Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»
города Рыльска Курской области.
Принято на заседании педагогического совета протокол №_1_ от «30» августа 2016г. | | Утверждено: приказ № 1-258 от «31» августа 2016г. Директор школы ___________(В.В. Милонов) |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мир красоты»
для 1-4 классов
Составитель:
Ермоленко Е .А.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
К концу обучения детей должны
знать:
· Виды бумаги и правила работы с ней;
· Обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;
· Базовые формы оригами, искусства бумагокручения. квиллинга последовательность изготовления; основные геометрические понятие (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.
Уметь:
· Различать виды бумаги;
· Разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;
· Определять виды геометрических фигур;
· Конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
· создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
· Соблюдать правила ТБ, порядок на рабочем столе.
2 класс
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
3 класс
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
4 класс
Личностные:
в ценностно-эстетической сфере: эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус, способность к нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
в познавательной сфере: способность оценивать значимость и полезность творческой деятельностидля общества своей и окружающих, умение применять полученные знания, стремление к познанию мира;
в трудовой сфере: приобретение навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках, развитие художественных умений для создания красивых изделий и украшений.
Метапредметные:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и использования выразительных средств в создании творческих произведений;
активное использование языка искусств и различных художественных материалов для освоения содержания различных учебных предметов;
обогащение ключевых компетенций художественно – эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовать самостоятельную творческую и предметно – продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные:
в познавательной сфере: понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика образов;
в коммуникативной сфере: способность высказывать суждения о художественных особенностях создаваемых произведений, умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности; проявление интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
в трудовой сфере: умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности, самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу;контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после завершения; моделирование новых образов путём трансформации известных.
Предусмотрены различные виды учебно – познавательной деятельности, такие как, фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельная и коллективная работа, практические и тематические работы, лабораторная и проектная деятельность.
На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава, в группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на занятиях.
Содержание занятий внеурочной деятельности
1 класс (33 часа)
Вводный блок.
1. Инструменты и материалы.
2. Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — бумага.
3. Как родилась бумага? История вознмикновения бумаги.
4. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
Конструирование.
5. Вырезание полосок для квиллинга.
6. Основные правила работы. Разметка.
7. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
8.Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Техника изготовления. Применение формы в композициях.
9. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Технология изготовления. Применение формы в композициях.
10-13. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Изготовление цветов в технике квиллинга.
14-16. Изготовление простых, несложных цветов.
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
17-19. Изготовление бахромчатых цветов.
20-21. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. 22-23.Изготовление листиков с продольными жилками.
24-25. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.
Изготовление животных в технике.
26. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.
Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.
27. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.
Творческие работы.
28. Коллективные работы.
Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Выбор темы работ.
29. Викторины, конкурсы.
Праздники и подготовка к ним.
30. Изготовление сувениров к праздникам.
31. Тематические праздники.
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.
32.Задания: выполнение работ по темам: “Животные, насекомые, зоопарк”, “Цветы и вазы”.
33.Посещение выставок прикладного творчества.
2 класс (34часа)
Вводный блок.
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — бумага.
2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.
3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
Конструирование.
4. Вырезание полосок для квиллинга.
Основные правила работы. Разметка.
5. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
6. Основные формы. “Тугая спираль”. Конструирование из основных форм квиллинга.
7.Техника изготовления. Применение формы в композициях.
8. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
9.Технология изготовления. Применение формы в композициях.
10-13. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Изготовление цветов в технике квиллинга.
14-17. Изготовление простых, несложных цветов.
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
18-21. Изготовление бахромчатых цветов.
Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. 22.Изготовление листиков с продольными жилками.
23-25. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.
Изготовление животных в технике.
26-28. Базовые формы.
Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
29. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.
Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.
30. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.
Творческие работы.
31-32. Коллективные работы.
Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Выбор темы работ.
Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы“Зоопарк”, “Сказочное царство”, “Зимняя сказка” и другие.
Праздники и подготовка к ним.
33. Изготовление сувениров к праздникам.
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.
34. Оформление итоговой выставки.
3 класс (34 часа)
Вводный блок.
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.
Техника изготовления. Применение формы в композициях.
2. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.
Технология изготовления. Применение формы в композициях.
3. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Изготовление цветов в технике квиллинга.
4-7. Изготовление простых, несложных цветов.
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
8-11. Изготовление бахромчатых цветов.
Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.
12-15. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.
Изготовление животных в технике.
16-18. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.
Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.
19-21. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.
Творческие работы.
22-23. Коллективные работы.
Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Выбор темы работ.
24. Викторины, конкурсы.
Праздники и подготовка к ним.
25-28. Изготовление сувениров к праздникам.
29-34. Тематические праздники.
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.
Задания: выполнение работ по темам: “Животные, насекомые, зоопарк”, “Цветы и вазы”.
Программа «Мир красоты» рассчитана на детей 7-8 летнего возраста, то есть для 3 класса и состоит из двух блоков «Оригами» и «Квиллинг».
Первый блок – оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
В этом блоке детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.
Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.
Дети подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.
Таким образом, в процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ.
Второй блок: бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Данный блок как продолжение первого: построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, аппликация).
Формы и методы занятий.
4 класс (68 часов)
Содержание программы
Название раздела | Кол-во часов |
Вводное занятие | 2 |
Универсальный материал - бумага | 2 |
Конструирование | 6 |
Изготовление цветов в технике квиллинг | 8 |
Изготовление животных в технике квиллинг | 16 |
Цветочные композиции | 14 |
Праздники и подготовка к ним | 19 |
Выставка лучших работ учащихся | 1 |
| 68 часов |
п/п | Тема занятия | Планируемый результат | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
1 | Вводное занятие Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. | Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами | 1 | | |
2 | Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. | Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий | 1 | | |
3 | Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения. | Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий | 1 | | |
4 | Плетение браслетов-“фенечек”. | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
5 | Плетение колец. | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
6 | Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений). | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
7 | Плетение брошек (работа по схемам). | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
8 | Плетение кулонов. | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
9 | Ажурные браслеты. | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
10 | Самостоятельное составление схем (работа в тетрадях). | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
11 | Панно “Стрекозы”. | Планировать и осуществлять работу на основе представленной схемы. | 1 | | |
12 | Плетение одной нитью. | Планировать и осуществлять работу на основе представленной схемы. | 1 | | |
13 | Плетение в две нити. | Планировать и осуществлять работу на основе представленной схемы. | 1 | | |
14 | Плетение жгута. | Планировать и осуществлять работу на основе представленной схемы. | 1 | | |
15 | Плетение крестиком. | Планировать и осуществлять работу на основе представленной схемы. | 1 | | |
16 | Плетение столбиком. | Планировать и осуществлять работу на основе представленной схемы. | 1 | | |
17 | Плетение салфетки из бисера. | Определять последовательность изготовления изделия. | 1 | | |
18 | Плетение пасхального яйца. | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
19 | Работа по замыслу детей. | Осваивать правила экономного расходования тканей и ниток при изготовлении изделий. | 1 | | |
20 21 22 23 24 25 | Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки используя лекала). | Осваивать правила экономного расходования тканей и ниток при изготовлении изделий. | 1 1 1 1 1 1 | | |
26 | Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки) | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
27 | Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки). | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
28 | Изготовление шкатулки-сувенира. | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
29 | Игрушка “Гордый петух” (из пластмассовой бутылки). | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
30 | Изготовление чеканки (по замыслу детей). Работа по замыслу детей. | Создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведенных образцов. | 1 | | |
31 | Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). | Использовать приёмы работы с пластилином. | 1 | | |
32 | Приемы вязания. Набор петель начального ряда. Лицевые, изнаночные и кромочные петли. | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
33 | Накиды. Прибавление и убавление петель. | Планировать и осуществлять свою работу | 1 | | |
34 | Подведение итогов. | | 1 | | |
Итого: | 34 часа |