МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «СЕЛО ЛОНЧАКОВО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНЫЙ ГОД: 2020-2021
НАПРАВЛЕНИЕ: интеллектуальное
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ: Ментальная арифметика
КЛАСС: 4
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2; всего за год 68
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы):
IAma Международная Ассоциация Ментальной Арифметики
УЧИТЕЛЬ (ФИО): Ольшевская Л.В.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
№ п/п | Название документа |
1 | Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации». |
2 | СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) |
3 | Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 № 2053 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемыхк использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» |
4 | Приказ Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11. 05.2006 года №500» №1012 от 17. 06. 2011 |
5 | Образовательная программа начального общего образования, разработанная на основании примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему развитию (протокол от 08.04.2015г. №1/15). Приказ №288от 01.09.2016г. |
6 | Дополнительная образовательная программа на 2016-2017 учебный год «Сеяхинская школа-интернат», 2016-2017 учебный год, Приказ №288 от 01.09.2016г. |
7 | Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат», 2018-2019 учебный год, Приказ № ____ от ________2018г. |
Планируемые результаты
Цель данной программы: создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.
Предметные.
Научатся:
- быстро считать в уме (любые примеры на сложение и вычитание однозначных, двузначных и трехзначных чисел соробане, уметь считать ментально однозначные и двузначные числа в 5 действий);
- понимать суть арифметических действий;
- легко справляться с решением примеров;
- концентрировать и распределять внимание;
Получат возможность научиться:
увеличат скорость и качество запоминания текстов
научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова
научатся мыслить быстрее
мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей
положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности
управлять своим вниманием
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
Коммуникативные УУД:
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Познавательные УУД:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные
Содержание курса
Цель данной программы: создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.
Программа состоит из двух ступеней. Первая ступень – сложение и вычитание, вторая ступень– умножение и деление. Продолжительность 1 ступени- 1год для учащихся средней и старшей группы и полтора года для учащихся младшей группы.
Каждый урок содержит:
Упражнение на развитие фотографической памяти – диктант с флешкартами.
Упражнение на развитие слуховой памяти и концентрации внимания- диктанты
Упражнение для развития скорости мышления- решение примеров на время (система нормативов выстроена таким образом, что времени всегда чуть меньше, чем могут сделать дети)
Упражнения для развития мелкой моторики- фундаментальные упражнения
Упражнение на увеличение объема памяти-диктант на память
Упражнение на развитие образного мышления- ментальный счет
На уроке все эти элементы проходят друг за другом, формируя у детей способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Продолжительность урока составляет 120 минут с учетом перерыва, у детей формируется способность заниматься длительное время, повышается работоспособность. Домашнее задание в этой методике расписано на каждый день, что закладывает у ребенка чувства ответственности и самостоятельности.
Участники программы: дети от 5 до 14 лет. Сроки реализации: 2 календарных года.
Принципы реализации программы:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- системно-деятельностный подход;
- управляемость образовательным процессом;
Приемы и методы обучения:
- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, поощрение
- наглядные: демонстрация
- практические: упражнения, диктанты
- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
По программе | Запланировано |
1 | Прямое сложение и вычитание | 6 | 6 |
2 | Младшие товарищи | 12 | 12 |
3 | Старшие товарищи (+) | 20 | 20 |
4 | Микс формулы (+) | 10 | 10 |
5 | Старшие товарищи (-) | 20 | 20 |
6 | Микс формулы (-) | 10 | 10 |
7 | Переходы через +50 | 6 | 6 |
8 | Переходы через -50 | 6 | 6 |
9 | Переходы через +100 | 8 | 8 |
10 | Переходы через -100 | 6 | 6 |
Циклограмма тематического контроля
№ п/п | Раздел | Тема |
1 | МТ+ | Контрольная работа №1. МТ +/-, 2Д |
2 | СТ+ | Контрольная работа №2. СТ+, 2Д |
3 | МФ+ | Контрольная работа №3. МФ (+), 2Д |
4 | СТ- | Контрольная работа №4. СТ-9,8,7,6,5,4 , 2Д |
Контрольная работа №5. СТ -3,2,1 , 2Д |
5 | МФ- | Контрольная работа №6. МФ (-), 2Д |
6 | Переходы через +50, +100 | Контрольная работа №.7 |
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | IAma Международная ассоциация Ментальной Арифметики | Учебное пособие по ментальной арифметике «Ментальная арифметика. Часть 1», для средней группы | 2017 | ТОО «International Association of Mental Arithmetic» Песоцкий |
Учебное пособие по ментальной арифметике «Ментальная арифметика. Часть 2», для средней группы |
Сборник диктантов. 1 ступень. |
Счёты -соробан |
Тематическое планирование
обучения для старших групп
(2 раза в неделю)
| | 1 урок | | 2 урок | | |
занятие | время, мин | первая часть урока (50 мин) | занятие | вторая часть урока (50 мин) | ментальный счет | диктант на память |
1 | 110 мин | Прямое сложение и вычитание (+/-) на нижних косточках | 2 | Прямое +/- 5 | Прямое +/- 1...4, 1Д3Р, 1Д4Р | 1Д3Р |
3 | 110 мин | Прямое +/- 6, +/- 7 | 4 | Прямое +/- 8, +/- 9 | Прямое +/- 5, 1Д4Р, 1Д5Р | 1Д3Р |
5 | 110 мин | Прямое +/-, двузначные (2Д) на нижних косточках | 6 | Прямое +/- 2Д на всех косточках | Прямое +/- 6, 1Д4Р, прямое +/- 7, 1Д4Р | 1Д3Р |
7 | 110 мин | Младшие товарищи (МТ) +4 | 8 | МТ –4 | Прямое +/- 2Д2Р на нижних косточках, прямое +/- сводный 1Д5Р | 1Д4Р |
9 | 110 мин | МТ +3 | 10 | МТ –3 | Прямое +/- 2Д2Р на нижних косточках | 1Д4Р |
11 | 110 мин | МТ +2 | 12 | МТ –2 | Прямое +/- 2Д3Р на нижних косточках | 1Д4Р |
13 | 110 мин | МТ +1 | 14 | МТ –1 | Прямое +/- 2Д3Р на нижних косточках | 1Д4Р |
15 | 110 мин | МТ +/- 2Д, десятки - прямое | 16 | МТ +/-, 2Д | Прямое +/- 2Д3Р десятки на нижних косточках | 1Д4Р |
17 | 110 мин | Закрепление МТ +/-, 2Д | 18 | Контрольная работа №1. МТ +/-, 2Д | Прямое +/-, 2Д2Р | 1Д4Р |
19 | 110 мин | Старшие товарищи (СТ) +9, 1Д | 20 | СТ +9, 2Д | МТ +4 1Д4Р, прямое +/- 2Д3Р | 1Д5Р |
21 | 110 мин | СТ +8, 1Д | 22 | СТ +8, 2Д | МТ -4 1Д5Р, прямое +/- 2Д3Р | 1Д5Р |
23 | 110 мин | СТ +7, 1Д | 24 | СТ +7, 2Д | МТ +3 1Д5Р, прямое +/- 2Д4Р | 1Д5Р |
25 | 110 мин | СТ +6, 1Д | 26 | СТ +6, 2Д | МТ -3 1Д5Р, прямое +/- 2Д4Р | 1Д5Р |
27 | 110 мин | СТ +5, 1Д | 28 | СТ +5, 2Д | МТ +2 1Д5Р, МТ +/- 2Д3Р | 1Д5Р |
29 | 110 мин | СТ +4, 1Д | 30 | СТ +4, 2Д | МТ -2 1Д5Р, МТ +/- 4, 3, 2Д3Р | 1Д5Р |
31 | 110 мин | СТ +3, 1Д | 32 | СТ +3, 2Д | МТ + 1, 1Д5Р, МТ +/- , 2Д4Р | 1Д5Р |
33 | 110 мин | СТ +2, 1Д | 34 | СТ +2, 2Д | МТ - 1, 1Д5Р, МТ +/-, 2Д4Р | 1Д5Р |
35 | 110 мин | СТ +1, 1Д | 36 | СТ +1, 2Д | СТ +9, 1Д5Р, СТ +9, 2Д3Р | 1Д5Р |
37 | 110 мин | Закрепление СТ (+) | 38 | Контрольная работа №2. СТ+, 2Д | СТ +8, 1Д5Р,СТ +8, 2Д3Р | 1Д5Р |
39 | 110 мин | Составная формула (микс формула) +6, 1Д | 40 | МФ +6, 2Д, 3Д | СТ +7, 1Д5Р, СТ +7, 2Д3Р | 1Д5Р |
41 | 110 мин | МФ +7, 1Д | 42 | МФ +7, 2Д, 3Д | СТ +6, 1Д5Р, СТ +6, 2Д3Р | 1Д6Р |
43 | 110 мин | МФ +8, 1Д | 44 | МФ +8, 2Д, 3Д | СТ +5, 1Д5Р, СТ +5, 2Д3Р, СТ +5, 2Д4Р | 1Д6Р |
45 | 110 мин | МФ +9, 1Д | 46 | МФ +9, 2Д, 3Д | СТ +4, 1Д5Р, СТ +4,2Д3Р, СТ +5, 2Д4Р | 1Д6Р |
47 | 110 мин | Закрепление МФ (+) | 48 | Контрольная работа №3. МФ (+), 2Д | СТ +3, 1Д5Р, СТ +3, 2Д3Р, СТ +3, 2Д4Р | 1Д6Р |
49 | 110 мин | СТ -9, 1Д | 50 | СТ -9, 2Д, 3Д | СТ +2, 2Д4Р, СТ +2, 2Д5Р | 1Д6Р |
51 | 110 мин | СТ -8, 1Д | 52 | СТ -8, 2Д, 3Д | СТ +1, 2Д4Р, СТ +1, 2Д5Р | 1Д6Р |
53 | 110 мин | СТ -7, 1Д | 54 | СТ -7, 2Д, 3Д | МФ +6, 2Д4Р, МФ +6, 2Д5Р | 1Д6Р |
55 | 110 мин | СТ -6, 1Д | 56 | СТ -6, 2Д, 3Д | МФ +7, 2Д4Р, МФ +7, 2Д5Р | 1Д6Р |
57 | 110 мин | СТ -5, 1Д | 58 | СТ -5, 2Д, 3Д | МФ +8, 2Д4Р, МФ +8, 2Д5Р | 1Д6Р |
59 | 110 мин | СТ -4, 1Д | 60 | СТ -4, 2Д, 3Д | МФ +9, 2Д4Р, МФ +9, 2Д5Р | 1Д6Р |
61 | 110 мин | Закрепление | 62 | Контрольная работа №4. СТ | | 1Д6Р |
63 | 110 мин | СТ -3, 1Д | 64 | СТ -3, 2Д, 3Д | СТ+, МФ + сводный 2Д4Р, 2Д5Р | 1Д6Р |
65 | 110 мин | СТ -2, 1Д | 66 | СТ -2, 2Д, 3Д | СТ+, МФ+, 2Д4Р, 2Д5Р | 1Д6Р |
67 | 110 мин | СТ -1, 1Д | 68 | СТ -1, 2Д, 3Д | СТ -9,-8, 2Д4Р, 2Д5Р | 1Д6Р |
№ п/п | Тема | Планируемая Дата | Количество часов | Содержание | дата |
1 | Знакомство с ментальной Арифметикой. | 1 неделя | 2 часа | Знакомство с Абакусом. Правила действия на АБАКУСЕ. Пальцовки. | |
2 | Абакус и его конструкция: братья и Друзья. | 2 неделя | 2 часа | Упражнения на АБАКУСЕ двумя руками одновременно. Упражнения с маркером | |
3 | Знакомство с цифрами 1-4 на Абакусе | 3 неделя | 2 часа | Написание цифр от 1-4. Работа с цифрами Работа с карандашами Работа с Флешкартами 1-4 Нейробика | |
4 | Изучение цифр 1-4 на Абакусе | 4 неделя | 2 часа | Добавление и вычитание на Абакусе цифр 1-4 | |
5 | Изучение цифр 1-4 на Абакусе | 5 неделя | 2 часа | Добавление и вычитание на Абакусе цифр 1-4 Правила действия на АБАКУСЕ | |
6 | Добавление и вычитание на Абакусе цифр 1-4 | 6 неделя | 2 часа | Пальцовки Упражнения на АБАКУСЕ двумя руками одновременно | |
7 | Добавление и вычитание на Абакусе цифр 1-4 | 7 неделя | 2 часа | Упражнения с маркером Написание цифр от 1-4 Работа с цифрами Работа с карандашами Работа с Флешкартами 1-4 Нейробика | |
8 | Изучение цифр 5-8 на Абакусе | 8 неделя | 2 часа | Правила действия на АБАКУСЕ Пальцовки Упражнения на АБАКУСЕ двумя руками одновременно Упражнения с маркером Написание цифр от 5-8 Работа с цифрами Работа с карандашами Работа с Флешкартами 5-8 Нейробика | |
9 | Изучение цифр 5-8 на Абакусе | 9 неделя | 2 часа | Упражнения на АБАКУСЕ двумя руками одновременно | |
10 | Добавление и вычитание на Абакусе цифр 5-8 | 10 неделя | 2 часа | Упражнения с маркером Написание цифр от 5-8 Работа с цифрами Работа с карандашами Работа с Флешкартами 5-8 | |
11 | Изучение цифр 9-10 на Абакусе | 11 неделя | 2 часа | Правила действия на АБАКУСЕ Пальцовки Упражнения на АБАКУСЕ двумя руками одновременно | |
12 | Добавление и вычитание на Абакусе цифр 9-10 | 12 неделя | 2 часа | Упражнения с маркером Написание цифр от 9-10 Работа с цифрами Работа с карандашами Работа с Флешкартами 1-10 Нейробика | |
13 | Добавление и вычитание на Абакусе цифр 9-10 | 13 неделя | 2 часа | Упражнения с маркером Написание цифр от 9-10 Работа с цифрами Работа с карандашами Работа с Флешкартами 1-10 Нейробика | |
14 | Повторение пройденных чисел на примере фруктов и Абакуса | 14 неделя | 2 часа | Пальцовки «Гимнастика для ума» «Ребро, ладонь.кулак» Упражнения на АБАКУСЕ Считалка до10 | |
15 | Повторение пройденных чисел на примере фруктов и Абакуса | 15 неделя | 2 часа | Работа с Флешкартами 1-10 Видеоанализ | |
16 | Повторение пройденных чисел на примере фруктов и Абакуса | 16 неделя | 2 часа | Таблица Шульте Упражнение «Абакус – Code» Нейробика | |
17 | Определение чисел с Абакуса | 17 неделя | 2 часа | Пальцовки «Гимнастика для ума» «Ребро, ладонь.кулак» | |
18 | Определение чисел с Абакуса | 18 неделя | 2 часа | Упражнения на АБАКУСЕ Считалка до10 | |
19 | Определение чисел с Абакуса | 19 неделя | 2 часа | Римские цифры 1-10 Работа с Флешкартами 1-10 Видеоанализ | |
20 | Определение чисел с Абакуса | 20 неделя | 2 часа | Таблица Шульте Графический диктант | |
21 | Определение чисел с Абакуса | 21 неделя | 2 часа | Упражнение «Абакус – Code» Нейробика | |
22 | Простое сложение Примеры простое сложение | 22 неделя | 2 часа | Пальцовки «Гимнастика для ума» «Ребро, ладонь.кулак» | |
23 | Простое сложение Примеры простое сложение | 23 неделя | 2 часа | Упражнения на АБАКУСЕ Считалка до10 Римские цифры 1-10 | |
24 | Простое сложение Примеры простое сложение | 24 неделя | 2 часа | Работа с Флешкартами 1-10 Видеоанализ Таблица Шульте | |
25 | Простое сложение Примеры простое сложение | 25 неделя | 2 часа | Графический диктант Упражнение «Абакус – Code» | |
26 | Простое сложение Примеры простое сложение | 26 неделя | 2 часа | Нейробика Тест –проверка | групповая |
27 | Простое вычитание Примеры простое вычитание | 27 неделя | 2 часа | Пальцовки «Гимнастика для ума» «Ребро, ладонь.кулак» | групповая |
28 | Простое вычитание Примеры простое вычитание | 28 неделя | 2 часа | Упражнения на АБАКУСЕ Считалка до10 Работа с Флешкартами 1-10 | групповая |
29 | Простое вычитание Примеры простое вычитание | 29 неделя | 2 часа | Видеоанализ Таблица Шульте Графический диктант Ментальная карта | Групповая |
30 | Примеры простое вычитание | 30 неделя | 2 часа | Упражнение «Абакус – Code» Нейробика Тест – проверка | Групповая |
31 | Простое вычитание и сложение | 31 неделя | 2 часа | Пальцовки «Гимнастика для ума» «Ребро, ладонь. кулак» | Групповая |
32 | Простое вычитание и сложение | 32 неделя | 2 часа | Упражнения на АБАКУСЕ Считалка до 100 | Групповая |
33 | Простое вычитание и сложение | 33 неделя | 2 часа | Работа с Флешкартами 1-10 Видеоанализ | Групповая |
34 | Простое вычитание и сложение | 34 неделя | 2 часа | Таблица Шульте Графический диктант | Групповая |
| ИТОГО: 68 часов в год |
| | | | | |
Примечание: длительность 1 учебного часа в астрономических минутах исчисляется в соответствии с возрастом ребенка согласно Санитарно-гигиенических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13. Для данной возрастной категории 1 час = 25 минутам. На изучение каждой темы занятия отводится 2 учебных часа, таким образом, количество изучаемых тем составляет 34, а количество учебных часов - 68.
Количество детей в группе – 4-6 человека.