | 1 | |
5
15-16 | Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» | Групповая игра | 2 | |
17-18 | «Музыка-здоровье-жизнь» | Групповая деятельность | 2 | |
19 | «Я хочу услышать музыку» | Работа в ансамбле (занятие в классе) | 1 | |
20 | «Композитор -исполнитель - слушатель» | Музыкальная игра (занятие в классе) | 1 | |
21 | «Мир музыки» | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
22 | Концерт для родителей | Актовый зал. | 1 | |
23 | Тема: «Ансамбль» | Игра в ансамбле | 1 | |
24 | Русские народные песни и инструменты | Хоровая и исполнительская деятельность | 1 | |
25-26 | Ансамбль русских народных инструментов | Групповая игра (занятие в классе) | 2 | |
27 | Презентация «Тайны народного оркестра. оркестра» | Просмотр презентации | 1 | |
28 | Тема: «Творчество» «Я маленький композитор». Игра на музыкальных инструментах | Работа в парах (занятие в классе) | 1 | |
29-30 | Музыкальные игры русского народа | Групповая игра (на свежем воздухе, в зале) | 2 | |
31 | Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта | Актовый зал. | 1 | |
32 | Г енеральная репетиция концерта | Актовый .зал. | 1 | |
33 | Отчетный концерт «Радуга талантов» | Актовый зал. | 1 | |
34 | Отчетный концерт «Радуга талантов» | Концерт для родителей | 1 | |
Календарно-тематическое планирование работы (третий год обучения)
Nn/n | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Дата занятия |
1 | Тема: «Звуки, живущие в единстве» .вводное занятие. Музыкальная игра «Проще простого» | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
2 | «Звукоряд» | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
3 | «Волшебные нотки» | Групповая игра | 1 | |
4-5 | «Хоровое сольфеджио» | Групповая и индивидуальная деятельность. | 2 | |
6 | Тема: «Развитие и охрана голоса» | Групповая игра (занятие вклассе) | 1 | |
7 | «Вокальная гимнастика». | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения. | 1 | |
| | | | |
8 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. | 1 | |
9 | Тема: «Я красиво петь могу» Вокально-хоровая работа | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
10 | Разучивание детских песен. | Занятие в классе | 1 | |
11-12 | Работа над музыкально- театрализованной сказкой | Групповое и индивидуальное занятие (занятие в актовом зале) | 2 | |
13-14 | «Мой голос - мой инструмент» | Сольная деятельность (актовый зал) | 2 | |
15 | Тема: «Мир музыки» | Групповая | 1 | |
16 | Игра «Музыкальное лото» | Групповая игра | 1 | |
17-18 | «Музыкальный букварь» | Групповое и индивиду альное занятие | 2 | |
19 | «Я хочуг услышать музыку» | Работа в ансамбле (занятие в классе) | 1 | |
20 | «Я-композитор, я-исполнитель,я - слушатель» | Музыкальная игра (занятие в классе) | 1 | |
21 | «Мир музыки» | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
22 | Концерт для родителей | Актовый зал | 1 | |
23 | Тема: «Тайны инструментов» | Сольная и ансамблевая деятельность | 1 | |
24 | Инструменты симфонического оркестра | Исполнительская деятельность (занятие в классе) | 1 | |
25-26 | «Три оркестра» | Групповая игра (занятие в классе) | 2 | |
27 | Презентация «Тайны симфонического оркестра» | Просмотр презентации | 1 | |
28 | Тема: «Творчество» Игра на музыкальных инструментах | Работа в парах (занятие в классе) | 1 | |
29-30 | Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» | Групповая и парная игра | 2 | |
31 | Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта | Актовый зал | 1 | |
32-34 | Концертная деятельность | Актовый зал школы. | 3 | |
Календарно-тематическое планирование работы ( четвёртый год обучения)
Nn/n | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Дата занятия |
1 | Тема: «Мир волшебных звуков» вводное занятие. Музыкальная игра «Два рояля» | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
2-3 | «Звуки моей души» | Групповая и индивидуальная деятельность | 2 | |
4 | «Музыкальные часы» | Групповая игра | 1 | |
5 | Музыкальный «Семицветик» | Групповая и индивидуальная деятельность. | 1 | |
6 | Тема: «Развитие и охрана голоса» Распевание. | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
7 | «Вокальная гимнастика» | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения (занятие в классе) | 1 | |
8 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивиду альная деятельность. | 1 | |
9 | Тема: «Звучит, поёт моя душа» Вокально-хоровая работа | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
10-11 | Разучивание детских песен. | Занятие в классе | 2 | |
12-13 | Музыкальная сказка | Групповое и индивиду альное занятие (занятие в актовом зале) | 2 | |
14 | «Душа поёт» | Сольная деятельность (актовый зал) | 1 | |
15 | Тема: «Пусть музыка звучит» | Групповая | 1 | |
16 | Игра «Музыкальное лото» | Групповая игра | 1 | |
17-18 | «Великие классики» | Групповое и индивидуальное занятие | 2 | |
19 | «Я слышу музыку» | Работа в ансамбле (занятие в классе) | 1 | |
20 | «Путешествие в страну' музыки» | Музыкальная игра (занятие в классе) | 1 | |
21 | «Мир музыки» | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
22 | Концерт для родителей | Актовый зал | 1 | |
23 | Тема: «Три оркестра» | Сольная и ансамблевая деятельность | 1 | |
24 | Симфонический оркестр | Исполнительская деятельность (занятие в классе) | 1 | |
9
25 | Народный оркестр | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
26 | Эстрадный оркестр | Групповая игра (занятие в классе) | 1 | |
27 | Презентация «Тайны трёх оркестров» | Просмотр презентации | 1 | |
28 | Тема: «Творчество» | Работа в парах (занятие в классе) | 1 | |
29-30 | Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» | Групповая и парная игра | 2 | |
31 | Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта | Актовый зал | 1 | |
32-34 | Концертная деятельность | Актовый зал школы. | 3 | |
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование учебного оборудования |
1 | Книгопечатная продукция |
| Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 класса: |
2 | Наглядные пособия |
| Картинки Плакаты: Различные позиции в пении |
4 | Учебное оборудование |
| Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Учебный стол Учебный стул Учительский стол Учительский стул |
5 | Технические средства |
| Компьютер Акустическая система Мультимедийный проектор Фортепиано |
ЛИТЕРАТУРА
1. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет»
2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
7. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.