Министерство образования и науки молодёжной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное учреждение Краснодарского края
« Ейский полипрофильный колледж»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок « Мы – юные математики»
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся : 6-7( 1 класс)
Составила студентка Ш-31 группы
Пилипенко Яна Сергеевна.
Ейск, 2018
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления составлена для учащихся 1 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом требований к программам дополнительного образования детей.
Кружок «Мы – юные математики», предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Содержание кружка может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики, т.к. соответствует курсу «Математика».
Подведением итогов реализации программы будет - конференция.
Актуальность программы
При реализации содержания программы расширяются знания учащихся, полученные при изучении школьных курсов математики.
В содержание программы также введены вопросы по математике , что позволяет подготовить учащихся к изучению предметов математического цикла, вызвать у них еще больший интерес к изучению данной науки, научить работать с математическими источниками , научной литературой.
Основная идея изучения программы в первом классе – взаимосвязь ученика с наукой математикой.
Цель программы - формирование образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений.
Задачи программы:
Обучающая:
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
Развивающая :
Воспитательная:
Кружок «Мы – юные математики» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, динамические паузы.
Формы организации занятий:
коллективная;
групповая работа;
парная работа;
индивидуальная.
Методы:
словесный;
наглядный;
практический.
Формы занятий:
беседы, викторины;
игры (с ролевым акцентом, с деловым акцентом, социально моделирующие);
коллективные творческие дела;
выставки.
Виды деятельности:
Личностными результатами
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
преодолевать трудности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результами изучения данного курса являются:
(Познавательные универсальные учебные действия)
выбирать наиболее эффективные способы решения задач
в зависимости от конкретных условий,
пользоваться специальными справочниками,
энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах,
анализ объектов и их синтез,
выбор основания и критериев для сравнения, классификации объектов
(Регулятивные универсальные учебные действия)
контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
(Коммуникативные универсальные учебные действия)
выражать (с достаточной полнотой и точностью) свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации.
Учебно - тематический план
Тема | Содержание занятия | Часы аудиторных занятий | Часы неаудиторных занятий |
1 | Вводное занятие. Путешествие в страну «Арифметика». Инструктаж по ТБ | 16 | 4 |
1, 2 | Римские цифры | 8 | 1 |
1, 3 | Ребусы | 4 | 1 |
1, 4 | Монеты | 4 | 2 |
2 | Обобщение раздела «Удивительный мир чисел» | 13 | 3 |
2, 1 | Весёлые задачи | 2 | 1 |
2 ,2 | Эвристические задачи | 8 | 1 |
2, 3 | Обобщение раздела «Мир занимательных задач» | 3 | 1 |
3 | Путешествие в страну «Геометрия» | 3 | 2 |
3, 1 | Геометрические фигуры | 1 | 1 |
3, 2 | Танграм | 1 | 1 |
3, 3 | Куб | 1 | - |
4 | Праздник «Час математических чудес» Итого: | 1 33 | 1 10 |
Содержание программы
Раздел 1. «Удивительный мир чисел» ( 13 ч)
История развития математики. Как люди научились считать. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 12. Единицы времени: час. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами). Ребус. Правила разгадывание ребусов: правило отбрасывания ненужных букв, включение в слово цифр, чтение букв по цифрам стоящим под рисунком. Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к.
Раздел 2. «Мир занимательных задач» ( 13 ч)
Что такое задача. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке, для ответа на заданные вопросы. Воспроизведение способа решения задачи. Задачи на оперирование понятиями «все»,
«некоторые», «отдельные». Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Выбор наиболее эффективных способов решения. Задачи в стихах.
Раздел 3. «Мир из геометрических фигур» ( 3 ч)
Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное расположение предметов в
пространстве. Волшебная линейка. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Шкала линейки.
Тренировка в написании цифр (индекса) на конверте по образцу, данному на клапане конверта. Линии. Замкнутые и незамкнутые линии.
Многоугольник. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Составление картинки с заданным разбиением на части;
с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Непрозрачная модель куба. Вид сверху, вид снизу, вид слева, вид справа. Работа с изображением куба. Ракурс: сверх справа, сверху снизу, снизу справа, снизу слева.
Методическое обеспечение
Набор цифр арабской нумерации, набор цифр римской нумерации, часы с римской нумерацией, игра «Пифагор», игра «Танграм», набор геометрических фигур, набор кубиков, каркас куба, набор ЦОР по «Математике и конструированию», математические таблицы, опорные схемы, компьютер, проектор.
Список литературы
Волина В.. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 2014 . – 336 с.
Все задачи «Кенгуру». Издание третье, дополненное. Санкт – Петербург, 2013.
Калугин М. А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль:
«Академия развития», 2013– 192 с.
Кордемский Б. А., Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел» Москва «Просвещение» - 2014
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 2015
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2013
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2014