СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Найти себя"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель программы - формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся. Результаты программы - профессионально-трудовое самоопределение – знание основных групп профессий и образ «Я» в этом мире профессий

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Найти себя"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 43» города Иванова

«Рассмотрено»

Протокол № ____

от «____» ________20___ г.

Руководитель МО

классных руководителей

_______ Яковлева О.В.




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ Яковлева О.В.



«Утверждаю»

Приказ № _______

от «____» _________20___г

Директор МБОУ

«СШ № 43»

________Виткина Н.В.












Программа внеурочной деятельности

«Найти себя»










Составители: классные руководители

Ломакина Ю.В.

Шляпцева Н.Н.

Яковлева О.В.













Год составления программы: 2015

Пояснительная записка


Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин.optacio — желание, избрание). Когда-нибудь каждый из учеников встанет перед важным вопросом в жизни: «Куда после школы идти учиться, какую профессию выбрать?» От выбора зависит будущее ученика. Ведь правильный выбор профессии повлияет на все сферы его жизни. Это и материальное положение и то, насколько интересна и содержательна будет его будущая работа.

«Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений!» -так говорил Д.Рокфеллер, американский миллиардер. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный и точный, меньше вероятность, что в дальнейшем он разочаруется в своей профессии. Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем выборе профессии.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В различных видах деятельности (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Профориентационное направление прослеживается в плане работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения, в процессе работы школьной библиотеки, медработника.

Профориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики.

Компетенции, необходимые учащимся для принятия верного решения о выборе профессии:

1) Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).

2) Ценностно-смысловые (потребность в выборе профессии, устойчивая мотивация к самообразованию).

3) Учебно-познавательные (умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).

4) Социально-трудовые (активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).

5) Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми.

6) Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).


Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.


Задачи:

1) Обогащение представлений детей о мире профессии.

2) Выявление интересов, склонностей и способностей.

3) Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.

4) Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности.

5) Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.


Принципы реализации программы:

- Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).

- Принцип толерантности (терпимость к мнению людей, учет их интересов). - Демократизм (предполагает сотрудничество педагога и ребенка).

- Учет возрастных, психологических особенностей детей.

Учебно-тематический план


Тема

теория

практика

всего

1.

Введение.

1.1Что такое профессия? Какие бывают профессии?

1.2 Проект «Карта интересов»


1



2

3

2.

Мир профессий

2.1 Типы профессий

2.2 Классы профессий

2.3 Формула профессии

2.4 Мои профессиональные интересы

2.5 Проект «Радуга профессий»


2

2

1

1





1

2

9

3.

Профессиональная родословная

3.1 Профессии в моей семье

3.2 Профессиональные династии

3.4 Проект «Календарь профессий моей семьи»



1


2


3

6

4.

Профессия в судьбе человека

4.1 Из истории профессий

4.2 Профессиональные награды

4.3 Проект «Профессии героев России»


1

1



1

3

6

5.

Профессиональное самоопределение

5.1 Новое время - новые профессии

5.2 Формула выбора «Хочу-могу-надо»

5.3 Техника «Плюс-минус-интересно»

5.4 Профессиональная проба

5.5 Проект «Я – будущее»


1

1

1



1

1

2

3

10


Итого

13

21

34


        Модуль 1. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;

  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества

Модуль 2. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

  • подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • выявлять тип своей будущей профессии;

  • определять свои профессиональные предпочтения;

  • выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

Модуль 3. Профессиональная родословная

Профессии мамы, папы, бабушки, дедушки. Понятие профессиональной династии. Примеры профессиональных династий.

Учащиеся должны знать:

  • Определение понятий «династия», «профессиональная династия», «родословная»

  • Роль профессии в семье

  • Виды профессий в семье

Учащийся уметь:

  • Составить родословную своей семьи, включая сведения о профессиях родственников

  • Отличать понятие родословной от понятия династия

Модуль 4. Профессия в судьбе человека

Истрия возникновения профессий. Первые профессии. Профессиональные награды. Что человек может добиться, занимаясь определенным видом деятельности. Результаты труда. Герои России и их профессии.

Учащиеся должны знать:

  • Виды первых профессий.

  • Понятия «награды труда»

  • Героев России в различных областях профессиональной деятельности

Учащиеся должны уметь:

  • Соотносить понятия «профессия» и «награды в профессии»

  • Делать выводы о том, что награды за трудовую деятельность зависят от результатов труда

Модуль 5. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

  • виды профпригодности;

  • компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

  • называть мотивационные факторы выбора профессии;

  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.



План мероприятий по профориентации 5 класс


Мероприятие

Сроки

Ответственные

«Знакомство с миром профессий» коррекционное занятие с элементами тренинга.


Психологический час «Все профессии важны!»


Беседа «Какую профессию я бы выбрал?»


Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»

Неделя труда:

Викторина «Ярмарка профессий».

Конкурс «Лучший по профессии».

Выставка практических работ.


Выставка факультативных практических работ, участие в выставках.



Звездный час «В мире профессий»

Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.


Оказание помощи педагогам школы в подборе материала для классных часов, бесед, уроков, тренингов по профориентации.


Информационное оформление стенда психолога:

- «Сферы труда».

- «Календарь профессий».

- «Типы профессий».


Посещение факультативных занятий:

-швейное дело

-столярное дело

-в гармонии с природой.

1 четверть(Октябрь).





1 четверть(Октябрь).



2 четверть(Декабрь).



3 четверть(Февраль)


Март



Март


1 раз в четверть



В течении года





4 четверть(Апрель)



Апрель.






Сентябрь-май









Март

Апрель

Май



в течении года

Классные руководители

Педагог-психолог




Педагог-психолог



Классные руководители



Классные руководители

Соц.педагог


Учителя труда


Учителя труда

Учителя труда




Учителя труда





Классные руководители

Педагог-психолог


Библиотекарь







Библиотекарь







Педагог-психолог






Учителя трудового обучения


Ожидаемые результаты


Планируемые результаты

Субъективные методы оценки

Объективные методы оценки

Предметные. Профессионально-трудовое самоопределение – знание основных групп профессий и образ «Я» в этом мире профессий

осознание мотивов выбора профессии (анкетирование)

осознание ресурсов личности для овладения определенной профессией (тестирование, составление общей характеристики)

знание типов и классов профессий

умение составить профессиограмму


Метапредметные. Личностное, духовно-нравственное самоопределение, или создание образа своего «Я-будущее» (представить, каким я хочу стать)

умение планировать будущее (творческие задания)

знание уровней профессионального образования, типов образовательных учреждений, форм профессионального образования.

способность к рефлексии

Личностные. Жизненное самоопределение – определение себя в своей семье, в кругу близких

осознание собственных жизненных ценностей: жизнь, семья, общение, дружба, любовь, труд, умение работать в команде, культура (анкетирование, творческие задания)

способность к рефлексии


Литература

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.

  2.   Дубровина И.В. Практическая психология образования, Москва, 1998 год;

  3. Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида, ж-л «Дефектология», № 5, 2006 год.

  4. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе, Москва , 1988 год;

5.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.

6.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.

7.Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений YIII вида , 1-4 классы, Москва,  1999 год;

8.Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений YIII вида , 5-9 классы, сборники 1-2, Москва,  2000 год;

9.Пряжников Н.С.,Прфориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва,2006 г.

10.Пряжников Н.С. «Будь готов!», активизирующая профориентационная методика,  г-та «Школьный психолог», №18, 2000 г.

11.Пряжников Н.С. «Кто? Что? Где?» карточная профконсультационная методика,     г-та «Школьный психолог» №5 , 2004 год;

12.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития, Москва, 2000 год;

13.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Москва, 2000 г.

14.Родионов В.А. «Я и другие» тренинги социальных навыков, Ярославль, 2001 год;

15.Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…, Дубна, 2000 год;

16.Солодянкина О.В. Управление специальным (коррекционным) образовательным учреждением, Ижевск, 2006 год;

17.Туров В.А. «Человек и общество», Ижевск, 1994 год.